Найти в Дзене
Выставки

Выставки

Кратко о выставках Музея: прошедших и действующих
подборка · 58 материалов
Выставка "Русские мастера. Художественные традиции и идеалы" открылась в Музее истории религии. Она представляет предметы православной литургии и раскрывающая их символическое значение. Многие из них выполнены из серебра и золота, декорированы драгоценными камнями. Значительная часть экспонатов – памятники серебряного дела в России XIX–начала XX, изготовленные крупными фабриками и мастерскими. «Выставка стала продолжением знакомства с неорусским стилем, который был представлен на выставке «В.М. Васнецов и последователи». Вы увидите предметы декоративно-прикладного церковного искусства в неорусском стиле и стиле модерн, выполненные на самых известных ювелирных и ткацких фабриках России, а также иконы работы иконописцев Мстеры, одного из крупнейших иконописных центров дореволюционной России» – отмечает главный хранитель музея Елена Денисова. Посетители увидят около 100 предметов, которые используются в литургической практике Православной церкви – облачения, кадила, лампады, напрестольные Евангелия, кресты, иконы в роскошных окладах. Среди наиболее интересных экспонатов: великолепно оформленные иконы Богоматери Иверской начала XX века, киот «Державная Богоматерь», выполненный по рисунку С. И. Вашкова (1917 г.), царские врата в стиле модерн, украшенные серебряной чеканкой, пасхальный напрестольный крест и другие предметы. Во второй половине XIX века начинается возрождение интереса к русской культуре и истории. Художники, архитекторы, мастера декоративно-прикладного искусства, стремясь создать что-то новое и оригинальное, использовали элементы древнерусской архитектуры, иконописи и народного искусства. Неорусский стиль можно встретить в церковной архитектуре и религиозной живописи, в православном декоративно-прикладном искусстве. Неорусский стиль тесно связан со стилем модерн, который развивается в конце XIX – начале XX века. Русский модерн стал ведущим направлением во многих ювелирных мастерских Санкт-Петербурга и Москвы и позволил создать шедевры в оформлении и убранстве русской иконы и церковной утвари. На фабриках  П. А. Овчинникова, И. П. Хлебникова, Оловянишниковых, И. П. Сазикова были организованы целые художественные отделы, где работали талантливые художники и ювелиры. Поиски новой стилистики, обращение к образцам древности приводили к созданию оригинальных, иногда и уникальных памятников. Недаром прикладные изделия русских фирм пользовались заслуженным вниманием на международных выставках. Мастера, работавшие в стиле модерн, органично использовали разные материалы и экспериментировали с художественной формой. Киоты украшались с большим изяществом и фантазией, создавая вокруг иконы великолепно отделанный декор. Массивные рамы с христианскими символами и надписями служили продолжением иконы, дополняя ее идейное содержание и художественный образ. На выставке представлены предметы, созданные по рисункам главного художник фирмы «Товарищество П.И. Оловянишникова Сыновья» С. И. Вашкова, работы которого сравнивали с иконами Андрея Рублева и Симона Ушакова. Это кресты, киоты, венчальные венцы, чаши. сближал копии и стилизации древних икон с окладами и рамами в стиле модерн. Стилевые приемы модерна использовали и иконописцы из Мстеры: А. Я. Вашуров, братья Сеньковы, И. С. Чириков, создавая иконы по образцам В. Васнецова и М. Нестерова. Традиция обращения к лучшим образцам древнерусского искусства прослеживается и в произведениях  современных мастеров, с которыми можно познакомиться на выставке. Церковное декоративно-прикладное искусства представлено шитыми работами мастериц из мастерской «Покров», Константино-Еленинского женского монастыря Санкт-Петербургской епархии Московского Патриархата, богослужебными предметами фабрики «Софрино», крупнейшего художественно-производственного предприятия по изготовлению церковной утвари и предметов православного религиозного культа, а так же произведениями мастеров Мстеры. Выставка работает 8 января 2025 года.
Выставка скульптур Юлии Федотовой открылась в Государственном музее истории религии. Персональная выставка скульптора Юлии Федотовой представляет 30 скульптурных работ автора, созданные за период с 2018 по 2024 годы. Сквозной темой выставки является феномен трансформации. Переход от жизни к смерти, от профанного к сакральному, от неведения к знанию. Эта трансформация, происходящая с любым существом, не останавливается ни на мгновение и говорит нам о непостоянстве и бесконечном преображении. Перемены, происходящие с сознанием человека, находят отражение в работах скульптора. Мальчик монах, несущий тяжелый чайник в далеком горном монастыре (скульптура "Утренний чай"), буддистские монахи, застывшие над отсыпаемой ими из песка мандалой – символом Вселенной (скульптура "Новый космос"), монахи, облекающиеся в одежды божества для исполнения мистерии Чам (скульптура "Большой чам"), и наконец – образ ухода человека из этого мира, отраженный в работах "Небесные похороны (Чод)" и "Уход. Бардо Тхедол". Все эти образы невидимо соединены нитью постоянного внутреннего преображения, каждое из которых дает нам новое понимание в исследовании фундаментального вопроса – что такое сознание. Выставка сопровождается музыкальными произведениями композитора Алексей Артишевского, написанным специально для выставочного проекта, а также видеоархивом фотографа Алёны Полосухиной, собранном в течение многих лет в поездках по тибетским монастырям. Выставка работает до 12 июля 2024.
