Найти в Дзене
Язычество индуизма
3 лекции о Язычестве индуизма в рамках курса “Многогранное язычество” В индуизме поразительна его, можно сказать, гибкость. Как опытный йог может принять самые необычные для европейца позы — так и сознание индуиста, кажется, с лёгкостью перелетает от масштабов громаднейших, бездн пространства и времени — к тончайшим движениям человеческой души. И всё это увязано в единый четкий механизм или, может быть, организм, в котором у каждой части есть своя функция и свой срок. Не свободен от этого и творец вселенной, Брахма...
2 года назад
Классицизм
Классицизм принято связывать с античностью — это банальность; с находкой всё новых чудес древнего мира — как в XVIII веке, когда откопаны были Помпеи и Геркуланум. Но кажется, что помимо таких внешних стимулов — куда больше в нём внутренней рефлексии. Он ведь вдохновлён не столько действительной античностью, сколько мечтой, представлением о ней, идеалом. В соразмерности, стройности, величии — подтверждение главенства разума. Это стремление к упорядоченности доводит его до мегаломании. Так называют...
2 года назад
Египтомания.
Если это, судя по названию, болезнь — то от неё нет иммунитета. Древний Египет с его флёром мистики и экзотики, с его сфинксами, пирамидами, гробницами и храмами — покорял своим образом изумлённых европейцев не раз и не два. Потом страсти утихали, образ забывался. А после вновь наступал приступ этой лихорадки. Вот Наполеон: огляделся во время Египетского похода, увидел пирамиды. А дальше — как посмеивался Аверченко во “Всеобщей истории, обработанной “Сатириконом”: “…просто выбираете пару-другую пирамид повыше и указываете на них пальцем: -Солдаты! - кричите вы...
2 года назад
Геракл
Геракл, как известно, обрел бессмертие, с погребального костра вознесясь на Олимп. О том, что смертные могут стать богами, греки вообще любили поговорить — правда, не всегда они это понимали буквально. Древнегреческий философ Эвгемер в своем сочинении “Священный список”, утверждал, что вера в богов возникла из поклонения великим людям. Жил жрец, или царь, или философ, его почитали. Умер — и постепенно его стали считать богом. Зевс, оказывается (по Эвгемеру) был царем Крита и великим воителем. Могилу его в Кноссе показывали тогдашним туристам...
2 года назад
Славянское язычество
“И стал Владимир княжить в Киеве один и поставил кумиры на холме за теремным двором: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, и Хорса и Даждьбога, и Стрибога, и Симаргла и Мокошь”... А что бы вы сказали, если б наткнулись на подобное прямо сейчас, в наши дни, посреди Петербурга? Идёте вы, к примеру, по Купчино — и вдруг перед вами на пустыре — языческое капище. Мощные ворота, вкопанные в землю деревянные волчьи головы, четыре кострища по сторонам света, жертвенные камни, а в центре огромный красного цвета идол Перуна - ну не с позолоченными усами, но вполне узнаваемый...
2 года назад
Язычество кельтов и друидов
Кельты, пожалуй, ощущаются как самый поэтический и загадочный из всех народов древней Европы. Кельты, с их неизвестной прародиной, но заселившие чуть не всю Европу до римского завоевания. И религия у них столь же загадочная. Римлян она скорее раздражала и пугала, как диковатые поверья врагов. Цезарь в своих “Записках” рассказал о друидах и о жутком обряде “плетеного человека”: Все галлы чрезвычайно набожны. Поэтому люди, пораженные тяжкими болезнями, а также проводящие жизнь в войне и в других опасностях, приносят или дают обет принести человеческие жертвы; этим у них заведуют друиды...
2 года назад
Архитектура — вторая кожа человека.
Архитектура (как и одежда) — вторая кожа человека. Не только для защиты от внешнего мира, но и для презентации себя ему. Для создания прочной маски и наряда — из костей мамонта, из дерева, камня или глины. Не для одного человека — для целого сообщества, племени, города. Облачась в это нарядное укрытие, можно предстать перед богом и быть уверенным, что он заметит и ответит. Как человеческое тело — храм божий, так и религиозное здание подобно человеческому облику. Недаром первыми массивными архитектурными сооружениями были именно храмы...
