Найти в Дзене
Мой опыт работы с "нечитающими" детьми.
В сентябре я нет-нет да и вспоминала мою летнюю группу семиклассников, не любящих читать. Если бы там на занятиях всё было гладко, то я, конечно, уже давно забыла бы о ней. Но так как в этом курсе я делала небесспорные вещи и получала соответствующую реакцию, есть о чём поразмышлять. Сначала ребята были однозначно заинтересованы в том, что происходило на уроках. Мы рассмотрели рассказы, состоящие из одного предложения, попробовали написать свои произведения одной фразой. Такие рассказы предполагали обращение к понятию подтекста...
2 месяца назад
ЧЕГО БОЯЛСЯ ТОЛСТОЙ В "ВОЙНЕ И МИРЕ"
Один из современных литературоведов назвал роман Толстого "Война и мир" самым свободным произведением из всех созданных писателем. И в целом я согласна. При чтении романа возникает ощущение дышащей, движущейся вселенной, в которой всё правда. Оно и способствует чувству свободы - такому, какое даёт "Онегина" воздушная громада", или даже больше. Но есть грань, за которую Толстой своих любимых героев не пускает: он не позволяет им выбрать выход из брачных отношений. Пьер, выбрав разрыв с женой, всё-таки возвращается в их семью...
5 месяцев назад
Уже через неделю стартуют мои группы летнего чтения онлайн. Они практически все уже набраны и закрыты. Можем взять 1-2 человек в мини-группу учеников, переходящих в 8 класс и не имеющих привычки читать. С такими учениками я практикую так называемое "смысловое" чтение. Мы по очереди читаем, останавливаемся, обсуждаем непонятные и притягательные места текста, углубляем его понимание, рисуем, учимся излагать свои мысли по поводу прочитанного. На дом я или не задаю или задаю минимально. Каков ожидаемый результат? 1. Около 30 процентов моих учеников начинают интересоваться литературой и читать самостоятельно. 2. Около 60 процентов начинают любить чтение, но только в моей компании, так как говорят, что без меня они мало что видят и понимают в тексте. 3. 10 процентов (а это всегда люди, загнанные на мои уроки родителями) остаются в глухой обороне и сливаются после 1-2 уроков. 4. Все участвующие в занятиях очень добротно изучают несколько произведений так, что могут спустя несколько лет писать по ним выпускное итоговое сочинение. 5. Для кого-то это шанс получить в будущем учебном году несколько хороших отметок в школе, так как мы обращаемся и к некоторым произведениям школьной программы. 6. Интеллектуальный горизонт учеников однозначно расширяется, словарный запас обогащается.
6 месяцев назад
Стоит ли смотреть "Пророка" Феликса Умарова?
Разумеется, побывали мы с мужем Андреем на премьере «Пророка». Перед показом готовились к тому, что может стошнить. Но нет. Несколько раз от души хохотали. Создатели фильма о Пушкине продемонстрировали искренний интерес к поэту, умеренную творческую дерзость и обезоруживающую пошлость. Представляете, Пушкин предлагает своей любовнице Елизавете Воронцовой бежать с ним за границу, а она отвечает: «Я другому отдана и буду век ему верна». Это после того, как они неоднократно предавались любовным утехам в алькове Елизаветы Ксаверьевны...
10 месяцев назад
Вознесение к Мадонне. Анализ сонета А. С. Пушкина "Мадонна"
Анализ стихотворения "Мадонна" я написала по следам урока литературы в 8 классе, где рассматривался пушкинский сонет. Ученикам было трудно даже после этого урока письменно проанализировать изученное произведение. Вообще данный вид работы один из самых сложных для современных школьников. Поэтому я предложила свой вариант анализа, который ориентирован в том числе на конкретных детей с их уровнем развития, с их новыми знаниями о жанре сонета. Мадонна сонет Не множеством картин старинных мастеров Украсить...
10 месяцев назад
Что почитать
В канун Старого Нового года захотелось подвести свои читательские итоги минувшего года. Я знаю, что тем людям, которые со мной на одной духовно-интеллектуальной волне, могут быть любопытны мои отзывы о прочитанных произведениях. По моим текущим постам может показаться, что я сосредоточена в основном на русской классике, но это не так. Просто классические произведения важны для моей профессиональной деятельности. Что же я выделяю из прочитанного/перечитанного в истекшем году? 1. Маркес "Осень патриарха". Мне по какой-то случайности посчастливилось не читать ранее этого романа, поэтому великий текст о судьбе диктатора воспринимался свежо не только в силу новых событий в политике...
