Найти тему
В роли вечных двойников. Часть 2. Игра в гениев шоу-бизнеса
Очередной «трансмутацией» явилась огромная серия фотокартин «Грязные слова» (1977), где на место личных комплексов и грехов пришли пороки современной цивилизации как таковой. Подсознательные стрессы вырвались наружу, в урбанистическую среду, воплощаясь в похабщине и политических лозунгах на стенах, в игрушечных фигурках стреляющих солдат, в угрюмых физиономиях городских люмпенов. Все охватывалось традиционной приметой стиля Г+Д, регулярной геометрической сеткой, в которую отдельные фотофрагменты входят как камеры в тюрьме...
236 читали · 5 лет назад
В роли вечных двойников. Часть 1. "Люди будущего"
Неужели общество, достигшее вершин экономического благосостояния, способно порождать — по закону компенсации — лишь мрачное антиискусство, подобное бэконовскому, а оптимизм может стать свойством лишь политической речи или рекламного плаката, но отнюдь не художественного образа? Нет, почему же? Выставки крупных западных мастеров сейчас следуют у нас одна за другой, и москвичи давно смогли убедиться, что соотечественники Бэкона могут создавать произведения, ошеломляющие своим ликующим оптимизмом, и при этом добиваться мировой известности...
5 лет назад
Ступени сознания Фрэнсиса Бэкона. Часть 3. В страдании учимся
Какие бы сатирические интонации ни проскальзывали порою в полотнах Бэкона, чувство жертвенной обреченности в них главенствует. Как бы ни препарировал он в живописи своих героев, эмоциональная связь художника с ними продолжает проступать со скорбным упорством. Представитель старшего поколения английских художников, Бэкон остался в целом чужд той новой волне публицистики, диалога живописи с «масс-медиа», которая пришла в культуру страны в годы поп-арта. Откровенность национального английского...
740 читали · 5 лет назад
Ступени сознания Фрэнсиса Бэкона. Часть 2. Экспрессия, бьющая по нервам
Ставший живописцем-профессионалом уже в весьма зрелом возрасте, Бэкон на всю жизнь сохранил чувство удивления перед волшебным всемогуществом краски, порождающей образы как бы спонтанно, независимо от намерений художника. Распадающийся мир "нервной системы" В его словах о живописи как о поле таинственных случайностей, как о необъяснимой игре, недоступной каким-либо сюжетно-символическим интерпретациям, немало, конечно, сознательного лукавства. Но все же снова и снова в своих высказываниях об искусстве...
5 лет назад
Ступени сознания Фрэнсиса Бэкона. Часть 1. Истоки
В 1980 -х годах на интересные смысли наводила дважды подряд представленная большая ретроспектива прославленного английского живописца Фрэнсиса Бэкона. Сперва — в московском Центральном Доме художника. И через год — в Хиршхорнском музее современного искусства в Вашингтоне. Закон эстетической компенсации По обе стороны стены, разделявшей два мира, музеи, во всяком случае, внешне, ничем не напоминают об окружающей их действительности. В современных разделах наших музеев мы тогда привыкли видеть мускулистых...
5 лет назад
Вольфганг Маттойер. Часть 4. Шаг столетия
«Я пишу картины о Зле как таковом, почему обязательно надо прибегать к конкретным политическим ссылкам? Ведь образ тем сильнее и тем актуальнее, чем он общечеловечнее». В.Маттойер Хотя сам он охотно пользуется такими «привязками», посвятив, например, свою «Скорбь» (1976) — изображение тщетно пытающегося взлететь пингвина - Ульрике Майнхоф, идеологу западногерманских ультралевых, умершей в заключении, тем не менее и эта картина общечеловечна — в ней не просто печаль о судьбе Майнхоф, одаренного политического...
727 читали · 5 лет назад
Вольфганг Маттойер. Часть 3. Сюжет с собственной концовкой
Художник может сгущать краски до предела — как в картине «Одинокий» (1970), аналогичной самым безысходным черным гротескам Бэкона, как в стихотворении «Человек и стена» (1968), лирический герой которого «сдается перед мощью стен», испытывая состояние перманентного поражения как единственную реальность. Все творчество Маттойера было пронизано ощущением неодолимой и непреложной реальности «Великой Стены». Им всегда руководило беспокойное чувство раскола, «трещины» как обязательной составной части образа...
5 лет назад
Вольфганг Маттойер. Часть 2. Улетающая Свобода
У Вольфганга Маттойера все всегда начинается с пейзажа. Природа родного Фогтланда, местности между Лейпцигом и чешской границей, дарила мастеру не просто красивые мотивы, но богатый материал для раздумий. Безбрежность полей, плавные линии холмов, закаты в его композициях лишь внешне напоминают великого немецкого художника-романтика Каспара Давида Фридриха (особенно почитаемого Маттойером). Фридрих неведал того всепроникающего жесточайшего антагонизма техники и натуры, который окрашивает маттойеровские работы...
5 лет назад
Вольфганг Маттойер. Часть 1. Живописец мыслей
Вольфганг Маттойер, как и Тюбке живший и работавший в Лейпциге, по своей популярности в Восточной, да и в Западной, Германии, пожалуй, мог поспорить с автором «Крестьянской войны», уступая, впрочем, последнему в умении пользоваться пресловутым «витамином». Работы Маттойера, гостившие у нас на выставка не нарушали хрестоматийного глянца. Оптимистические пейзажи, бодрые жанры. Парочка, исступленно целующаяся в лодке. Семья трудящихся на прогулке в погожий день. Конечно оставались подозрения, что Маттойер...
5 лет назад
Русский итальянец. Часть 3. Кукольный театр на фоне Флорентийских холмов
Со временем классику в образах Морозова вытесняет барокко, преобладающее и в картинах, и в реальных интерьерах повседневного быта художника. Во всем мире мастера искусств любят окружать себя предметами старины, превращая студии и жилье в красочные мини-музеи. Но особенно в России подобная музейность с подчеркнутой наглядностью предстает не только декором, но и убежищем, средством плотной изоляции от внешней суеты. Все-таки западные студии всегда ближе по духу к рабочим мастерским, чем к потайному храму художества...
5 лет назад
Русский итальянец. Часть 2. Космополитичная судьба
Вся судьба Виктора Морозова-Натали сложилась сугубо космополитично, на скрещении различных культурных традиций. Он абсолютно свободно говорит по-английски, немецки, французски и итальянски, его колоритный русский язык полон какой-то удивительной отчетливости, «старорежимной» бережности артикуляции. Африканская экзотика В Италию Морозовы-Натали прибыли уже с годовалым Виктором. Предприимчивый инженер-строитель, Морозов-отец недолго сидел без работы. Константин Николаевич быстро выдвинулся, увенчав...
5 лет назад
Русский итальянец. Часть 1. Бегство из России
Трудно изучать современное искусство во Флоренции, этом городе-музее в оправе поразительных по красоте холмов. Здесь мало современных галерей, экологический кризис, столь активно питающий сегодняшнее изотворчество, пока что, слава Богу, обошел город стороной, хотя и поползли в последнее время слухи, будто в верхах транснациональных корпораций задумано строительство нового индустриального центра рядом с исторической Флоренцией. Тогда, быть может, и современного искусства прибавится. Наш соотечественник Виктор Морозов-Натали — имя новое не только для нашей публики...
5 лет назад