А.И. Осипов: «Не надо думать, что христианство своим призывом к Небу отнимает у человека землю, отнимает ее радости, ее блага. Ничего подобного. Оно призывает бороться со страстями: злобой, завистью, алчностью, нечестностью и т.д. Но разве не понятно, что все человеческие нестроения вытекают из этих наших страстей и, прежде всего, из нашего эгоизма, нашей гордости? Христианство же не просто призывает человека к борьбе с ними, но и предлагает эффективные средства лечения от них. Оно предлагает самый здоровый образ жизни – жизни по Евангелию, следуя которому человек действительно приобретает счастье. Взять хотя бы самый острый момент нашего бытия – скорби. У кого их нет? Все мы переживаем очень многое. А Православие говорит о наших скорбях, что Бог никому не мстит, никого не наказывает: Он есть любовь! И то, что происходит с нами, это, оказывается, лучшее и необходимое лекарство, которое Он даёт. И если мы так будем принимать любую скорбь – как ценное лекарство, как необходимое средство исцеления, с благодарностью – как это мы делаем по отношению к опытным врачам, то скоро убедимся, как много дает нам христианство уже в этой жизни. Можно, конечно, уподобиться и глупому больному: «Не хочу я вашего лечения! Пусть аппендицит, не пойду на операцию, дайте обезболивающее». И… умер глупенький. Потому преподобный Тимофей Валаамский говорил: «Терпеть не будешь – бесу жертвой будешь». А потерпишь – будешь с Богом, и мир в душе будет. Ибо Бог есть Любовь, Врач, а не палач. Как легко идти к знакомому врачу, который к нам хорошо относится, который, мы знаем, опытный и честный человек и сделает для нас всё, что только можно сделать! Как это успокаивает, умиротворяет. Так и вера в Бога-любовь, Который не мстит нам за наши грехи, но премудро лечит те раны, которые мы безумно и без милосердия наносим себе своими грехами. И от нас зависит, как мы примем эти лекарства. Можно отвергнуть их с ропотом и хулой на Бога, умножая этим безумием свои страдания. А можно принять их как заслуженное, с благодарностью Богу, с покаянием: «Господи, действительно достойное по делам моим получаю, ибо знаю, что грехи мои порождают болезни и скорби, а не Ты бьешь меня ради наказания. Господи, я знаю, что ты по-прежнему любишь меня и во грехах моих. Прости меня и исцели от них. Да будет воля Твоя». ____ Фрагмент статьи "Что такое счастье" alexey-osipov.ru/...ste #вера #Бог #религия #духовность #православие #христианство #любовь #счастье #свобода
Алексей Ильич Осипов
142,4 тыс
подписчиков
Профессор Московской Духовной Академии; доктор богословия; член Президиума Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви.…
rutube.ru/...jjw
В чём же заключается христианский смысл жизни человека? Его открывает библейское повествование о поведении первых людей в раю. Они, будучи высшим из всех творений Бога и получив власть над земным миром (Быт. 2: 20), возомнили себя богами (Быт. 3: 4), отвергнув, тем самым, Бога. Какими стали они, призванные в творении к богоподобной святости и любви, какой рай на земле создали под лозунгом: свобода, равенство, братство, что обещает теперь их гордый научно-технический прогресс, – с потрясающей яркостью показала вся последующая история человечества. Горькие слова Э. ФРОММА (+1980): «История человечества написана кровью. Это история никогда не прекращающегося насилия», – очень точно изобразили её реальное содержание. Человек, уйдя от Бога, от основного закона жизни – любви, познаёт вольно и невольно, осознанно и подсознательно, лично, и общественно, в какое рабство попал он терзающим его страстям, каким страданиям и самой смерти подвержен он стал. Это познание осуществляется в течение всей жизни каждого человека и всей истории человечества. Более того, поскольку со смертью тела личность не умирает, то и в посмертье, когда там в полном свете открывается всё то доброе и лукавое, что было сделано