Найти тему
ЛЮБОВНИК СОФИИ
Платоновский Сократ при всяком удобном случае непременно отпустит фразочку, что если в чём он и сведущ, так это в делах любовных, в то время как в ином прочем почти полный профан. Однако же вообразить себе на полном серьёзе лысенького курносого коренастого Сократа героем-любовником всех времён и народов – задача непростая. Мучеником в ареоле святости – сколько угодно. Ловким бесявым сатиром, ежели в святость его вы по каким-то причинам не поверили, тоже получится, но томным любовником… нечто из ряда вон...
4 месяца назад
ОТ МИФА К ЛОГОСУ И ОБРАТНО
Страстью всех моих университетских преподавателей, а затем моей, было докапываться до смысла слов. Причём тех, которые кажутся наиболее очевидными и общеупотребимыми. Наверное, так философское сообщество реализует свою генетическую память о Сократе. Студенты поначалу артачатся, мол, в чём суть дурацких расспросов, и это становится частью «черного мифа» о предмете, где только и делают, что занимают головы банальностями и ерундой. Однако, спустя время часть из бунтарей вдруг сама начинает заниматься тем же самым...
314 читали · 5 месяцев назад
ЗАГАДКА СОКРАТА И ЖАНР ФИЛОСОФСКОГО ДИАЛОГА
Сократ – персонаж, если можно так выразиться, с огромным мемным потенциалом: страшненький, лысенький, пузатенький, чуток пьяный, но при этом всегда в трезвом уме, полный иронии, готовый поддеть так что никому мало не покажется. Все эти характеристики, конечно, слились в некий единый образ по прошествии тысячелетий. Что до исторического Сократа, то историки философии так к единому мнению и не пришли. Каким же он был и что такого действительно совершил в философии? Дошедшие до нас источники – прежде...
6 месяцев назад
АРИСТОФАНУ БОЛЬШЕ НЕ НАЛИВАТЬ!Часть 3.
Известный лакановский афоризм - «l'amour c'est donner ce que l'on n'a pas à quelqu'un qui n'en veut pas», то есть буквально «любовь – это отдавать то, чего не имеешь, тому, кто этого не хочет» - озвучивается Лаканом именно в комментарии к «Пиру». Так как это один из ключей к диалога, то попробуем им воспользоваться. Стоит оговориться, что Лакан - большой мастак запудрить мозги эффектными, как его коллекция галстуков-бабочек, bons mots, а потому Платон, в отношении коего христианская культура, чтобы...
6 месяцев назад
АРИСТОФАНУ БОЛЬШЕ НЕ НАЛИВАТЬ! Часть 2.
Разворачивая анализ «Пира», Лакан останавливается на фигуре Аристофана как одной из ключевых для разгадки теории любви Платона. Действительно, миф об андрогинах, излагаемый Аристофаном, становится общим местом европейской культуры. Что такое любовь, как не соединение двух половин некогда разъединённых? Однако не будем делать поспешных выводов и присмотримся к деталям диалога. Аристофан нарушает последовательность выступающих на пиру, так как на него в самый неподходящий момент нападает икота. Конечно...
7 месяцев назад
АРИСТОФАНУ БОЛЬШЕ НЕ НАЛИВАТЬ! Часть 1. "Пир" - платоновский диалог, давший название моему каналу, поэтому грех не выйти на новую площадку с комментария к столь значимому для меня тексту. Кто только ни комментировал «Пир»: филологи, философы, историки, психоаналитики. И это ещё из людей порядочных, так сказать, «в теме». Однако в наш век переизбытка информации, когда всякий умеющий стучать по клавиатуре искренне убеждён, что может своё субъективное и безапелляционное суждение мыслить в качестве истины, неплохо было бы вернуть пиру пирово, а Платону Платоново. Диалог "Пир" значим для всей европейской культуры потому, что именно в нём любовь впервые выведена на уровень философской рефлексии. Безусловно, о любви писали и Гомер, и лирические поэты, но именно Платон делает любовь самостоятельной ценностью в рамках своей теории реальности. Мы - современные люди - свои представления о том, что такое любовь, так или иначе черпаем из платоновских. Без Платона нашей с вами любви нет. Та интерпретация диалога Платона, с которой хочу зайти я, принадлежит не самому простому французскому мыслителю, коему и самому нужны целые интерпретаторские школы, - это интерпретация Жака Лакана. Но и в его работах можно найти объяснения доступные не только для экспертного сообщества. Психоаналитик Лакан посвятил "Пиру" ни много ни мало, целый семинар с ноября 1960-го по июнь 1961-го. Говоря о свойствах любви, Лакан выдвигает два парадоксальных тезиса: -Любовь - это чувство комическое. -Любить означает давать то, чего не имеешь. Ко второму парадоксу мы ещё придём. Начнём же с первого. Именно он связан с фигурой Аристофана, чьё имя я вынесла в заголовок. На первый взгляд совершенно непонятно, на каком основании Платон "приводит" данного персонажа на пир - сборище близких друзей, - если мы будем исходить из того, что перед нами всё-таки не историческая реальность, а плод платоновских литературных игрищ. И действительно, фигура Аристофана на пиру неизменно смущала комментаторов. Дело в том, что он был заклятым врагом Сократа, и суд и смерть Сократа отчасти находятся и на совести Аристофана. Как Платон мог привести этого «Иуду» на пир (кстати, заметьте, какая симпатичная выходит игра ассоциаций), с его-то, платоновой, любовью к неправедно оклеветанному и погубленному учителю? Кто тогда Аристофан для него? Прежде всего шут! Аристофан, как и Платон, был личностью от народа весьма и весьма далёкой, однако падкой на непристойности (почитайте его комедии на досуге, и вы поймёте, что стендап с его шутками ниже пояса не вчера родился ). Как пишет Лакан: «персонажи Аристофана употребляют слово жопа в десятках реплик сряду». И он-то, этот гнус и пошляк, вдруг будет говорить лучшие слова о любви ?! Те самые, об утрате полноты и целостности рассечённых Зевсом сфайросов. Таки да, господа! Но вот почему именно он? Пожалуй, что полноценный ответ я опубликую чуть позже, а вам предоставлю возможность порефлексировать над первым тезисом. #Пир_комментарии Иллюстрация взята с avatars.dzavatars.dzeninfra.ru/...200
7 месяцев назад