Найти тему
Меня зовут Василий Теленков и я рад приветствовать Вас в группе с моим историческим блогом. Я - историк и реконструктор, правда пока еще не профессор, однако в мечтах ближе к старости все-таки есть вернуться в академическую науку. Я уже 8 лет возглавляю, созданное мной Историческое общество «N» и соответственно на наших мероприятиях я часто и бываю неким абстрактным господином N. Сейчас я активно занимаюсь реконструкцией и изучением двух периодов истории - это эпохи Древней Руси и XIX века. Помимо этого иногда встречаю различного рода исторические факты и наблюдения, которыми любопытно поделиться с окружающими. Надеюсь, что страницы блога будут регулярно наполняться интересными фактами, а Вы будете реагировать лайками, приглашением друзей ну и активными комментариями и дискуссиями.
2 года назад
Контекст эпохи, и почему важно его понимать. Очень часто в журналах XIX века описываются анекдотичные и курьезные случаи. Некоторые из них очевидны и смешны даже нам сейчас, а в некоторых ты не разберешься, пока не погрузишься в контекст. Сборник Сириус, 1826 года приводит нам анекдот: "Госпожа NN, приготовляясь ехать в маскарад, оделась Гречанкою, окутав голову шалью, на подобии турецкой чалмы. Некоторые заметили ей странность сего наряда, вовсе не соответствующего с Греческим обыкновением. "Извините, Милостивые Государи, возразила Госпожа NN, вы не правы: Пушкин, вероятно, знал, что написал: С главы ея мертвой сняв черную шаль, следственно Гречанки, вопреки вашему мнению и общему Европейскому обыкновению, носят на голове шали" У Пушкина в 1820 году выходит стихотворение "Черная Шаль" "Гляжу, как безумный, на черную шаль, И хладную душу терзает печаль. Когда легковерен и молод я был, Младую гречанку я страстно любил; Прелестная дева ласкала меня, Но скоро я дожил до черного дня. Однажды я созвал веселых гостей; Ко мне постучался презренный еврей; «С тобою пируют (шепнул он) друзья; Тебе ж изменила гречанка твоя». Я дал ему злата и проклял его И верного позвал раба моего. Мы вышли; я мчался на быстром коне; И кроткая жалость молчала во мне. Едва я завидел гречанки порог, Глаза потемнели, я весь изнемог… В покой отдаленный вхожу я один… Неверную деву лобзал армянин. Не взвидел я света; булат загремел… Прервать поцелуя злодей не успел. Безглавое тело я долго топтал И молча на деву, бледнея, взирал. Я помню моленья… текущую кровь… Погибла гречанка, погибла любовь! С главы ее мертвой сняв черную шаль, Отер я безмолвно кровавую сталь. Мой раб, как настала вечерняя мгла, В дунайские волны их бросил тела. С тех пор не целую прелестных очей, С тех пор я не знаю веселых ночей. Гляжу, как безумный, на черную шаль, И хладную душу терзает печаль." Правда из стихотворения не совсем понятно была ли гречанка в чалме или нет, но одно из этого анекдота становится ясным точно: Пушкин уже слыл большим авторитетом, стихи которого становились для некоторых членов общества истинным знанием. Что, конечно, забавило современников.