в земной жизни, это познание себя продолжается. Поэтому Церковь всегда молится о духовном прозрении и исцелении усопших. Это прозрение объективно открывает человеку всю глубину его подлинного состояния. Он, в конечном счете, в полной мере познаёт, что, оторвавшись от своего источника жизни – Бога, стал не всемогущим богом, но превратился в животно-бесовское существо, которое и себя, и всю подчиненную ему землю не только извратил, искалечил, но, в конечном счете, и уничтожил. Так человек приобретает то основополагающее духовное качество – смирение, которое является единственно надежным гарантом того, что человек сможет уже без повторения греха прародителей принять Царство Божие. Отсюда становится понятным, почему Господь насадил древо познания добра и зла, почему необходима самостоятельная жизнь человека и человечества, каков смысл этой земной жизни человека. Не познав ужасов без-божной жизни, человек не смог бы непадательно принять Царство Божие. Справедливо говорит народная мудрость: «Не познав горького, не оценишь сладкого». БЛЕЗ ПАСКАЛЬ (†1662) в своем знаменитом пари́ (см. его «Мысли»), учитывая меркантильную психологию западного человека, приводит и такой аргумент, который помог бы ему избрать религиозный смысл жизни. Он подчеркивает, что верующий человек, даже если бы Бога не было, живя по-христиански, ничего не теряет в этой жизни, но если есть Бог, то приобретает бесконечное благо в вечности. Неверующий же, ничего не выигрывая здесь на земле, всё теряет там, если Бог есть. Фрагмент статьи А.И. Осипова: «Жизнь, зачем ты мне дана?» alexey-osipov.ru/...zni #духовность #православие #христианство
2 октября в Актовом зале Коломенской духовной семинарии прошла открытая лекция заслуженного профессора Московской духовной академии, доктора богословия Алексея Ильича Осипова на тему «Духовная жизнь православных христиан в условиях современного мира». kpds.ru/...ova
А.И. Осипов: «Грехом в христианстве называется всё то, что вредит человеку, разрушает его тело, расстраивает психику, ум, чувства, совесть. То есть грехом человек не Бога оскорбляет (что в принципе невозможно), но себя казнит. Поэтому и заповеди, и правила в Церкви – это не юридические законы, за нарушение которых Бог наказывает человека, но Его предупреждения избегать всего, чем он может себя ранить и мучить. Поэтому в христианстве существуют соответствующие рекомендации как правильно жить. Они говорят: ешь, питай свое тело, но не объедайся; можешь пить вино, но не пьянствуй; женись и выходи замуж, но не блуди; веселись, пой и танцуй, но не безобразничай; одевайся, но не бесстыдничай; говори правду, будь честен, справедлив, человеколюбив, но не лги, не клевещи, не воруй и т.д. Сам Христос на свадьбе в Кане Галилейской, без сомнения, и ел, и пил, и пел, и был, конечно же весел, а не сидел как черная туча. То есть в христианстве одинаково неприемлемы как языческая вседозволенность, которая некоторыми лукаво выдается за духовную свободу, так и законническое, часто носящее фарисейский характер, рабство букве внешних предписаний». ______ Фрагмент статьи: «Православие – «безрадостная» религия?» alexey-osipov.ru/...iya #осипов #духовность #мысль #цитатадня #Бог #цитата #православие #христианство #покаяние #молитва #церковь #любовь #смирение #грех
Игумен Никон Воробьёв: «Мой жизненный опыт привёл к тому взгляду, что никто нам не может помочь: ни сам себе, ни другие люди, а только Господь. Твоё душевное состояние не только не улучшается, а делается временами невыносимым и потому, что у тебя мало надежды на Бога. Ты смотришь на свои грехи и верно считаешь, что за них, по справедливости, должна бы пострадать в будущей жизни и даже здесь перед смертью, и по смерти на мытарствах, и далее. Но если так думать, забыв о любви Божией, то можно придти в полное отчаяние. Разве можно так смотреть христианину? Если бы человек спасался