Найти тему
Чувства и эмоции бывают неприятными и человек их может избегать, чтобы не испытывать. Объективная реальность не может быть всегда хорошей, она нейтральна в отношении к каждому. И потому мы можем учиться и искать способы справляться с этими неприятными чувствами и выдерживать это напряжение. В какой-то момент оно может стать меньше, вообще исчезнуть. Например, есть такое чувство – разочарование. В нем могут заключаться и эмоция грусти и печали или злость. В нем много напряжения. И чтобы его не испытывать бессознательное может регулировать (а точнее саботировать) поведение так, чтобы его не было. Разочарования не может случиться в бездействии или игнорировании, и жизнь будто становится приятней – можно не переживать, не расстраиваться и не выдерживать это напряжение. Тогда мы можем рассмотреть следующие сценарии: - Довольствоваться тем, что есть, радоваться этому и отказаться от своих действий, чтобы не разочаровываться (только в этом сценарии нет роста и развития и есть риск разочароваться в отсутствии самого прогреса и тогда получается замкнутый круг); - Решиться и действовать, быть готовым к разочарованиям и уметь с ними справляться. Кажется лучшее лекарство от разочарования – очарование. И когда последнего больше, то первое преодолевается легче. И не обязательно бОльшее очарование и разочарование должны быть относительно одного объекта, вызываеющего чувства (будь то другой человек, какой-то рабочий процесс, взаимодействие и тд). Очарование, то есть радость и удовольствие, от чего-то может быть независимой и вообще от чего-то другого. Тогда и живется полегче.
1 год назад
Эмоциональный интеллект является психологическим компонентом, который может влиять на уровень качества жизни человека. Простыми словами эмоциональный интеллект означает способность распознавать и регулировать свои и чужие эмоции для эффективного взаимодействия и принятия решений. На сегодняшний день важность, которую ученые придают изучению эмоционального интеллекта, признана в литературе во многих областях, например, на рабочем месте. В профессиях, где требуется работа с людьми, синдром выгорания является распространенным явлением. Это синдром, который выражается в повышении эмоционального истощения и безразличия, а также снижением профессиональной эффективности. Многочисленные исследования показали, что эмоциональный интеллект может помочь изменить отношение и поведение сотрудников на рабочих местах, связанных с эмоциональными нагрузками, повышая удовлетворенность работой и снижая стресс. Аналогичным образом, с одной стороны, было установлено, что определенные психологические переменные, включая эмоциональный интеллект и социальную компетентность, связаны с меньшим психологическим дистрессом. И ещё приобретение эмоциональных и социальных навыков может служить для развития устойчивости, которая является защитной переменной против психологического дистресса. (Источник: Bru-Luna, L.M.; Martí-Vilar, M.; Merino-Soto, C.; Cervera-Santiago, J.L. Emotional Intelligence Measures: A Systematic Review. Healthcare 2021, 9, 1696. http://dx.doi.org/10.3390/healthcare9121696 )
1 год назад
Когда-то давно я писала эссе "Развитие эмоционального интеллекта клиента как фактор успешности консультирования". Я выбрала эту тему, потому что убеждена, что одна из задач психолога в работе с клиентом заключается в раскрытии чувственного уровня клиента и повышение эмоциональной образованности. Развитие эмоционального интеллекта неизбежно ведет к улучшению жизнедеятельности человека и эффективному взаимодействию с другими людьми вне зависимости от сути запроса, с которым обратился к психологу клиент. Эмоциональный интеллект был впервые описан и концептуализирован Саловеем и Мейером как основанный на способностях конструкт, аналогичный общему интеллекту. Они утверждали, что люди с высоким уровнем эмоционального интеллекта обладают определенными навыками, связанными с оценкой и регулированием эмоций. И, следовательно, они способны регулировать эмоции в себе и в других людях для достижения различных адаптивных результатов. Этот конструкт привлекает все большее внимание со стороны научного сообщества и широкой общественности благодаря его теоретическим и практическим следствиям для повседневной жизни. В последнее десятилетие его стали ценить при устройстве на работу (относя к софт-скилам) и делать все возможное для развития у действующих сотрудников.
1 год назад
В продолжение предыдущего текста об отсутствии эмоций, нередко встречаются клиенты, которые понимают, что чувствуют. И эмоции Злости и Печали предпочитают не обсуждать, воспринимая их, как негативные. Но нет неправильных чувств и эмоций. Они есть, иногда неприятные, и они передают нам информацию о том, что происходит сейчас со мной или вокруг меня. Это осознание может помочь прожить и преодолеть эту неприятную эмоцию, а если она очень интенсивная найти способ более конструктивно ее преодолеть и не фиксировать в теле. Таким образом, в любой ситуации мы можем обратиться к нашей чувственной и эмоциональной части (а когда она скрыта поискать предположив, что можно чувствовать в данной ситуации и на какое чувство это может быть больше похоже). Понять что происходит внутри и уже посредством рациональной части подумать – это реакция на ситуацию, которая происходит "здесь и сейчас" или это реакция на подобную ситуацию "из прошлого" или что-то ещё предшествовало нашей такой реакции. И что самое важное осознать насколько она конструктивна и полезна в настоящем моменте. Работа психолога, в частности, заключается в том, чтобы найти психологические механизмы и эмоциональные реакции на те или иные ситуации и других людей. И при необходимости их трансформировать, так как эмоции влияют на нашу деятельность и активность (так эмоция Злости – это эмоция действия, а Стах – эмоция тормозящая наши действия).
