Репетитор Оболтусов
2106
подписчиков
Уверен, что безнадежных учеников не бывает, а обучение может быть интересным и веселым!
Смысловое взросление: новая миссия школы
Современная школа переживает эпоху культурного и институционального сдвига.
Перед нами возникает не просто кризис, а момент перехода: от вертикального, централизованного образования к гибкой, проектной, субъектной модели.
Мы сталкиваемся с реальностью умирающей системы и проявлением новых форм мышления и жизни у подростков. На основе опыта проведения проектных сессий, форсайт-игр и внедрения ИИ в образовательную среду, проявляется потребность системной трансформации школы — как инфраструктуры взросления, а не как фабрики оценки...
👀 ЧТО ДЕЛАТЬ НА ЕГЭ ПО МАТЕМАТИКЕ
чтобы сэкономить время и использовать силы на максимум?
1. Начинай со ВТОРОЙ ЧАСТИ.
Серьёзно. Без черновиков и раскачки. Просто бери решай на бланках вторую часть.
Пока башка свежая, делай задачи, к которым готовился весь год — всё, что можешь выжать.
Что не можешь — пропусти.
Делай до упора. Час-полтора.
Когда уткнешься - берешь паузу и...
2. Возвращаешься в ПЕРВУЮ.
Ты уже в тонусе, когнитивные мышцы разогреты, уверенность выросла.
Вот тут уже можно щёлкать задачи как семечки. Всё пойдёт быстрее...
Что такое форсайт-игра и почему она меняет представление об обучении и будущем
Представьте: подростки, родители, учителя и тьюторы собираются вместе не для лекций и не для тренинга. Они играют. Но не в настолку и не в бизнес-симуляцию. А в сценарии будущего. Это и есть форсайт-игра — метод коллективного воображения и стратегического мышления, который пришёл в образование из футурологии, социологии и корпоративного консалтинга. Форсайт-игры проводят правительства, корпорации, университеты. Но в последние годы они выходят за рамки элитных кругов — и становятся живым, практичным инструментом и для школьников, и для родителей, и для педагогов...
Кризис домашней работы
или Почему "не сделал" — это не провал, а симптом эпохи
Когда в очередной раз кто-то из родителей спрашивает: "А почему он не делает домашку?", я честно отвечаю: "А вы сами-то делаете свою?"
Письма, которые лежат в черновиках. Статьи, которые надо бы прочитать. Курсы, которые вы купили на распродаже. Спортзал с января. Медитация с марта. Терапия «как только будет время».
У детей хотя бы дневник есть, куда записать "не сделал". У нас — только тревога под кожей.
Мы живём в эпоху, где домашнее задание как форма переживает культурный крах...
ТАК НЕЛЬЗЯ ОБЪЯСНЯТЬ
📐 «Синус 270°? Да это ж элементарно!»
Я часто вижу, как и родители, и преподаватели, и репетиторы в какой-то момент сдаются. Потому что путают передачу информации с процессом объяснения и передачи знаний.
Знать — это когда ты мгновенно отвечаешь, как Александр 24:
«Конечно, хрень. Есть квадранты (не квадраты), мне все понятно.»
А объяснять — это когда ты:
— Понимаешь, что ученик не в твоей голове.
— Осознаёшь, на каком он уровне сейчас
— Используешь все каналы: уши, глаза, руки, язык, образы, эмоции, практику...
Что я понял после разговора с Анной Про себя: Я часто забываю, что мне самому тоже нужна поддержка. Что я не только учитель, который должен «держать фасад», но и человек, который может растеряться, устать, сомневаться. Разговор с Анной напомнил: быть доброжелательным — это не только про отношение к другим, но и про отношение к себе. Иногда я хочу быть добрым к себе, а в итоге просто откладываю чувства «на потом». Про обучение: Урок начинается не с темы, а с контакта. Ребёнок может не решить задачу, если ему страшно. Может не захотеть учиться, если его не слышат. Учить — это не про контроль, а про со-настройку. Про «давай попробуем вместе». Про содительство (опечатка в слове родительство родило для меня новое слово, которое созвучно моей роли в жизни чужих детей): Не воспитать, не исправить, не вылепить. А быть рядом. Видеть, замечать, спрашивать. Отвечать честно. Давать пространство. Доверять. Иногда просто быть рядом и молчать.
Памятка для родителей "оболтусов"
Когда кажется, что ребёнок забил на школу и учёбу
1. Не паникуем.