своею праведностью, то зачем было приходить Господу Иисусу Христу и страдать? Никто не вошёл в Царствие Божие своими только заслугами. Человек должен понять: 1) свою ветхость, испорченность, падение, всякую неправду, полное искажение всей души своей и прочее; 2) убедиться на своём горьком опыте, что сам он своими силами не может исправить себя, хотя и должен постоянно бороться со своей испорченностью и оплакивать это состояние; 3) должен обращаться ко Господу, как мытарь: Боже, милостив буди мне, грешнику. Я погибаю, тону в море беззаконий моих, спаси меня, Господи Иисусе Христе, как спасал всех, кто к Тебе обращался: разбойников, мытарей, блудниц и т.п. Бог есть любовь. По любви к падшему роду человеческому Господь не остановился совершить величайшую жертву: Бог-Отец послал Сына Своего на крестные муки, Бог-Сын несёт послушание до смерти крестной, Бог-Дух Святой не гнушается входить в грешную душу человека и очищать и спасать ее. Что еще больше может совершить Господь для нашего спасения? Мною клянусь, глаголет Господь, не хощу смерти грешника, но еже обратитися и живу быти ему. Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего, да всяк веруяй в Него не погибнет, но имать живот вечный. Значит, спасение обеспечено каждому, кто верует во Христа и просит Его спасти от греха и вечной муки. За покаяние во грехах Господь обещает прощение и милости и, если просим, то обязательно получим просимое, ибо это слова Самого Господа. Словом Божиим создан весь мир, Словом Его мир сохраняет порядок, а не превращается в хаос. Этим же Словом обещается прощение грехов и вечная жизнь за веру и покаяние. Подтверждается это воплощением Сына Божия и крестными страданиями Его. Ты веруешь во все это. Как же ты отчаиваешься в своем спасении? Как ты можешь допустить, что Господь пошлет тебе страдания здесь ли, или после смерти сверх сил? Нет и нет! Твое настроение, болезнь, уныние, тоска и прочее — от диавола. Не подавай ему руки, отгоняй все эти помыслы призыванием имени Господа Иисуса Христа и молитвой мытаря; благодари Господа за все, за любовь Его к роду человеческому, за Его долготерпение грехов твоих, за милосердие к тебе и ко всем, за твою болезнь, за всё благодари, предавай себя Его воле и Его милосердию — и получишь облегчение. Ты страдаешь за маловерие своё, ты обращаешь всё внимание на себя, на свои грехи и мало помнишь о любви Божией. Делай наоборот. Помни прежде и всегда о милосердии Божием, о крестных страданиях ради нашего спасения, а потом о грехах своих. Пусть грехи твои будут поводом, побуждением к мытаревой молитве, к углублению в молитве, а не поводом к отчаянию. Имей мудрость. Не поддавайся лукавству врагов. Презирай их, не беседуй с ними и помни спасающего нас Господа. Господь да вразумит тебя здесь и в будущей жизни». #никонворобьёв #никон_воробьёв #духовность #мысль #цитатадня #Бог #святой #святыеотцы #цитата #православие #христианство #покаяние #молитва #церковь #любовь #смирение
Игумен Никон Воробьёв: «Всё здешнее — суета сует, мираж, майя (индусов). И всё же избавиться от всей этой майи — дело всей жизни. Дай Бог, чтобы хоть в конце жизни вкусить плодов истинной свободы, которую даст Христос Своим ученикам. Вы же горячитесь и хотите сразу из младенца стать взрослой. Всему своё время. Я никак не могу добиться от Вас отклика на мысль, которую давно пытаюсь внедрить Вам: где бы ни находился человек, всегда представляется множество случаев поступить или по заповедям Евангелия, или по ветхому человеку. Если будем следить за собой и понуждать себя жить по заповедям, а в случае нарушения искренне станем каяться и просить у Бога прощения, то будем расти духовно. Господь даст живую веру, смирение и прочие свойства нового человека. Или мы исполняем заповеди и тем приобретаем, или, нарушив по испорченности, каемся и тоже приобретаем. Исполняются слова апостола: «Любящим Господа