1 год назад
В моей работе бывают клиенты, которым сложно понять и проанализировать свои чувства и эмоции здесь и сейчас или во взаимодействии с другими людьми, в ситуациях в прошлом. Они могут объяснить это своей забывчивостью или личной безэмоциональностью. Все это может стать материалом для нашей работы. Отсутствие чувственного переживания; сложность понимания и интерпретации эмоций; а также описание тех или иных чувств – могут помочь выявить индивидуальные присущие психологические механизмы. В таких случаях я могу помочь и отразить возможную эмоцию, которая происходит на описание того или иного события. Посредством сложности или естественности описаний чувств, мы можем предположить об эмоциональном фоне и опыте, который был у нас в детстве, в близких отношениях с другими людьми и работать с этим. Прошлый опыт эмоциональных взаимодействий может помочь нам определить психологические блоки и защиты, работа с которыми может сделать наши действия более осознанными, конструктивными и продуктивными. Например, кому-то неприятно злиться, тяжело переживать грусть и печаль, или чувствуется усталость от однотипного эмоционального ряда (это правда утомительно). Возможно в детстве или во взаимодействии с кем-то близким эмоции злости и печали запрещались и не приветствовались и сформировался механизм “не злись”, “не грусти”, как социально неодобряемые. Кто-то другой мог сильно злиться и мы (от непроявленной эмоции в ответ) рационально приняли решение “я никогда не буду делать так, это очень неприятно другим”. Но все эмоции – это лишь часть информации “здесь и сейчас” на происходящее и эта реакция происходит по какой-то причине, она нужна и полезна и важно учиться быть открытым этой информации.
1 год назад
Особая важность эмоциям и чувствам клиента, их пониманию и управлению, наблюдается в практической работе психолога. Для достижения эффективного результата консультативной работы психологу необходимо регулярно обращаться к плану эмоциональных переживаний клиента. Это важно, чтобы клиент мог осознать свои чувства и эмоции, связанные с определенными ситуациями в настоящем или прошлом, прожить их и эффективнее использовать свое эмоциональное состояние в будущих ситуациях. Психолог в течение сессии постоянно уточняет у клиента что он чувствует сейчас и что чувствовал по отношению к другому и/или в момент ситуации, которую описывает в работе. Психолог должен быть сенситивным – наблюдать и понимать, что происходит с клиентом в момент обсуждения того или иного факта жизни последнего. Дж. Бьюдженталь обращает внимание на то, что специалист должен “постоянно стремиться к осознаванию внутреннего потока переживаний пациента”. Он говорит о важности демонстрации психологом ценности чувственных переживаний клиента и описывает это как путь к осознанию наиболее психотерапевтически значимых процессов, которые с высокой вероятностью происходят в клиенте. (Источник: Бьюдженталь Дж. “Искусство психотерапевта” – М.: Издательство “Корверт”, 2015 –320 с. С. 19)
1 год назад
О чем говорят эмоции? История изучения эмоций берет свои истоки еще в трудах Платона и Аристотеля, которые обращали внимание их влияния на жизнедеятельность человека. Многие столетия человечество предлагали свои метафоры и модели проявления человеческих чувств и эмоций, это подтверждают сотни научных работ и художественных произведений. Сегодня разные науки продолжают исследовать феномен эмоций и единой классификации чувств нет. Тем не менее, исследователи выделяют две категории чувств: базовые и составные. Базовые выделяются психологами (и учеными, и практиками) по-разному, но все выделяют 4 базовых эмоции: – гнев – эмоция настоящего, демонстрирующая недовольство и возмущение; – страх – эмоция будущего, демонстрирующая опасность; – печаль – эмоция прошлого, демонстрирующая неудовлетворенность и потерю; – радость – эмоция удовольствия. Некоторые психологические концепции отождествляют эмоции и чувства, другие разделяют их, считая чувства комплексным и сложным проявлением эмоций. Эмоции и чувства имеют спектр и у каждого человека он индивидуальный, равно как и само чувствование и проявление эмоций может отличаться. Все эмоции в разные периоды времени есть у каждого человека. Они окрашивают жизнедеятельность и демонстрируют отношение индивида к объектам и субъектам, окружающим его.