Подростки не становятся «лентяями» в один день. Они устают, теряют интерес, путаются, защищаются. Это не преступление, это сигнал.
2. Не превращаемся в следователя.
Контроль, упрёки и мораль убивают даже то желание, что могло бы зародиться. Лучше спросите:
— Ты как вообще? Что в школе происходит? Есть кто-то, кто особенно бесит?
И просто послушайте, не вмешиваясь.
3. Признайте, что школа — это не всегда интересно.
Серьёзно. Там правда бывает скучно, формально, а иногда и токсично...
"Спасибо за доброжелательность” Впервые я услышал благодарность за свою доброжелательность… и удивился. Честно. Мне казалось, что это как сказать “спасибо, что дышишь”. Типа: а как иначе? Но чем больше я работал, тем яснее становилось: доброжелательность — это не встроенная функция. Это выбор. Причём не всегда лёгкий. Когда ученик второй раз не делает домашку, когда родитель хочет “результат, а не эмоции”, когда тебе самому хочется лечь на пол и молчать — ты можешь выбрать: остаться человеком. Не сдаться. Не начать мстить сарказмом. Не обесценить. Не обидеться. А продолжить — с уважением. Я не всегда считал это навыком. Скорее, это был мой баг, который со временем стал фичей. Моя базовая прошивка: видеть не “тупого ученика”, а человека в моменте боли, страха, непонимания или протеста. И если это помогает — значит, это важно. Спасибо тем, кто это заметил. И спасибо себе, что не остыл, даже когда было легче заморозиться.
«Доброжелательность — как технология» Доброжелательность — это не черта характера. Это навык. Его можно практиковать, оттачивать, усиливать. Он как язык, на котором ты говоришь с тем, кто сейчас в уязвимом положении. А подросток в образовании — это почти всегда уязвимость: страх, непонимание, протест, растерянность, скука, желание быть принятым. В образовании доброжелательность — не милая опция, а рабочий инструмент. Я не просто добрый, потому что я хороший. Я доброжелательный, потому что это самая эффективная стратегия обучения. Ученик, которому позволено ошибаться, будет пробовать. Ученик, которого слышат, — начнёт говорить. Ученик, которого поддерживают, — пойдёт дальше сам. И вот тут доброжелательность становится конкурентным преимуществом. Потому что с нами не просто решают задачи. У нас учатся жить с собой, не боясь, что ошибка — это провал. Ошибка — это место роста. Яму всегда можно заасфальтировать. Или исследовать. Дождаться дождя, попрыгать в луже и пустить кораблик.
Гениальная фраза, которая делает любое обучение эффективнее.
Подслушал ее и прочувствовал на практике у Константина Орлова.
Она пригождается мне и когда я веду математику, и когда я объясняю, как писать стендап. И с детьми и со взрослыми.
У этой фразы есть другая версия. Ее постоянно используют люди образования, но не осознают опасности этой версии.
— "Все понятно?"
— "Да" - отвечает ученик или аудитория.
И моментально создается иллюзия, что человек делает свою работу хорошо.
— "Все понятно? ИЛИ НЕТ?"
Никто не хочет признаваться, что ему вот кое-что непонятно и есть пара уточняющих вопросов, лучше промолчать...
Репетитор или онлайн курсы?
Как подготовиться к ЕГЭ по базовой и профильной математике, что выбрать: онлайн курсы или частного репетитора? 1. Чем отличаются курсы подготовки к ЕГЭ по математике профильного уровня от базового? У каждого института есть своей перечень предметов по каждой специальности. Если школьник поступает в МГТУ им. Н. Э. Баумана на оптотехнику, необходимо сдать экзамены по трем предметам: русский язык, математика и физика. Если будущий студен хочет освоить стоматологию в Первом меде, требуется сдать: химия, биология, русский язык...
Почему физику стоит начинать изучать с Ядерной физики, а не с Механики, как в школьных учебниках
Механическое взаимодействие, например сила упругости или сила трения, основаны на электромагнитном взаимодействии атомов: когда мы сжимаем пальцы, на самом деле, мы не прикасаемся к самим себе, между нашими атомами есть расстояние.
Мы тратим 1 занятие на то, чтобы разобрать из чего все состоит и как взаимодействует.
Разобравшись с атомами и электронами, логично вытекает тема зарядов и электричества. Что такое ток, куда он течет, от плюса к минусу и от минуса к плюсу(спойлер, оба ответа верны), откуда возникает сопротивление, почему металлы так хорошо пропускают ток...