Почему в крутых экспертов синдром самозванца усиливается? Сверим понятия: Синдром самозванца проявляется в виде самокритики, мыслей «я недостаточно хорош» или что-то близкое по сути. Человек с синдромом самозванца очень сильно занижает свои реальные заслуги и способности. И вот парадокс: если человек активно развивается (надеется, что так синдром самозванца замолчит), то профессиональное развитие только усиливает этот синдром. Представьте себе, молодой, пока ещё не очень опытный специалист. И у него есть синдром самозванца. Время от времени ему в голову приходит мысли «я недостаточно хорош». Эти мысли кажутся вполне нормальными: опыта мало, выдающихся успехов – нет. Поэтому голос самозванца будто оправдан. Специалист развивается, набирается опыта, результаты становятся всё лучше и лучше. А голос в голове всё ещё утверждает «ты недостаточно хорош. Посмотри, как много людей лучше тебя…». Человек продолжает развиваться, становиться хорошим экспертом. Может быть уже учит других и получает много благодарностей от клиентов. Но голос не унимается: «Ты недостаточно хорош…». В результате у человека усиливается диссонанс и внутренний конфликт: С одной стороны, он видит крутые результаты свой работы С другой стороны, голос продолжает его принижать И чем круче результаты делает человек, тем абсурднее ему кажется критикующий голос, но он никуда не уходит. А почему не уходит синдром самозванца – потому что это отдельная часть личности и ей всё равно на результаты и заслуги. Она просто критикует «на автомате». Чем выше экспертность – тем сильнее диссонанс между «вижу свои крутые результаты» и «обесцениваю всё». Какой вывод? Нет смысла тратить время и ждать, что после очередной медальки голос самозванца замолчит. Просто уберите его техниками. Без синдрома самозванца развиваться будет проще.🤘
Степан Бабаев | Гипнолог
572
подписчика
Единственный в психологии работаю с гарантией результата🤘…
Парадокс: почему мы чиним технику, но ломаем себя? Допустим, есть человек, который работает на компьютере. И вот в его жизни случается прекрасный момент: он клацает иконку WORD, а компьютер от этого перезагружается. Позлился, возмутился, подождал, снова настроился на работу. Снова клацает WORD – компьютер снова перезагружается. Чуть больше позлился, матюкнулся, может проклял Билла Гейтса, подышал «квадратом», настроился на работу. Снова иконка WORD, дабл-клик и снова перезагрузка. Дальше зависит от степени настойчивости конкретного человека, но скорее, очень скоро он отнесёт компьютер в сервис. Так? Знаете ли вы человека, который будет упорно, в течение пару лет продолжать безумные попытки? Другой пример: Смартфон, человек запускает клиент-банк и потом видит, что при запуске клиент-банка у него из галереи удаляются все фото (и с облака тоже). При следующем входе в клиент банк – снова удаляются. Что будет делать человек? Перенастраивать? Отнесёт в сервис? Или будет терпеть? Когда техника отрабатывает, не так, как хочется – человек решает эту проблему. И это правильно! Люди, в большей степени, очень ценят исправную работу техники. И это рационально! Это же теееехниииииикаааааа! Которую они купили за собственные деньги (чаще, конечно, в кредит) С собой не обязательно обращаться так щепетильно: Хочешь начать дело, но возникает мысль, которая останавливает – не страшно. Это же влияет всего лишь на жизнь, а не на работу смартфона. Хочется научиться договариваться с близкими, а вместо этого сплошная драма – не страшно. Это всего лишь близкие. Хочется больше зарабатывать, быть решительнее, но включается самосаботаж – не страшно. Возникают мысли от внутреннего критика – это в пределах нормы. Парадоксально, не правда ли? Кто-нибудь купил бы телефон, который удаляет фото? – Нет. Но есть те, кто покупает жизнь, которая удаляет мечты! Есть люди, которые к технике относятся с большей заботой, чем к самим себе. Ведь себя они не покупали в кредит. 3 года ходить со сломанным гнездом зарядки на телефоне? Смешно! Годами ходить со сломанной самооценкой – нормально! Есть, конечно и особые люди, которые на это не согласны. Для которых они сами важнее смартфона. Эти 5% людей, которые относятся к своей жизни как к новому iPhone 16 Pro Max: 🔹 Каждый день — обновление системы 🔹 Регулярный апгрейд навыков 🔹 Ноль терпения к 'багам' в мышлении Их вы узнаете сразу: у них горят глаза, а их результаты растут. Этих не много. Но они уже великие по своей натуре. Они стремятся управлять собой лучше, чем смартфоном. Они ищут лучшие инструменты и методологию. Для этого и создавался тренинг Человек 2.0, чтобы люди, которые свою жизнь ценят больше телефона, получили ключи от своего разума и админ-доступ к своему мышлению. Что дороже вам: ваш смартфон или ваш потенциал?
