Найти в Дзене
Авторская рубрика про фарфор

Авторская рубрика про фарфор

Иван Гольский, старший научный сотрудник Музея, ведет в социальных сетях Музея еженедельную рубрику #ГольскаяПравда - публикации о музейной коллекции фарфора.
подборка · 12 материалов
Великая Бессарабова / авторская рубрика #ГольскаяПравда — старшего научного сотрудника Ивана Гольского Сегодня исполняется 130 лет со дня рождения Наталии Ивановны Бессарабовой (19 августа 1895 — 19 декабря 1981) — великого художника, создателя прославленного стиля росписи современного бело-синего гжельского фарфора. Она пришла в искусство керамики в 1943 году, имея в прошлом опыт художника театра, живописца и скульптора. Работала в Лаборатории керамики Московского научно-исследовательского института художественной промышленности и в фондохранилищах Государственного исторического музея. Многочисленные зарисовки гжельских изделий XVIII–XIX веков, изучение росписи отдельных её фрагментов позволили Бессарабовой не только самой постичь художественные особенности гжельского керамического промысла, но и обучить местных мастериц некогда утраченным секретам традиционных приёмов росписи. Образцовые фарфоровые изделия, которые Наталия Ивановна Бессарабова создала для подмосковной артели «Художественная керамика» в 1945–1946 годах, положили начало рождения нового художественного феномена Гжели — известного сегодня во всём мире русского фарфора с синей росписью. И эти первые образцы хранятся в Музее современной истории России. Об их качестве и статусе большого достижения говорит тот факт, что они были преподнесены в подарок И. В. Сталину к 70-летию от коллектива артели «Художественная керамика». Правда, нужно сделать оговорку — это не сервиз, как было записано в главной инвентарной книге Музея. Перед нами — образцы посудных форм, освоенных в производстве и собранных в единый набор по общей стилистике декора. При этом это пример формотворчества Бессарабовой, которую обычно славят только за новую роспись синим по белому. Мы видим первый этап возрождения Гжели. В 1945 году Научно-исследовательский институт художественной промышленности (НИИХП) начал долгосрочную программу по возрождению искусства народных художественных промыслов. Под руководством известного исследователя русской керамики и теоретика декоративно-прикладного искусства Александра Борисовича Салтыкова и с методическим сопровождением художника Наталии Ивановны Бессарабовой для артели «Художественная керамика» была разработана подглазурная роспись мазком с растяжкой кобальтовой краской на фарфоре — так родился феномен сине-белой Гжели. В 1972 году создаётся знаменитое Производственное объединение «Гжель», изготавливающее художественный фарфор исключительно в ручном декорировании и росписи. В объединение вошли фарфоровые цеха сортовой посуды артелей в деревнях Турыгино и Бахтеево, цех электротехнического фарфора артели инвалидов в деревне Жирово, фабрика фарфоровой игрушки в деревне Коломино, майоликовые цеха в деревнях Трошково и Фенино. В 1957 году в собрание Музея поступила редкая и очень ценная фотография. Из Дома Союзов Всероссийского центрального совета профессиональных союзов (ВЦСПС) с выставки «Женщина советской страны» была передана фотография 1948 года, представляющая Наталию Ивановну Бессарабову в рабочей обстановке за осмотром образцов гжельского фарфора. 🖼️Иллюстрации: Новые произведения возрождающейся Гжели 1949 года — подарок И. В. Сталину к 70-летию от коллектива артели «Художественная керамика» Автор форм и эскизов росписи: Бессарабова Наталия Ивановна (1895–1981) Формы: ▫️1945 год — ваза малая, кувшин, кружка, чашка, чаша-полоскательница, чайник «Черепашка»; ▫️1946 год – ваза на ножке, пепельница СССР, РСФСР, Московская область, Раменский район, деревня Турыгино, артель «Художественная керамика», 1949 г. Фарфор, подглазурное крытьё кобальтом, роспись золотом
