Найти в Дзене
Как пончик-суфгания — коричневая снаружи и белая внутри, так и мы: внешне иногда не очень, но нежные и пушистые внутри. Как суфгания от тепловых нагрузок становится только пышнее и краше, так и мы от жары добреем и покрываемся пудрой. Продукты • 40 г свежих дрожжей (при желании — улучшитель для выпечки) • 2¼ стакана тёплой воды или 1¼ стакана тёплой воды + 1 стакан виноградного сока • ½ стакана сахара • 1 кг муки (около 7 стаканов) • Щепотка соли • 4 яйца • 50 г маргарина или сливочного масла (размягчённого) • ½ стакана растительного масла • 1 ч. л. тёртой лимонной цедры • 1 ст. л. ромового экстракта или немного вина • Масло для жарки (растительное, без запаха) • Джем или густое варенье — для начинки • Сахарная пудра — для украшения Приготовление 1. В чаше миксера соедините все ингредиенты, кроме соли, и замесите тесто на средней скорости около 7–8 минут, пока оно не станет эластичным и мягким. 2. Добавьте соль и вымешайте ещё 1–2 минуты (соль добавляют позже, чтобы не мешала активности дрожжей). 3. Накройте тесто и оставьте подниматься в тёплом месте примерно на 1–1,5 часа, пока оно не увеличится вдвое. 4. Посыпьте рабочую поверхность мукой, сформируйте из теста шарики по 60–70 г, слегка приплюсните их. 5. Выложите кружочки на квадраты пергамента (12–15 шт.), припудрите мукой, накройте и дайте расстояться 20–30 минут, пока поднимутся. 6. Разогрейте масло до 160–170 °C. (Чтобы проверить готовность, можно опустить кусочек моркови: вокруг него должны идти мелкие пузырьки.) 7. Опускайте пончики вместе с пергаментом, бумагой вверх. Когда нижняя сторона подрумянится, снимите пергамент, накройте крышкой и жарьте до золотистого цвета. Затем переверните и дожаривайте без крышки. 8. Готовые суфганиёт переложите на бумажные полотенца. Остудите, затем наполните джемом через кондитерский мешок и посыпьте сахарной пудрой.
9 часов назад
Рамбан в предисловии к своему комментарию на Хумаш формулирует принцип: всё, что происходит в истории еврейского народа, уже присутствует в Торе — либо напрямую, либо в виде намёка. Отсюда возникает естественный вопрос: если Ханука — один из центральных еврейских праздников, где она упоминается в Торе? Прямого упоминания быть не может: события Хануки произошли во времена Второго Храма, значительно позже дарования Торы. Однако мудрецы указывают на целый ряд намёков. Так, мидраш (Берешит Рабба 2:5) объясняет стих «и тьма над пучиною» как намёк на греческое изгнание, когда греки «затемнили глаза Израиля» своими запретами. Следующий стих — «Да будет свет» — символизирует исправление. Слово «свет» является двадцать пятым по счёту в Торе, намекая на 25 кислева — начало Хануки. Ещё один намёк содержится в заповеди зажигания Меноры (Ваикра 24:2). Слово «цав» — «повели» — означает, что заповедь действует немедленно и на будущие поколения. Но как она может исполняться без Храма? Ответ — через ханукальные свечи, которые становятся продолжением света Меноры. Не случайно этот отрывок следует в Торе сразу после перечисления всех праздников. Даже в книге Бемидбар есть символика: двадцать пятая стоянка в пустыне называется Хашмона — созвучно Хашмонаим. А число книг Танаха — 24 — объясняет, почему Ханука не получила собственной «мегилы»: ей пришлось бы стать двадцать пятой книгой. Намёк сохранился даже в названии праздника: «Ханука» — «хану» (остановились) и «ка» — 25. Но почему Ханука остаётся «скрытым» праздником? Талмуд говорит: после Пурима чудеса больше не были даны для прямого описания. Ханука происходит уже в эпоху исчезновения пророчества, в начале долгой духовной тьмы. Именно поэтому её свет зажигают ночью, в конце месяца, снаружи дома и низко над землёй — там, где, казалось бы, нет Б-жественного присутствия. Смысл Хануки в том, что даже в самой глубокой тьме человек способен сам зажечь свет. Ханукальные свечи — это духовный «запас на дорогу», оставленный мудрецами, чтобы напоминать: связь с Творцом никогда не прерывается окончательно, и каждый еврей способен возродить её собственными силами.