Маленькие пальчики держат книгу. Ему 3 года, читает – мама. Он следует за самым приятным голосом в мире, его воображение превращает слова в образы. Рисуются персонажи и целые миры в которые он по-детски влюбляется. И вот в его представлении появляется идеальный мир: там все равны, правила безукоризненно выполняются, улицы ровные, дороги чистые, деревья идеально подстрижены. В этом мире существует только честность, и каждый может достичь всего, что достигают другие. Мальчику 37, он приходит в личную терапию в отчаянии. Врачи ставят множество диагнозов, а корень один – лишний вес. – я много что пробовал… я много раз пытался худеть, но всегда бросаю, очень быстро. – почему? – потому что нет результата. Зачем что-то делать, если нет результата? – согласен. Но давай рассмотрим: результата нет вообще? Даже 100 грамм не получается сбросить? Или нет какого-то конкретного результата? – не того результата, который хочу… – а какой результат ты хочешь? – хочу минус 2 кг в неделю – А сколько получалось сбросить? – 1,5 получалось. Но это не то… – а почему ты хочешь именно «минус 2 килограмма»? Откуда эта цифра? – я видел в интернете, что так бывает у других. Если бывает у других, то должно и у меня получиться. А если не получается – я бросаю – ты считаешь, что результат одного человека должен гарантированно получаться у всех? – да – хорошо. А где такое возможно? – как где, в мире… – в каком именно мире ты это видел? Где ты видел, что результаты одного гарантированы для всех? – как где, я так считаю и всегда так считал. Так должно быть! Подгружаю в транс, находим «правильный мир» который он создал в 3 года под убаюкивающий голос мамы. Проработка – стираем вымышленный мир. Возвращение в здесь и сейчас. В глазах вижу замешательство и озарение: – этого мира нет, я сам его придумал. В реальном мире так не работает… Но как быть дальше? я привык опираться на те правила… При этом мне как-то очень спокойно внутри… – сейчас ты будешь пересматривать много своих стратегий, будешь осматриваться в реальном мире. – знаешь, в конце работы перед глазами пролистнулось все случаи, где я бросал что-то из-за своих ожиданий, что должно быть «как у других». Десятки случаев проносились и рассыпались у меня на глазах. Конец сессии. Звонок через пару дней. Его накрывают волны сознаний и мимолётных «я хочу делать по-другому». Кучи стратегий пересматриваются в автоматическом режиме, идёт адаптация к реальному миру. Он заезжает ко мне в офис, в окно между сессиями, поделиться: – меняется всё: в работе, дома, отпуск я спланировал по-другому. Всё меняется! Когда у тебя следующий поток Человек 2.0? – в октябре – запиши меня. Я хочу научиться так управлять собой! Вечер, книга, 3 года, рядом мама и глубинное решение на годы в перёд. #невыдуманныеИстории@sbabaev_way
Она боролась уже не с весом, а с приступами истерики от упоминания о форме её тела #невыдуманныеИстории Она написала, что сегодня уже дважды случились приступы, похожие на паническую атаку, когда ей упоминали о проблемах с весом. Откладывать больше некуда... На сессии выясняем, что прямо сейчас тело напряжено, а эмоция не ясна. Идём в глубь – оказывается обида: - Кто поступил несправедливо? - Мама - Сколько тебе там лет? - 10 - Где вы? - Это пляж, я смотрю на неё и мне очень некомфортно - Что ты к ней чувствуешь? - Это презрение, может отвращение, она не в лучшей форме - Какое усилие в твоём 10-летнем теле? - Я хочу сжаться… Идём в сжатие, ищем место, где ей хочется спрятаться. Выходим на отца, который критиковал маму за её формы и требовал, чтобы мама похудела. Страх отца, подавленность и детское подчинение. Этот инцидент запирает нас в процессе на 20 минут. Разряжаем эмоции и наконец… Выходим на самый ранний случай в этой цепочке: - Кого ты видишь? - Это та, красивая крольчиха