вся поспешествуют во благое». Когда данные внешние условия станут вредными, мешающими спасению, тогда Господь поставит в условия более благоприятные, надо только предать себя в волю Божию. “Сами себе и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим”, — вот к чему призывает Святая Церковь за каждой службой. Потерпите, мужайтесь, не оскорбляйте Господа, пожертвовавшего ради Вас самым дорогим, что только есть у Него. Большей жертвы любви и у Него нет. Что же Вы не цените любви Божией, не надеетесь на неё, а ищете где-то в себе или в других людях, которые все — ничто. Поверьте, что в каждый миг Господь хочет Вам дать величайшие блага, но Вы не можете их принять без вреда для себя. А что можете принять — всё Он даст. Судите о своём состоянии и по этому признаку. Положите себе за правило ежедневно три раза в день поблагодарить Господа за всю Его любовь и промышление о всём роде человеческом и лично о Вас. Да вразумит Вас Господь и да спасёт». #никонворобьёв #никон_воробьёв #духовность #мысль #цитатадня #Бог #святой #святыеотцы #цитата #православие #христианство #покаяние #молитва #церковь #любовь #смирение
Игумен Никон Воробьёв: «Будь помягче с людьми, не наживай врагов. Терпи недостатки людские: друг друга тяготы носите и тако исполните закон Христов. Если мы будем милостивы к людям, то Господь в “ту же меру” будет к нам милостив. Это и значат слова: В ню же меру мерите, возмерится вам. От службы не отказывайся, в чем ошибаешься или погрешишь — искренне кайся пред Богом и людьми, если кого обидишь. Исторгни из сердца памятозлобие. И вот еще что: старайся и служебные дела, и всё делать ради Господа, по заповеди Божией, а не по влечению сердца. Даже и добрые дела только тогда имеют цену пред Богом, когда делаются ради Бога, потому что такова воля Божия, иначе сказать, такова заповедь Божия. А если добрые дела делаются по другим причинам, то они не угодны Господу Богу. О таких-то добрых делах сказано: “Вся правда ваша якоже дуб поверженный”. Надо иметь во всем разум духовный, а если сомневаемся, угодно ли что Господу, то надо помолиться, хоть внутри, и говорить себе: “Господи, делаю это ради Тебя, полагая, что это угодно Тебе. Вразуми меня, Господи, все делать во Славу Твою”, — и тогда будь спокойна. Не осуждай никого, ибо мы все достойны осуждения от Господа, и Он покрывает грехи наши и прощает нас в той мере, в какой мы покрываем недостатки ближних и прощаем их. Будь всегда посмирнее, считай себя невеждой, старайся оставаться сзади других, а не лезь наперед ни в чем, ни в словах, ни в делах. Словом, старайся быть незаметной, неслышной, тихой, мирной. Тогда Господь даст почувствовать, что значит мир Божий, превосходящий всякое разумение, мир, который оставил Господь, сказав ученикам: мир Мой даю вам, не как мир дает, Я даю вам. А ты не имеешь мира, часто нервничаешь, раздражаешься, теряешь здоровье, потому что делаешь и говоришь не ради Бога, а по своим влечениям и страстям. Всегда кайся во всем сразу, как ощутишь ошибку или грех какой, не дожидаясь, когда станешь на молитву. Все покрывай покаянием и осуждением себя. Смиряйся пред Богом и людьми, тогда будешь спокойнее и постепенно достигнешь мира Христова. Будь здорова. Господь да благословит и вразумит тебя». #никонворобьёв #никон_воробьёв #духовность #мысль #цитатадня #Бог #святой #святыеотцы #цитата #православие #христианство #покаяние #молитва #церковь #любовь #смирение