2 года назад
Такой вот «запутанный» политеизм В современном мире мы сталкиваемся с политеизмом в основном разве что в детстве — когда читаем мифы разных культур. Древнегреческие, скандинавские, индийские, может, даже кельтские — все у нас в голове разложены по разным папочкам с цветастыми корешками. Тем интереснее осознать, когда закапываешься в этот вопрос глубже — что на самом деле в истории эти границы были куда более зыбкими: всё перемешивалось по мере того, как разные народы мигрировали, расширяли границы своих владений и сталкивались с новыми соседями. Разные божества оказывались лишь разными именами одного и того же небожителя (или, быть может, наоборот — один и тот же персонаж раздваивался). Так вообще почти всегда происходит в культуре, но римляне даже дали этому процессу своё особое имя. ❇️"Interpretatio graeca", то есть, в переводе с латыни, “греческий перевод” — так называли попытки древних греков объяснить чужие верования в понятных им самим терминах. Так Геродот описывал египетских богов с помощью греческих аналогов: у него получалось, что египтяне чтят тех же Зевса, Геракла или Гермеса. Только по контексту понятно, что Гермес, например — это бог мудрости Тот, а Зевс — это Амон. Правда, Геродоту казалось непристойным и смущающим, что у Амона-Зевса — баранья голова. Но по этому поводу он рассказывает такую довольно натянутую легенду: “Геракл захотел однажды непременно увидеть Зевса, а тот вовсе не пожелал, чтобы Геракл его видел. Когда Геракл стал настойчиво добиваться [свидания], Зевс придумал хитрость: он ободрал барана и отрезал ему голову, затем надел на себя руно и, держа голову перед собой, показался Гераклу. Поэтому-то египтяне и изображают Зевса с ликом барана”. После, познакомившись с римлянами, греки стали и их богов называть своими именами — так делали Дионисий Галикарнасский и Плутарх. Так и вышло, что Юпитера и Зевса, Ареса и Марса, Сатурна и Кроноса стали считать одним и тем же — хотя изначально это были совершенно разные божества. Для римлян это было тоже важно — всё же греческая культура имела огромный авторитет в древнем мире. Встретившись с варварами, римляне уже сами стали объяснять для себя их божеств, чтоб было понятно — но уже с некоторым высокомерием, не вдаваясь в детали. Цезарь в “Записках о Галльской войне” пишет про галлов и бриттов: “Из богов они больше всего почитают Меркурия. Он имеет больше, чем все другие боги, изображений: его считают изобретателем всех искусств, он же признается указывателем дорог и проводников в путешествиях… Вслед за ним они почитают Аполлона, Марса, Юпитера и Минерву”. И пойми теперь, что Меркурий — это, скорее всего, кельтский Луг, а когда речь идёт о германцах — Вотан. Такой перевод — это уже “Interpretatio romana”. На нашем курсе “Многогранное язычество” мы и будем разбираться в этой теме подробнее. 🎓Приходите – 13 февраля начинаем.
2 года назад
Долгий XIX век и разлом между людьми александровой и николаевской эпохи
В 1928 году в “Смерти Вазир-Мухтара” Юрий Тынянов писал про события столетней давности: “На очень холодной площади в декабре месяце тысяча восемьсот двадцать пятого года перестали существовать люди двадцатых годов с их прыгающей походкой. Время вдруг переломилось…” Тынянов говорил о разломе между людьми александровой и николаевской эпохи, о катастрофе декабристов. Но эта трещина шла шире, дальше — Александр и декабристы были плоть от плоти ещё прежнего, XVIII века. При всей их чувствительности и...
3 года назад
Илья Репин и другие Передвижники
Они отказались от участия в конкурсе на большую золотую медаль и от шестилетнего пансиона в Италии. Для них важнее было не склониться перед властью. Не выполнять нелепых условий. Бунтарей было четырнадцать. Четырнадцать лучших выпускников Императорской Академии художеств. Четырнадцать горящих сердец. Их возглавил Иван Крамской. Молодые живописцы образовали «Артель художников». Их главной идеей стал реализм и социальная направленность. Они хотели искоренить театральность и мифологию. Их главным принципом стала педантичная искренность...
6 лет назад
Старообрядцы. От раскола до наших дней.
В 1656 году все крестящиеся двумя перстами объявлены еретиками, отлучены от Троицы и преданы проклятию. Немного позднее Большой Московский собор одобряет книги новой печати, утверждает новые обряды и чины, накладывает клятвы и анафемы на старые книги и обряды. Страна на грани религиозной войны. В 1681 году начинаются жестокие расправы. За последующие несколько лет заживо сожжены, изгнаны и посажены в тюрьмы тысячи старообрядцев. О причинах одержимой, непримиримой церковной реформы патриарха Никона;...
6 лет назад