2 года назад
Реконструкция исторического танца базируется на многих аспектах. Ориентируясь только на текстовые описания мы можем понять очень многое, но когда у нас есть изобразительные источники о том, как выглядели различные фигуры или отдельные танцы глазами современников. Мы можем рассмотреть и легко распознать фигуры французской кадрили. "Evening Fashions and New Quadrilles." Иллюстрации William Heath к фигурам французской кадрили: Northern Looking Glass 28 November 1825
2 года назад
Как насчет коллабов двухвековой давности? Что будет если одни из самых талантливых людей империи из разных сфер искусства соединятся для совместного проекта? Получится нечто интересное. Живой и язвительный слог Булгарина и великолепные рисунки В. Тимма - это небольшая брошюрка, с названием корнет. В ней легким, комическим путем рассматривается жизнь офицера, со своими плюсами, минусами и веселостями. Не обошли авторы вниманием и танцовальные залы, ну посмотрим, что они пишут. "Поле сражения и танцовальная зала - лавры и мирты! Вот раздались звуки смычков. Пусть Его Превосходительство идет важно в полонезе! Это не наше дело. Пусть каммергеры, каммер юнкеры и дипломаты шаркают в кадрилях - не наше дело! Но вот играют вальс, вот началась волшебная мазурка - и зазвучали шпоры! Корнет торжествует. Каммер-геру, каммер-юнкеру и дипломату едва ли позволяется дотронуться до газовой оболочки светской девицы; им вменяется в обязанность подчивать танцовщиц морожеными вежливостями, avec des phrases a tiroir - но корнет - то ли дело! Он берет свою красавицу, как говорится, в руки, вертит ею, как на поводе; галопирует с нею, как на ученье; пожимает ручку, как будто ненарочно; глядит на нее, как на персик, который готов тотчас скушать; говорит ей, что ему вздумается - и ему все простительно. Его называют шалуном, ветреником, повесой, а все это похвальные качества в формуляре светской жизни, при первых эполетах, прилагательные, которые скорее доставляют существительное, нежели замороженные комплименты и эфирные прикосновения к ручке, через лощеные перчатки." Заметьте, что это 1842 год, кадриль шаркающая и корнету не интересная, тогда как мазурка или галоп - поле его славы. Интересное социальное наблюдение. Целое произведение на сайте РГБ по ссылке внизу, там больше изображений и комических сцен. Ф.В. Булгарин. Корнет. 1842 год.
2 года назад
Святки - это время для гаданий. ГАДАНИЕ КУРИЦАМИ И ПЕТУХАМИ "Берут ночью куриц с насеста, приносят в комнату и дают им клевать пшеницу, ячмень или просо. Если они клюют шибко и в одну сторону, то быть скоро замужем; если клюют не скоро и беспрестанно поворачиваются, то суженые их обманывают; если курицы мешают клевать друг другу и начинают драться, то суженые будут за них ссориться и драться. Иные гадают одними петухами, наблюдая те же приметы, за исключением того, что если они поют при клевании, то это означает скорое исполнение желаний. Другие, сняв куриц с насеста, приносят их закрытыми в комнату, где заранее приготовлены вещи в трех разных сосудах: вода в одной чашке, хлеб зерновой в другой, кольца в третьей. Каждая девушка гадает своею курицею: чья прежде начнет клевать зерно, верный знак, что у нее будет бедный муж; чья начнет пить воду, будет пьяница; если схватит золотое кольцо – богатый муж; серебряное – посредственного состояния, а медное – бедный муж. Когда запоет курица – неминуемая смерть кому-либо из родных. В некоторых местах Костромской губернии не только девицы, но и холостые ходят в курятники и, зажмурив глаза, снимают курицу с насеста. Если она закричит громко, то по голосу судят о нраве суженой. Другие судят о суженых по цвету курицы. Рыжая – значит коварный муж, черная – вспыльчивый, каштановая – обманчивый и пр. Чтобы узнать нрав жениха, приносят кур с насеста. Если внесенная курица, будучи брошена на пол, сядет спокойно, то суженый ее будет кроткий; если же она будет кудахтать и начнет пить