Найти тему
НОВЫЙ ГОД В БАНЕ    Помните, как говорил Женя Лукашин из легендарного фильма «Ирония судьбы, или С легким паром»: «Понимаете, каждый год 31 декабря мы с друзьями ходим в баню. Это у нас такая традиция»?    В девяностые годы минувшего столетия у нас с друзьями была своя традиция ─ отмечать Старый Новый год в квартире моего старшего брата Тиграна. Компания у нас была веселая, человек десять. Отмечали всегда шумно, переодевались в новогодние костюмы, конечно, ели вареники. Уж простите, выпивали спиртное. И вот помню, как-то пришла кому-то «трезвая мысль»: не пойти ли нам, как Женя Лукашин, в баню. В самом деле, почему так скучно сидим, в квартире?..   Хочу напомнить, что девяностые годы были непростые. Жили мы небогато, зарабатывали мало, многим задерживали зарплату на работе, кого-то сократили. Но жили весело. Молодость ─ прекрасная пора. Чего трудностей бояться?   Поэтому мы решили, что поскольку в ресторан нам идти накладно, а в квартире уже надоело, то пойдем в баню. Мы скинулись и отправились в баню. Конечно, она была закрыта. Но мы постучали. Нам открыла какая-то пожилая женщина. Мы ей сообщили, что хотим попариться и встретить Старый Новый год.    ─ Вы с ума сошли? ─ спросила у нас женщина. ─ Баня не работает. Приходите днем.   Тогда мы работнику банного комплекса стали объяснять, что мы люди культурные, рассказали, где и кем работаем. А потом дали женщине собранные деньги, объяснив, что внесем почасовую оплату до утра.    ─ Деньги, конечно, будут нелишними, ─ согласилась пожилая женщина. ─ Нам зарплату задерживают. Только к пяти утра вам надо будет уйти отсюда. А то солдат мыться привозят в это время.    Вот так мы встречали Старый Новый год: в бане, с шайками, с шампанским под бой курантов, почти как Женя Лукашин, но только по-своему. Правда, в Ленинград мы не полетели. А утром пошли в бассейн. И там купались до прихода первых посетителей. Так что в те девяностые годы каждый развлекался и зарабатывал, как мог. Но это уже другая история… Георгий БАГДЫКОВ.
2 года назад
«ВИДНЫЙ ДЕЯТЕЛЬ КАДЕТСКОЙ ПАРТИИ И ДРУГ ВРЕМЕННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА»
Один из лидеров партии кадетов Моисей Сергеевич Аджемов был родом из Нахичевани-на-Дону. Он вошел в историю не только как видный общественный и политический деятель, но и как человек, который был в хороших отношениях со многими известными людьми того времени. По воспоминаниям очевидцев, обладал великолепным чувством юмора и эрудицией. Интересные воспоминания об Аджемове и о революционном Петрограде оставил выдающийся русский певец Федор Иванович Шаляпин. Он, в частности, в книге «Маска и душа» писал: «Было очевидно, что Временное правительство доживает свои последние дни...
2 года назад
СТРАНА, КОТОРОЙ НЕТ
Советский Союз прекратил свое существование в 1991 году. Напомню, 25 декабря 1991 года первый и последний президент СССР Михаил Сергеевич Горбачёв в телеобращении к народу объявил о прекращении своей деятельности на посту руководителя Советского Союза и подписал указ о передаче управления стратегическим ядерным оружием президенту России Борису Ельцину. После этого над Кремлём был спущен государственный флаг СССР. Но, пожалуй, юридически Советский Союз перестал существовать 26 декабря. По данным...
