Найти тему
Почему нужно побывать в Санкт-Петербурге до 18 февраля 2024 года?
Итак, интрига. До 18 февраля здесь проходит выставка графики Марка Шагала. Выставка так прекрасна, что её обязательно нужно успеть посетить. Это частная коллекция графики и по темам коллекцию можно условно разделить на три-четыре интересных блока. Во-первых, это иллюстрации к Мёртвым душам Гоголя. Вот некоторые из них. Их, конечно, значительно больше. Но вы же сами сходите, правда? Во-вторых, это коллекция графики на библейские сюжеты. Проникновенные, отличающиеся какой-то особой поэтичностью и нежностью, работы...
1 год назад
Понравится ли тебе Вологда?
Когда я спрашивала знакомых о Вологде, получала два противоположных ответа: едь, очень интересный провинциальный городок, много мест, которые можно посмотреть и не едь, абсолютно нечего там делать. В Вологду я в итоге съездила и поняла, в чем же дело. Первая категория, к которой в итоге отнеслась и я, это люди, которые любят старину во всех её проявлениях: старинные деревянные домики, старинную расписную мебель, древнюю иконопись, кружевоплетение и ремесла. Вот если вы себя однозначно к этой категории относите, то обязательно едьте...
1 год назад
ГДЕ ПОСМОТРЕТЬ РАБОТЫ ИКОНОПИСЦА ФЕОФАНА ГРЕКА? Посмотрите на карту 14 века. Русь невелика, разрозненна, под татаро-монгольским игом и угрозой от Тамерлана. Почему он не взял Москву в 1395 году до сих пор спорят. Остановился у Ельца, дотла разорив его. Есть разные версии. Мне люба версия о непогоде:)) Самая верная обычно самая простая версия. Осень. Тамерлан пришёл с юга. Русь крайне неудобна для длительных военных действий. Ну и основной враг Тамерлана (хана Тимура) не русские, а хан Тохтамыш, которого сам Тамерлан и посадил на трон в междоусобных распрях Золотой Орды, а Тохтамыш взбрыкнул впоследствии. Среди русских единством и не пахнет. Единство русских началось, что интересно, не с князей, не с политических деятелей, а с великого Сергия Радонежского, прославленного впоследствии в лике святых. И вот в этих реалиях на Руси происходит взрывной расцвет искусства. Это времена Феофана Грека, Андрея Рублева, Даниила Чёрного, мастера Дионисия. Исследователи говорят о византийском богословии как о богословии слова, а о русском - богословии образа. Икона развивается стремительно. От экспрессии византийцев, работавших на Руси, до "высшего выражения богоподобного смирения" в иконе, что характерно для русских иконописцев. При этом смирение радостное, не страдальческое, цвета яркие и чистые. К чему я это? Без кризисов нет развития. Тёмные времена меняют сознание наций. И подкрепляются необходимостью иметь единство и армию. Книг много, интернет-источников ещё больше, приходится буквально рыть, где же посмотреть конкретно руку иконописца. Что касается Феофана Грека, греченина Феофана, то тут: 1. Церковь Спаса Преображения на Ильине улице в Великом Новгороде. Точно известно, что Феофан, подтверждено летописями и прекрасный сохран. Две краски всего использовал художник - разные охры (земля) и белила. Я не сильно верю в версии с пожаром, уж больно равномерно сохранилась роспись. Скорее все же задумка для пущей экспрессивности. 2.Храм Дмитрия Солунского в г. Кафа (нынешняя Феодосия). Очеееень предположительно, храм сохранился, фрески обрывочно. 3.Церковь Рождества Богородицы на Сенях (Москва) фрески с Симеоном Чёрным и учениками. Церковь сохранилась, неоднократно перестраивалась, фрески не сохранились. 4. Благовещенский Собор Кремля вместе с Рублевым и Прохором из Городца. Феофану приписывают Деисис: иконы Спасителя, Богородицы и Предтечи. Сохранились. 5. Евангелие боярина Фёдора Кошки (очень предположительно) хранится музее "Палаты бояр Романовых" недалеко от Кремля в Москве. 6. Отдельные иконы. Такие, как икона Донской Божьей Матери (Третьяковская галерея) и Успение Богородицы на обороте этой иконы. Преображение из Переславль-Залесского (Третьяковская галерея) тоже предположительно. Нет документальных подтверждений.