воду, нарочно на этот случай поставленную, то муж будет сердитый и пьяница. Делают еще иначе: бегут девушки в курятник, и каждая из них ловит по курице. Которой попадется пестрая, у той будет муж рябой, которой черная – чернобровый. Потом наливают воды в корыто, и каждая девушка выпускает из рук курицу. Если она, напившись, станет кудахтать, то суженый будет пьяница и озорник; а если не пьет и сидит смирно, то суженый не будет пить и будет смирный. В Белоруссии берут сонного черного петуха, завертывают ему голову под крыло, крутят при свечах до обморока и потом кладут его на пол. Вокруг петуха каждая девушка насыпает по кучке зернового хлеба, который обставляется свечами. Когда петух придет в себя, тогда он встает и ходит около кучек, ничего не видя* [* Птицы не могут смотреть хорошо при огне.], и потом, по внутреннему влечению к зернам, начинает клевать первую попавшуюся ему кучку. Чьи он клевал зерна, той выйти замуж. Такой обычай в употреблении по некоторым местам Малороссии." Быт русского народа. Часть 7. Святки Терещенко Александр Власьевич
2 года назад
А у нас продолжение святочной недели. Смотрим на медведей, в которых рядили человека, выворачивали мехом наружу тулупы и надевали одну на ноги, вторую на руки и водили его на цепи. "Ряженые “слонялись по всему селу”. Особенным успехом пользовались пары и группы ряженых, исполнявшие сценки: лошадь с верховым седоком, медведь с вожаком “и при нем деревянная коза”. Остов лошади изображали два парня. Передний держал на двузубых вилах голову, сделанную из соломы. Голова, как и вся лошадь, обтягивалась попоной, так что зрители видели только ноги парней. На плечи первого взбирался мальчик, и “лошадь” отправлялась бродить по селу с прыжками и гарцеваньем. Под звуки гармошки забавно переваливался “медведь” на цепи — парень в вывороченной шубе, вожатый сыпал прибаутками, а “коза” хлопала деревяшкой, прискакивая около медведя". (Громыко М.М. Мир русской деревни.) 1. Гейслер Христиан Готлиб Генрих (гравер, по собственному рисунку) Эстамп. Ряженые (Святки). Лист № 10 из издания «Игры и развлечения русских из низших сословий» («Spiele und Belustigungen der Russen aus den niedern Volks-Klassen»). 2. Каверзнев П. (художник), Зубчанинов А. (гравер) Святки в деревне. Появление масок на вечеринке.
2 года назад
Чем же развлекались люди на святках? Например, играли в игру Женитьба Бахоря. Мы, кстати, на прошлом Рождественском ужине в 2022 году играли в нее. Дарит море позитива и улыбок. Можно смело брать в репертуар ваших рождественских мероприятий. "Когда ряженые перебывают, все напляшутся до упаду и музыканты устанут играть, тогда начинают порываться домой; однако тут еще затевают игры, окончанием коих бывает женитьба бахоря. Он обыкновенно выбирается из пожилых и избирает себе в жены одну из пожилых женщин. Они представляют из себя родителей всей играющей молодежи. Жена бахоря свивает из полотенца жгут и подает мужу. Став в кружок, молодежь поет под музыку песнь: Поехала бахорька по дрова, по дрова, А его секира тупа, тупа, А его кобыла ленива, ленива. Не стали дрова рубиться, рубиться. Так задумав ион жениться, жениться, Чтоб за детками лениться, лениться. В продолжение песни подают накрест друг другу руки и потом кружатся. Во время этого действия бахорь берет за руку какого-нибудь сына, а мать дочь, выводят их на сцену и заставляют целоваться. Тогда они уже женатые и садятся попарно. Никто из посторонних не смеет разлучить их. Таким образом женятся все. Если сын или дочь упрямятся, то бахорь хлещет их жгутом. После женитьбы музыканты играют какую-нибудь плясовую, а бахорь с маткою пляшут, как здесь говорят, на долгий лен и потом целуются, показывая через то добрый пример своим детям. За ними пляшет каждая пара отдельно и также целуется; потом все пары пускаются в пляску наподобие экосеза. Эта игра, позволяя некоторые вольности — свободно держать руку на плече и даже, обняв, поцеловать — скрывает в своем начале ухищрения молодых людей: здесь они перешептываются с бахорем и предварительно назначают себе пару; бахорь передает тайну своей жене, и таким образом сводятся пары, любящие друг друга." Быт русского народа. Часть 7. Святки Терещенко Александр Власьевич
