Найти в Дзене
"Сегодня уже не капитализм, а глобальный информационный посткапитализм неолиберального общества потребления - вершина прогресса последних 500 лет и плод конвергенции трех ветвей Нового времени, т.е. модерна - капитализма, социализма и национализма - в постмодерне. 700 лет назад из пустыни Северного Китая - империи Юань - пришла чума, которая вызвала падение монгольской династии Юань в Китае и наряду с системным кризисом всей западной Европы после поражения крестоносцев в конце 13 века уничтожило средневековый социум, открыв дорогу капитализму с неизбежным падением неба под горький хохот Небес. Аристократия на Востоке появилась не позднее падения царства Шань Инь и утверждения Западного Чжоу, просуществовав как минимум до опийных войн XIX века. Эпохи Восточного Чжоу и Борящихся Царств часто сравнивают с европейским средневековьем, для которого характерно господство аристократии. Новая китайская аристократия возникает при установлении династии Хань и при мл.Хань экспортируется в Японию. Китайские и японские Императоры за исключением Цинь Шихуанди не были деспотами. Деспотизм - продукт Ближнего Востока, откуда он распространился вначале на Переднюю и Среднюю Азию, затем некоторые его черты были восприняты тюрками и монголами уже в средние века, что не отменяет наличия аристократии и у них. Отличие западной аристократии в ее индивидуализме, возникшем еще в VI веке до Р.Х. в условиях прогрессирующей урбанизации полисов и распада общин и дуальных им дружин. Однако европейский XVI век выражено деспотичен. Путь к большим пространствам всегда проходил через деспотию, явную или скрытую, в начале, а иногда и середине его. Даже с наступлением Нового Времени изменилась лишь форма и субъект деспотизма - Деспот-личность уступил место безликому деспоту-рынку. За продолжение господства Зап. Европы и США выступают банальные мелкие буржуа , завороженные мощью западной цивилизации - цивилизации роста массового общества потребления хлеба и зрелищ, идеология которого восходит к Городу Солнца Кампанеллы (созданного в эпоху Позднего Возрождения, Реформации и раннего Барокко под влиянием принесенных иезуитами сведений о Китае династии Мин на фоне паневропейской войны и общего кровавого бардака 16-17 вв), фактически и описанным в "Туманности Андромеды" Ефремова. "Общечеловеческие ценности" - симулякр эпохи восстания масс атомизированных индивидов, вообразивших себя свободными, а на деле манипулируемыми архитекторами глобального общества потребления. Индивид, для которого его Эго является высшей ценностью, а индивидуальный интерес выше всех прочих интересов, внутренне готов предать все и всех, ибо для него не существует ничего, во имя чего стоило бы жертвовать своими интересами, своей душой, своей жизнью. Сам интерес для него лишь то, что между его желаниями и средствами удовлетворения оных желаний, не допускающее ничего надиндивидуального, которому оно должно было бы быть безусловно подчиненно. Индивид, самоценность которого всячески угнетается и отрицается, а интересы игнорируются, либо зачахнет, либо поднимет бунт. И будет прав, ибо подобное отрицание подрывает само основание бытия человека как особой природы. Оба случая есть следствие распада человеческого бытия в его стремлении утвердить себя в качестве абсолютной сверхценности, в пределе сверхценности каждого индивида, требующего абсолютных прав при условных обязанностях на основе формальных норм, в итоге становящихся отчужденным надиндивидуальным регулятором, подчиняющим индивидуальные интересы. При этом стабильность социума поддерживается скрытой, но реальной, иерархией, на вершине которой всегда тот или иной тип аристократии, реально распоряжающейся правами прочих, включая право на жизнь и смерть. Сущность же аристократии не в объеме прав и привилегий, но в особых обязанностях на основе особых качеств, т.е. в ее особой надиндивидуальной природе, обеспеченной правами и привилегиями. Типов же аристократии всего два: - олигархическая, жертвующая всегда другими, но не собой, и потому в итоге паразитическая; - военно-монархическая, ходящая сама по лезвию бритвы." Олег Давыдов.