2 года назад
АРМЯНСКОЕ РОЖДЕСТВО Армянская апостольская церковь (ААЦ) и армяне всего мира отмечают Рождество Христово 6 января. Конечно, кроме армян-католиков, православных и агностиков. Почему именно 6 января армяне отмечают Рождество? Как я люблю в шутку говорить, у армян все по-особому. Во-первых, дело в календарях. Вы знаете, есть юлианский календарь, по которому живут многие православные церкви, и есть григорианский, по которому живут католики и протестанты. Думаю, у многих возникает вопрос, почему армяне не празднуют тогда Рождество 25 декабря. Дело в том, что точная дата рождения Христа неизвестна. Однако Армянская церковь, да и не только она, утверждает, что до четвертого века все христианские церкви отмечали рождение Христа 6 января. Потом в церквях начались разногласия, они усилились после Вселенского Халкидонского собора. Представители Армянской церкви 6 января отмечают праздник Богоявления, который объединяет Рождество и Крещение. Другие христианские церкви, в зависимости от того, придерживаются они нового календарного стиля или старого, празднуют Рождество 25 декабря/7 января, а Крещение – 6/19 января. Утверждают, что, согласно римско-католическим источникам, дата была изменена с 6 января на 25 декабря, чтобы отменить языческий праздник, посвященный рождению Солнца, который отмечался 25 декабря. В Армении же не было такого языческого праздника. Армянская церковь тогда уже не находилась в общении с Римско-католической. Таким образом, сохраняя верность традициям, армяне продолжают праздновать Рождество 6 января. Но на Святой Земле армянские церкви, как и православные, используют старый календарь. Соответственно, там армяне отмечают Рождество 18 января. Кстати, раньше в Нахичевани тоже отмечали Рождество по старому стилю. Но потом все изменилось. Это отдельная история. Интересно, что накануне Рождества Христова (по старому стилю) армянский патриарх Иерусалима вместе с духовенством и верующими отправляется из Иерусалима в город Вифлеем, в церковь Рождества Христова, для особо торжественных и красочных церемоний. Я надеюсь, что приблизительно объяснил, почему армяне отмечают Рождество 6 января. У армян все по-особому. Такова загадка армянской души. Кстати, в Нахичевани Новый год и Рождество всегда отмечали с размахом и очень торжественно. Как правило, за большим праздничным столом собиралась вся семья ─ многочисленные родственники, дедушки, бабушки, тети, дяди. Эти традиции были святы и бережно хранились даже в советские годы. В Рождество в Армении приветствуют друг друга со словами: «Христос родился и явился! Благословенно явление Христово!»․ А к праздничному столу подают традиционные рождественские блюда. Это рыба, которая с древности является символом христианства. Также принято угощать гостей плавом (пловом) с изюмом: рис олицетворяет человечество, а изюм – избранных, которых выбрал Господь. В старой Нахичевани целый день в Рождество в армянских церквях шли богослужения, освящали воду. Да и сегодня, конечно, эти богослужения особо торжественные. А освященная вода в Рождество считается целебной. Георгий БАГДЫКОВ.
376 читали · 2 года назад
Здание гимназии №14 имеет большую и интересную историю. Построенное в 1882 году как «Гогоевское женское училище», оно пережило немало исторических перемен и перестроек. Купец Никита Христофорович Гогоев (Мкртыч Хачатурович Гогоян, 1796−1865) всегда охотно помогал нуждающимся. Получив в наследство от отца семейное дело, он проявил себя талантливым коммерсантом. Гогоев успешно зарабатывал. При этом многие бедные семьи Нахичевани всегда находили у него поддержку. Но успешного нахичеванца на протяжении жизни преследовали удары судьбы… Одной из трагедий было то, что все три его дочери умерли в раннем возрасте. Близкий друг компаньона Никиты Христофоровича, знаменитый таганрогский писатель Нестор Васильевич Кукольник, посоветовал ставшему бездетным купцу основать учебное заведение для армянских девочек в память о дочерях. В мае 1858 года было составлено духовное завещание. Купец Никита Гогоев завещал весь свой капитал и доходы от предприятий использовать для открытия училища. В 1865 году он скончался. В 1877 году вдова Н.