Найти в Дзене
Кролик в шляпе, или чем Фрейд отличается от Юнга
Время от времени, когда кто-то узнает, что я изучаю психоанализ, мне задают вопрос а-ля «Скажи мне, а почему у меня депрессия/агрессия/психоз/понос». Вопрошающий, что очевидно, хочет услышать от меня, мол, депрессия у тебя потому что дофамин низкий, или потому что мама в детстве била, или потому что не бегаешь по утрам. К сожалению, единственный более менее достойный ответ на такой вопрос это «А я ебу что ли, почему у тебя депрессия»? Чтобы понять, почему так, нужно подсветить красную нить, идущую сквозь все работы Фрейда. Возьмём, для примера, его «Толкование сновидений». Что происходит первые...
3 месяца назад
Невроз, психоз
Разница между неврозом и психозом пролегает на границе между внешним и внутренним. Внешнее/внутреннее — та еще парочка в психоанализе. Не думаю, что удивлю кого-нибудь, сказав что внешнее — это окружающая нас реальность, а внутреннее — это наше нутро. Но дьявол, как обычно, в деталях. В 1915 году в свет выходит работа Фрейда «Влечения и их судьбы», обработка которого позволит нам лучше понять эту тему. Чтобы подступиться к теме внешнего/внутреннего нам придется начать чуть издалека — из понятия влечения. Биология подарила нам понятие раздражения — это некий такт, воспринимаемый живым организмом...
6 месяцев назад
Аналитик, анализант, анализ
Фрейд не написал книги о технике анализа, в этом и заключена вся проблема. Что же, воистину, происходит в кабинете аналитика? К чему все эти разговоры о норме, патологии, травме и всей прочей лабуде? Если в психоанализе нет пациентов, то в какой позиции мы выступаем в кабинете аналитика? Ответ прост: мы выступаем в роли анализанта. В 1936 году в свет выходит книга Анны Фрейд под названием «Эго и механизмы защиты». Книга более-менее неплохо написана, в меру интересна, в ней Анна Фрейд рассказывает нам о взаимодействии разных механизмов психики и нашего Я, однако есть одно но: в книге нет ни слова о Бессознательном...
6 месяцев назад
Невроз, психоз, перверсия, норма, патология, влечения смерти, травма
Невроз, психоз, перверсию, норму и патологию формирует травма. Но формирует каждого своя. Если мы вновь, далеко не в первый и не в последний раз обратимся к работе Фрейда «По ту сторону принципа удовольствия», вновь обратимся к понятию травмы, описанной в этом труде, мы должны обратить внимание на следующий пассаж Фрейда: «Некогда какими-то совершенно неизвестными силами пробуждены были в неодушевленной материи свойства живого. … Возникшее тогда в неживой перед тем материи напряжение стремилось уравновеситься: это было первое стремление возвратиться к неживому». Значительную часть работы Фрейда...
6 месяцев назад
Невроз, психоз, перверсия
О чем же мы говорим в психоанализе, если не о диагнозах и заболеваниях? Мы говорим о структурах личности. Психоаналитики не ставят диагнозы. Проблема диагноза в том, как он влияет на наше виденье другого человека. Диагноз — это клеймо, ярлык, постановка диагноза уничтожает то единственное и главное, с чем мы имеем дело в кабинете; диагноз уничтожает субъекта. В каком смысле «уничтожает»? Я имею в виду, что диагноз заставляет нас вновь откатиться в до-Фрейдовскую эпоху, в которой мы снова начинаем мыслить категориями нормы и патологии. Если мы говорим о патологии, еще одна ее проблема в том, что мы начинаем видеть субъекта как нечто, сформированное вокруг его заболевания...
6 месяцев назад
Норма и патология
Время от времени, когда кто-либо узнает, что я изучаю психоанализ, в ответ я слышу что-то вроде «Будешь ставить всем диагнозы» или что-то в таком духе. За подобным предположением кроется довольно глобальная проблема психоанализа. Проблема эта заключается в том, что в психоанализе диагнозов нет. Вообще. Психоаналитик не занимается постановкой диагноза, «Биполярное расстройство», «Нарциссизм», «СДВГ» — это все не поле психоанализа, но давайте по порядку. Понятие «диагноза» неразрывно связано с понятием «нормы». Если не подразумевать существования некой общей для всех нормы, трудно становится говорить о диагностике (особенно психологической)...
6 месяцев назад
Некоторые замечания к понятию травмы
Наверное, самое извращенное и искаженное понятие в сегодняшней психологии — это понятие травмы. Травмой сегодня принято называть всё — пресловутое «били в детстве», тяжелое расставание, смерть любимого персонажа мультфильма в детстве. И посреди этого нагромождения травма, это загадочное и таинственное явление будто растворяется в приписываемых ей характеристиках. Сегодня предлагаю свою попытку внести некоторую ясность и отсечь лишнее от нашей любимицы травмы. Никак не претендуя на полное раскрытие темы, постараюсь лишь очертить ее рамки. Фрейд аккуратно и слегка со стороны работал с травмой. У...
