Найти в Дзене
Закреплено автором
Музей современной истории России
Социально опасные дети
145,8 тыс · 3 года назад
Музей современной истории России
Станислав Говорухин: «Жеглова люблю, но Шарапов мне ближе»
9000 · 2 года назад
Музей современной истории России
Тайны «секретного доклада». Малоизвестные страницы ХХ съезда КПСС
16,6 тыс · 2 года назад
Каждый месяц открываем уникальный экспонат в форме земного шара 🌏 🗓️ Уже сейчас в сувенирном магазине вы можете приобрести календарь на 2026 год. Листайте и рассматривайте письменные приборы по мотивам «Сталинского маршрута», настольные украшения в виде глобуса, предметы из хрусталя и даже нестандартный телефонный аппарат с серпом и молотом.
20 часов назад
В дни 120-летия Декабрьского вооруженного восстания в Москве, ставшего кульминаций Первой российской революции (1905-1907), хотим рассказать об уникальном документе тех дней, который совсем недавно стал частью наших фондов. Особой ценностью он обладает не только благодаря тому, что был создан «по горячим следам», но потому, что это было сделано очевидцем событий. Часто воспоминания печатались на машинке и подписывались авторами - здесь же документ полностью авторский. В ближайшее время Музей выпустит его печатную версию - надеемся, что это будет интересно не только для профессионалов, но и для всех любителей истории. Несколько рукописных страниц были написаны помощником присяжного поверенного из Санкт-Петербурга Владимиром Владимировичем Матвеевым, оказавшимся в дни восстания в Москве. Матвеев не был революционером, партийным деятелем или политиком, поэтому оценка происходившего на его глазах - вне идеологии. Это свидетельство обычного человека, которого исторические события застали в Москве во время служебной командировки. В дореволюционной России присяжный поверенный был «ступенью» к должности адвоката, представлявшего интересы своего клиента в официальных учреждениях и суде. Автор рассказывает о том, как происходящее захватило его в свой водоворот, как стихийно образовывались демонстрации, строились баррикады, как на улицу вылилось противостояние между гражданами одной страны. Сквозь строки, написанные Матвеевым, ощущается его очевидная растерянность от увиденного. Беспорядочная стрельба, случайная гибель людей, внезапная жестокость, сочувствие дружинникам – всё фиксируется автором и дает нам возможность почувствовать атмосферу декабря 1905 года в Москве. Эти дневниковые записи не предназначались автором для публикации, их адресатом была семья поверенного. Они практически чудом сохранились и прошли через все перипетии ХХ века. События декабря 1905 года в Москве, по мнению советских историков и вождей, в том числе Владимира Ленина, стали «предтечей Великого Октября». Однако сейчас, спустя 120 лет, можно увидеть в них истоки жестокой Гражданской войны, полыхнувшей после Революции на огромной территории страны. Матвеев пишет о том, как устоявшаяся, казалось бы, незыблемая жизнь Российской империи вдруг стала на глазах разрушаться. В конце своих записей автор с иронией говорит, что он «буржуй» и «либеральствующий марксист». В этой самооценке, на наш взгляд, открывается драма формирования новой самоидентичности человека, проживающего свою обычную и одновременно уникальную жизнь на фоне тектонических сдвигов истории. В Музей современной истории России были переданы не только дневниковые записи В. В. Матвеева, но и документы и фотографии, относящиеся к более позднему периоду – 1930-м годам. Они дают представление о том, как сложилась судьба их автора. Матвеев полностью поменял род деятельности: стал моряком, служил в Крыму, нашел новое призвание и место в изменившейся стране.
