Найти тему
Пять уровней невроза Невроз — это состояние психики, при котором человек по какой-то причине не может удовлетворять свои потребности так, как он хочет. Невроз сопровождается напряжением нервной системы, и, когда человек обращается к психотерапевту, начинается его путь от невроза к реализации индивидуальных задатков и особенностей. Фредерик Саломон Перлз, также известный как Фриц Перлз, был немецким врачом-психиатром и основоположником гештальт-терапии. Он вывел пять уровней невроза. Уровень 1. Клише. Это уровень масок. У каждого из нас есть набор стереотипов и клише, которые мы насобирали из окружения за жизнь. На этом уровне мы совершаем те поступки, которые от нас ожидают, играем роли и чувствуем неудовлетворённость. Здесь есть конфликт между «я хочу» и «я должен», а также присутствует автоматизм в действиях и эмоциональном отклике. Уровень 2. Страх. На этом уровне мы уже понимаем, что существует некое ложное «Я», но теперь сами выбираем роль, которую хотим играть. Например, нам хочется казаться сильнее, умнее, короче, идеальнее. Это уровень страха, потому что мысль о том, что можно быть искренним, пока вызывает ужас, но уже возникает понимание, что выбранная роль не имеет отношения к реальному «Я». Уровень 3. Тупик. Пройдя первые два уровня, можно оказаться в тупике безысходности. Маски и роли отброшены, но ещё нет навыка обращаться к собственным ресурсам для самоактуализации, а не ради поддержания тех самых масок. На этом уровне человек может манипулировать окружающими, искать поддержку извне или обвинять своё окружение, потому что ещё не знает, как использовать свои ресурсы себе на пользу. Но тупик — это точка роста. Уровень 4. Имплозия (внутренний взрыв). На этом уровне человек начинает бороться с теми образами, которые выстроил внутри себя. Это внутренний конфликт. Здесь больше нет претензий к окружению, зато есть борьба с собой. Если коротко, то мы выбираем между «быть удобным, но чувствовать, что мне ужасно плохо» или «отказать кому-то, стать некомфортным, испытать стыд, но уважать себя при этом». На этом этапе происходит проживание эмоций. Уровень 5. Эксплозия (внешний взрыв). Можно сказать, что это уровень зрелости. Человек начинает жить согласно своим истинным ценностям и принципам, избавляется от инфантильности. Здесь можно столкнуться с горем оттого, что не замечал свои ценности и не удовлетворял важные потребности. Можно ещё обрести здоровую агрессию, которая помогает следовать за истинным «Я», а не играть роли и плыть против течения. Про себя могу сказать следующее: в дни, когда у меня нет стресса и есть ресурсы, я нахожусь на пятом уровне. Когда ресурса нет и проще с чем-то согласиться, чем отстаивать своё, меня откатывает на четвёртый. Расскажите, на каком вы этапе, если сейчас в терапии. Если не в ней, тоже расскажите.
2 недели назад
Избегание автоматизма Жизнь любого из нас состоит из рутины: мы едва ли задумываемся, какой рукой чистим зубы, на какой полке в холодильнике стоит молоко, часто не меняем маршрут от дома до работы, потому что иначе вся мозговая активность уйдёт на чистку зубов и молоко, а утро только началось. Поработать уже не получится. Но иногда такая рутина превращается в зону комфорта (не бойтесь, выселять вас оттуда я не буду) — мы привыкаем к однообразным действиям, реакциям и решениям. Рутина отлично разгружает мозг, но может замылить картинку: вот уже надо бы давно поменять что-то в жизни, но лень привыкать к новому. Согласно стоикам, избегание автоматизма в жизни — это возможность жить не под влиянием внешних обстоятельств или необдуманных импульсов. Кстати, кто видел внезапно разошедшиеся лекции Валерия Петухова, психолога и преподавателя МГУ, мог слышать его фразу: «Отсутствие характера — это полная подчинённость внешним обстоятельствам». Под обстоятельствами можно понимать и собственные сиюминутные потребности. Вот вам и автоматизм. Куда ветер подул — туда и летим не задумываясь. Из-за сложившихся привычек или нежелания остановиться и подумать, что я делаю и почему. Стоики видели главную задачу человека в том, чтобы действовать сознательно, с целью и согласно своим ценностям. А это невозможно делать автоматически, надо притормозить и задуматься, где эти цели, ценности, какие из них мои, а какие навязаны извне. Пара практик от стоиков 1. Практика осознанности (prosoché). Стоики развивали способность замечать свои мысли, эмоции и действия здесь и сейчас. В психотерапии мы занимаемся тем же. Здесь можно задать себе пару вопросов, прежде чем действовать: «Почему я это делаю? Почему я так думаю? Соответствует ли это моим ценностям?» Так отслеживаются привычные реакции. Но нужно быть честным. Мозг хитрый, иногда вы просто не сможете обойти его убеждения, которые строились годами. Но попытаться стоит. 2. Ставить разумные (и, главное, свои) цели. Автоматизм часто проявляется, когда мы движемся без цели или следуем чужим ожиданиям. Стоики советовали выполнять каждое действие осознанно и задавать себе вопрос: «Что для меня действительно важно? Что соответствует моей главной цели „жить добродетельно“?» (это цели стоиков, у меня и вас могут быть другие, подставьте сюда своё). Расскажите, часто ли задаётесь такими вопросами.
