Найти в Дзене
Как использовать объясняющие метафоры на уроках русского языка
Мало что в своей работе я люблю так же сильно, как объясняющие метафоры. Особенно странные и спонтанные. Лидеры этой недели — два карандаша, склеенные скотчем, и пельмени.  Связанные одним скотчем На уроке нужно было объяснить, что предлоги связывают слова в словосочетании и, кроме случаев, когда перед нами хитрый художественный замысел или неоконченная фраза, не повисают в воздухе без второго слова — существительного/местоимения/числительного. На учительском столе оказался скотч, так что я склеила...
615 читали · 3 года назад
Первый раз в первый класс. Как я оказалась по другую сторону учебного процесса
Кончилась первая полноценная учебная неделя. В свою школу все это время я ходила как на курорт. Пока что уроки — чистое удовольствие. Почему же тогда я чувствую себя так, словно пациент скорее мёртв? Ларчик открывается просто: моя дочка теперь первоклассница. Не знаю, сколько длится адаптация. Надеюсь, что четверти на неё хватит, потому что дольше в таком режиме я могу и не выдержать. Пожалуй, самое точное определение прошедшей недели — «контейнировала, контейнировала, да не выконтейнировала».  ...
1172 читали · 3 года назад
Нестрашное знакомство со страшной программой 10-го класса по литературе: с чего начать
Недавно я выкладывала видео о подготовке к первому уроку в 10-м классе. Теперь расскажу, что там была за игра. Я подсмотрела ее на «Литературном творчестве» в «Сириусе», украла технологию и адаптировала к школьной программе. Кстати, недавно говорили с подругой-коллегой об авторском праве в мире педагогических идей и приемов и сошлись на том, что нас использование наших заданий другими учителями только радует, да и сами мы всегда рады взять чужое, чуть изменив под себя и под свою аудиторию. Не зря в название ценнейшей группы словесников в одной небезызвестной соцсети входит слово «Копилка»...
1771 читали · 3 года назад
Друзья, у меня прекрасные новости! На платформе Edutoria вышел мой курс «ЧаЩа: через дебри русского языка». Он маленький и недорогой, но гордый и полезный. Там три диктанта на интересные темы, подробные видеоразборы диктантов, теория и тесты. Все не очень сложное, но для желающих приступить к возрождению своей грамотности — самое то. Целевая аудитория — взрослые, хотя подросткам тоже может подойти. Сочиняла все сама с большой любовью. По-моему, получилось симпатично. А ещё там же вы найдёте отличные курсы моих коллег. Например, замечательный Антон Скулачев записал курс «О литературе заново».
1195 читали · 3 года назад
Репост
656 читали · 3 года назад
Современные поэты, которых стоит читать в школе
Недавно я рассказывала о том, что мешает подросткам писать современные стихи. Теперь расскажу, кого из современных поэтов (вторая половина XX в.– XXI в.) я люблю сама и какие тексты с интересом ношу в класс. Поделюсь для начала любимыми петербургскими поэтами. Нонна Слепакова. У неё тяжёлые эмоционально, непростые для понимания, жёсткие стихи, но это не значит, что для подростков они недоступны. Опыт чтения Слепаковой не из приятных, зато здесь нет ни поверхностного многословия, ни крикливой восторженности...
1567 читали · 3 года назад
Вчера вернулась из «Сириуса». Вела семинар «Поэт» для литературно одарённых подростков. Позже напишу о некоторых форматах, которые на семинаре особенно удались. А сейчас — об одном интересном вопросе, возникшем накануне отъезда. Обычно модуль «Авторский текст» в августе заканчивается поэтическим вечером для участников литературной смены: стихи читают стажёры и преподаватели. В этот раз мы поступили авторитарно, то есть отобрали семерых детей с интересными текстами и попросили отказаться от чтения любимых чужих стихов. Получилось, по-моему, замечательно. Потом, уже в кулуарах, коллега спросила, почему у педагогов стихи современные, а у детей — нет? Касается это во многих случаях и стилистики, и тематики. У меня есть ответ, который звучит как просьба. Учителя и родители, читайте, пожалуйста, с детьми стихи второй половины XX века и хорошие (да, определить сложно) современные. Потому что иначе даже талантливые дети чаще всего повторяют устаревшую поэтику. Собственный текст всегда результат насмотренности, сумма прочитанного. В худшем случае мы сталкиваемся с «высокими» романтическими стихами, в лучшем — с подражанием Маяковскому, Цветаевой, Бродскому. К сожалению, повторение даже блестящих образцов XIX века сегодня выглядит безнадежной графоманией. Чтобы дети писали современно, они должны читать дальше Пушкина и компании и понимать, что Маяковский не самый свежий пример русской поэзии. И раз уж школьная программа в эту сторону почти не смотрит, ответственность ложится на нас.