1 день назад
15 рек, 7 морей и 1 океан — столько объездил художник Александр Тимофеев, но больше всего любил Донские края. Сейчас на выставке «Донские художники. Коллекция семьи Узденовых» представлено несколько работ мастера. Во время Великой Отечественной войны, когда будущему художнику было всего 10 лет, Тимофеев серьёзно пострадал от упавшей рядом с ним авиационной бомбы: он практически потерял слух. Однако в эвакуации его художественный талант заметил учёный-биолог, который искал того, кто проиллюстрировал бы его атлас растений. Мальчик успешно с этим справился. После войны Александр Тимофеев с отличием закончил РХУ им. М. Б. Грекова. Далее была учёба в Московском художественном институте им. В. И. Сурикова. Работы Тимофеева очень нравились Михаилу Шолохову: сейчас они представляют большую ценность в музее-заповеднике писателя. Подробнее о выставке:www.sovrhistory.ru/...phpp 🖼️А. В. Тимофеев. Декабрь. 1965 г. 🖼️А. В. Тимофеев. Апрель в России. 🖼️А. В. Тимофеев. На границе дня и ночи. 1965 г. 🖼️А. В. Тимофеев. Пик Инэ. Домбай. 1965 г.
2 дня назад
Подарок музею / авторская рубрика #ГольскаяПравда — старшего научного сотрудника Ивана Гольского Подводя итоги наиболее ярких событий 2025 года в работе Музея современной истории России, хочу рассказать о радостях получения подарков! С 13 сентября по 31 октября 2025 года в музее «Пресня» проходила выставка «Современная Гжель: фарфор Ирины Коршуновой». В панорамных окнах-витринах по фасаду здания прямо из внутреннего дворика можно было полюбоваться фарфоровыми творениями современного гжельского художника Ирины Коршуновой. Вазы, кумганы, квасники, чайники и сервизы, блюда и тарелки в её исполнении — это настоящая ода русской «ситцевой» росписи фарфора — с розанами вразброс, горохом по полю и фирменным мильфлёром — ковром из тысячи гжельских роз. Выставка «Современная Гжель» — доказательство жизнеспособности прославленного керамического центра. Народный промысел Гжели возрождался в ХХ веке ради сохранения русской традиции подглазурной росписи синим кобальтом. Это происходило на фоне общей индустриализации и механизации производства. Гжельский фарфор стал особым «явлением» именно благодаря ручной мастерской росписи. Вот теперь красоты бело-синей Гжели стали частью коллекции фарфора Музея современной истории России. По завершению выставки Ирина Коршунова в знак признательности передала в дар музею вазу и тарелку, расписанные специально для этой выставки и вышедшие из печи осенью 2025 года. Декор этих произведений — наиболее узнаваемый и любимый для художника фирменный «ситчик»: по белому полю фарфора ритмично разбросаны традиционные гжельские синие розы. Ирина Викторовна Коршунова — яркая личность, видный художник Гжельского промысла, член Союза художников России, лауреат международных и всероссийских конкурсов. Но главное — она наставник молодёжи, доцент кафедры изобразительного искусства и народной художественной культуры Гжельского государственного университета, кандидат педагогических наук. 