1 месяц назад
Просто напоминаю.
2 месяца назад
Избегание эмоций В психотерапии, в отношениях, да и просто в жизни с чувствами приходится контактировать. Не знаю, как у вас с ними, но мне с некоторыми трудно. Это же сталкиваться с ними, признавать факт их наличия, «быть с ними» — не самое приятное времяпрепровождение. Но оказалось, что избегать их, заталкивать поглубже — худшее, что можно с собой сделать. Что будет, если давить в себе всё неугодное? Был такой профессор психологии из Гарварда Дэниел Вегнер, который устроил эксперимент под названием «теория иронических процессов», или «эффект белого медведя». Медведя он, кстати, взял из «Воспоминаний» Льва Николаевича. В эксперименте Вегнер предложил участникам выполнять простое задание: не думать о белом медведе. Участники, несмотря на усилия, так не смогли. Каждый раз, когда они думали о белом медведе, нужно было нажимать на кнопку или говорить, что эта мысль появилась. Результат показал, что подавление мысли о белом медведе фактически увеличивало частоту её появления. Когда мы пытаемся избежать определённых мыслей (и чувств), мозг продолжает их отслеживать, чтобы как бы гарантировать, что они не появятся. Это отслеживание парадоксальным образом ещё больше приковывает внимание к таким мыслям. — Чем сильнее вы стараетесь уснуть, тем труднее становится это сделать. — Попытки подавить гнев или беспокойство иногда только усиливают эти чувства. — Избегание ошибок (например, «только бы не промахнуться, не проиграть») может привести к большей вероятности ошибки. Как у вас с чувствами? Даёте им выход или давите до последнего?
2 месяца назад
Здоровая мотивация Это пост-размышление, у меня нет на него ответа. Может, он есть у кого-то из вас. Интересно вот что: когда проходишь первые годы психотерапии или просто разбираешься с собой, откидываешь чужие желания, установки и пр., оказываешься наедине со своим, то ведь и вся шелуха в виде успешного успеха тоже отпадает. Скорее всего, базово нам не очень много нужно: закрыть материальные потребности, поесть, поспать в тепле, иметь близких друзей и/или партнёра, любимую работу и хобби. Что-то забыл? Дописывайте свои варианты. И в этом уравнении нет «квартира обязательно в центре Москвы», «самая дорогая машина», «лучшая должность в компании со всеми сопутствующими регалиями» (опять же, подставьте свои переменные). Всё это — ради того, чтобы погладили по голове и сказали, что ты чего-то стоишь. Тогда вопрос: какая мотивация у условно здорового человека и стремится ли он в принципе к «высотам»?
2 месяца назад
Ересь в Сетке Решил верифицироваться в Сетке (от hh.ru), для этого нужен пост здесь. Канал в Сетке имеется. Тоже Ересь, тоже моя. Присоединяйтесь, ну?
2 месяца назад
Как мы сами себя тревожим Помните цитату «Людей тревожат не вещи, а мнения о них»? Она принадлежит стоику Эпиктету. Стоики верили, что источник большинства наших тревог — это не внешние события, а наши собственные мысли и восприятие этих событий. Стоицизм учит тому, что мир делится на то, что мы можем контролировать (наши мысли, действия, убеждения), и на то, что вне нашего контроля (мнение других, события, природа). Мысли о вещах, которые мы не можем изменить, порождают тревогу. Поэтому важно сосредоточиться на том, что зависит от нас. Так мы делим события на внешние и внутренние. Как можно помочь себе справиться с тревогами? — Управлять своими мыслями и интерпретациями, а не позволять им управлять собой. То есть боль причиняет не внешнее событие, а твоя оценка этого события. Оценку можно «отменить». — Жить в настоящем. Тревога часто возникает из-за размышлений о прошлом или беспокойства о будущем. Сенека писал: «Мы страдаем больше в воображении, чем в реальности», подчёркивая, что многие страхи никогда не сбываются. — Принимать неизбежное. Концепция amor fati («любовь к своей судьбе») означает открыться происходящему и принять его, а это должно снижать страх перед неопределённостью. Как идёте к внутреннему покою?