1 день назад
Речь идет не только о биологическом взрослении, но прежде всего об ответственности — перед людьми, законом и Всевышним. Уже с того момента, когда человек осознаёт смысл своих поступков, они начинают формировать его духовную реальность. Даже действия ребёнка, если он понимает, что делает, имеют значение. Однако это ещё не означает полноценную юридическую ответственность. Чёткий рубеж устанавливает алаха: с тринадцати лет мальчик становится обязанным исполнять заповеди — это возраст бар-мицвы. Именно с этого момента он считается взрослым с точки зрения еврейского закона и подлежит ответственности земного суда. Источники Торы и Мишны называют этот возраст временем, когда человек уже именуется «мужем», то есть самостоятельной личностью с обязанностями и правами. Но существует и другой, менее известный порог — двадцать лет. Согласно словам мудрецов, именно с этого возраста человек подлежит ответственности Небесного суда. До этого времени Всевышний проявляет особое долготерпение, позволяя человеку учиться, ошибаться и созревать. Таким образом, грех и ответственность в иудаизме — не мгновенное включение «по паспорту», а постепенный процесс взросления, в котором возраст, осознание и духовная зрелость тесно переплетены.
2 дня назад
В пятницу ханукальные огни мы зажигаем перед субботними свечами. В этот день в светильники следует налить больше масла, чем обычно (или взять свечи большего размера) — чтобы огонь в «ханукие» горел по крайней мере еще полчаса после наступления ночи. На исходе субботы порядок зажигания ханукальных огней в синагоге (там тоже зажигают «ханукию» ради прославления чуда) отличается от этого порядка в доме. В синагоге сначала зажигают ханукальные огни, потом совершают «Гавдалу», дома же сначала совершают «Гавдалу», а уж потом зажигают ханукальный светильник.
4 дня назад
Ханука — праздник огней и чудес, который часто ассоциируют с победой Маккавеев над греками. Но сама история и смысл праздника глубже, чем просто военная победа. Ханука возникла во втором веке до н. э., когда еврейский народ оказался в «духовном кризисе»: многие поддались влиянию греческой культуры, забывая традиции предков. Конфликт, который мы теперь называем войной Маккавеев, во многом был гражданским — борьбой между теми, кто хотел сохранить верность Торе, и эллинизированными «реформаторами». Главная заповедь Хануки — зажигание ханукальной свечи в течение восьми дней. Мы добавляем по одной свече каждый вечер в память о чуде с кувшинчиком масла, которого, казалось бы, хватило бы только на один день, но оно горело восемь. Это чудо не случайность: оно символизирует одобрение Творцом действий Маккавеев и подтверждает важность духовного выбора перед лицом внешнего давления. Греки пытались подавить еврейскую религию, запретив обрезание, освящение месяца и изучение Торы. Многие евреи приняли сторону греков, иногда даже активно противостояли своим соплеменникам. Чудо с маслом показывает, что небольшой «кувшин чистоты» — группа верных Торе людей во главе с Йохананом — способен сохранить свет и веру. Ханукальная Менора символизирует этот свет Торы, который освещает мир и защищает народ от ассимиляции. Таким образом, Ханука напоминает не столько о военной победе, сколько о духовной. Свет свечей — это знак, что даже в самые трудные времена можно сохранить верность традиции и мудрость, несмотря на внешние угрозы. Для евреев победа — это не поражение врага, а возможность спокойно исполнять заповеди, жить по законам Торы и передавать свет следующему поколению. Ханука учит: чудо приходит, когда сохраняется искра веры, и даже маленький огонь способен осветить тьму. С каждой зажжённой свечой мы вспоминаем о том, что настоящая победа — это стойкость духа и верность своим принципам.
