Найти в Дзене
Некролог и некромант В ЕГЭ есть задание на постановку ударений (№4), в нём встречается слово «некролог». Большинство выпускников, к счастью, не знают, что это такое, поэтому из раза в раз на занятиях повторяется один и тот же диалог. Ученик неправильно выбирает варианты ответа и читает вместо «некролОг» «некрОлог». Закономерно поправляю и спрашиваю: - Что такое некролог? - Не знаю, наверное, это какой-то врач. - Что же он лечит? - Понятия не имею. - Давай попробуем отгадать. Что такое «некро»? Ты ведь, наверняка, знаешь, кто такой некромант? -Знаю, он мёртвых поднимает *тут, кстати, философский момент по поводу поднимает/оживляет, но не будем отвлекаться*. -Так, значит, «некро» как-то связано со смертью. Может быть, ты знаешь другие слова с этим корнем? Далее ответы разнятся в меру образованности и испорченности. Как-то раз я даже услышала «Некрономикон». Спрашиваю, что же всё-таки лечит некрОлог, исходя из полученной информации. Приходим к выводу, что, видимо, это патологоанатом. На этом месте приходится себя одёргивать и рассказывать истинное значение этого слова. НекролОг – письменное упоминание о чьей-то смерти, содержащее рассказ о жизни и достижениях покойного. Происходит от двух греческих слов «некрос» - мёртвый и «логос» - слово/мысль. «Любой пиар хорош, кроме некролога» - популярное нынче переиначенное высказывание Марка Твена.
10 месяцев назад
Топ-4 идей от моих учеников для итогового сочинения.
Совсем скоро выпускники будут писать итоговое сочинение, а значит, пришла пора готовиться, вспоминать все прочитанные в тяжких муках литературные произведения и судорожно подгонять их под темы из закрытого банка ФИПИ. В связи с этим, чтобы немного разрядить напряжённую обстановку, предлагаю мой личный рейтинг литературных произведений, которые предлагали мои ученики для использования в качестве примеров-аргументов. 1. Несуществующее произведение реального индийского автора, который пишет на хинди и никогда не переводился на другие языки...
10 месяцев назад
Задавать вопросы
Когда мы определяем часть речи на уроках, мы задаём вопрос. «Человек» (кто? что?) – существительное. «Учится» (что делает?) – глагол. Через вопрос мы определяем принадлежность понятия к какой-либо общности, мы его характеризуем: это предмет, действие, признак, количество и т.д. В жизни не менее важно задавать вопросы себе: «кто я?», «что я умею?», «кто все эти люди и где мои вещи?» Ответы помогают приблизиться к осознанию проблемы и к её решению. Но ложный ответ, как и неправильно сформулированный вопрос, ведёт к усугублению проблемы. Например, вопрос: «Почему у меня не получается правильно выполнять...
1 год назад
Ляпы
Несколько дней назад ко мне обратился человек с предложением о соавторстве. Его предложение заключалось в том, чтобы издать сборник «ляпов» известных людей. Я, конечно, вежливо отказалась, потому что очень не люблю эту тематику. Таких публикаций много, даже у меня где-то лежит подобный сборник, маскирующийся под пособие по стилистике. Первое, что мне не нравится в этой затее, помимо её вторичности, — это высокомерие составителей. Мы все ошибаемся, «не судите, да не судимы будете». Ошибки нужно исправлять,...
1 год назад
Грамотность и мессенджеры
Почему набор текста в телефоне мешает развитию грамотности? В современном мире мы не представляем себе жизнь без общения в мессенджерах и социальных сетях. Обычно мы это делаем при помощи телефона. В большинстве телефонов есть автозамена, которая может сыграть с нами злую шутку. Дело здесь не только в том, что она может подменять слова так, что потом будет смешно и неловко, но и в том, что мы утрачиваем навык грамотного письма. В случае, когда ошибка исправляется автоматически, мы перестаём следить за тем, что мы пишем: не перечитываем написанное, не проверяем написание слова...
1 год назад
Если нравится — подпишитесь
Так вы не пропустите новые публикации этого канала