Х. Гогоева получила разрешение «Об учреждении в городе Нахичевани-на-Дону девичьего училища под наименованием «Гогоевского». Новое здание было открыто 26 сентября 1882 года (нынешний адрес: 28-я линия, 3). Учебное заведение получило название «Гогоевское женское училище». В нем изучали армянский, русский, французский и немецкий языки, всеобщую, русскую и армянскую историю, историю армянской церкви, арифметику, географию, естествознание, пение, рукоделие, правописание. Желающие могли обучаться музыке. Открытие Гогоевского училища и строительство здания для него стали важными событиями в общественной жизни Нахичевани-на-Дону (с 1838 года город назывался так). Со временем появилась необходимость в преобразовании Гогоевского училища в женскую гимназию. После октябрьской революции гимназия стала называться трудовой школой №45 первой ступени. Затем − школой №6 второй ступени, а потом − школой №16 имени Степана Шаумяна (революционер, один из 26 погибших бакинских комиссаров). С 1924 года в школе учились совместно мальчики и девочки, принимали также учеников из армянских сел. В тридцатые годы минувшего столетия здесь были организованы драмкружок, хор, ансамбль восточных музыкальных инструментов. Многие учителя довоенных лет школы №16 имени Степана Шаумяна одновременно работали в Армянском педагогическом техникуме Ростова-на-Дону, который располагался на 26-й линии, 4. С началом Великой Отечественной войны армянские школы и педагогический техникум в городе закрылись. Было не до учебы. Все выпускники и многие преподаватели школы имени Степана Шаумяна ушли на фронт. А в помещении бывшего «Гогоевского женского училища» расположился военный госпиталь. В 1959 году в этом здании открывается школа №14 с углубленным изучением английского языка. В 1992 году на основании постановления главы администрации г. Ростова-на-Дону от 8 сентября школа №14 получает статус гимназии гуманитарного профиля. Теперь гимназисты, как в старое доброе время, изучают английский, французский, латынь, факультативно – армянский язык. С целью воспитания в детях уважительного отношения к своему прошлому, к своей славной истории в гимназии №14 был создан музей. Память о нахичеванском купце Никите Христофоровиче Гогоеве бережно сохраняется в музее гимназии №14. Информационный стенд установлен «Ростово-Нахичеванским обществом любителей истории, литературы и искусств» при активном участии краеведов Георгия и Тиграна Багдыковых (выпускников этого учебного заведения), Оксаны Мордовиной, при содействии администрации гимназии, директора Татьяны Альбертовны Корниловой, заслуженного учителя России Лидии Дмитриевны Матвеевой.
2 года назад
КУЛИНАРНЫЕ ПУТЕШЕСТВИЯ ВО ВРЕМЕНИ СВЕТЛАНЫ МОРОЗОВОЙ
Если бы раньше мне кто-то сказал, что буду читать кулинарные книги, то я, пожалуй, рассмеялся бы в ответ. Но недавно у меня появился любимый писатель. Ее зовут Светлана Морозова. Она пишет очень интересные и увлекательные книги, которые связаны не только с кулинарией. Возможно, если бы это были какие-то кулинарные справочники, то читать бы я их не стал. Приготовление продуктов − не мой конек. Но книги Светланы Морозовой особые, они рассказывают об истории, о людях. И именно сквозь призму истории того или иного города мы изучаем и кухню...
2 года назад
ЛИЗА ЛОСЕВА И ЕЕ ПРАВЫЙ БЕРЕГ
Пару лет назад мне довелось познакомиться с творчеством ростовской писательницы Лизы Лосевой. Ее детективный роман «Черный чемоданчик Егора Лисицы» произвел на меня сильное впечатление. У Лизы хороший слог, пишет она легко и увлекательно. Роман мне понравился еще и потому, что в нем с любовью описан наш дореволюционный город. Старый Ростов и Нахичевань оживают на страницах книг Лизы Лосевой. И это меня особо радует как краеведа. Потом я узнал, что литературные достоинства Лосевой были отмечены писателями Дмитрием Быковым, Ольгой Славниковой, Николаем Свечиным...