5 дней назад
Если вы живете в Израиле, главным пунктом вашего ханукального меню станут пончики. На иврите этот калорийный поджаристый шарик называется סֻפְגָּנִיָּה (суфгания́). Несмотря на то, что сами пончики являются типичным блюдом восточноевропейской кухни последних столетий, слово «суфгания́», точнее, однокоренной термин, упоминается в Мишне. Трактат «Хала», посвященный, соответственно, законам отделения халы от теста, гласит: הַסֻּפְגָּנִין [...] פְּטוּרִין מִן הַחַלָּה («суфганин (...) освобождены от отделения халы»). По мнению комментатора Мишны рабби Овадьи из Бертиноро, суфганин — это пористый хлеб, приготовленный из очень жидкого теста. Отталкиваясь от процитированного комментария, в XIX веке филолог Давид Елин придумал слово «суфгания», которым с тех пор и обозначается пористый, маслянистый пончик. Изначально слово סְפוֹג, которое на современном иврите обозначает мочалку, а на языке Мишны — губку, пришло из греческого и попало во многие другие наречия и языки, включая английский (sponge). «Существует четыре разновидности учеников, сидящих перед мудрецами: «губка» (ספוג), «воронка», «цедилка» и «сито»: губка все впитывает; в воронку с одной стороны входит, а с другой выходит; цедилка пропускает вино, но задерживает осадок; сито отсеивает обычную муку, но задерживает лучшую». (Трактат «Поучения отцов», глава 5). Влажная уборка סְפּוֹנְגָ'ה (спо́нджа) и вышеупомянутый пончик — однокоренные слова. Однако если «суфгания», как было указано выше, попала к нам из греческого, «спонджа» пришла из ладино, еврейского диалекта испанского языка («спонджадор» — половая тряпка). А вот в русский язык пончик пришел из родственного польского, где назывался pączek и произносился «пончэк». Приятного аппетита!
6 дней назад
В Талмуде рассказывается о чуде, происшедшим с кувшином оливкового масла. Этого масла должно было хватить всего на один день, но оно горело целых восемь дней! В таком случае естественно спросить, почему Хануку празднуют не семь, а восемь дней? - Первый день Хануки — это не «праздник прославления чуда», а праздник, прославляющий победу Хашмонаев над врагами. В этот день — 25-го Кислева — евреи, как в Пурим, могли «отдохнуть от войны». Остальные семь дней посвящены чуду со светильниками. - Сам факт того, что Хашмонаям удалось найти кувшин с неоскверненным маслом является чудом, которое мы прославляем в первый день праздника. - Масло, содержавшееся в единственном кувшине, было разделено на восемь частей для того, чтобы светильники горели хотя бы некоторое время каждый вечер. Но его хватило, чтобы поддерживать огонь в течение всех восьми дней, так что чудо началось в первый же день! - На следующее утро после того, как масло из кувшина было перелито в светильники, кувшин снова оказался полным. Значит, чудо произошло в первый день Хануки. - После того, как светильники горели в течение всего первого дня, было обнаружено, что количество масла в них нисколько не уменьшилось. - Греческие цари запрещали евреям делать обрезание. После победы над греками Хашмонаи немедленно возобновили выполнение этой заповеди. А поскольку обрезание делают на восьмой день после рождения ребенка, то и праздник был установлен восьмидневный. - В первую ночь в светильники были вставлены очень тонкие фитили, чтобы имевшееся масло горело как можно дольше. Но эти фитили не только почти не расходовали масло, но и горели так же ярко, как обычные толстые фитили, в течение всех восьми дней. - Стенки кувшина впитали некоторую часть масла, поэтому его не могло хватить даже на один полный день. - Необходимо, как делали это наши мудрецы, узнавать чудо даже в «естественных», на первый взгляд, событиях. Поэтому они установили восьмидневный, а не семидневный праздник — чтобы показать, что природа горения масла в первый и во все последующие дни одна и та же — воля Вс-вышнего.