1 год назад
ИКОНОСТАС Читаем иконостас на примере Успенского Собора в городе Тихвин. Верхний ряд или чин - праотеческий. Это образ Церкви ветхозаветной от Адама до Моисея. В центре изображение Троицы, триединого Господа как символ первого завета Бога с человеком. Событие в Ветхом Завете - гостеприимство Авраама (до воплощения Иисуса Христа единственно возможное изображение). Второй ряд сверху - пророческий, история Церкви от Моисея до Христа. Пророки с текстами о Боговоплощении. В центре икона Знамение как иллюстрация пророчества пророка Исайи: Сего́ ра́ди да́стъ Госпо́дь са́мъ ва́мъ зна́менiе: се́, Дѣ́ва во чре́вѣ зачне́тъ и роди́тъ Сы́на, и нарече́ши и́мя ему́ Емману́илъ. Третий ряд сверху - деисисный. (Деисис - молитва) В центре Деисис - трехчастная икона, где по сторонам от Спасителя в молитвенной позе Богородица и Иоанн Предтеча. К ним присоединяются ангелы и святые. Это главнейшая часть иконостаса олицетворяет моление Церкви за мир. Результат Боговоплощения и сошествия Святого Духа. Он увеличен в Успенском Соборе целых 3 метра 15 см, что ещё раз подчёркивает его значение. Четвёртый ряд сверху - праздничный. Это События Нового Завета, которые особенно торжественно празднуются Церковью. Нижний ярус - местный. По обеим сторонам от Царских врат две большие иконы - Спаситель и Богородица с Младенцем. На северных и южных вратах - архангелы и святые диаконы как сослужители при совершении Таинств. Этот ярус не имеет строгого распорядка. Часто располагают храмовые иконы. В Успенском Соборе на фото - видно, соответственно, Успение Богородицы. Ну что, интересно? Ничего случайного в Церкви нет. Иконостас - это история Церкви и пути спасения человека. Через Таинство Евхаристии (Причащения).
1 год назад
Наблюдаю Россию. Поезда за последнее десятилетие обновились практически полностью. Кондиционеры, биотуалеты. Приятные проводники. Чистота. Вокзалы провинциальные просто прелесть. Сделали ремонт в старых зданиях, оставили люстры с позолотой и картины в стиле соцреализма. На фото Елец. Благоустройство доходит до самых отдалённых деревень. Дороги обкошены и деревья вырублены вокруг трасс и дорог. Площади благоустроены. В конце лета были на празднике села в Воронежской области. 425 лет Новой Усмани. Прелесть что такое. Чиновники перестали быть сухими в речах. Я вчера услышала в речи главы района "мечтайте, любимые дорогие односельчане". И "мы с вами уже много сделали, сделаем ещё больше вместе". И знаете, его хвалят. Говорят, такая конюшня до его прихода была. Сейчас, как в СССР передовое село:)) Мы очень близко к идее о том, что сами можем делать жизнь лучше: в соседнем дворе, в своём селе, городке, посёлке, улице. В своей стране.