3 дня назад
График работы Музея в новогодние праздники🎄 ❗️31 декабря, 1 и 5 января Музей не работает 🎄Главное здание (Тверская, 21) 2-4, 6, 7, 9-11 января Музей работает с 10:00 до 20:00 8 января Музей работает с 11:00 до 21:00 🎄Музей «Пресня» 2, 4, 6, 7, 9 и 11 января Музей работает с 11:00 до 19:00 3 и 10 января Музей работает с 11:00 до 20:00 8 января Музей работает с 12:00 до 21:00 🎄Музей «Подпольная типография 1905-1906 гг.» 2, 4, 6, 7, 9 и 11 января Музей работает с 11:00 до 19:00 3, 8, 10 января Музей работает с 11:00 до 20:00 🎄Квартира Г. М. Кржижановского 2-4, 6-9, 11 января Музей работает с 11:00 до 19:00 10 января Музей работает с 11:00 до 20:00 🎄Музей-галерея Е. Евтушенко 2, 4, 6-9, 11 января Музей работает с 11:00 до 18:00 3 и 10 января Музей работает с 11:00 до 19:00
4 дня назад
Уже несколько лет превращаем любимый праздник детей и многих взрослых в захватывающее научное приключение.  🎄Запускаем Научные ёлки «Путешествие в Арктику»! Мы отправимся в край белых медведей, северного сияния и вечных льдов, невероятных подвигов и открытий российских и советских полярных исследователей. Вместе окажемся на Северном полюсе, погрузимся в атмосферу первой советской научно-исследовательской дрейфующей станции папанинцев, побываем на палубах пароходов «Челюскин» и «Седов», проведём исследования в условиях современной ледостойкой платформы СП-41, соберём мешок полярника, познакомимся с важными этапами освоения Арктики, её тайнами и загадками. 🎄А в финале окажемся возле большой новогодней ёлки, где ребят будут ждать сюрпризы и уникальные подарки. Научные ёлки будут проходить с 20 декабря по 11 января. Рекомендованный возраст для участия — 6–10 лет. Билет категории «взрослые» включает посещение групповой экскурсии в Музее современной истории России. Подробнее: https://www.sovrhistory.ru/events/pamyatnie_dati/2025/nauchnaya_yolka/index.php
4 дня назад
Лекция «Революционный 1917 год» 🗓️21 декабря, 12:00 На лекции рассмотрим предпосылки, ход, итоги и значение революции 1917 года в России. Особое внимание уделим падению монархии, деятельности Временного правительства, Октябрьскому вооружённому восстанию и первым мероприятиям советской власти, а также открытию и роспуску Учредительного собрания, выходу России из Первой мировой войны. В экскурсионной части лекции познакомимся с коллекциями документов и фотографий, увидим ключи от Александровского дворца, где находилась под арестом царская семья, телефон Военно-революционного комитета Васильевского острова для связи со штабом восстания, модель крейсера «Аврора», ящик для бюллетеней всероссийского голосования по выборам в Учредительное собрание. Подробнее: https://www.sovrhistory.ru/events/lections/2025/2112_abiturient/index.php #ЛекторийАбитуриент #подготовкаОГЭ #подготовкаЕГЭ
5 дней назад
Борис Спорыхин стал первым художником на Дону, который удостоился почётного звания Народного художника РФ. Потомственный донской казак, он больше полувека работал в мастерской в казачьем курене в станице Старочеркасской. Сейчас на выставке «Донские художники. Коллекция семьи Узденовых» представлено несколько его работ. На большинстве из них изображена ускользающая казачья архитектура — курени. В 1970-е годы Старочеркасский музей-заповедник поднял проблему разрушения настоящих казачьих куреней, опасаясь, что со временем они могут совершенно исчезнуть. Сотрудники музея попросили известных донских художников, в том числе Спорыхина, запечатлеть исчезающие казачьи памятники, причём Верхнего, Среднего и Нижнего Дона, так как во всех трёх регионах свои особенности архитектуры этого традиционного казачьего жилища. На картинах Бориса Тихоновича показаны курени Среднего и Нижнего Дона. Традиционный курень состоит из двух этажей — каменного «низа» (в котором не жили, а хранили всякую утварь) и деревянного «верха» (для него было сложно найти дерево: его везли аж из Сибири). Особенностью куреня была галдарея — дощатая летняя веранда, которая пристраивалась к дому. Когда Дон выходил из берегов, то верхнюю часть не затапливало, и казачки выходили на галдарею, чтобы пообщаться с соседкой из другого куреня. Сейчас маловероятно встретить в хуторах и станицах курень в хорошем состоянии. В настоящее время семья Узденовых занимается поиском таких памятников архитектуры, а находки покупают и привозят в этно-хутор Старозолотовский, где занимаются их восстановлением. Подробнее о выставке: httpswww.sovrhistory.ru/...php 🖼️Б. Т. Спорыхин. Старочеркасская. Жёлтый курень. 1976 г. 🖼️Б. Т. Спорыхин. Старочеркасская. Голубой курень. 1978 г. 🖼️Б. Т. Спорыхин. Старочеркасская. Курень бабы Ули. 1978 г.