11 месяцев назад
Конкурс красоты "Пушкинские прелестницы"
Здесь опубликованы портреты некоторых женщин, в которых А. С. Пушкин был влюблён. Какая вам больше всего нравится? Портреты опубликованы для моих учеников как преамбула к мини-циклу уроков "Любовная лирика А...
1 год назад
Перечитала вместе со своими десятиклассниками "Обломова". Ещё раз насладилась медленной, старинной прозой, каждое слово которой, как всегда у Гончарова, хочется подержать на ладони, почувствовать его безыскусную форму и вес. В этот раз я особое внимание обратила на линию "Обломов - Агафья Пшеницына". Необычное сравнение героини с лошадью, на которую надевают хомут, я помнила. Но вот великолепный эпизод с эротичной ступкой и пестиком как-то пропускала. Теперь оценила. После бездн и пропастей Достоевского кажется трогательной, хотя и немного комичной "пропасть" ступки, куда смотрит Пшеницына, когда до неё в первый раз дотрагивается Обломов. Цитирую. "Итак, он подвигался к ней, как к теплому огню, и однажды подвинулся очень близко, почти до пожара, по крайней мере до вспышки. Он ходил по своей комнате и, оборачиваясь к хозяйской двери, видел, что локти действуют с необыкновенным проворством. - Вечно заняты! - сказал он, входя к хозяйке. - Что это такое? - Корицу толку, - отвечала она, глядя в ступку, как в пропасть, и немилосердно стуча пестиком. - А если я вам помешаю? - спросил он, взяв ее за локти не давая толочь. - Пустите! Еще надо сахару натолочь да вина отпустить на пудинг. Он все держал ее за локти, и лицо его было у ее затылка. - Скажите, что если б я вас... полюбил? Она усмехнулась. - А вы бы полюбили меня? - опять спросил он. - Отчего же не полюбить? Бог всех велел любить. - А если я поцелую вас? - шепнул он, наклонясь к ее щеке, так что дыхание его обожгло ей щеку. - Теперь не святая неделя, - сказала она с усмешкой. - Ну, поцелуйте же меня! - Вот, бог даст, доживем до пасхи, так поцелуемся, - сказала она, не удивляясь, не смущаясь, не робея, а стоя прямо и неподвижно, как лошадь, на которую надевают хомут. Он слегка поцеловал ее в шею".
1 год назад
Вот такое заданьице в формате ЕГЭ составила в качестве последнего испытания по теме "Н и НН во всех частях речи". А то мои чада слишком легко стали решать типовые задания по этой теме. И у кого-то действительно не хватило внимательности, были допущены ошибки. Но большинство моих учеников справились с поставленной задачей. Одна ученица предложила задание родителям в целях опровергнуть привычное "В СССР все хорошо знали русский язык - лучше вас, нынешних". Родители допустили даже две ошибки. Так что желающие могут попробовать свои силы в комментариях. Укажите все цифры, на месте которых пишется Н.Гость увлечё(1)о ел оловя(2)ой ложкой щи из глиня(3)ой миски, заинтересова(4)о поглядывая на свежекопчё(5)ый сви(6)ой окорок, маринова(7)ые огурцы и кваше(8)ую в дубовой бочке капусту, которая была засоле(9)а на прошлой неделе.
1 год назад
Смешное видео о богатствах русского языка. rutube.ru/...=wd
1 год назад
ЧИТАЯ "ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ"
Перечитываю сейчас с десятиклассниками "Преступление и наказание". Подумалось: а откуда у нас пошла традиция смотреть на Сонечку как на хрупкое существо, которое сильно только самопожертвованием и любовью к ближнему? Вроде бы Раскольников сознательно её выбирает, потому что она тоже "переступила" через нравственный закон, и потому что она так же страдает, как и он, и потому что её сердце способно воспринять его ТАКОГО. Но чего он хочет по большому счёту, говоря о совместном пути, о соединении судеб? Чтобы она прониклась его прекрасной теорией? Явно тут его ждёт фиаско. Для этой цели более всего подошла какая-нибудь нигилистка...
1 год назад
Шляпа Раскольникова
Читаем сейчас с десятиклассниками "Преступление и наказание". В связи с портретом Раскольникова у меня возник такой вопрос. Вот у любезных читателей моего поста сколько должно пройти времени, чтобы добротная одежда превратилась в лохмотья, как у Раскольникова? Скажем, мои домашние брюки, которые наконец истёрлись, я носила 10 лет. Но они просто истёрлись, лохмотьями я их назвать никак не могу. Или возьмём более капризный предмет гардероба - шляпу. Вспоминаю свои шляпы и шапки и понимаю, что они могли потерять форму от ненадлежащего обращения, растянуться и прочее...
1 год назад