Игумен Никон Воробьёв: «Относительно внутреннего делания скажу тебе: не ставь себе никаких больших задач, не устанавливай никаких сроков, а всегда и во всём удерживайся от зла, от нарушения внешних или внутренних заповедей и понуждай себя на делание добра, т.е. хотя и с великим усилием и борьбой, однако старайся поступать не как хочется тебе, а как велит Господь в святых заповедях. Сказано ведь не даром: Царствие Божие силою берется. К этому деланию прибавляется ещё одно: терпение скорбей и болезней. Чтобы стяжать неразвлекаемую молитву — надо смиряться пред Богом и людьми и немало упражняться. Без смирения человек всегда будет рассеиваться. Но не унывай и не отчаивайся, а терпи, жди, считай себя недостойным никаких дарований. Воистину, мы все недостойны не только каких-либо особых милостей, но недостойны и имя Божие произносить». #никонворобьёв #никон_воробьёв #духовность #мысль #цитатадня #Бог #святой #святыеотцы #цитата #православие #христианство #покаяние #молитва #церковь #любовь #смирение
Игумен Никон Воробьёв: «Религиозные восприятия не психологизм, а так же реальны, как реальны восприятия мира физического. Земная жизнь дана не для наслаждения, а для познания себя и Бога. Человек в течение земной жизни должен решительно, невозвратно определить себя к добру или злу, к Богу или диаволу. Ищущий Бога и правды Его — найдет Бога и новую жизнь здесь, на земле, в начатке, а после смерти — во всей полноте. Эгоист, ищущий на земле только наслаждений — найдет диавола, и после смерти, как единодушный ему, — пойдет в царство диавола, в ад, в общество законченных эгоистов и злодеев. В наших руках наша будущая судьба... Хочется быть дальше от этой жизни, от духа мира сего. Этот дух овладел всем человечеством. Только со стороны можно видеть и почувствовать всю мерзость и ужас этого духа. Мало теперь людей на земле, которые могли бы освободиться от действия на них злого духа. Это ужасно! Говорят, что лягушка, встретив глаза змия, не может оторваться от них, в ужасе кричит, но не может убежать, а всё приближается к змию, пока не попадет в пасть. В вечерних молитвах есть такие слова: «Изми мя, Господи, от уст пагубного змия, зияющего пожрети мя и свести во ад жива». Это написано из опыта. Находящиеся в сфере действия этого духа не чувствуют этого и не верят тем, кто освободился уже от него. Выберите Бога, отстраняйтесь от диавола душою и делами, чтобы Господь сказал и о Вас: «Грядущего ко Мне не изжену вон»». #никонворобьёв #никон_воробьёв #духовность #мысль #цитатадня #Бог #святой #святыеотцы #цитата #православие #христианство #покаяние #молитва #церковь #любовь #смирение
Игумен Никон Воробьёв: «Человек, который упорно себя оправдывает, а других винит – находится на ложном пути: он или не сделает никакого успеха в духовной жизни, или неминуемо будет в сетях прелести. Наше спасение не в подвигах, а в сознании, глубоком, искреннем, сердечном сознании своей греховности, испорченности, бессилия самому исправиться. Из этого сознания родится сокрушение, плач и некоторое смирение и т.д. Если же нет этого сознания, да ещё (Боже сохрани!) есть самооправдание – то всуе будут все труды и даже породят высокоумие и гордыню. Итак, в малом и большом, в житейских делах и в духовном, сама с собой и в сношениях с людьми старайся себя ставить на последнее место (по Евангелию: не садиться на первое место (Лк.14:8-11)) – и тогда получишь мир душе своей и прочее, что выше говорилось, а с ними или через них и спасение». #никонворобьёв #никон_воробьёв #духовность #мысль #цитатадня #Бог #святой #святыеотцы #цитата #православие #христианство #покаяние #молитва #церковь #любовь #смирение
Игумен Никон Воробьёв: «Не утомляй себя напрасно исканием наставников: наше время, богатое лжеучителями, крайне скудно в наставниках духовных. Их заменяют для подвижника писания Отеческие. Таковы: Лествица, сочинения Ефрема Сирского и Аввы Дорофея, письма Великого Варсонофия, Патерик Скитский, Добротолюбие, и другия. Образуй себя чтением их и молитвою в сокрушении духа. Постарайся найти и хорошаго, добросовестнаго духовника. Если найдешь его, — и тем будь доволен, ныне добросовестные духовники — великая редкость». #никонворобьёв #никон_воробьёв #духовность #мысль #цитатадня #Бог #святой #святыеотцы #цитата #православие #христианство #покаяние #молитва #церковь #любовь #смирение