Найти тему
Летопись А. И. Лосева 1623 год По Ангаре и Тунгуске, вблизости Айлинского порога кочующий тунгусский князец Куютик отдал в ясак 20 соболей, 2 шубы собольи, 11 собольих лоскутов и одну соболиную и бобровую подполоку к лыжам. Достойно примечания то, что россияне, вдруг распространясь небольшими отрядами в разные стороны, покоряли тунгусов и якутов без всякого сопротивления и брали в ясак с каждого человека по 10 соболей. Тогда же киргизцы, прежде изменявшие, снова присягу подданничества принимали. По писцовой книге Михаила Карсарова у остяков и татар заводились селения вообще с выходцами из г. Чердыни вятчанами по повелению государя царя и великого князя Михаила Федоровича. Около г. Кунгура земля принадлежала иренским татарам.
9 месяцев назад
Летопись А. И. Лосева 1622 год Енисейский воевода Яков Хрипунов, уведомясь, что буряты намерены на ясашных тунгусов, по Кану-реке кочующих, учинить нападение, послал к ним нарочного казака [для] жития постоянного, по прозванию Постника, обнадеживая монаршею милостию и подарками, велел оному посланному угостить их вином, выгоняемым из хлеба. Сей напиток, поглянувшись им, возбудил желания в их принять им предложение. Но были ли буряты в Енисейске для принятия обещанной награды, о том неизвестно. Тогда с объясаченных тунгусов получено в подать 94 соболя, да князец их, Пырей, с своего семейства, в 4-х человеках состоящего, взнес в ясашную казну 30 соболей, 1 соболью шубу и 1 сделанную из соболей лыжную подполоку, а буряты ясак платить не согласились.
9 месяцев назад
Летопись А. И. Лосева 1621 год Тунгусы вилюйские добровольно покорились и доставили мангазейским казакам известие, что якуты, со скотом своим вышедшие из красноярских пределов, в многочисленных стечениях заняли места по Лене, начиная от устья впадающей с западной стороны между реками Витимом и Олекмою, называемой Нюй, между Леною и Витимом и по рекам: Оленску, Алдану, Яне и Индигирке, которые тунгусов вытеснили из природных их мест. По преданиям известно, что якуты отделились от жительствующих по Барабинской степи татар, называющихся саха, которым именем и якуты себя называют. Тогда известен был первый их начальник Омогабай, который с преданными себе людьми был выгнан из родины своей силою российского оружия, удалился сперва к вершине реки Лены, откуда буряты и тунгусы его прогнали, то пустился он на плотах плыть по реке Лене вниз ее течения до Гусиных гор, где буряты с тунгусами, его догнав, начали кровопролитное сражение. Место сие буряты, тунгусы и якуты согласно показывают*. Казаки желали быть во всех сторонах безопасными от нападения неприятелей, скоро отправились на реку Лену и, прибыв на урочище, называемое гора Чабыдал, построили первый там острог и по жительству около оного якутов назвали Якутским. Сей острог был построен по течению Лены на правой стороне ниже нынешнего города за 60 или 70 верст. *Об этногенезе якутов (саха) существуют различные предположения. Эта самая северная тюркоязычная народность появляется на Лене в XV— XVI вв. В преданиях и легендах якутов говорится об их бегстве на север из Прибайкалья. Последние переселенцы с юга появились в этих местах в конце XVI в. То есть якуты не могли быть вытеснены со своей исторической родины русскими.
9 месяцев назад
Летопись А. И. Лосева 1620 год Тунгусский князец Истик добровольно покорился и с 6 человек отдал в ясак 45 соболей. В разных местах казаки строили ясашные зимовья, сугланами называемые, в которых порядочный платеж ясака установляли. Зимовья, или сугланы, много способствовали казакам, ибо оные были главные их убежища в тесных обстоятельствах. Иркутск основан зимовьем при реке Иркуте на левом берегу выше устья за версту. Первые в зимовье поселились: енисейский пятидесятник Березовский и сын боярский Петрушка Тальшин. К ним как начали приселяться с разных сторон российские зверопромышленники, то кочевавшие около оного зимовья буряты стали приходить в приметную робость и скоро почувствовали над собою их величие. В низовых местах город Верхотурье распространен и укреплен лучшим образом.
10 месяцев назад
С Праздником Победы!
10 месяцев назад
Опубликовано фото
10 месяцев назад
Летопись А. И. Лосева 1619 год Военные действия казаков в сем году были немаловажны. Особливо было заметно: 1) тунгусы хотя повсеместно силились делать на россиян нападения, но скоро обращались в бег, потому что при каждой стычке совершенно были разбиваемы и пораженные из них попадались в плен; 2) построен город Енисейск, в котором первый начальствовал посланный из Пелыма сын боярской Петр Албичев с казачьим старшиною Черкасом Рукиным.
10 месяцев назад
Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех Живот даровав! Христос воскресе! С Праздником, православные! С Праздником, русичи!