1178 читали · 3 года назад
Репост
1251 читали · 3 года назад
Вчера снимали с «Лекториумом» стрим о цифровых технологиях в работе учителя русского языка и литературы. Перед съёмкой я получила четкую инструкцию по вопросам: на экране будет вкладка с гуглдоком, туда перенесут вопросы зрителей, которые я в конце озвучу. Уровень сложности задачи: детям — мороженое, бабе — цветы. Но Штирлиц, как вы понимаете, никогда еще не был так близок к провалу. После 45-минутного монолога я открыла вкладку с вопросами и стала зачитывать первый. Удивилась, смутилась, заподозрила хитрый троллинг и решила сообщить об ошибке. Спрашивали, кажется, нужно ли делать ребенку перед ортодонтическим лечением томографию. Я начала говорить, что вовсе не эксперт в этой области, а потом увидела и остальные вопросы в файле. Все они были о рентгене. Тут мне, к счастью, бросилась в глаза другая вкладка. Она называлась моим именем, а вопросы в ней, на удивление, совпадали с темой выступления. Пришлось признаться, что трёх с половиной лет в брекетах недостаточно, чтобы ответить на вопросы к чужой лекции. Ладно ещё брекеты. Не помогло даже то, что моя бабушка много лет проработала в рентген-кабинете. Но про это я пошутить не смогла: даже не вспомнила о бабушкиной специальности во время стрима и отшутилась в пределах брекетов. А что ещё остаётся в такой ситуации? Только посмеяться над собой. Этот навык мне, в отличие от знаний в области рентгенологии, бабушка передала. Буду рада историям аналогичных нелепостей от вас!
1185 читали · 3 года назад
Почему бытовой антисемитизм неприятен и как избавить от него свою речь
Раз в триста лет на меня находит, и я в какой-нибудь соцсети нажимаю «пожаловаться» при виде антисемитских высказываний. И вот я увидела комментарий в стиле «Есть евреи, а есть жиды, так вот эти — жиды» и пожаловалась на него. Опустим тот факт, что изначальный пост в ветке был про «хороших русских» (они-то и оказались «жидами», как вы понимаете). Твиттер мне ответил, что с комментарием все в порядке. Не нравится — занесите пользователя в чёрный список, чтобы больше не видеть его философских размышлений...
1998 читали · 3 года назад
Есть у меня уже много лет тайное развлечение — читать посты и комментарии в группе «Подслушано у учителей» ВКонтакте. В начале школьной карьеры я даже вступала там в какую-то полемику. Потом стала относиться примерно как к чтению новостей глянца и моим любимым пересказам «Модного приговора» в специально отведённых под это блогах (вот вы и у знали почти всё о моих guilty pleasure). Но вот сейчас увидела пост и комментарии (смотрите прикреплённые фото) и разозлилась. Я, как человек из школьной системы, мягко говоря, не фанат убеждения, что путь к сердцу администрации лежит через прокуратуру. Мне все-таки кажется, что можно договориться и иначе. Как в конкретной ситуации — не знаю. И все же первый комментарий адекватнее, потому что он на стороне человека. Намного больше там реакций в духе второго комментария. Ох уж это желание привести всех детей в порядок! И поодинаковее, пожалуйста. Неужели все так быстро забывают, каково быть подростком? Неужели не хотели и не пытались что-нибудь проколоть? Бывает, ходит ребёнок весь год с натуральным цветом, а летом встречаешь его с зелёными волосами. И понимаешь: теперь человек в порядке. Это-то и есть порядок. Непорядок — остаться без красного ирокеза в 15 лет. Хотела написать, что, если ограничивать, потом в 30 начнёт в фиолетовый краситься, но вспомнила себя год назад и подумала, что и в фиолетовом в 30 нет ничего плохого.
1052 читали · 3 года назад
«Слово» на ВДНХ: как разбудить в филологе ребёнка
В нашу московскую поездку с детьми входило посещение ВДНХ. Первым пунктом экскурсии оказался павильон № 58 — Центр славянской письменности «Слово». Было бы честно сразу сказать, что павильон прекрасен и дальше я планирую некоторое количество знаков им восхищаться. За время экскурсии, которую вела чрезвычайно энергичная и эффектная девушка, мы прошли вместе с русским словом путь от его зарождения до наших дней. В выставочном пространстве очень здорово сочетаются традиционные экспонаты и современные музейные решения...
255 читали · 3 года назад