Выставка "Александр III и его время" открылась вчера в выставочном зале I этажа в Музее истории религии. Выставка посвящена личности и периоду правления российского императора Александра III. Несмотря на то, что с именем монарха обычно ассоциируют стремление к сохранению незыблемости российского самодержавия и ряд консервативных реформ, выставка делает акцент на экономических и культурных достижениях эпохи Александра III, любви императора к русской истории и традициям. «Цель нашей выставки – расширить представление о 13-летнем правлении Александра III: показать его вклад в церковную жизнь, народное образование, в развитие благотворительности и художественной жизни страны», – отмечает куратор выставки, старший научный сотрудник Владимир Безродин. Картины, литографии и иконы, исторические фотографии, медали, предметы декоративно-прикладного искусства, письма и листовки, сувениры паломников, церковные облачения и военные знамена – всего более 120 экспонатов – иллюстрируют основные вехи правления императора, получившего имя «Миротворец». В центре внимания посетителей окажутся следующие события: гибель Александра II и венчание на царство нового императора; открытие Храма Христа Спасителя; преобразования в духовной сфере и расцвет благотворительности; крушение поезда и спасение царской семьи в 1888 г.; чудесное прославление иконы «Всех Скорбящих Радость (с грошиками)»; кончина Александра III. 1 ноября (20 октября) 2024 года исполняется 130 лет со дня кончины императора Александра III. Став наследником престола по воле случая, Александр Александрович воспринял это как тяжелую и ответственную работу. Современники отмечали психологию Александра III как «хозяина большого поместья, единолично им владеющего и единолично же за всё ответственного». В браке с датской принцессой Марией Софией Фредерикой Дагмар (в православии Марией Федоровной) Александр III проявил себя образцовым супругом и отцом. С самого начала правления политика Александра III отличалась консерватизмом и нетерпимостью к проявлениям революционного движения. За 13 лет царствования состоялась только одна попытка покушения на Александра III в 1887 году, в результате которой был казнён Александр Ульянов, старший брат В. И. Ульянова. На выбор Александром III стратегического пути развития России повлиял обер-прокурор Святейшего Синода К.П. Победоносцев – автор Манифеста о незыблемости самодержавия от 29 апреля 1881 года. Внутренняя политика Александра III характеризовалась отходом от либеральных реформ его отца. Важная особенность эпохи – создание благоприятных условий для бурного экономического роста страны и улучшение жизни граждан. Император был ярким патриотом, слыл русофилом и сам периодически это подчеркивал. В международных отношениях он проявил себя осторожным политиком, разрешая все противоречия дипломатическим путём. За годы его правления Россия не вела войн, исключая незначительные приграничные конфликты. В молодости Александр III обучался рисованию и на всю жизнь сохранил любовь к искусству. Собранная им обширная коллекция картин, графики, предметов декоративно-прикладного искусства, скульптур после его смерти была передана в учрежденный Николаем II Русский музей. В царствование Александра III получила развитие благотворительность – традиционное занятие женщин царского семейства. Старейшим благотворительным учреждением было Ведомство учреждений императрицы Марии. Императрица Мария Федоровна, встав во главе Ведомства в 1880 г., особое внимание обратила на беспризорных детей и сирот, во многих городах были открыты детские приюты. Выставка продлится до 25 августа
Выставка «После иконы» открыта в Атриуме Государственного музея истории религии. "После иконы" – это открытый проект, посвященный поиску нового художественного языка, новой выразительности в актуальном христианском искусстве. Он объединяет современных художников из разных городов России. В своих работах они делятся личными размышлениями о Боге, о вере, о человеке. Живопись и графика, керамические панно и деревянная скульптура, витражи и гобелены, гипс и вышивка – представлено около 60 работ, выполненных в самых разных техниках. Произведения посвящены христианским образам и сюжетам, таким как Господь Саваоф и Троица, Рождество и поклонение Волхвов, ангелы, святые, Иоанн Креститель, Жена, облаченная в Солнце и многие другие. «Фундаментальной идеей, объединившей художников, работающих в разной стилистике, говорящих на разных художественных языках, стало экзистенциальное расширение религиозного пространства, выход религиозного по своим темам изобразительного искусства в открытый социальный космос, а если говорить по существу, попытка прямого продолжения апостольской традиции христианской Церкви... Широта творческого диапазона проекта «После иконы» – от канонической православной иконы до «беззаконного» стрит-арта, инсталлированного в необитаемую периферию современных мегаполисов», отмечает искусствовед Александр Кащенко. Художников проекта объединяет принцип: «придерживаясь традиций, не пишем копии». Все работы объединены общей идеей отказа от автоматического копирования древних образцов в пользу творческой переработки и художественного поиска в рамках существующего канона христианского искусства. Будет ли успешным это «хождение в мир» русской художественной молодежи, примет ли их творчество широкая публика, церковное сообщество и взыскательная художественная критика – покажет время. Выставка продлится до 16 июня 2024.