Не имей сто рублей, а имей сто друзей / авторская рубрика #ГольскаяПравда — старшего научного сотрудника Ивана Гольского Повторяю вновь и вновь: экспонаты сами не приходят в музей. Их либо целенаправленно ищет хранитель музея, комплектуя определённую тематическую коллекцию, либо их приносят в музей горожане, понимающие, что это бабушкины — и потому уже старинные — вещи. Однако во втором случае чаще всего люди задумываются — кому и как передать домашние ценности? И тут друзья друзей выходят на знакомого музейного сотрудника, которому можно доверять и не страшно отдать семейные реликвии. Не оставлять же на посту охраны с просьбой передать заинтересованным лицам?! Так, к примеру, мои друзья попросили выбрать из «бабушкиного» наследства то, что может быть интересно для Музея современной истории России. Среди прочего я выделил майоликовый кофейный сервиз Конаковского фаянсового завода имени М. И. Калинина Калининской (ныне – Тверской) области. Почему? Потому что я знаю «в лицо» этот сервиз как легендарное произведение Веры Филянской, отмеченное международным жюри золотой медалью на Всемирной выставке «Экспо-58» в столице Бельгии Брюсселе в 1958 году. При этом как всегда радует факт занятного совпадения. В начале года в музее обсуждался перспективный план выставок. И была озвучена идея камерной выставки фарфора и керамики к 70-летию триумфального выступления советских художников на первой послевоенной всемирной выставке «Экспо-58». А потому этот подаренный сервиз нам сейчас особенно актуален, он усилит экспозицию будущей выставки. И мысли о новом выставочном проекте не отпускают. Читать продолжение: vk.com/...865
«Вспомогательный» фарфор / авторская рубрика #ГольскаяПравда — старшего научного сотрудника Ивана Гольского По правде говоря, в Государственном каталоге Музейного фонда России на портале ggoskatalog.ruпредставлены далеко не все национальные сокровища. Часть музейных предметов хранится в научно-вспомогательном фонде. Инструкция по учёту и хранению («Единые правила») Министерства культуры России рекомендует присваивать шифр НВФ (Научно-вспомогательный фонд) предметам, в полной мере не соответствующим профилю и концепции музея, но полезным для исследовательской деятельности в широком научном поле. Соответственно, и в системе хранения Музея современной истории России также есть вспомогательный фонд. И там тоже хранится фарфор. Какой? ▫️Читать продолжение в группе ВКонтакте:vk.com/...793
Фарфор в ГЦМСИР / авторская рубрика #ГольскаяПравда — старшего научного сотрудника Ивана Гольского Фарфор – как правило – ассоциируется с убранством жилого интерьера и произведениями искусства небольшого размера. Скульптуры, выполненные из фарфора, классифицируют как произведения малой пластики. На бытовом уровне их обычно называют статуэтками или даже фарфоровыми куклами.  И это логично. Большая парковая скульптура – это статуя, маленькая настольная – статуэтка. Но в музейной практике, независимо от размера, все произведения скульптора-ваятеля называют скульптурой. Однако при этом скульптура может получить статус как «униката» – авторского произведения искусства, так и статус «ширпотреба» – сувенирного тиражного произведения широкого народного потребления. Статусные оценки в общей музейной практике выражаются в распределении экспонатов по фондам. Так фарфоровая скульптура в Музее современной истории России хранится в двух отделах и двумя хранителями. Большая часть фарфора и фарфоровых скульптур находится в Отделе вещевых фондов в коллекции «Керамика». Меньшая часть фарфоровых скульптур – но особо ценная – хранится в Отделе изобразительного искусства в коллекции «Скульптура». Приведу пример. В 2023 году в #МузейПресня была организована выставка «Наставник – мой компас земной», посвящённая Году педагога и наставника и рассказывающая об учителях в заводских цехах, особой культуре рабочего человека. В рамках темы оказалась особенно актуальной