Найти в Дзене
От паровозов к тепловозам
27 августа 1956 года завершился выпуск магистральных пассажирских паровозов в России. В этот день был произведен П36-0251 — последний пассажирский паровоз, построенный в Советском Союзе. Ещё в начале XX века российские инженеры и изобретатели разрабатывали более совершенные и экономически выгодные локомотивы. В те годы среди специалистов преобладало убеждение, что использование дизельных двигателей в локомотивостроении представляет собой одну из наиболее сложных технических задач. Исследователи и конструкторы упорно трудились над разработкой усовершенствованных моделей тепловозов...
1056 читали · 1 неделю назад
Перевозка нефти: вагон-цистерна
История перевозки «чёрного золота» неразрывно связана с развитием железных дорог. В этой статье мы расскажем о специальных вагонах для перевозки нефти и экспонатах, сохранивших память о развитии нефтяной логистики в нашей стране. Впервые о наличие нефти на территории России упоминается ещё в X веке. Однако до середины XIX столетия разработка нефтяных месторождений оставалась нерентабельной, поскольку сфера использования этого ресурса была крайне ограничена. Кроме того, места добычи нефти находились в областях, значительно удалённых от развитых центров...
165 читали · 2 недели назад
Рождение российского паровозостроения: от первого локомотива до промышленного производства
1845 год стал переломным моментом в истории российского железнодорожного транспорта — именно тогда на Александровском заводе около Санкт-Петербурга были построены первые серийные отечественные паровозы. первый отечественный магистральный паровоз. Это событие положило начало российскому заводскому локомотивостроению и открыло новую страницу в развитии промышленности страны. Эти паровозы были выпущены для строившейся в то время Санкт-Петербурго-Московской железной дороги. Для выбора поставщика локомотивов...
144 читали · 3 недели назад
Первая электричка в РСФСР: как 1929 год изменил пригородные поездки
1929 год, Москва. На Северном вокзале, именуемым в настоящее время Ярославским, толпа провожает необычный поезд — без привычного паровоза, без клубов дыма. Это первая в РСФСР пригородная электричка, которая домчит пассажиров до станции Мытищи. Несколькими годами ранее, 6 июля 1926 года, в Азербайджане, который входил тогда в состав СССР, была открыта первая в Союзе электрифицированная железнодорожная линия Баку-Сабунчи. 3 августа 1929 года произошло знаковое событие в истории российского транспорта — с Ярославского (тогда Северного) вокзала Москвы отправилась первая в стране электричка...
1047 читали · 1 месяц назад
История и эволюция железнодорожных вокзалов
Знаете ли вы, что слово «вокзал» происходит от концертного зала? Английское Vauxhall — название лондонского парка с музыкальным павильоном. В России это слово прижилось благодаря Павловскому вокзалу — роскошному музыкальному павильону, построенному на конечной станции Царскосельской железной дороги. Это был не просто пункт прибытия, а модное место проведения досуга: с концертами, рестораном и даже небольшим пансионатом! С тех пор вокзалы прошли удивительный путь: из развлекательных комплексов они...
1 месяц назад
Вагоны специального назначения: церковь и аптека на колесах
На железных дорогах России и СССР можно было встретить вагоны специального назначения. Среди них были передвижные храмы, подвижной состав для транспортировки раненых и больных и даже вагоны-гаражи для автомобилей. В этой статье мы расскажем о самых интересных из них — вагонах-церквях и военно-санитарных поездах. Железные дороги дореволюционной России содержали собственные храмы, которые строились на средства дорог и пожертвования. В конце XIX века, когда железные дороги активно строились в отдалённых...
313 читали · 1 месяц назад
ТЭП70: тепловоз, покоривший советские магистрали
Представьте себе мощную стальную машину, рвущуюся вперёд по бескрайним просторам страны. Гул дизеля, мерный стук колёс, стремительный разгон — так выглядел опытный тепловоз ТЭП70-0007. Его создание стало для своего времени большим достижением: мощность 4 000 л.с, передача переменно-постоянного тока, плавный ход на высоких скоростях. Но путь к успеху был непростым — тепловозы опытной партии не были запущены в серийное производство, вместо этого был создан локомотив другой конструкции, но сохранивший прежнее обозначение ТЭП70...
1263 читали · 1 месяц назад
От паровой тяги до электрификации: как менялись локомотивы БАМа
Байкало-Амурская магистраль — одна из важнейших железных дорог нашей страны. Предлагаем проследить эволюцию локомотивов, которые эксплуатировались на этой линии. В 1930-е годы международная обстановка на Дальнем Востоке резко обострилась. В Китае шло вооруженное противостояние между различными политическими силами, а на севере страны возникло формально независимое государство Маньчжоу-Го, фактически контролируемое Японией. Транссибирская магистраль, проходившая вдоль Амура в опасной близости от границы, становилась стратегически уязвимой...
248 читали · 1 месяц назад
Обер-кондуктор: что за профессия?
На старых фотографиях железных дорог можно увидеть человека в форменном мундире, с аксельбантами, медным свистком и кожаной сумкой через плечо. Это обер-кондуктор, ключевая фигура в движении поездов прошлого. Кем же он был, и почему его роль была так важна? Обер-кондуктор (или просто «обер») — должность, в чём-то сходная с современным начальником поезда. Он отвечал за всё, что происходило в пути: следил за расписанием, проверял сопроводительные документы, обеспечивал торможение поезда при применении...
284 читали · 2 месяца назад
80-летие Победы: как железные дороги помогли победить в Великой Отечественной войне
В год 80-летия Великой Победы Музей железных дорог России запустил проект, рассказывающий о роли советских железнодорожников в борьбе против нацистских захватчиков. Цикл видеороликов раскрывает семь ключевых тем, связанных с работой железных дорог в военные годы: от перевозки грузов на фронт и эвакуации до героизма медиков, жизни блокадного Ленинграда и значения отраслевого образования. К созданию сюжетов были привлечены различные музеи, культурные и образовательные учреждения. Железные дороги — это настоящие «Артерии Победы», которые связали тыл и фронт...
2 месяца назад
Октябрьская железная дорога: память о войне
Октябрьская железная дорога — не просто часть сети Российских железных дорог, соединяющая города и регионы Северо-Запада нашей страны, это живой свидетель истории подвига железнодорожников в годы Великой Отечественной войны. По всей магистрали можно встретить мемориалы, паровозы-памятники и музеи, напоминающие о героических страницах прошлого. Одним из самых значимых маршрутов военных лет стала Дорога жизни — путь, по которому в блокадный Ленинград доставляли продовольствие и эвакуировали людей....
2 месяца назад
Путешествия на дачу: от «Кукушки» до электрички — дорожные истории дореволюционной России и СССР
Дачи — одно из любимых мест отдыха современных городских жителей. Но когда появились первые дачи и как до них добирались в дореволюционной России и СССР? Давайте проследим, как дача стала частью городской культуры, кем были первые дачники в императорской России и какими способами они достигали мест летнего отдыха. Первые дачи в России появились при императоре Петре I в начале XVIII века. Император жаловал приближённым земли под Санкт-Петербургом — так возникла Петергофская дорога, аналог нынешней московской Рублёвки...
641 читали · 2 месяца назад