6 месяцев назад
Отцовская функция А отцовская функция — это Закон. Для младенца мать и он сам — единое целое. Он не отделяет своё тело от её рук, голод от её груди, страх от её успокоения. В этом первичном слиянии нет границ: мать — его продолжение, а внешний мир существует лишь как отражение её присутствия. Но симбиоз становится и его зоной комфорта. Зачем стремиться к самостоятельности, если все потребности удовлетворяются мгновенно? Зачем учиться терпеть дискомфорт, если тревогу тут же «закрывают» материнским теплом? Ребёнок бессознательно сопротивляется сепарации (нефорское слово, но как есть) — ведь она угрожает его базовому ощущению безопасности. Мать, в свою очередь, часто застревает в этой роли. Она настроена на гиперсвязь с младенцем, а общество твердит: «Ты должна быть идеальной». Но под этим скрывается и её собственная выгода: в симбиозе она чувствует свою незаменимость, а ребёнок становится живым доказательством её «правильности». Бессознательно она может саботировать его взросление — ведь расставание с ролью «вселенной» для ребёнка болезненно и для неё. И тут на сцену вступает Отец. Функция Отца — это разорвать навсегда симбиотическое слияние матери и ребенка. Отец своим явлением для ребенка означает существование «третьего», который не просто не участвует в их симбиозе, но еще и забирает у него мать. Отсутствие матери, приход отца, пребывание в одиночестве и способность выдерживать его. Функция Отца (или «Имена отца») формирует в младенце разрыв. И дело в том, что вот этот разрыв — это единственный способ появиться на свет сознательному субъекту. Разрыв, недостаток, потеря формируют в младенце психическую активность. Без этого разрыва не сформируется субъект. Разрыв, привнесенный отцом, создает в ребенке представление о законе и порядке. Отец должен создавать запрет на симбиоз своим присутствием, благодаря чему ребенок готовится к вступлению в отношения нормы и порядка, правила общества и идею Закона. Это закон не как юридическое понятие, а как категория разрешенного и запрещенного вообще. При этом физическое присутствие отца не обязательно — отец, как идея Закона, должна присутствовать как образ в психике матери. Физическое наличие отца, которое игнорируется матерью точно выльется в психоз (шизофрения, галлюцинации, бред) у ребенка. Симбиоз младенца и матери необходим для начала жизни, никто из участников его не хочет разрушать, но без его разрушения невозможно развития младенца из существа психотического в существо невротическое. Что за существо невротическое? Не заебывайте, потом расскажу как-нибудь.
9 месяцев назад
Материнская функция Наше взрослое, сознательное мышление предало нас забвению, из-за которого мы забыли, что значит быть младенцем. А быть младенцем — значит не знать ничего. Для младенца абсолютно всё новое — каждое переживание уникально и незнакомо, каждый звук, каждый элемент реальности представляет собой что-то неизвестное. Из этого факта следует понять одну мысль — помимо любопытства, ребенок испытывает еще и страху (ну или тревогу по новомодному). Внезапный хлопок. Незнакомый шелест на улице. Что-то синее пронеслось пере глазами. Все это вызывает в младенце смешанное ощущение любопытства и страха. Из этой «незнакомости» следует еще один вывод — младенец буквально не знает, что он чувствует. Боль, голод, радость — все эти переживания для него незнакомы, он не знает, что у него чешется спина, не знает, что он голоден, не знает, что ему холодно. Младенец переживает чувства всем телом; если мы можем почувствовать радость и боль в сердце ии интерес в голове, то младенец бывает охвачен любой эмоцией целиком. В этом всем многообразии главной опорой для младенца является мать. Функция матери — перерабатывать смешанные ощущения ребенка. Младенец учится осмыслять свои чувства с помощью матери. Мать, в свою очередь, интуитивно понимает, что чувствует младенец, и своей заботой она помогает понять, что происходит. Неясная каша из ощущений для младенца превращается во вполне конкретные переживания: описялся, обкакался, холодно, жарко. Ошибка многих начинающих матерей — неспособность различить свои чувства и чувства ребенка. Когда ребенок злится мать тоже ощущает злобу. А задача ее — понять, что это не она злится на ребенка, а ребенок злится на что-то, и помочь ему вынести эти чувства. Вот эта вот вся ебала называется «контейнирование». Мать, которая способна контейнировать непереносимые чувства ребенка в понятные и переносимые переживания — залог здорового ребенка. А вот у отца другая функция. О ней поговорим чуть позже.
9 месяцев назад
Эрос
Одним из важных понятий, введенных Фрейдом был «Принцип удовольствия», гласящий, что жизнь человека идет лишь в двух направлениях — тяга к получению удовольствия, и стремление избежать боли. Принцип удовольствия доминирует в детстве, когда ребенок еще не научился контролировать свои желания и эмоции. Ребенок может кричать, если ему не дают грудь или не удовлетворяют его другие потребности. Для ребенка в принципе не понятно, почему какие-то его хотелки не могут быть удовлетворены, почему он не может писать и какать когда хочет, кушать когда хочет и делать вообще что угодно и когда угодно. Неудовольствие,...
2 года назад
Шизофрения
А знаете, почему при шизофрении (и некоторых других расстройствах) психоанализ беспомощен? А потому что при шизофрении переноса не происходит. P.S.: стоит отметить, что Фрейд так считал не всегда. Позднее психоанализ стал работать с шизофренией, корректировать ее, но не полностью исцелять.
2 года назад
Перенос
В психоанализе есть одно загадочное, практически чарующее явление, с которым сталкивается аналитик во время сеанса с практически любым пациентом. Называется оно «Переносом». Суть этой игры разума в том, что в процессе лечения, в одном из очередных сеансов пациент вдруг начинает живо интересоваться личностью врача. Его одеждой, его жизнью, его любовью и его страстями. «Все, что связано с этой личностью, кажется ему значительнее, чем его собственные дела, и отвлекает его от болезни. Дома пациент без устали расхваливает врача, превознося в нем все новые положительные качества. «Он грезит вами, слепо доверяет вам; все, что вы говорите, для него откровение», – рассказывают родственники...
2 года назад