2 года назад
Памятный знак (указатель) “Ростов-Нахичевань-на-Дону” установлен в Первомайском парке «Ростов-Нахичевань – феномен мировой культуры» − именно так называл два некогда самостоятельных города известный донской писатель и краевед Владимир Сергеевич Сидоров. В мировой истории трудно найти аналог такого мирного и взаимно обогащающего существования двух городов. Ростов и Нахичевань − это еще и пример нерушимой дружбы двух братских народов − русского и армянского. Именно здесь, на территории современной Театральной площади, проходила граница двух городов − Ростово-Нахичеванская межа. Это историческое место мы и решили обозначить памятным знаком (указателем). Памятный знак (указатель) установлен «Ростово-Нахичеванским обществом любителей истории, литературы и искусств» при помощи администрации парка культуры и отдыха 1 Мая, а также при активном участии ростовских краеведов и общественников: Георгия Багдыкова, Оксаны Мордовиной, Ольги Головиной, Гаяне Давыдовой, Сергея Гайдука, Ярославы Порутчиковой, Татьяны Аносян, Тиграна Багдыкова, а также Владимира Чижова. Напомню, что в декабре 1928 года административной комиссией при Президиуме ВЦИК СССР было принято решение города Ростов и Нахичевань-на-Дону объединить в город Ростов-на-Дону. А 14 января 1929 года вышло постановление «О слиянии городов Ростова и Нахичевани-на-Дону Северо-Кавказского края в один город с присвоением ему наименования Ростов-на-Дону, о выделении города Ростова-на-Дону из состава Донского округа и перенесении центра Донского округа». В том же 1929 году Нахичеванский район (территория бывшего города Нахичевань-на-Дону) был переименован в Пролетарский. Здесь, на Ростово-Нахичеванской меже, проходили народные гулянья, в которых принимали активное участие не только нахичеванцы, но и ростовцы. Особенно торжественно отмечали в Нахичевани Пасху и праздник в честь Святого Георгия (Хдрелез или Хдрлез). Праздновали донские армяне религиозные праздники на площади рядом с церковью Святого Георгия в Нахичевани. Эта церковь находилась на границе (меже) с Ростовом, несколько ниже здания Управления Северо-Кавказской железной дороги, ближе к ростовской границе. А еще рядом с Ростово-Нахичеванской межой была возведена русская православная Софиевская церковь. Тут же была и Софиевская площадь. Располагалась церковь немного выше Александровского сада Нахичевани (ныне парк имени Вити Черевичкина) буквально через дорогу. От Софиевской церкви к центру Нахичевани шла Софиевская улица (ныне Первомайская). Рядом с Ростово-Нахичеванской межой располагались ростовская городская Николаевская больница, на территории нынешнего парка культуры и отдыха 1 Мая − комплекс построек Коммерческого клуба (ранее на его месте был циклодром Асмолова), напротив, на улице Садовой, располагался театр-варьете или кафе-шантан «Марс» (ныне − здание Ростовской государственной филармонии). Вот такое уникальное историческое место мы и решили обозначить памятным знаком. Подобный знак-указатель планируем установить и в парке имени Вити Черевичкина. Георгий БАГДЫКОВ
2 года назад
В далеком уже 2012 году мне довелось побывать в Ереване. Жил тогда я в центре города в гостинице «Ани». Когда у меня было свободное время, я любил зайти в бар, выпить грамм сто настоящего армянского коньяка. В итоге я подружился с барменом, его звали Армен.   Как-то я зашел в бар, и Армен сразу спросил:    − Дорогой, коньяк сегодня пить будешь? У меня есть «Арарат». Только что привезли с коньячного завода.    − Наливай, − согласился я, присаживаясь за барную стойку.    − А кофе по-восточному будешь? − поинтересовался он у меня.    Кстати, армяне − большие любители кофе. Во многих кафе стоит аромат свежемолотого натурального кофе, который варят в специальных армянских турках под названием срджеп (или сэрче́п). Срджеп − это такой специальный конический сосуд с отогнутым носиком и длинной ручкой. В Ереване они есть в каждом доме. По-моему, у любого ереванца имеется также свой неповторимый рецепт приготовления кофе. Кстати, мне нравилось, как бармен Армен готовил кофе с коньяком. И все же…    Я неплохо отношусь к кофе, но больше люблю чай. Потому и ответил Армену:    − Нет. Спасибо. Хочу чай. Хороший индийский чай.    Армен обратился к официантке на армянском языке:    − Люсинэ, русский хочет чай.    Когда-то мои бабушки пытались учить меня армянскому языку. Я не говорю на нем, но кое-что понимаю. Во всяком случае, смысл слов бармена я понял сразу. После минутной паузы обратился к Армену:    − Ты решил, что я русский?    − Да. А откуда знаешь армянский? − обалдел Армен. − Ты же из России.    − По-армянски не говорю, но кое-что понимаю. Я хоть, как говорится, обрусевший, но донской армянин, − пояснил Армену.    − Не может быть! − развел руками бармен. − Я думал, что ты русский или еврей. А ты, оказывается, русский армянин.    − Русский армянин? − переспросил я.    − Да, русский армянин, − повторил Армен.    − Так меня еще никто не называл, − рассмеялся я в ответ. − Но ты прав. Я действительно русский армянин и в душе, и по жизни.    В Армении меня поразило дружелюбие местных жителей, а также то, что они меня не воспринимали как армянина. Я для них был русским или русским армянином. Иногда меня почему-то принимали за еврея из России. Но это неважно. Важно то, что к гостям там относятся очень хорошо. Гостеприимный народ − это правда. Георгий БАГДЫКОВ.
2 года назад