и фильма про кролика Роджера. Мне 3 и я ей восхищаюсь, любуюсь. Я хочу быть похожей на неё… А дальше годы непринятия себя, диеты, спорт, папины упрёки мамы. И стресс, который маскируется под желанием похудеть. Стресс, который меняет метаболизм, и мешает поддерживать форму. Убрали «безобидное» восхищение с которого всё началось. Проверили, что вся цепочка рассыпалась. Нет осуждения мамы, нет внутреннего голоса отца, нет обиды. Конец сессии. Она: мне спокойно, легко и хочется жить… Мы завершили только первую главу. Но напряжение, которое длилось 30 лет — ушло. Может быть, именно это — начало настоящей заботы о теле? Не через борьбу. А через принятие. Люблю счастливые истории. Люблю тех, кто выбирает путь счастья. Зачем жить с борьбой внутри себя, если можно иначе? Это реальная история из терапии. Если вы готовы изменить свою жизнь в лучшую сторону, записывайтесь на диагностическую консультацию
Собака, папа и 30 лет молчания Что вы чувствуете, когда хотите сделать по-своему, а близкие советуют поступить иначе? Что вы будете чувствовать, если поступите как вам сказали, а не так как хотели вы? Так было с Мариной почти 30 лет. (имя изменено) Она хотела купить платье, но звонила подругам, чтобы узнать их мнение. Когда предлагали свидание – она соглашалась идти в неудобное время туда, куда ей идти не хотелось. Она просто не могла сказать, как хочется ей… Выбирая не «как хочется», а «как сказали», после, всегда остаётся осадок. Это осадок поражения. Потому что отказ от своего желания – это поражение. Поражения копились пару десятилетий, уверенность падала, тревога появилась, окрепла, начала прогрессировать. Сколько таких случаев она успела накопить за это время в своей истории? Сколько раз она неосознанно выбирала замолчать своё мнение и выбрать чужое? Точно не сказать, предположу, что сотни подобных случаев были аккуратно сложены в копилку опыта. Работать с каждым случаем? Мы сделали не так! По прямому проводу эмоции мы нашли первичный инцидент: «Мне 4 или 5 лет, зима. Я ищу своего щенка и понимаю, что папа выкинул его из дома. Моего маленького, в лютый мороз, у нас на севере. Я в ужасе. Хочу спасти своего маленького друга и с претензиями кидаюсь на папу. Отец в ответ кричит, энергия насилия заполняет пространство. Бегу в ванну, закрылась. Сижу на полу обнявши свои ноги, тело то сжимается, то замирает. Комната наполняется страхом, а папа не унимаясь ломиться в дверь. Его сила побеждает…» В 5 лет Марина принимается решение (неосознанно) «выражать своё мнение и делать как считаешь правильно – опасно». С этого момента уже не она управляет своим решением, а оно ей. Теперь за неё решал детский страх. Сценарий, который однажды спас, а потом начал ломать. Теперь любое своё желание сопровождалось автоматическим желанием узнать хоть чьё-то мнение и сделать «как сказали». На сессии мы работаем не просто со случаем в ванной, а ищем: что ей там не хватало, чтобы стойко пережить этот момент. Какой внутренний ресурс был утрачен и она, хоть и была маленькой, но не справилась со стрессом. Мы находит утрату этого ресурса ещё раньше. Возвращаем утраченный ресурс. После этого у неё меняется восприятие детской травмы: сперва в инциденте исчезает страх, позже исчезает и решение «отказаться от собственного мнения». Я возвращаю Марину из проработки в «здесь и сейчас». Прошу вспомнить любой случай, где она отказывалась от своего мнения – случаи рассыпаются. Она их теперь видит не через детский страх, а по-взрослому – рационально. Начинает улыбаться, рассказывает, как чувство внутренней свободы начинает нарастать и ей становиться легко. Мы работали не с бесчисленными случаями выполнения чужой воли и отказа от своей. Мы работали с самим механизмом, который создал этот сценарий. Мы не переписывали всю её историю. Мы удалили исходный код. Один сценарий, который создавал сотни похожих ситуаций. Ушёл он — исчезли и они. Теперь она может выбрать себя — не как бунт, а как норму. Может сказать "я так не хочу", без страха и без вины. 30 лет молчания — отменены. За 1 час 40 минут. Если вы тоже часто сомневаетесь в себе, сдерживаетесь, ищете одобрения и соглашаетесь, когда не хотите — возможно, вы живёте не своей жизнью. Запишитесь на диагностическую консультацию Мы найдём, откуда начался ваш сценарий — и как его завершить.