2 года назад
Впереди волшебное время Рождества и святок, а мы знаем, что на святки принято гадать, вот каким образом лучше всего организовать узнавание своей судьбы и будущих женихов, проверенная информация от знатока таких дел: Николая Страхова. "Кофейницы, загадчицы на картах и свахи Милые мои красотки! Останьтесь еще на несколько дней дома. Дело теперь касается до судьбы вашей, или, лучше сказать, до той моды, которая повелевает узнавать о сей судьбе от посторонних. Вспомните о тех прошлозимних торговках и разных женщинах, коих ремесло состоит в читании на густом кофее судьбы вашей, в узнании по картам о предбудущем, а паче в сватовстве за вас женихов. Наварите более кофею и пошлите скорее за кофейницею. Слушайте со вниманием приговор вашей судьбы и, заплативши деньги за три или четыре приятные лжи, приступайте к другому не менее важнейшему для счастья вашего делу. Пошлите сыскать загадчицу на картах, которая у присланного за ней слуги расспросив наперед о всех ваших обстоятельствах, отгадает вам все и не преминет и от себя сказать до тысячи обнадеживаний о будущем вашем счастье. Вам лег по картам какой-то марьяж или сватовство от некоторого белокурого мужчины; другой из вас темноволосый кавалер сделает объявление любви, а третьей по червонному тузу и некоторым трефовой масти картам, которые легли между дамою и трефовым королем, объявлено и растолковано, что будет в нее влюблен богатый черноволосый человек, за которого она, как кажется, будто скоро и выйдет. Услышав таковые счастливые предречения, нельзя не послать опрометью за свахою. Каких не наскажет она вам прекрасных, чиновных, молодых, а паче богатых женихов! Она станет уверять, что такой-то в вас влюбился, хотя и от роду он вас не видал. Такой-то пленился вашими достоинствами, хотя никогда с вами не говаривал. Такой-то согласился бы вас взять без всякого приданого, который ни о чем столько не думает, как о числе оного и о богатстве. Такой-то, который ведет распутную жизнь, по словам их стыдлив как красная девка. Пьяница по уверению их кроме воды ничего не пьет. Мот имеет дом как полную чашу, а у проигравшегося картежника всего по колено. Вот что будет вам вещать сия правдивая вестовщица о женихах. Впрочем, для вас и не нужно знать о сих женихах, каковы они, кто они, но сколько за ними и что у них. По словам свахи, все однако ж сватаемые ею за вас суть великие умницы и богачи. Рубль, данный от каждого жениха, заставляет ее произносить в присутствии вашем похвальную речь каждому из оных особо. С помощью таковой же монеты и вы откройте ее глазам все ваши достоинства и заставьте ее перед всеми женихами кричать о вас что есть силы. Не худо, если вы бред свахи почитать будете истинным и сбыточным. Не худо, если вы постараетесь для свидания, назначенного сими женихами, явиться поскорее в клубе или посетить в предбудущее воскресенье театр и маскарад. Отберите от свахи, какая будет на женихе шуба, фрак, пряжки или маскарадное платье и маска. Не забудьте и от себя сказать в известие жениху, какой и на вас будет салон, опишите даже цвет ленточек и упомяните о маскарадном платье и маске. — Наконец, занимайте сим сколько можно более вашу голову и сердце. По сим рассказам свахи избирайте для себя супругов и по вранью простой бабы располагайте вашею жизнью, спокойствием и благополучием... Да благоденствуют сим вредные и вральливые бабищи! Да не будут они преследуемы за многие обманы, беспорядки и самые даже те бедствия, которые они часто разливают среди общества!" "Николай Страхов. Карманная книжка для приезжающих на зиму в Москву старичков и старушек, 1791" Изображение И. Панова. Русские типы. Сваха
2 года назад