Найти в Дзене
6 мыслей, которые хочу сохранить после разговора с Гошей Левиным Привет, друзья! Я продолжаю снимать новый сезон The Selfmade Code, первый выпуск вы уже посмотрели, и скоро выпущу новый. А пока мы заняты монтажом, хочу вспомнить о герое прошлого сезона — Гоше Левине. Напомню, что это со-основатель GetIntent, который продал стартап «Газпром-Медиа» и начал всё заново в США. Выпуск получился честным, тёплым и очень конкретным. Без налёта успешного успеха. Просто фаундер, который открыто говорит, как устроена реальность — от запуска до экзита, от выгорания до бокса по вечерам. Если не успели посмотреть, прикрепляю ролик. После подкаста с Гошей я выписал себе цитаты, к которым точно вернусь. Делюсь с вами. «Когда делаешь продукт на слишком широкую тему, его сложно продавать». Первый проект Гоши набрал прилично пользователей, но почти не приносил денег. Монетизация работала плохо, потому что не было понятного конкретного сегменты и четкой проблемы этого сегмента. Всё начало двигаться, только когда команда сузилась и сфокусировалась на конкретной B2B-задаче. Мне даже запомнилась Гошина цитата: “Лучшее, что вы можете сделать, чтобы вырасти - заузиться”. «Находим сегмент — проверяем, не работает. Ещё один — снова не работает. Так может длиться годами». Сейчас у Гоши новый проект, и он честно говорит: Product-Market Fit — это не озарение. Это регулярная работа с гипотезами, где ты сначала радуешься, а через две недели смотришь на ретеншн и понимаешь, что снова сделал какую-то фигню. И так много раз подряд. «Пока нет повторных продаж, не спешите расширять команду». Когда в компанию пришли первые инвестиции, команда Гоши быстро выросла. А потом оказалось, что клиенты не возвращаются. Продукт был сырой, а в штате уже 12 человек. Пришлось сокращать — и это оказался самый болезненный момент за всю историю стартапа. «Кажется, что рост — это когда начинаешь масштабироваться. Но если модель не отточена, масштаб только увеличивает проблемы». После нескольких пивотов команда Гоши научилась ждать. Больше не нанимают новых людей, пока не увидят внятную повторяемость: кто покупает, как часто возвращается, на каком этапе теряется клиент. «Инвесторы поддержат тебя, если видят, что работа не стоит». Гоша говорит, что честно пишет инвесторам отчёты каждый месяц. В них не только цифры, но и выводы: что пробовали, что сработало, что нет. Я сам читал эти отчеты - бывали моменты, когда он писал про убытки. Об этом не очень приятно писать и я всегда радуюсь за Гошу и его подход, как пример того, что он показывает, как есть. А не создаёт картинку успеха, просто регулярно показывает, как продвигается работа. «Когда работаешь над новым продуктом, могут быть долгие периоды без побед». Гоша не романтизирует предпринимательство. Он говорит, что в стартапе нормально регулярно сомневаться. Один спринт вселяет надежду, а следующий её забирает. И в такие периоды особенно важно иметь партнёров. И не только, чтобы делегировать задачи, а чтобы держать эмоциональный баланс и не выгорать. Если что-то зацепило — напишите, что именно и почему. Любопытно, какие мысли заходят вам.
4 часа назад
Откуда рождается клиентская любовь? Я иногда с большой завистью и интересом смотрю на какие-то известные продукты и то, какой любви пользователей эти продукты добиваются. Вот к примеру, Яндекс Музыка. Мне их рекомендационная система прям заходит. Очень часто попадает в мой вайб. И, судя по тому, что говорят вокруг меня о ЯМ, я не один. Какое-то время я просто наслаждался их успехами. А однажды узнал про такое понятие, как метрику Северной звезды - это главный показатель, который отражает основную ценность, которую продукт приносит пользователям, и напрямую связан с устойчивым ростом бизнеса. Проще говоря, это одна ключевая метрика, которая служит “севером” для всей команды: она показывает, движется ли продукт в правильном направлении. Например, у Яндекс Музыки такой метрикой является процент дослушанных до конца песен по рекомендациям, которые сделала их рекоменд. система. Если конкретный трек я прослушал до конца — ну или достаточно продолжительное время, — значит рекомендация попала в точку. А если не до конца, нужно модельку/продукт дообучать. И чем лучше она докручивается, чем чаще рекомендации мне заходят, тем выше моя лояльность. И когда мне хочется послушать музыку, я туда возвращаюсь. А в один момент я созреваю до подписки. И я недавно задумался: а какая северная метрика у SmirnovTech? Сошлось на двух связанных моментах: 1. количество задач в канбан доске основателя на месяц, которые собственник создал на базе анализа метрик из дашборда собственника; 2. какой процент этих задач он сделал Если клиент регулярно формирует свои задачи на базе метрик (а не просто потому что кто-то громко шумит) и выполняет бОльшую часть из них, он неминуемо прогрессирует по ключевым метрикам своего бизнеса. От этого растёт прибыль его компании и дивидендов. И, соответственно, у него появляются деньги для оплаты моих услуг, он видит результат нашей работы. И таким образом растет мой LTV. И вот когда я это проанализировал, для меня стало ясно, почему в SmirnovTech такой большой LTV. И я стал корректировать текущие модули и сам процесс ведения клиента в сторону того, чтобы регулярно контролировать свою метрику северной звезды. А вы знаете про такую метрику? Если да, определяли, что у вас таковой является в бизнесе?
1 день назад
Сможете без подсказок ответить на 3 вопроса?
Если хотя бы на одном вопросе вы споткнулись, советую посмотреть мой новый ролик. В нём пошагово показываю, как с помощью небольшой таблички навести порядок в цифрах, связать годовую цель с еженедельными действиями команды...
1 день назад
Как превратить личную финансовую цель в план по прибыли
Когда новый клиент приходит ко мне на разбор, я всегда задаю ему вопрос — а зачем тебе бизнес? И часто собственники хотят миллиарды миллионов, но не могут назвать конкретную сумму дивидендов и объяснить, зачем она им нужна. И тут-то зиждется корень проблем. Без личной финансовой цели собственник с командой принимают решения ради «роста показателей»: дают скидки и теряют 10–15% маржи, нанимают ещё трёх продавцов без плана по лидам, увеличивают рекламный бюджет на 40%, берут низкомаржинальные заказы...
1 неделю назад
Посмотрите, что пишут ребята, которые уже посмотрели видео про «Систему» Две недели назад выложил новый выпуск. Сегодня утром сел читать ваши комментарии и радуюсь: кому-то видео помогло посмотреть на бизнес по-новому, увидеть, где теряются деньги, и понять, с чего начать наводить порядок. Спасибо за тёплые слова и за то, что смотрите внимательно. А если ещё не смотрели, скорее наверстывать упущенное: dzen.ru/...bd0
2 недели назад
Если нравится — подпишитесь
Так вы не пропустите новые публикации этого канала