Недавно общались с людьми, которым свойственна самокритика и вина. Общались и с теми, у кого это было до личной терапии. Интересовались вопросом:  как ты искал способ избавиться от вины и самокритики? Оказалось, что ВСЕ думали или думают, что от вины и самокритики избавиться нельзя. И НИКАК не искали способ! Удивительно вот что: все знают, что люди в космос летают, знают про всякие невозможные достижения. А что можно навсегда избавиться от самокритики и вины - не знают. И это пора исправлять!🤘 Цените себя. Да прибудет с вами сила🤘
Как измерить качество мышления? Есть такой тест, называется Оксфордский тест анализа личности. И из многих тестов, мною просмотренных и опробованных, он мне понравился больше всего. Во-первых, у него достаточно понятный вывод результатов. Результаты теста представлены в виде оценки 10 важнейших способностей и качеств человека: • Стабильность/рассеянность • Счастье/депрессия • Самообладание/нервозность • Уверенность/неуверенность • Активность/пассивность • Настойчивость/безволие • Ответственность/безответственность • Правильность оценки/критичность мышления • Чуткость/неотзывчивость • Общительность/необщительность Каждая из способностей оценивается по шкале от -100 до 100. И это показывает достаточно точный результат. Во-вторых, там очень простые вопросы (хотя их 200). Тест можно пройти минут за 20-30. И что самое ценное: в результатах можно увидеть сочетание способностей и достаточно точно определить текущее состояние, возможности человека и спрогнозировать его поведение в тех или иных ситуациях. Я этот тест с ноября начал использовать на тренинге Человек 2.0. Чтобы результаты работы мы измеряли не только мнением самих участников, но и видели изменения в способностях. С января начал использовать этот тест в личной терапии и для диагностических консультаций. Но так вот. Если 10 способностей измеряются от -100 до +100 балов. То общее количество баллов (если сложить значения всех способностей: от -1000 до +1000. И вот он - диапазон измерения мышления человека. И тогда получается, что сделав тест до терапии и после можно измерить результат, на сколько человек стал способнее. Так же пройдя тест до тренинга и после тренинга. Но это не всё. Я считаю, что важно пройти тест ещё через 2-3 месяца после окончания терапии/тренинга. Для того, чтобы увидеть, как развивались результаты после окончания программы. Стали ли результаты хуже, чем сразу после окончания (откат), остались ли стабильными или продолжили развиваться. Я будут делать замеры до начала программы, сразу по окончанию и через 2-3 месяца после окончания. Вот так психология может стать точной наукой) Результаты тренинга сейчас подвожу и скоро смогу поделиться статистикой. Не про каждого участника, а в общем: какие способности выросли больше других. Какой средний рост способностей. Если интересно – поставьте реакцию. P.S. тест мне так понравился, что я прохожу специальное обучение по глубокому анализу результатов этого теста. Если хотите пройти тест и получить подробный анализ, разбор – напишите мне в комментарии