1 год назад
О ФЕОДОРОВСКОМ СОБОРЕ И ОТЧЕСТВАХ ИМПЕРАТРИЦ.  В 1913 году должно было состояться празднование 300-летия царствования Романовых. К нему готовились, конечно.  В 1911 было решено строить храм в честь Феодоровской иконы Божьей Матери. Это костромская икона, которой инокиня Марфа благословила 16-летнего сына Михаила Фёдоровича Романова на царствование. В честь этой иконы впоследствии все приезжие принцессы крестились с отчеством Фёдоровна (Меня почему-то не удивляло, что все Федоровны: Мария Фёдоровна, Александра Федоровна:)) А должно было бы. Решено было строить в русском стиле. За основу взяли зодчество 17 века. Совокупное. Ярославль, Кострома, Москва. Там теперь рядом с храмом кусок кремлёвской стены. Да. Идёшь по центру Питера и откуда ни возьмись кусок Кремля. В Питере чего только не бывает. Собрали деньги. Первое пожертвование 100 рублей внёс Иоанн Кронштадтский. Николай Второй - 25000 рублей. К 1913 году не успели. Храм будет освящен в 1914 году. Но так и не распишут. Первая мировая. Потом расстрел. Потом СССР. Здание признают пригодным к применению в советских нуждах. А нужен молокозавод. Колонны облицуют белой советской плиткой. Той, которая снова в моде. Купола демонтируют. Потом СССР закончится. Все когда-нибудь кончается. В 2006 году будет создан Попечительский совет во главе с Борисом Грызловым. Привлечены средства. Храм восстановлен. И для нижнего собора будет приглашён архимандрит Зинон, который спроектирует в нем все, включая лавки. Один, в трех разных техниках, распишет алтарную часть. В компании с другими иконописцами напишет иконы. Атмосфера в нижнем храме удивительная. Во-первых, сохранили белые стены.  Будто переместился на много веков назад. Лики и цветовая гамма необыкновенная. А самое главное, храм действующий, занимающийся просветительской деятельностью, в том числе крещенных в детстве (как у нас частенько бывало), но не знающих христианского учения. Это называется катехизация. Век живи, век учись. Вот такая история. Любуйтесь. И заходите. Ещё раз напишу адрес: Миргородская ул., 1ВА, Санкт-Петербург Площадь Восстания 930 м Открыто до 20:00
1 год назад
О ФАЮМСКИХ ПОРТРЕТАХ (в Пушкинском музее в Москве) Египтяне хоронили своих покойников с обязательными масками, ибо дух в загробном мире должен найти свое тело.  С 1 по 3 век нашей эры на их древние традиции влияние оказала Римская империя. Египет был завоеван ею, и в том числе живописные традиции проникли в погребальную сферу.  Вместо масок художникам заказывали прижизненный портрет. Его писали пигментами на основе воска. Эта техника называется энкаустика. Её использовали и первые иконописцы. До наших дней дошли только иконы середины 6го века, сохранившиеся в Синайском монастыре Святой Екатерины (Египет) в виду удалённости от цивилизации. Ибо в период иконоборчества древние памятники в городах уничтожили. Из самых известных, дошедших до наших времен - Христос Пантократор (Вседержитель). 1 фото - маски. 2-7 фото - фаюмские портреты (Фаюмскими их назвали по наименованию места находки первых портретов. Всего было найдено около 900 портретов, два десятка хранится в Москве в ГМИИ имени А.С.Пушкина) 8 фото - мумия, которую заворачивали в погребальное покрывало. 9 фото - погребальное покрывало, к которому на уровне лица крепился портрет. 10 фото - самая древняя икона (именно икона, настенные изображения есть и более ранние) Иисуса Христа в той же технике, что и портреты.
1 год назад
ОБ ИКОНЕ. Когда я открыла для себя икону, вдруг вся остальная живопись стала не дотягивать. Как объяснить? Вот я любила Боттичелли, Да Винчи - а теперь они поверхностны. Красивые, да. Но красота для красоты. Я люблю Васнецова и Нестерова, но не могу принять их Богородицу и Иисуса. Они писаны с человека. Мой мозг и сердце их не принимают. Я вижу за ликами людей. Их портреты. Жизнь. Привычки. Иванов и Крамской для меня единственные, кто из русских живописцев замахнулся и постиг. Пронзило перед картиной Христос в пустыне Крамского в двадцать лет. Я тогда первый раз попала в Третьяковку и последующие десять лет она была для меня галереей одной картины. Прийти в Третьяковку постоять перед одной картиной.  Художник и музыкант - это всегда проводник. В духовный мир. Творчество должно быть осторожным. Потому что это правило работает и наоборот. Провожать можно и в бездуховность. Талантливыми фильмами, картинами, клипами и музыкой - и в чернуху. Потом Иванов со всеми эскизами и самим Явлением . Сколько он её писал? Кто помнит? Двадцать лет. Картина жизни. Он так до смерти её и не дописал. Старик возле воды отражается юношей. Как жизнь, осталась немного недосказанной. Очень символично, да? Икона пишется не с человека, икона пишется с того, что стало в человеке божественным. Образ с образа. Лик с лика. ОбОжился святой, вот тогда с него можно . Когда от человека уже мало. По образу и подобию. Преподобные. Когда икона глядит на тебя. Трезвит. Вот я утверждаю, что древняя Тихвинская, что в Тихвине, меня однажды отчитала. Я вышла громом пораженная. А приехала туристом. Ещё никогда меня не отчитывали не люди. Позже ездила нарочно проверять. Потому что несколько лет надо мной висело требование съездить. Знаете, вот это: надо доехать до Тихвина, надо доехать. Доехала и успокоилась. Больше не отчитывает. Икона - это такое мощное явление, которое ещё предстоит постигать. Вот это, когда человек стоит перед ней и она на него глядит, влияет, меняет, заставляет все перевернуть или принять. Видели этих людей, которые ведут безмолвные диалоги перед иконами? Когда я была на росписи храма в Самарской области, Богородица за спиной осознавалась как живая. Сидишь (или лежишь) на настилах, а за спиной такая мощь. Живая энергия живого существа. Перед отъездом сидела в куполе и ревела. Прощалась.  P.S.: Когда захожу в незнакомый храм, обхожу все иконы. Ищу образы. Иногда ни одного. Иногда благодать. Много. Чем дальше изучаю, тем сильнее понимание: осторожнее, это Икона.