222 читали · 8 месяцев назад
Олег Давыдов - Иллюминаты в 12 веке начинается строительство готических соборов, на один такой собор требуются десятки, а то и сотни лет. и сплоченная команда мастеров - проектировщиков-архитекторов, прорабов, каменщиков и т.д. - передающая свое мастерство след. поколениям строителей. возникает закрытый от посторонних цех со своими символами, ритуалами и иерархией, без которой невозможна организация работ, в чем-то подобный рыцарскому ордену, но не орден. а также особый тип проектного мышления на много поколений. в 1307 году начинается осень средневековья - фактическое завершение крестовых походов - и кризис западного хр-ва, который через сто лет пытались преодолеть ренессансом, реакцией на который был протестантизм Лютера и эпоха реформации и религиозных войн, завершившаяся Тридцатилетней Войной и Вестфальским миром 1648 года - условная дата рождения Западной Европы в современном смысле - как самосознающей себя уникальной цивилизации, полностью отделившейся от вост.хр-ва и павшей Византии. к 17 веку большинство рыцарских орденов, кроме Мальтийского, фактически прекращает существование. Но строительные цеха уцелели. Туда-то и стали инкорпорироваться потомки орденских рыцарей, в т.ч. даже один король, а также новая бурж.знать. необходимо отметить появление в начале 17 века картезианства, актуализировшего индвидуальное эго как абсолютно свободный личный дух, господствующий над протяженной материей. когда в 18 веке начинается эпоха рационалистического Просвещения, возникает идея прогресса и рационального проектирования человеческой жизни. Но еще в 17 веке появляется интенсивный трансатлантический поток людей и финансов как прервый глобальный фактор новорожденной евро-цивилизации, породивший потребность в управлении и развитии. т.е. опять же в проектировании. и в начале 18 века все эти факторы оказались комплементарны друг другу и родили фри-масонство на базе бывших строительных цехов. так, несбывшийся конец света и открытие Колумбом Америки в 1492 году, с последующими вскоре Реформацей и вторжением турок, создали Европу и Новое Время. иллюминаты - создание 1776 года немецкой университ.профессуры по образу масонских лож. И хотя через 11 лет орден был разгромлен, идеи его живы как живо наследие Просвещения. идея тайного проектирования совершенного мира свободных индивидов.
162 читали · 1 год назад
"На мой взгляд, из всех разнообразных ядов, которые наша цивилизация потихоньку синтезирует в своем собственном чреве, вряд ли найдется более сильнодействующий, чем странное и страшное явление, обозначаемое в обиходе термином «удовольствие» (я беру это слово в кавычки, чтобы показать, что говорю не о настоящем удовольствии, а о распространенных в нашем обществе видах организованного досуга). Подобно любому другому человеку в здравом рассудке и с нормальной психикой, я терпеть не могу работать. Но я лучше соглашусь ежедневно высиживать по восемь часов за чиновничьим столом, чем быть обреченным на жизнь, полную «удовольствия». Было время, когда развлечения требовали от людей определенных умственных усилий. Например, в XVII веке члены королевских семей и их приближенные получали истинное наслаждение, слушая речи эрудированных проповедников (скажем, доктора Донна) и диспуты на теологические и метафизические темы. Частью развлекательной программы, предложенной пфальцграфу Фредерику по случаю его женитьбы на дочери Якова I, была научная дискуссия, уж не помню на какую философскую тему, между хранителем королевской печати лордом Уильямсом и группой кембриджских логиков. Представьте себе, что скажет нынешний властитель, если университетские ученые предложат ему развлечься подобным образом! Лица королевской крови были не одиноки в своей любви к интеллектуальным удовольствиям. В Елизаветинскую эпоху любая леди и любой джентльмен среднего культурного уровня могли при необходимости поучаствовать в исполнении мадригала или мотета. Те, кому