Найти в Дзене
Трансцендентальная религия
Ранее, религия имела ценность, как нечто, что объединяет общество, создаёт некую подоснову, на которой выстраивается общественная жизнь. Религия, например католичество для Европы или православие для России, имела адаптивную функцию: верующий точно знал, как нужно жить в обществе так, чтобы его не осуждали, не гнали, чтобы пользоваться уважением. В онтологическом, психологическом и философском смысле религия выступала гарантом определённых вещей, как-то разумности и справедливости Вселенной, устойчивости законов бытия, неуничтожимости Я, правоты света, добра и красоты, которые находили свой первоисточник в Благе...
3 года назад
Мысли, навеянные Анри Бергсоном
Романтизм, экзистенциализм, философия жизни, феноменология, интуитивизм, герменевтика, персонализм – все эти направления мысли, или школы, настроения эпох – родственные друг другу. Авторы этих направлений, каждый сам по себе, похожи на пазлы, которые вместе представляют собой общую картину того прорыва, который делает человеческая мысль с XIX по XXI век. Или иначе: это разные цвета мозаики, которые в совокупности являют зрителю красоту иконы, изображённой на витражном стекле. Один автор дополняет другого. Так у Анри Бергсона мы находим мысли, которые раскрывают встречающиеся у Карла Ясперса фрагменты о любви и об открытой экзистенциальной коммуникации...
4 года назад
Ницше, как сингулярность мысли
Образованному человеку, вообще-то говоря, неприятно признаваться в своем незнании. Образованный человек должен или промолчать, или узнать. Но я все же признаюсь: на момент написания этого эссе я не читал книгу Карла Ясперса о Ницше. Это будет мною исправлено, но именно сейчас, сейчас – а не когда-нибудь после, я хочу поговорить с моим читателем об этом весьма неоднозначном философе. Ницше, как говорят, безумен, и вероятно, так оно и есть. Вероятно, даже он был безумным всегда, а не стал таковым к концу своей жизни. И если исследователь захочет найти в произведениях Ницше безумие, то он, несомненно, найдет его...
4 года назад
О губительной для мышления роли философа-пророка
Для философа крайне губительна роль пророка, вещателя вечных истин, истин с большой буквы и в последней инстанции, а значит – истин законченных, догматических, самозамкнутых. Это губительно сразу в двух аспектах: во первых это губит самокритику философа, не даёт ему мыслить, замыкает его на самом себе, и на своей системе, на своей истине, заставляет стремиться к безупречности мысли и построений, практически делает его невротиком, не способным вырваться из паутины, сотканной собственными максимами и теориями. Это происходит, когда философ считает сакральной фигурой сам себя. Иная ситуация, когда таковым его считает ученик, последователь, читатель...
4 года назад
Несколько слов о социальном
Социальное таит в себе столько всего недоступного понимаю каждого отдельного человека, что можно говорить о том, что оно является отдельным от личности уровнем бытия. Речь идет о том, что в социальной жизни сокрыто под многослойным дном двойных стандартов, то, что непонятно личности, бесконечно чуждо ей, и даже враждебно. Личность трансцендентна социальности. Душа для социального – потемки, социальное для личности яркий свет, за которым проступает тьма. Личность трансцендентна социальному, но не так, как Я трансцендентно всему сущему. Социальному трансцендентно не только простое парадигмальное...
4 года назад
Если нравится — подпишитесь
Так вы не пропустите новые публикации этого канала