Найти в Дзене
Компромисс минимизирует или компенсирует потери
Компромисс является ответом психики на неразрешимую задачу. Когда возникает конфликт между «намерением» и «достижением», требуется альтернативное решение. Таким решением является «сброс» задачи и образование нового поведения. Это позволяет либо минимизировать возможные потери, либо получить компенсацию. Компромиссное образование – это ответ психики на задачу с высоким уровнем требования, которая, однако, оказывается превыше возможностей человека. Невозможность решить задачу с высоким уровнем требования – это конфликт между «намерением» (хочу) и «достижением» (получаю)...
1 год назад
Опубликовано фото
1 год назад
Повторение события в уме продолжает обучение
Воспроизведение события в уме активирует следы долговременной памяти. Это позволяет продолжать процесс обучения уже вне прямого взаимодействия с объектом. В таком случае человек пытается обновлять предсказательные модели «если..., то...». Однако глубоко автоматизированные решения не получают прямого доступа к сознательной обработке, придерживаясь принципа постоянства. С одной стороны, это сохраняет возможность для быстрых и готовых решений. С другой стороны, это налагает ограничения на обновление и переобучение...
1 год назад
Работа психического: «Я» и «Оно» как общие модели понимания динамики
Это серия эссе, посвященных моделям «Я» и «Оно» в каноническом психоанализе, в которых рассматривается их общая функция, а также особенности психических процессов, центрированных либо на принципах «Я», либо на принципах «Оно». Я бы хотел обратиться к неким общим представлениям о том, что такое психическая жизни с точки зрения психоанализа (по крайней мере, в его каноническом ключе) в самых общих чертах. Итак, в центре нашего внимания, безусловно, является целостный субъект. Это - целое. И в рамках субъекта мы фокусируемся на психическом аппарате...
1 год назад
Психоанализ игр: от системы к эдипову комплексу
Игровое поведение людей можно понимать как социальное влечение, которое имеет врожденную природу, развивается через детские игры и являет себя как эдипов комплекс в психоаналитической теории. В этом эссе в общих чертах рассматривается психофизиология игрового поведения, виды человеческих игр и эдипальная игра в семье. Собственно, уже давно ни для кого не секрет, что у млекопитающих есть врожденные (прототипические) мотивационные системы со своей нейронной структурой и метаболизмом. К примеру, еще Павлов выделял "рефлекс игры" (см...
1 год назад
Психоанализ нарратива: клиническая формула в «The Last of Us»
В этом эссе рассматривается смысловая связь между клиническими аспектами психоанализа и нарративными процессами. Я показываю, как обобщающая нарративная формула может применяться к сюжету и психоаналитическому процессу в клинической практике. И для синтеза клинических и нарративных моментов я применяю принцип обобщения на примере психологической картины Джоэла из игры «The Last of Us». Клиническая теория психоанализа (и любой психотерапии) исследует категорию «затруднение». От чего страдает субъект?...
1 год назад
Понимать Джинкс или понимать ее диагноз
Разговор о том, как можно понимать Джинкс в зависимости от разницы в целях понимания, а также о возможности «лечения» подобного случая в жизни. — Итак, меня заботит следующий вопрос. Как мы можем определить психическое расстройство Джинкс? Разумеется, мы делаем поправку на «как будто она настоящий человек». — Здесь мы должны подойти издалека. Начнем с того, для чего нам вообще определять ей диагноз? — Наверно, чтобы лучше понимать, что с ней происходит. — На самом деле, это заблуждение. — Почему? — Допустим, мы определим, что Джинкс страдает пограничным расстройством личности...
1 год назад
Диалог: самооценка как влечение
Разговор о самооценке, ее природе и задачах, которые субъект осуществляет при определенном отношении к самому себе. — Мне бы хотелось больше узнать о природе самооценки. Я знаю, что самооценка может быть заниженной, а может быть завышенной. Но не совсем ясно, зачем она нужна. Почему одни люди переоценивают себя, а другие, будучи людьми достойными и талантливыми, способны смешивать себя с грязью? — Полагаю, здесь нужно начать с наиболее общих положений и двигаться к чему-то более конкретному. Чем является самооценка? — Вероятно, самооценка – это психический процесс...