1 неделю назад
Эта история произошла лет 150 тому назад. Глава одной из иерусалимских ешив отправил двух своих помощников в Восточную Европу для сбора пожертвований. В одну из пятниц они добрались до Праги и постучались в дом местного богача-еврея. Тот, к их удивлению, не ограничился деньгами: «Оставайтесь на субботу, мой дом — в вашем полном распоряжении». Вечером троица пошла в синагогу, которая находилась прямо во дворе. Богатое убранство и, самое главное, потрясающие вокальные способности молодого кантора привлекли их внимание. Во время первой трапезы меценат поведал гостям следующую историю. «Я попал в Прагу из местечка. Большой город, куча возможностей. Постепенно я состриг пейсы, перестал отмечать еврейские праздники и сосредоточился исключительно на торговле. У меня появился собственный кучер. Как-то раз, проезжая по центральной улице Праги, я увидел всхлипывающего еврейского мальчика. Перед ним лежала разбитая бутылка. Я вышел из кареты и поинтересовался, в чём дело. Мальчик объяснил: «Мой папа очень беден. Сегодня вечером начинается Ханука, и папиных денег хватало либо на ужин, либо на бутылку масла для того, чтобы зажечь ханукию. Мы решили, что исполнить заповедь важнее, и меня папа послал в магазин. Но бутылка с маслом выскользнула у меня из рук!» Торговец продолжил рассказ: «Я был потрясен таким самопожертвованием бедняков, для которых заповедь важнее пропитания. Не мешкая, я повел мальчика в магазин, накупил еды, напитков и, конечно, не забыл о бутылке масла для ханукии. С этого момента я стал возвращаться к еврейским корням — построил синагогу, а мальчика, которому уже исполнилось 13 лет, назначил кантором». *** Мои и ваши дети, дорогие читатели, ханукальные дни проведут на жесткой диете из пончиков вперемешку с пончиками. Чтобы заставить их есть что-нибудь, кроме теста и варенья, предлагаю рецепт... пончиков, но мясных. Берем миску. Разводим в ½ стакана теплой воды столовую ложку дрожжей, добавляем ложку муки и столовую ложку сахара, тщательно перемешиваем. Ждем минут 15 до появления пузырьков. Вбиваем два яйца, подсыпаем еще одну столовую ложку сахара, щепотку соли, а также 500-600 г муки, пока не получится эластичное тесто. Эластичное — это когда пальцем в него тычешь, а оно восстанавливает форму. И к рукам не липнет. Из теста делаем колобок, смазываем стенки миски растительным маслом, чтобы он не прилип, накрываем пластиковым пакетом и оставляем на расстойку. Пока что готовим начинку. 500 гр куриного или любого другого фарша смешиваем с сырым яйцом, добавляем мелконарезанный лук. Если дети его не переносят на вид, лук натираем на терке. Прошел час? Удостоверяемся, что тесто поднялось. Делаем небольшие лепешки, выкладываем на них начинку, защипываем. Оставляем на полчаса, чтобы опять поднялись. В толстостенную кастрюлю наливаем растительное масло, нагреваем (для проверки коснитесь деревянной палочкой, если пошли пузырьки, масло дошло до нужной температуры). Жарим пончики со всех сторон. Подаем на стол не горячими, а теплыми, чтобы вытекающий из них сок не обжег юных сладкоежек.
1 неделю назад
Каждый вечер при зажигании ханукальных свечей произносят два благословения: 1. Благословен Ты, Господь Б-г наш, Царь вселенной, Котрый освятил нас Своими заповедями и запоседал нам зажигать свечи Хануки. 2. Благословен Ты , Господь, Б-г наш Царь Вселенной, который сделал чудеса отцам нашим в тед дни, в это время. А в первый вечер говорят также третье благословение: 1. Благословен Ты, Господь, Б-г наш, Царь вселенной, который давал нам жизнь, и поддреживал нас, и дал нам достичь этого времени! Все благословения произносят перед зажиганием первой свечи. После того как сказали благословение и зажгли первую свечу, говорят : «Эти свечи…» и продолжают зажигать остальные свечи. «Эти свечи мы зажигаем в благодарность за чудеса, за знамения, за избавление и за победу в войнах, которые Ты сделал для наших отцов в их дни, в это самое время , руками коаним — священников Твоих. Согласно Шулхан Аруху, зажигают в первый вечер свечу, крайнюю справа. Во второй вечер говорят благословение и вначале зажигают добавочную свечу (то есть вторую справа), в третий день — начинают с третьей. Получается, что всегда зажигают слева направо, и всегда начинают зажигать с добавочной свечи. И все восемь дней Хануки свечи эти святы, нельзя пользоваться ими, а только смотреть на них, дабы возблагодарить и прославить Великое Имя Твое за чудеса, за знамения и за избавление».