1 год назад
ОДИН В ПОЛЕ ВОИН. (Мария Николаевна Соколова, матушка Иулиания) Иногда, в периоды уныния и малодушия нам кажется, что жизнь отдельного человека неважна и бессмысленна. И руки опускаются. Все - тлен. А на самом деле я вам расскажу одну историю, которая меня поразила именно одиночностью в своей борьбе. Она приключилась с юной девушкой в очередной переломный момент России.  В 1917 году Мария Соколова закончила гимназию. Ей была дорога учителем в школу, но учитель должен читать лекции об атеизме. А у Марии - папа священник и мама - дочь священника. Она устроилась в художественную студию и получила благословение начать заниматься иконописью. Не самое казалось бы хорошее время для иконописания. Ездила по закрытым храмам и монастырям, чтобы копировать старинные иконы и фрески. Сохранилось огромное наследие в виде зарисовок, копий внутренних убранств, списков с древних икон, прорисей для икон. 30е годы - новый виток преследований и ссылок. Община собиралась тайно, поддерживали друг друга как могли, батюшки были в ссылках. Мария навещала старца Алексия Мечёва. В 1938 году умерла мама и они с сестрой и ее семьёй уезжают в Сергиев Посад, где Мария продолжает писать иконы.  В 1949 году происходит знаменательное событие, вновь открывается Троице-Сергиева Лавра.  Здесь наверно нет такого помещения, в росписи и реставрации которого она не участвует. «Надо представить себе то время, – вспоминала об этом одна из учениц-помощниц Ирина Васильевна Ватагина (1924-2007). – Казалось, что нет возможности работать для Церкви. Реставратор икон при музее – вот предел. Мой учитель из Третьяковской галереи И. А. Баранов с тоской говорил: «Если бы мы с тобой работали для храма, как бы горело сердце!». Но это были только несбыточные мечты. И вдруг!.. Конечно, мне все представлялось чудом. Да так оно и было». В 1958 году был организован Соколовой иконописный кружок для обучения людей, не имеющих художественной подготовки. Для этого ею была разработана методика обучения, которую по сей день используют иконописные факультеты. В 1970 году она приняла тайный постриг. Мы знаем её под именем матушки ИулианИи. Умерла матушка в 1981 году, ее иконописный и реставрационный кружок работал до 1988 года, а затем на его базе был создан первый иконописный факультет. А мы учимся по её учебнику Труд иконописца. К чему я это?  Каждый из нас, как в известной истории, либо носит какие-то бесполезные камни, либо строит храм. История прекрасная, правда? Как энтузиазм одного человека сохранил и передал наследие и традиции. P.S.: Люблю читать биографии. Они как бы говорят: посмотри, человек прожил 64 года при советской власти и занимался иконописью, не искал оправданий себе: время не то, место не то, страна не та, досок иконописных нет. Делала себе дощечки-таблетки или рисовала на картоне и бумаге. P.P.S.: Понравилась биография? Вдохновляет? Вот когда поедете в лавру, присматривайтесь. Над входом Троица написана матушкой Иулианией перед смертью, Серапионовы палаты расписаны ею же (это дверь рядом с ковчегом с мощами - там вход свободный, просто мало кто об этом знает, поэтому я тоже зимой туда прошла в первый раз), трапезная братии тоже, Покровский собор, который в здании Академии.