Новая выставка "Мир ислама в фотоколлекции Императорского Православного Палестинского Общества" открылась в Музее истории религии. Выставка представляет фотографии по истории ислама из коллекции Императорского Православного Палестинского Общества. Это 59 фотографий рубежа XIX–XX веков, хранящиеся в фондах музея – на них запечатлены святые места, почитаемые в равной степени и христианами, и мусульманами, представлена повседневная жизнь исламского населения Османской империи. Каждую из редких фотографий, представляющих исторический и этнографический интерес, сопровождают параллели из текста Корана, а также отсылки к текстам, связанным с русской культурой. Дополняют выставку ритуальные предметы и сосуды, реликвии и амулеты паломников, облачения, редкие издания. «Я убежден, что выставка обязательно найдет своих зрителей, и верю, что когда на Святую землю вновь вернется мир, каталог проекта сможет стать востребованным путеводителем по удивительным святыням трех религий», – подчеркнул Михаил Пиотровский, генеральный директор Государственного Эрмитаж и председатель Санкт-Петербургского отделения ИППО (Императорского Православного Палестинского Общества). Почти сразу после своего создания в 1882 году Императорское Православное Палестинское Общество стало активно и системно собирать фотографии, посвященные Ближнему Востоку. Это собрание, хранящееся ныне в Музее истории религии, представляет большой интерес для специалистов по истории ислама. Святыни Палестины в начале XX в. привлекали не только русских христиан, но и двадцать миллионов мусульман Российской Империи. Главным местом паломничества для них была Мекка, но многие из русских хаджи, которых в первое десятилетие XX в. было около 16–25 тысяч в год, стремились попасть и в Иерусалим. В начале XX в. хадж и православное паломничество в Иерусалим были поставлены едва ли не в равные условия. Так возник русский угол зрения на палестинские святыни, который не был исключительно православным – и этот взгляд нашел свое отражение в фотоколлекции ИППО. Основатели ИППО уделяли искусству фотографии особое внимание и рассматривали ее как способ зафиксировать в развитии стремительно меняющийся на рубеже XIX–XX вв. облик Святой земли. Учреждения ИППО в Палестине активно занимались историко-научными исследованиями в регионе, включая и его исламское наследие. Мусульманская повседневность Палестины, Сирии, Иордании становились объектом изучения и описания. К началу Первой мировой войны, когда Общество остановило свою деятельность на Святой земле, его фотоколлекция содержала уже свыше 7400 работ, из которых более 6700 относились к региону Ближнего Востока. В 2017 г. в Иордании работала международная историко-этнографическая экспедиция, организованная МАЭ РАН, которая вела работы вдоль важнейшего торгового коридора через Аравийский полуостров. Торговый пусть, который завершался паломничеством к святым местам, был важным каналом передачи религиозных представлений и верований. Выставка является продолжением этой работы. Совместный проект, реализуемый под эгидой Императорского православного палестинского общества, объединил специалистов нескольких музеев: Государственного музея истории религии, Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН и Петербургского музея исламской культуры, который выступил его инициатором. Выставка работает до 9 июля 2024 года.
Новая выставка "Звездное небо надо мной и моральный закон во мне", посвященная 300-летию Иммануила Канта, открылась в Государственном музее истории религии. "Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них – это звездное небо надо мной и моральный закон во мне". В апреле этого года исполнилось 300 лет со дня рождения выдающегося мыслителя и философа Иммануила Канта (1724-1804). Мини-выставка, открытая во входной зоне музея, знакомит с биографией и взглядами философа, раскрывает значение его идей для европейской мысли. Вы увидите картины, гравюры, литографии, скульптуру, редкие издания. Деревянная скульптура "Аллегория бедности" (Германия, XVIII в.) и гравюра "Милосердный самарянин" (Париж, XVII в.) иллюстрируют особое отношение Канта к этическим вопросам благотворительности и милосердия. Отдельное место на выставке занимают тексты русской "кантианы" – произведения, посвященные интерпретации кантовской философии в русской интеллектуальной традиции. Наследие Иммануила Канта невероятно значимо для европейской интеллектуальной традиции. Кант развенчал миф о всесилии человеческого рассудка, провозгласил идею следования веры за моралью, а его социально-политический проект оказал огромное влияние на политическую мысль Европы. Спустя 300 лет после рождения Кант остается не только известным философом, но важным феноменом нашей культуры.  Выставка работает до 21 мая 2024 года