10 месяцев назад
"...Был, говорит он, в древности народ, головотяпами именуемый, и жил он далеко на севере, там, где греческие и римские историки и географы предполагали существование Гиперборейского моря. Головотяпами же прозывались эти люди оттого, что имели привычку «тяпать» головами обо все, что бы ни встретилось на пути. Стена попадется — об стену тяпают; богу молиться начнут — об пол тяпают. По соседству с головотяпами жило множество независимых племен, но только замечательнейшие из них поименованы летописцем, а именно: моржееды, лукоеды, гущееды, клюковники, куралесы, вертячие бобы, лягушечники, лапотники, чернонёбые, долбежники, проломленные головы, слепороды, губошлепы, вислоухие, кособрюхие, ряпушники, заугольники, крошевники и рукосуи. Ни вероисповедания, ни образа правления эти племена не имели, заменяя все сие тем, что постоянно враждовали между собою. Заключали союзы, объявляли войны, мирились, клялись друг другу в дружбе и верности, когда же лгали, то прибавляли «да будет мне стыдно», и были наперед уверены, что «стыд глаза не выест». Таким образом взаимно разорили они свои земли, взаимно надругались над своими женами и девами и в то же время гордились тем, что радушны и гостеприимны. Но когда дошли до того, что ободрали на лепешки кору с последней сосны, когда не стало ни жен, ни дев, и нечем было «людской завод» продолжать, тогда головотяпы первые взялись за ум. Поняли, что кому-нибудь да надо верх взять, и послали сказать соседям: будем друг с дружкой до тех пор головами тяпаться, пока кто кого перетяпает. «Хитро это они сделали, — говорит летописец, — знали, что головы у них на плечах растут крепкие — вот и предложили». И действительно, как только простодушные соседи согласились на коварное предложение, так сейчас же головотяпы их всех, с божьею помощью, перетяпали. Первые уступили слепороды и рукосуи; больше других держались гущееды, ряпушники и кособрюхие. Чтобы одолеть последних, вынуждены были даже прибегнуть к хитрости. А именно: в день битвы, когда обе стороны встали друг против друга стеной, головотяпы, неуверенные в успешном исходе своего дела, прибегли к колдовству: пустили на кособрюхих солнышко. Солнышко-то и само по себе так стояло, что должно было светить кособрюхим в глаза, но головотяпы, чтобы придать этому делу вид колдовства, стали махать в сторону кособрюхих шапками: вот, дескать, мы каковы, и солнышко заодно с нами. Однако кособрюхие не сразу испугались, а сначала тоже догадались: высыпали из мешков толокно и стали ловить солнышко мешками. Но изловить не изловили, и только тогда, увидев, что правда на стороне головотяпов, принесли повинную. Собрав воедино куралесов, гущеедов и прочие племена головотяпы начали устраиваться внутри, с очевидною целью добиться какого-нибудь порядка. Истории этого устройства летописец подробно не излагает, а приводит из нее лишь отдельные эпизоды. Началось с того, что Волгу толокном замесили, потом теленка на баню тащили, потом в кошеле кашу варили, потом козла в соложеном тесте утопили, потом свинью за бобра купили, да собаку за волка убили, потом лапти растеряли да по дворам искали: было лаптей шесть, а сыскали семь; потом рака с колокольным звоном встречали, потом щуку с яиц согнали, потом комара за восемь верст ловить ходили, а комар у пошехонца на носу сидел, потом батьку на кобеля променяли, потом блинами острог конопатили, потом блоху на цепь приковали, потом беса в солдаты отдавали, потом небо кольями подпирали, наконец, утомились и стали ждать, что из этого выйдет. Но ничего не вышло. Щука опять на яйца села; блины, которыми острог конопатили, арестанты съели; кошели, в которых кашу варили, сгорели вместе с кашею. А рознь да галденье пошли пуще прежнего: опять стали взаимно друг у друга земли разорять, жен в плен уводить, над девами ругаться. Нет порядку, да и полно. Попробовали снова головами тяпаться, но и тут ничего не доспели. Тогда надумали искать себе князя....." (М. Е. Салтыков-Щедрин, История одного города)
10 месяцев назад
Гой еси, Русичи! ....Встали — небужены, Вышли — непрошены, Жита по зернушку Горы наношены! Рать подымается — Неисчислимая! Сила в ней скажется Несокрушимая!... (Н. А. Некрасов, "Русь") P. S. Вступайте в Русскую Общину! Когда мы едины - мы непобедимы!
11 месяцев назад
Русичи! Други! Не могу не поделиться с вами всей этой информацией 👆!
11 месяцев назад
Летопись А. И. Лосева 1618 год Ясашных тунгусов по реке Тунгуске считалось только двое, а прочие перекочевали в неизвестные места. К примечательным происшествиям причислить можно еще то, что вообще все тунгусы хотя препятствовали строить остроги, но казаки удержали со славою уважение Российской короны и построили несколько сделанных зимовий. Особливого заслуживает внимания то, что казаки всевозможное прилагали рачение о внутреннем благосостоянии государства и, счастливым успехом победив разных непримиримых своих соседей, между улусами верных кузнецких татар к прекращению опустошительных браней и к возвышению России построили город Кузнецк.
11 месяцев назад