знакома невероятная сложность и утонченность музыки XVI века, поймут, что это значит. Даже простолюдины выбирали для себя развлечения, требующие известной сообразительности, неординарности и личной инициативы. Они слушали, к примеру, «Отелло», «Короля Лира» и «Гамлета» — очевидно, с интересом и пониманием. Они пели и играли на музыкальных инструментах. Крестьяне год за годом исполняли привычные обряды: весной и летом это были танцы, зимой — пантомимы, осенью — праздник урожая. Их удовольствия были умными и живыми, и люди сами прилагали усилия к тому, чтобы себя развлечь. Мы все это изменили. На место старых удовольствий, требующих ума и личной инициативы, мы поставили гигантские организации, снабжающие нас готовой развлекательной продукцией — продукцией, не требующей от искателей удовольствий ни личного участия, ни сколько-нибудь заметного интеллектуального напряжения. Миллионы кинотеатров потчуют публику одной и той же пресной галиматьей. Третьеразрядные писатели и драматурги существовали всегда, однако в прошлом их произведения быстро умирали, не пересекая границ города или страны, в которых родились на свет. Сегодня произведения бездарных сценаристов распространяются из Лос-Анджелеса по всему миру. От бесчисленных зрителей не требуется никаких душевных усилий, никакого участия — они должны только сидеть и пялиться на экран. Нужна ли жителям демократических стран музыка? В прежние времена они создавали ее сами. Теперь им достаточно просто включить граммофон. А если они захотят литературы, для этого есть Пресса. Конечно, номинально Пресса существует ради того, чтобы поставлять информацию. Но в действительности ее задача состоит в том, чтобы занимать людей, не требуя от них ни малейшего усилия и не отягчая их разум ни единой мыслью. Следует признать, что эту задачу она выполняет с исключительным успехом. Вы можете много лет подряд прочитывать по две газеты в каждый будний день и еще одну по воскресеньям, ни разу не столкнувшись с необходимостью пошевелить мозгами и вообще хоть немного сосредоточиться — достаточно просто скользить не слишком внимательным взглядом вдоль печатных столбцов. В отдельных слоях общества все еще пользуются популярностью виды спорта, которые требуют от человека личного участия. Очень многие представители среднего и высшего класса играют в гольф и теннис, а те, кто побогаче, стреляют птиц, охотятся на лис и катаются на лыжах в Альпах. Но огромные массы населения даже спортом занимаются опосредованно, предпочитая наблюдение за футбольным матчем." Олдос Хаксли
282 читали · 1 год назад
"Известно, что братья Стругацкие в свое время хотели описать "мир Островной Империи", который они "выдумали", работая над повестью "Обитаемый остров". (Ну, вот такой специфический юмор - я о слове "выдумали".) Состоял этот мир в том, что: "...Внешний круг был клоакой, стоком, адом этого мира — все подонки общества стекались туда, вся пьянь, рвань, дрянь, все садисты и прирожденные убийцы ...Этим кругом Империя ощетинивалась против всей прочей ойкумены, держала оборону и наносила удары...Средний круг населялся людьми обыкновенными, ни в чем не чрезмерными, такими же как мы с вами — чуть похуже, чуть получше, еще далеко не ангелами, но уже и не бесами...А в центре царил Мир Справедливости. «Полдень, XXII век». Теплый, приветливый, безопасный мир духа, творчества и свободы, населенный исключительно людьми талантливыми, славными, дружелюбными, свято следующими всем заповедям самой высокой нравственности..." Тут, прежде всего, смешно то, что очень многие фанаты писателя считают оное реальной "придумкой", хотя указание дано, в общем-то, очень конкретное: "Островная Империя". Но, видимо, фанаты братьев даже Киплинга не читали, и поэтому оную отсылку не увидели. А так - это достаточно точное описание существования европейского (британского прежде всего, но не суть важно) социума. У которого "снаружи" откровенные негодяи и пираты, захватывающие