1 год назад
ВСЕГДА ВАЖНО:  ремонтировать бабушкин коврик;  обнимать близких;  хохотать над домашними питомцами;  сажать растения;  навещать родных и близких;  пользоваться маминым сервизом;  накрывать на стол;  обедать и пить чай вместе;  разговаривать о важном;  прощать;  просить прощение;  строить планы даже в самые трудные времена;  молиться;  благодарить;  украшать и любить свой дом;  читать;  искать единомышленников в книгах и жизни;  верить в добро;  ставить елку;  верить в чудеса. И помнить, что хорошо не равно похвала. Иногда хорошо - это честная неприятная критика.
2 года назад
О БЕССОЗНАТЕЛЬНОЙ ЖИЗНИ. Парадоксально, но чтобы осознать жизнь, нужно столкнуться лицом к лицу со смертью. Мы живём со странной уверенностью, что завтра наступит. Мы будто плывем в ореоле неосознанности, не приходя в себя. И только заглянув за границу жизни, начинаем просыпаться. Жизнь не бесконечна. Завтра может не наступить. Откладывать важные изменения, осознания, обучения, перемены может быть некуда. Если живёшь с открытыми глазами, понимая, что завтра может не быть, каждая минута жизни начинает иметь значение. Ты перестаёшь жить по инерции. Слушать близких, не вдумываясь. Вдыхать неполной грудью. Делать неважные вещи. Убивать время. Время не любит, когда его убивают. Оно убивает в ответ. ЭТО УДИВИТЕЛЬНО, но мы дышим, не вдыхая полностью. Заметьте это. Выйдите на улицу и сделайте упражнение: просто вдохните глубоко. Я этому училась. Подышать один день недостаточно. Этот опыт нужно закреплять месяцами. Так же и с осознанностью. И вдруг окажется, что на телевизор жалко времени. На новости жалко времени. На ленту в вк жалко времени:)) В СЕБЕ столько непознанного. Столько предстоит открытий. Человек создан по образу и подобию. Это означает, что человек тоже Творец. И в силах человека создать такой мир вокруг, который вдохновляет, а не угнетает. P.S.: Мне сегодня любимая родственница прислала вопросы. Какой я её вижу? Качества? И т.д.Это очень хорошая практика. Задать вопросы своим друзьям/женам/мужьям. Ответы удивляют. Надеюсь, приятно:)) Я очень долго осмысливала, когда в свое время получила ответы на свои вопросы.
2 года назад
О КОРОБОЧКАХ. Мы живём в коробочках. Которые сами себе построили. Стенки у коробочек тонкие, легкосминаемые. Но мы отскакиваем от них, будто они из металла и под напряжением.  Я не могу поехать, потому что...  Я не могу поменять работу, потому что...  Я не могу переехать, потому что...  Я не смогу, у меня...  Я хочу, но не выйдет, ты же знаешь...  У меня не получится...  Я УДАРИЛАСЬ ОБ СЕБЯ, - оговорилась как-то моя сестра. Это про коробочку. Стенки коробочек придумываем себе мы и бьемся об них. Стоит только выглянуть и увидишь, что сидишь в форме квадрата, будто залез в коробку. А коробки - нет. Упс! Мы запрягаем себя в упряжку и идём по борозде. А по сторонам от борозды поле непаханное. Раскинулось. Широкое. P.S.: Как у вас дела с коробочками? Оградками? Чувствуете стенки сознания? Выходите из колеи? Установочки? Есть, родимые? P.P.S.: Вот у меня тьма, например:)) Держите фото Некрополя с оградками из Александро-Невской лавры. КладбИща - они умиротворяют:))) И заставляют думать о вечном, это я гостям города так говорю. Слушают и даже ходят:)) Фото гостя города, кстати, Татьяны. Ну прелесть ведь? Тем более там Достоевский. У которого красота спасёт мир. И по Преступлению и наказанию которого по сей день пишут сценарии. Я тут нашла сходство с Человеком-пауком, между прочим. Где он становится чёрным и берет на себя функцию судьи. И тут же переходит в лагерь Зла. Один в один же, да? P.P.P.S.: А знаете ли вы, почему столько Софийских соборов? Я вот думала, что в память Святой Софии. Ан нет. София - премудрость Божия. Да, и Святой Ирины. Ирина - мир, тоже храмы Спасителя. Век живи - век учись. А нам мудрости и мира.
2 года назад