1 неделю назад
📷Н. Н. Бобров. Юные художники в изостудии. Горький (сейчас — Нижний Новгород), 1962 г. #ФотоИзФондов  
1 неделю назад
12 декабря 1993 года всенародным голосованием была принята Конституция Российской Федерации. Она вступила в силу в день своего официального опубликования — 25 декабря 1993 года. Предлагаем вам проверить, знаете ли вы такие факты о главном документе страны? ▫️Конституция РФ дважды была в космосе — на орбитальной станции «Мир» и на борту МКС. ▫️Право предложить изменения в документ есть только у Президента и Правительства. Обычно в подобные документы в других странах вносятся изменения раз в 15—20 лет, в нашей стране их не было 27 лет. ▫️Над Конституцией РФ работали более 3,5 лет более 1000 человек. ▫️Самый важный экземпляр документа, который хранится в Московском Кремле, в библиотеке президента, используется для инаугурации. 📖 В коллекции Музея современной истории России находится единственный экземпляр российской Конституции 1993 года с дарственной надписью Президента РФ Бориса Ельцина руководителю Администрации Президента Сергею Филатову. ✉️ Конверт первого дня «Общероссийское голосование по изменениям в Конституцию Российской Федерации». С маркой и спецгашением. Москва, 11 июня 2020 г.
1 неделю назад
Лекция «Россия в Первой мировой войне 1914—1918 гг.» 🗓️14 декабря, 12:00  Лекция посвящена участию России в Первой мировой войне. В ходе лекции вы узнаете о причинах войны, истории образования военно-политических союзов на рубеже XIX—XX вв., планах военного командования на начальный период боевых действий, основных событиях на фронтах. Особое внимание будет уделено боевым действиям с участием российской армии, особенностям ведения войны, положению в тылу. В экспозиции Музея вы увидите портрет генерала А. А. Брусилова, подлинные образцы вооружения и обмундирования, боевые награды, а также побываете в инсталляции пехотного окопа Русской императорской армии. Подробнее: https://www.sovrhistory.ru/events/lections/2025/1412_abiturient/index.php #ЛекторийАбитуриент #подготовкаОГЭ #подготовкаЕГЭ
1 неделю назад
Как-то у Ивана Тургенева, который был уже в пожилом возрасте, состоялся разговор с Марией Тенишевой, где писатель признался: «Эх, жаль, что я болен и раньше вас не знал. Какую интересную повесть я написал бы». Это и неудивительно. Её саму долго терзала мысль: «До боли хочется в чём-то проявить себя, посвятить себя всю какому-нибудь благородному делу. Я хотела бы быть очень богатой, для того, чтобы создать что-нибудь для пользы человечества. Мне кажется, я дала бы свои средства на крупное дело по образованию народа, создала бы что-нибудь полезное, прочное…» И этот шанс Марии представился. Второй брак с Вячеславом Тенишевым дал ей возможность развернуть активную просветительскую и меценатскую деятельность. Её муж покупает имение Хотылёво в Брянском уезде Орловской губернии. Тут благодаря Тенишевой появляется одноклассная школа, а также ремесленное училище, столовая и рабочий клуб при Бежецком рельсопрокатном, железоделательном, сталелитейном и механическом заводе. В нашем музейном собрании хранятся аттестаты об окончании такого ремесленного училища. Но многие из вас, возможно, знакомы с именем Марии Клавдиевны по селу Талашкино, неподалёку от которого, в хуторе Флёново, благодаря ей появился своего рода культурный центр. Она организовала и художественные мастерские (за что Николай Рерих назовёт её «настоящей Марфой-посадницей»), и сельскохозяйственную школу. Здесь же будет построен храм Святого Духа. Там же впоследствии был организован музей, для которого собирались предметы русской старины. ▫️Аттестат №107/745 И. В. Кузнецова об окончании Школы ремесленных учеников княгини М. К. Тенишевой при Брянском заводе. Бежица, 14 сентября 1902 г.
1 неделю назад