1 год назад
Зачем же нужны эмоции? Одна из основных функций эмоций: привести человека к действию. Когда человек не понимает свои чувства и эмоции и не может ими управлять, он не может считать их значение и правильно интерпретировать. И как следствие ему сложно влиять осознанно на свое поведение, то есть реагировать на события или слова других неосознанно (бессознательно), без понимания, что с ним происходит и можно ли это изменить. В учебнике “Общая психология” С. Рубинштейн характерологически описывает эмоции как отражение содержания объекта (человека), “эмоции выражают состояние субъекта и его отношение к объекту”. Он обращает внимание на различные объяснения феномена эмоций, как сформированного эволюционного инстинкта для выживания и продолжения рода. Кэррол. Э. Изард (она несколько книг про эмоции написала и они даже переведены на русский) выделяет также социальную и коммуникативную функцию эмоций (взаимодействия матери и младенца) и обращает внимание, что эмоции являются одним из признаков человека. Сдерживание эмоций ведет к психологическим блокам, формированиям неэффективных защитных механизмов, которые могут ухудшать и напрягать взаимодействие с окружающим миром. В последние десятилетия появляются исследования, подтверждающие увеличение психосоматических заболеваний, которые связывают с невыраженными эмоциями (а в последние годы и многие врачи начинают рекомендовать пациентам обратиться к психологам).
1 год назад
Таблица чувств Есть разные инструменты для изучения чувств и эмоций, я своим клиентам обычно предлагаю такую таблицу. В интернете их множество вариаций. В верхней строке даны эмоции (психологи так и не определились об их количестве, потому есть разная информация). Чувства и эмоции отличаются. В моем понимании эмоция – это что-то больше, так как объединяет разные чувства, но имеет одно значение. Обычно Радость и Любовь объединяют в одну эмоцию. В каждый момент времени мы можем испытывать разные чувства и они могут подразумевать разные эмоции по отношению ко всему, что сейчас происходит – к человеку, который рядом, к герою книги, к ситуации, в которой мы оказались и тд. Мы можем владеть этой информацией, понимать и анализоровать ее и использовать для себя.
1 год назад
Что вы сейчас чувствуете? В 2023 году 6 месяцев я консультировала в Социальном кабинете "Открытые двери". Недорогие консультации для клиентов онлайн от проверенных специалистов. У меня было около 10 клиентов, кто-то пришел на 1-2 раза, кто-то задержался на несколько месяцев и мы завершили работу, а кто-то остается в работе. Клиенты были разные и я заметила, что большинству все так же сложно говорить о чувствах и эмоциях, так как знаний в этой сфере у них нет. То есть базово все могут сказать: хорошо/плохо или спокойно/тревожно, не раскрывая их: я чувствую страх, обиду, досаду, стыд, возмущение, отвращение, испуг, отчаяние, растерянность, сомнение, увлечение, интерес, заботу, самоценность, гордость и тд. Причин тому на мой взгляд, как минимум, две: – недостаток лексикона и понимания, что это все чувства; – понимания для чего это нужно и чем может быть полезно.
1 год назад
В позапрошлом году я получила очередной диплом о переподготовке (с правом психологического консультирования, он уже третий по психологии в моей папке) и диплом Магистра консультирования Манчестера. Это был самый эффективный год моего обучения. Кажется предыдущие 3 года (включая 1,5 года неоконченной российской магистратуры по психологии) я готовилась именно к этому обучению, которое стало для меня самым плодотворным. Так как мы днями и ночами писали эссе, читали научные статьи в основном на английском и русском, проводили свое исследование, формулируя гипотезы, составляли синопсис и писали диссертацию. В конце прошлого года я вспомнила о своих эссе и решила опубликовать их на разных площадках и в разных форматах. И здесь тоже. Размышления на определенные темы помогли мне как психологу понять в чем заключаются, в частности, задачи специалиста, что происходит во взаимной работе клиента и психолога. Эти знания могут быть полезны каждому – настоящему и будущему клиенту любого психолога и любому человеку в его жизни. Часть из них про эмоциональный интеллект, эмоции и теорию привязанности Боулби. Потому далее будут тексты именно об этих феноменах.
1 год назад
про ошибки
Ошибки. Все воспринимают их как что-то плохое, негативное. Ведь ошибка - это какое-то действие или ситуация, которых можно было избежать, и которые привели к неожиданному и неприятному результату. Есть расхожая фраза «Глупый учится на своих ошибках, умный - на чужих». В современном информационном мире сложно учиться на чужих ошибках - о них слишком много говорят и пишут. И на самом деле это история про оценку - многие действия свои и других можно оценить ошибочными. Но какие последствия и для кого мы оцениваем? То, что нам кажется ошибкой, может «автору ошибки» не казаться ею самой...
3 года назад