к показу редкая и весьма объёмная – высотой 50 см – немецкая фарфоровая скульптура «Рабочего и крестьянки». Если вы загляните на портал Государственного каталога музейного фонда России в поисках дополнительных сведений об этой фарфоровой скульптуре, то вы обнаружите данные первичной записи в Главную инвентарную книгу музея – ГИК 30310/531: «Неизвестный скульптор. Не позднее 1953 года. Фаянс, лепка, обжиг» (номер в Госкаталоге 42416203). Благодаря подготовке экспоната к выставке, более длительной работе с ним и со справочниками, появилась атрибуция: Курт Штайнер (Kurt Steiner / 1904–1970). Скульптура (рабочий и крестьянка). 1950–1953. Германия. Тюрингия. Унтервайсбах. Филиал Фарфоровой мануфактуры «Шаубах-Кунст». Фарфор, лепка. Высота 50 см Скульптура имеет марку мануфактуры «Schaubach-Kunst» на основании штампом и на фольгированной этикетке на постаменте: инициалы «H», «S» и «U» обозначают имя владельца Хайнца Шаубаха мануфактуры в Унтервайсбахе. Также на пьедестале за спиной крестьянки имеется и подпись скульптура – процарапанная в массе под слоем глазури она почти не читается. Но при изучении истории мануфактуры и знакомства с именами скульпторов, сотрудничавших с фарфоровым производством, она всё же идентифицируется. Благодаря ресурсам сети Интернет, появились и дополнительные сведения. Наша скульптура (или аналогичная) попала на фотоснимок экспозиции высокохудожественных авторских произведений мануфактуры «Schaubach-Kunst» выставки в Лейпциге 1950 года. Скульптура поступила в собрание Государственного центрального музея революции СССР (ныне Музея современной истории России) на постоянное хранение 10 декабря 1953 года в составе комплекса из 2262 экспонатов после закрытия и расформирования долгосрочной выставки «Ленинско-Сталинский комсомол», организованной Центральным комитетом Всесоюзного Ленинского коммунистического союза молодёжи (ЦК ВЛКСМ). В Главную инвентарную книгу этот многочисленный комплекс предметов был единовременно записан 4 января 1954 года. Следовательно, предметы не могли быть систематично осмотрены и были поставлены на музейный учёт согласно внешним документам передачи. Сегодня собрание Музея современной истории России насчитывает около 1 миллиона 400 тысяч экспонатов. Соответственно, внимание к экспонатам научных сотрудников и хранителей Музея не может быть равномерно распределено. Выставки стимулируют научную деятельность и подвигают к открытиям и атрибуциям. Скульптура Курта Штайнера требует продолжения изучения. Пока предполагается, что она являлась подарком советским комсомольцам от Союза свободной немецкой молодёжи Германии.
«Скоро только кошки родятся!», или «Хочется скорее» / авторская рубрика #ГольскаяПравда — старшего научного сотрудника Ивана Гольского
В заметке про атрибуцию уникальной, почти полутораметровой, ажурной фарфоровой вазы, выполненной в качестве дипломного проекта в 1949 году на Дулёвском заводе студентом Тбилисской академии художеств Иваном Софроновичем Бузариашвили, я поведал не всю правду. Взял паузу на проверку фактов. В прошлый раз я умолчал о том, что у вазы из собрания #ГЦМСИР есть дубликат. В постоянной экспозиции Музея Дулёвского фарфорового завода представлена аналогичная ваза, отличающаяся только цветовым решением ножки-основания...
155 читали · 2 месяца назад
По любви / авторская рубрика #ГольскаяПравда — старшего научного сотрудника Ивана Гольского
Ко дню рождения горячо мной любимой Асты Давыдовны Бржезицкой (5 июля 1912 — 7 января 2004) я приберёг рассказ о поступлении в коллекцию фарфора #МузейсовременнойисторииРоссии её скульптуры «Татарский танец». Это продолжение истории спасения предметов с изъянами. Весной этого года я был приглашён моим добрым знакомым москвичом осмотреть перешедшую ему по наследству от родственников квартиру. Многое я забраковал, потому как понимаю, что можно сразу после поступления в музей экспонировать со следами...