1 неделю назад
Желание найти короткий путь к переменам — вполне естественно. Мы ищем слова, действие, молитву, которые одним движением снимут внутреннюю тяжесть и пробудят силы. Но еврейская традиция учит: настоящие изменения рождаются не из волшебства, а из направленной духовной работы. Именно в этом и заключается истинное значение слова «сгула». В Торе сказано, что еврейский народ — ам сгула, «особый народ». Мудрецы объясняют: сгула — это не магическое средство, а канал, через который заповедь пробуждает нужные духовные силы. Так же как определённые мицвот защищают, исцеляют или открывают путь к успеху, каждая духовная работа может стать сгулой для исправления конкретного качества. Вопрос лишь в том, насколько человек искренне включён в этот процесс. Когда речь идёт о лености — особенно о той, что парализует мысли и лишает энер­гии, — нет мгновенного решения. Виленский Гаон писал, что изменить одну черту характера труднее, чем выучить всю Тору. Поэтому любая «сгула» здесь — это прежде всего путь, а не кнопка. Тем не менее традиция предлагает реальные инструменты. Один из них — изучение мусара: книг «Путь праведных» Рамхаля, «Орхот цадиким», трудов рабейну Йоны. Мудрецы объясняют, что внимание к собственным качествам само по себе пробуждает внутреннюю расторопность. Это и есть духовная работа, способная изменить привычки. Второй инструмент — личная молитва. Простой разговор со Всевышним, даже несколькими предложениями, сказанными от всего сердца: «Дай мне силу начать. Дай мне ясность разума. Помоги преодолеть тяжесть внутри». Молитвы, в которых ощущается искренность, — мощнейшая сгула. Врата слёз, говорят мудрецы, не закрыты. И, наконец, маленькие действия — даже самые скромные — становятся духовным движением вперёд. Каждый небольшой шаг, сделанный вопреки внутренней инерции, открывает новые силы. Сгула — это не обходной путь, а самый точный инструмент, который подбирается к душе человека. Лень не исчезает в одно мгновение, но она уступает место там, где есть стремление к росту, учение и молитва. А Всевышний всегда поддерживает того, кто делает шаг навстречу переменам.
1 неделю назад
Тора была дарована всему Израилю как единая истина и единая система жизни. Однако евреи — не однородная масса, а народ с разными характерами, историями, духовными задачами и путями развития. Поэтому в разных поколениях и общинах возникали различные акценты, которые сегодня называют течениями: хареди, дати леуми, торани, масорти, Хабад, Бреслав и другие. Все они получают питание из одного источника, но воспринимают его по-разному. Солнце светит одинаково всем, но каждый видит его свет в зависимости от того, насколько открыты окна его души. Тора — бесконечная мудрость Творца; человек же ограничен. Поэтому каждый может постичь лишь ту грань Б-жественного света, которую позволяет его внутренняя структура: темперамент, жизненный опыт, духовная чувствительность, уровень веры. История еврейского народа тоже накладывает отпечаток. Когда община сталкивается с особенностями своего времени — ассимиляцией, слабостью веры, политическими вызовами, — она формирует свой подход к служению. В одних местах акцент делается на строгой дисциплине и изучении Гемары, в других — на внутренней радости хасидизма, в третьих — на соединении Торы с государственной реальностью Израиля. Так возникают направления, каждое из которых стремится помочь человеку приблизиться к Торе именно в его обстоятельствах. Великие раввины разных эпох подчеркивали иной путь, но цель у всех одна: служить Творцу на основе традиции, переданной с Синая. Как сказано в конце трактата «Макот»: «Праведник верой своей жив будет». Суть не в названии течения, а в подлинной связи с Творцом и следовании Его закону. Как же человеку выбрать своё место? Раввин Ицхак Зильбер говорил: походи, посмотри, и там, где почувствуешь атмосферу искренней божественности, там и оставайся. Ведь направления существуют не для разделения, а для того, чтобы каждый еврей мог найти путь, на котором его душа лучше слышит Тору.
1 неделю назад
🌟 ВНИМАНИЕ ВСЕМ! 10-19 декабря. Марафон zoom-уроков к Хануке! Ханука: Свет, который не гаснет …Даже когда кажется, погасла последняя надежда Расписание лекций и подробная информация о марафоне: toldot.com/...tml Ханука — это время, когда даже малая свеча способна рассеять великую тьму. Мы вспоминаем чудо с маслом, произошедшее в Храме, и видим, как оно повторяется в нашей жизни — каждый раз, когда мы выбираем веру вместо страха, добро вместо равнодушия, свет вместо мрака. Эти восемь дней — напоминание о том, что в каждом из нас горит особая искра, способная осветить целый мир. Присоединяйся к марафону ханукальных уроков от лучших раввинов и спикеров Толдот! Почувствуй, как свет мудрости, вдохновения и смысла может зажечь душу — даже среди серых будней. Знай: у тебя есть искра, которая сильнее любой тьмы! А так же не пропустите- особые тематические уроки к Хануке для ЖЕНЩИН с нашими лучшими лекторами! Каждое утро: вс-чт с 10:00 до 10:30
1 неделю назад