Мой любимый тип клиентов Работать я, конечно, научился с очень разными людьми и разными запросами. Но среди всех типов клиентов есть самые любимые. Это люди с чувством вины и негативной оценкой себя. И вот в чём дело Эти люди, в силу вины и самокритики очень много изучали и работали, чтобы чувствовать себя лучше. Они очень многому научились. И самое главное – они научились обучаться. При этом им страшно проявляться, они не могут отстаивать свои интересы и реализовывать свои идеи невзирая на других. И вот, в терапии  мы им убираем чувство вины. Убираем самокритику (это очень даже возможно). Теперь они ориентированы не на мнение других людей, а исключительно на собственные идеи. И все накопленные годами навыки и способности начинают расцветать в полной мере. Люди с чувством и вины и самокритикой так близки к своим целям, но им сложно в это поверить. Они трудяги. Они мне напоминают альпинистов, которые шаг за шагом лезут в гору неся на плечах рюкзак с 10-ми килограммов вины и самобичевания. И не смотря на эту ношу – лезут. И вот в терапии  мы просто убираем у них весь этот лишний груз. А они, таща его с собой, окрепли. И без лишнего груза продолжают своё восхождение на легке и с новой скоростью. Если вы знаете человека, который, не смотря на вину и самокритику продолжает двигаться к цели – знайте, он очень целеустремлённый. Он ближе к цели, чем думает. Ему бы только убрать лишний груз из рюкзака. Да прибудет с вами сила🤘
Выбирай: отказаться от способности или развивать её? Каждый человек обладает огромным количеством мощнейших способностей. Есть способности очевидные, а есть те, на которые мы не привыкли смотреть. Вот лишь некоторые из них: - создавать убеждения, которые будут выполняться ни смотря ни на что - прогнозировать будущее - строить планы - ставить себе цели - анализировать и структурировать данные - видеть и справляться с препятствиями Неумелое использование своих способностей может принести очень много проблем. Взгляните: девочка, например, в детстве решила (создала убеждение), что Мужчины обязаны делать Женщин счастливыми. И вот она строит отношения и требует от Мужчин выполнения долга. А Мужчины сопротивляются, не торопятся выполнять её ложное убеждение. Она, в результате, расстраивается и обижается. Или мальчик в детстве поверил, что если он будет делать всё для людей (услуживать), то они обязаны отвечать взаимностью и обязательно будут угождать ему. И вот, он уже взрослый, растрачивает свою жизнь услуживая всем, но взаимности или вовсе нет, или она сильно меньше, чем он ожидает. Он будет огорчаться и сокрушаться о несправедливости мира. Оба наши персонажа, из-за накопленных неудач, могут принять решение отказаться от своих способностей Она: я тогда вообще не буду вступать ни в какие отношения. Не нужна мне семья. Он: Люди делали мне больно, теперь я буду делать больно им и буду игнорировать чужие потребности Так можно. Можно отказаться от способности, использование которой принесло боль. Но представьте себе ребёнка. Ему год или может два. Он ещё очень неуклюж и пока ещё неумело пользуется своим телом. То падает, то ударяется. И вот он, обидевшись на свои способности примет решение отказаться от ног, из-за которых ему бывает больно. Разумный ход? Станет ли он счастливее, если откажется от своих ног (способностей)? Или всё же лучше научиться мастерски использовать ноги (свои способности)? То же самое и с нашими героями выше: она сможет научить строить отношения с Мужчинами и насладиться семейным счастьем и счастьем материнства. А парень может научиться выстраивать отношения выиграл-выиграл (бед прислуживания и подавления). Сможет собрать команду и реализовать себя через какой-нибудь очень крутой проект. Испытывая проблемы, нам часто приходит в голову идея отказаться от своих способностей или мечт. Но есть и другой путь… Развивать свои способности. Нарабатывать мастерство. Знаете, таких людей, как наши герои? Сталкивались с теми, кто отказывается от способностей? А с теми, кто их развивает?