1 год назад
Защита от смысла
Это попытка разобраться, что именно врубает психические защиты под определенным роликом в зависимости от опыта, который в нем исследуется. Я отслеживаю отклики под материалами, которые публикую. Больше всего откликов возникает под роликами с психоаналитическим разбором какого-то персонажа. Особо мое внимание привлекают негативные отклики. Почему? Потому что в сравнительном плане под каждым роликом возникает своя история. Агрессивная реакция под одним роликом совершенно не тождественна агрессивной реакции по другим...
1 год назад
Как стресс и нарратив влияют на мозг?
Весьма типичный и распространенный заголовок современного нейро-дискурса. Поскольку всякий дискурс – это язык, то давайте посмотрим, как высказывания такого рода отражают сами представления об исследуемых явлениях. Итак, стресс определенным образом влияет на мозг. Это пример дуализма, при котором душа и тело или психика и мозг понимаются как отдельные сущности. Отсюда и латинское "duo" – два. Само высказывание нарративно, то есть повествовательно. В нем есть объекты и совершаемые ими действия. В...
1 год назад
Сгладим ожидание заметкой об Азуле. Наверно, основная задача психоаналитика - это обращать внимание на то, что явно не выражается. В лингвистической прагматике это называется импликатурой: это то, что человек не выражает прямо, но подразумевает. Как в анекдоте: "Рабинович хороший человек?! Ну, извините!" (с). Поэтому, глядя на Азулу, стоит соотносить обстановку, в которой она находится, прошлый опыт и, разумеется, то, что она непосредственно выражает. Так вот, в эпизоде "День Чёрного Солнца" Азула отвлекает боевую группу Аватара, пока ее отец отсиживается в "бункере". Благодаря затмению отец магически ослаблен. Как и она. То есть Азула вступает в прямое столкновение с группой магов, которые не ослаблены затмением. И при этом сама она магии лишена. И делает она это для того, чтобы боевая группа Аватара "завязла" на ней на время, пока затмение не пройдет. Иными словами, девочка-подросток, подвергнутая точно такому же воздействию затмения, как и ее могучий отец, буквально жертвует собой, чтобы защитить отца от вторжения Аватара. Вот в отношениях с отцом она целиком и полностью осуществляет т.н. комплекс "хорошей девочки", которая в упор не видит, что папочка ее использует, как просто полезную вещь. За всем этим лоском враждебности, цинизма, жестокости кроется обычная и никем не любимая девочка. По сути, воинственность Азулы - это частное выражение этого комплекса "хорошей девочки", ведь именно такой ее хочет видеть папа. Если говорить языком архетипов, то Азула в отношении отца - это т.н. Невинный/Простодушный (он боится потерять привязанность, а потому стремится угодить любым способом). А в отношении матери - это т.н. Сирота (он боится быть использованным, а потому избегает, нападает, обороняется). Страшно сказать, но в отношении Зуко - это т.н. Любовник (он боится потерять любовь, ревнует и коварно мстит за отказ в любви). P.S. Нет в ней ничего психопатического. Ее враждебность и цинизм - это полное разделение ведущей системы ценностей ее окружения: быть такой, значит быть включенной и принимаемой в общество, в котором бытуют именно такие ценности. Психопаты не жертвуют собой ради отцов. P.P.S. Ролик всё еще в работе. Как бы самому ни хотелось сделать и выпустить его побыстрее, но спешка убивает результат. По крайней мере здесь.
1 год назад
Пример того, с чем работают аналитики. Человек приносит проблему. Это значит, что он буквально ее осознает: она постоянно находится в поле его сознания. Напомню, что ядерной функцией сознания является уточнение: того, что было воспринято; того, что было сделано; того, что может быть сделано; того, что может случиться или не случиться. Однако у этого человека проблема сидит в поле сознания и никакие уточнения проблему не разрешают. Логические доводы и рабочие предложения никак не влияют на эту проблему. Вот это и есть то странное, на что аналитик обращает своё внимание: задача висит в области "решения задач", то есть она должна быть там обработана и уточнена, а вместо этого любая обработка и уточнение отбрасываются. Что это значит? Это значит, что данная проблема не является проблемой: это то, как именно человек свою исходную проблему "решает", то есть сбрасывает. Всё это возникает вместо (!) того, что и является источником проблемы. Оно не находится в поле сознания вообще. Настоящая проблема в том, о чём анализант не говорит вообще.
1 год назад