новые земли и устанавливающие там колониальную власть, в середине - пресловутые обыватели, над которыми принято смеяться, а "внутри"... Ну, а внутри - "та самая" высокая культура, все эти философы, ученые и поэты, коими мы восхищаемся по сей день. Которые, собственно, и "куют" железную пяту колониализма, создавая превосходство Европы в технических, "естественных" и гуманитарных технологиях. И выглядит это реально крайне устойчивым - настолько, что многие (как те же братья Стругацкие) признают оное единственно возможным существованием человечества. (Нет, конечно, понятно, что колониализм - это плохо, что уничтожение индейцев или индийцев есть трагедия и все такое. Но иного-то быть не может! Недаром те же братья признали свой "мир Полудня" классического типа - недостижимым.) Однако это не так. Потому, что есть у данной системы один существенный недостаток: конечность существования. Потому, что стоит прекратиться "потоку ресурсов" из колоний - и "обратному потоку" человеческой "мерзости" в колонии, и все! Работать система перестает. А эти потому должны прекратиться обязательно. (О том, почему и как оное происходит - надо говорить отдельно. Пока же стоит только признать, что в 1950 годы "мировая колониальная система" пошла лесом, ну, а в последнее время "лесом" идет и неоколониальная система, построенная на обломках колониальной в 1970 годы благодаря содействию советского руководства.)" anlazz.
382 читали · 1 год назад
"Неолиберальная программа всегда была отчасти шарадой, фиговым листком для силовой политики. Произошло финансовое дерегулирование, а также массовая государственная помощь. Существовала «свободная торговля», а также огромные субсидии крупному сельскому хозяйству и промышленности ископаемого топлива. В глобальном масштабе это привело к созданию правил, сохраняющих колониальные модели торговли: развивающиеся страны производят сырье, а страны с развитой экономикой доминируют в отраслях с высокой добавленной стоимостью. субсидии определенным отраслям промышленности – по сути, игнорируя правила Всемирной торговой организации – после десятилетий ругани развивающихся стран, которые даже подумывали сделать то же самое. Действия США демонстрируют, что сильные мира сего не только играют непропорционально большую роль в создании правил, но и пренебрегают ими, когда они становятся неудобными, зная, что другие ничего не могут с этим поделать. Между тем, у бедных стран нет другого выбора, кроме как следуй правилам, невзирая на последствия." Джозеф Стиглиц "С самого начала неолиберализм был троянским конем. Оно обещало свободу рынка, но принесло обратное: больше законов, юристов, субсидий и, в Соединенных Штатах, самую крупную федеральную бюрократию в истории страны, которая раздулась с тех пор, как неолиберализм стал государственной политикой и теперь насчитывает более 11 миллионов сотрудников с Общий государственный бюджет составит $6 трлн. На практике неолиберализм вторгся в регулирующее государство и изменил его форму, сделав бюрократию непреднамеренно соучастником собственной делегитимации. Неолиберальные экономисты и политики убедили общественность, что вмешательство правительства в рынки вредно и неэффективно, а неолиберальные администрации пообещали отменить законы, ограничивающие рынок. Но чего на самом деле достиг неолиберализм, так это переориентации законотворчества с общественности, которую правительство должно было представлять, на отрасли, которые оно должно было контролировать. Как только промышленность стала ключевым участником законотворческого процесса, законы стали более конкретными, техническими и сложными, что затруднило участие общественности и сделало необходимым опыт лоббистов. Под видом экономического либерализма в наши институты проник червь коррупции, что привело к повсеместному недоверию." Мехрса Барадаран.
353 читали · 1 год назад
Если нравится — подпишитесь
Так вы не пропустите новые публикации этого канала