3 месяца назад
В это воскресенье презентация «Бунта» в Питере Напоминаю о том, что уже в это воскресенье, 8 декабря, мы с вами увидимся в Петербурге. Презентация «Бунта» пройдёт в книжном «Порядок слов». Набережная Фонтанки, 15; 8 декабря, 15:00. Приходите говорить о книге, просто говорить, обниматься и фотографироваться — всех жду!
3 месяца назад
На Нонфике, на стенде Рипола может отхватить «Бунт» с автографом.
3 месяца назад
Хождение по головам Мне тут на «Бунт» пришёл отзыв. Цитирую: «Добился успеха — срочно расскажи людям, как идти по головам». Во-первых, приятно. Возможно, это первое публичное признание того, что я добился успеха. Во-вторых, не очень понятно, что подразумевается под «хождением по головам». Определение такое: «действовать исключительно в личных целях, не просто пренебрегая интересами других людей (даже довольно близких), но и нанося им при этом вполне реальный ущерб (эмоциональный, материальный и пр.)». Наносить своими действиями какой-либо ущерб другим людям — плохо, согласен. Но если посмотреть на первую часть, где надо «действовать исключительно в личных целях, пренебрегая интересами других людей», то, кажется, это единственная правильная стратегия счастливой жизни. Потому что нельзя научиться быть счастливым, если не действовать исключительно в личных целях и не пренебрегать интересами других. Да, мы можем ими и не пренебрегать, чужой интерес может вписываться в нашу парадигму мира, у нас могут быть важные люди, которые влияют на наше восприятие и являются важной частью жизни. Мы можем их вписывать в наш личный путь, но при этом действовать исключительно в личных целях. Или бывают ситуации, когда чужой интерес нам важен, потому что нам что-то нужно от других людей. Просто никто ведь не гарантирует, что другие люди будут учитывать твои интересы. Только ты можешь их представлять и реализовывать. Поэтому у истории с хождением по головам я вижу два корня: 1. Обычно мнение, будто кто-то ходит по головам, формулируется другими. Вряд ли кто-то скажет о себе подобное. Это оценка со стороны того, чьими интересами пренебрегли. 2. Это мышление в рамках установки о существовании вселенской справедливости. Но, увы, её не существует. Никто, кроме нас самих, по-настоящему нас любить не будет, никто о нас не позаботится, если мы сами на себя забьём и будем ждать заботы извне. Мы — центр нашего внимания. Думаю, если осознавать, что наши достижения, успехи, интересы только в наших руках, то мысли о хождении по головам и не появится. В мире, где есть какая-то вселенская справедливость, люди подумают в первую очередь об интересах окружающих. В таком ли мире мы живём? Не думаю. И это круто, потому что это значит, что человек порефлексирует, поймёт, что всё только в его руках, и возьмёт ответственность за свою жизнь на себя. Кажется, это называется «повзрослеть». Ну что, кто-то ещё научился ходить по головам после «Бунта» и моих постов?
3 месяца назад
Суверенная личность Поговорим о личных границах. Софья Нартова-Бочавер, российский психолог, вводит термины «суверенная личность» и «суверенное психологическое пространство», которое человек защищает и развивает, когда осознаёт собственные границы. Интересно, что внутри личных границ может оказаться вообще всё что угодно (или кто угодно), что можно идентифицировать как «моё». Даже ваша собака. Когда мы знаем, где «наше», то таким образом создаём себе чувство упорядоченности и контроля, снижаем фрустрацию. Личные границы определяют поведение внутри нашей среды. Кстати, у людей суверенных, с хорошо выстроенными границами, всё нормально с установкой близких отношений, они тёплые и устойчивые. Суверенный человек не склонен думать о том, что родился не в то время, он чувствует свою уместность здесь и сейчас, потому что умеют идентифицировать среду как «моё»: моё дело, моя семья, моё призвание, моё место. На противоположном конце — нехватка «своего», депривированность. Отсутствие личного времени, пространства, дела, увлечений. Софья Нартова-Бочавер пишет о том, что личные границы — это инструмент. Где надо — ты их подвинешь или укрепишь. Как у вас с личными границами?
3 месяца назад
Презентация «Бунта» в Питере Декабрь уже через пару недель, предлагаю занять один выходной нашей с вами встречей. Обсудим книгу и вечную проблему: как быть собой в мире, которому ты «такой, какой есть» неудобен. Когда? 8 декабря в 15:00. Где? Книжный магазин «Порядок слов», наб. Фонтанки, 15 Приходите разговаривать и обниматься!
3 месяца назад