Будущее наступило Со школы больше всех предметов я не любил русский язык. А сейчас мне бывает нужно помочь старшему сыну с уроками. Вчера он попросил помочь с темой "виды сказуемых". Я не то, чтобы не помнил эту тему. Я до его просьбы даже не помнил, что сказуемые бывают разного вида) И так и сяк, по его конспектам мне разобраться не получилось. Я пошёл в ИИ и попросил мне объяснить простыми словами эту тему. Вроде бы разобрались. Но как закрепить навык практикой? А ещё мне нужно убедиться, что сын понял тему, хотя я сам не уверен, что я её хорошо понял. Я нашёл неожиданное решение: я написал задачу в ИИ: "Проведи мне тестирование по видам сказуемых. Приводи мне примеры односоставных предложений, где я должен определить вид сказуемого. Вопрос для тестирования один: «определи вид сказуемого?». Дай мне варианты ответов с порядковыми номерами, чтобы я в ответе указывал только порядковый номер. После моего ответа проверь мой ответ и подтверди: верно я определил вид сказуемого или нет. После подтверждения укажи мне сколько раз подряд я ответил правильно. Тестируй меня до 10 правильных ответов подряд." Задача выполнена великолепно. Получается я могу обучать даже в той сфере, которую сам знаю крайне плохо. Нужно лишь понимать сам процесс обучения, как таковой, и уметь точно ставить задачи. В основе навыков человека скоро станет целеполагание: на сколько точно и конкретно человек умеет ставить задачи. Именно целеполагание станет одним из самых ценных навыков в скором будущем Я всё больше вижу, как применять ИИ в обычных делах. Я всё больше вижу, что ИИ сильно изменит мир в ближайшие 5-20 лет. ИИ заменит многие специальности. Один крутой программист сможет заменить целый отдел, потому что простые задачи вместо подчинённых будет выполнять ИИ. А слабые программисты будут не востребованы. И речь не только о программистах. Крутой дизайнер – заменит 10-ки дизайнеров. Крутой копирайтер заменит 10-ки посредственных копирайтеров. А куда пойдут посредственные специалисты? Чем будут заняты они? Впереди нас ждёт интересное время сильнейших перемен. Тот, кто будет способен быстрее меняться и адаптироваться – будет сильно опережать остальных. Готовы к таким переменам?
Из чего состоит человек?
Каждый человек имеет время, которое тратит на какие-то действия и достигает каких-то результатов: И этот список можно продолжать… Любое время и любое действие создаёт какой-то результат. Но не любой результат полезен… Какая польза, например, в «поругались и ухудшили отношения в семье»? Мы можем разбить всё время и дела человека на категории: Понимаете, да?  А теперь представьте себе, что человек взял и перестал делать то, что не приносит ни пользы, ни удовольствия: Что сделает человек с освободившимся...
Как раньше жили без психологов?
И вправду, как?
Вчера на консультации сидим, разбираем семейные проблемы – семья в полшага от развода.
И тут я слышу тот же вопрос, который пару месяцев назад задала моя мама: «но как раньше люди жили без психологов? Как-то же жили, решали проблемы…»
В то время я с наставником созванивался 3-4 раза в неделю. У нас в семье был кризис. Это видела и чувствовала не только мама, а все родственники.
Так вот, на маминой кухне я растерялся и задумался: действительно же жили семьи. И разное случалось...