Великая Бессарабова / авторская рубрика #ГольскаяПравда — старшего научного сотрудника Ивана Гольского Сегодня исполняется 130 лет со дня рождения Наталии Ивановны Бессарабовой (19 августа 1895 — 19 декабря 1981) — великого художника, создателя прославленного стиля росписи современного бело-синего гжельского фарфора. Она пришла в искусство керамики в 1943 году, имея в прошлом опыт художника театра, живописца и скульптора. Работала в Лаборатории керамики Московского научно-исследовательского института художественной промышленности и в фондохранилищах Государственного исторического музея. Многочисленные зарисовки гжельских изделий XVIII–XIX веков, изучение росписи отдельных её фрагментов позволили Бессарабовой не только самой постичь художественные особенности гжельского керамического промысла, но и обучить местных мастериц некогда утраченным секретам традиционных приёмов росписи. Образцовые фарфоровые изделия, которые Наталия Ивановна Бессарабова создала для подмосковной артели «Художественная керамика» в 1945–1946 годах, положили начало рождения нового художественного феномена Гжели — известного сегодня во всём мире русского фарфора с синей росписью. И эти первые образцы хранятся в Музее современной истории России. Об их качестве и статусе большого достижения говорит тот факт, что они были преподнесены в подарок И. В. Сталину к 70-летию от коллектива артели «Художественная керамика». Правда, нужно сделать оговорку — это не сервиз, как было записано в главной инвентарной книге Музея. Перед нами — образцы посудных форм, освоенных в производстве и собранных в единый набор по общей стилистике декора. При этом это пример формотворчества Бессарабовой, которую обычно славят только за новую роспись синим по белому. Мы видим первый этап возрождения Гжели. В 1945 году Научно-исследовательский институт художественной промышленности (НИИХП) начал долгосрочную программу по возрождению искусства народных художественных промыслов. Под руководством известного исследователя русской керамики и теоретика декоративно-прикладного искусства Александра Борисовича Салтыкова и с методическим сопровождением художника Наталии Ивановны Бессарабовой для артели «Художественная керамика» была разработана подглазурная роспись мазком с растяжкой кобальтовой краской на фарфоре — так родился феномен сине-белой Гжели. В 1972 году создаётся знаменитое Производственное объединение «Гжель», изготавливающее художественный фарфор исключительно в ручном декорировании и росписи. В объединение вошли фарфоровые цеха сортовой посуды артелей в деревнях Турыгино и Бахтеево, цех электротехнического фарфора артели инвалидов в деревне Жирово, фабрика фарфоровой игрушки в деревне Коломино, майоликовые цеха в деревнях Трошково и Фенино. В 1957 году в собрание Музея поступила редкая и очень ценная фотография. Из Дома Союзов Всероссийского центрального совета профессиональных союзов (ВЦСПС) с выставки «Женщина советской страны» была передана фотография 1948 года, представляющая Наталию Ивановну Бессарабову в рабочей обстановке за осмотром образцов гжельского фарфора. 🖼️Иллюстрации: Новые произведения возрождающейся Гжели 1949 года — подарок И. В. Сталину к 70-летию от коллектива артели «Художественная керамика» Автор форм и эскизов росписи: Бессарабова Наталия Ивановна (1895–1981) Формы: ▫️1945 год — ваза малая, кувшин, кружка, чашка, чаша-полоскательница, чайник «Черепашка»; ▫️1946 год – ваза на ножке, пепельница СССР, РСФСР, Московская область, Раменский район, деревня Турыгино, артель «Художественная керамика», 1949 г. Фарфор, подглазурное крытьё кобальтом, роспись золотом
3 недели назад