21. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ВТОРОЕ ПОСЛАНИЕ ПЕТРА 22:2 (читайте предыдущее здесь) Кажется, что вот человек, Алёша, пробыл 4 месяца в состоянии нерадения, безволия. Увидел, что без Бога он ничто - не может и пальцем двинуть. Что мыслить о себе высоко, а о других низко - это неверно. Что осуждать нельзя. Но как легко этот опыт забывается. Приходится раз за разом спотыкаться на одном и том же. Так волнообразно и потекла жизнь Алёши - от Фарисея к Мытарю, от Мытаря к Фарисею. Потрудился в посте и молитве, увидел себя хорошим - получи состояние Мытаря. Помытарствовал в нерадении, смирился - получи силу к подвигу. Бывало и так, что, находясь подолгу в расслаблении, Алёша выходил из него благодаря тому, что его сердце непроизвольно оживало и понуждало к молитве. Интересно и то, что при стремлении Алёши-мирянина к частой и непрестанной молитве сам Бог подавал внешние условия (работу и прочее) способствовавшие молитве. Поистине "стучащему отварят". Так прошло больше десяти лет. Это был путь покаяния и познания себя при содействии Божьей благодати и непростых внешних обстоятельств. Этот путь продолжается и сейчас и, надеемся, не ослабнет до смерти путника. Состояние Алёши стало помирнее и внутри, и внешне. Проблемы с родственниками прекратились, а если что-то и возникает, то проходит без осложнений. Вражды нет. Молитва теплится, путь самопознания продолжается. "Брат сказал авве Сисою: «Авва! что делать мне? я пал». Старец отвечал: «Встань». Брат сказал: «Я встал, и опять пал». Старец отвечал: «Снова встань».Брат: «Доколе же мне вставать и падать?» Старец: «До кончины твоей»790" - из Отечника св. Игнатия. Авва Сисой. Отчего мы падаем? "Где случилось падение — там предварила гордость, говорит Лествичник" - из Письма 7 Валаамского старца. Да, видение себя хорошим, а других похуже себя - это признак гордости. В её сети попадают не только незадачливые подвижники - искатели поста и молитвы, но и формальные исполнители церковных норм, которые вполне удовлетворены своим состоянием. Последние и являют собой в полной мере закоснелое фарисейское состояние. А первых, то есть подвижников, не так уж и много. Алёша был из таких. На Утрене в 5-й песни канона в неделю о мытаре и фарисее поётся: "Фарисе́евы доброде́тели потщи́мся подража́ти, и поревнова́ти мытаре́ву смире́нию, во обою́ ненави́дяще безме́стное мне́ние, и па́губу паде́ний." То есть отцы призывают в этой песне подражать и фарисею, и мытарю. Одному - в добродетели, другому - в смирении. В то же время призывают отвергнуть подражание и фарисею, и мытарю. Одному - в высоком мнении о себе, другому - в губительных греховных падениях. Надо разумно подвизаться, чтобы через подвиг смиряться. Святые отцы-подвижники, как раз имели высокие добродетели и при этом глубокое смирение, нищету духа, плач. Других они видели лучшими себя, а свои добродетели приписывали Богу. Эти два ориентира даёт Авва Дорофей в поучении о смиренномудрии: "Первое смирение состоит в том, чтобы почитать брата своего разумнее себя и по всему превосходнее и, одним словом, как сказали святые Отцы, чтобы «почитать себя ниже всех». Второе же смирение состоит в том, чтобы приписывать Богу свои подвиги, – сие есть совершенное смирение святых. Оно естественно рождается в душе от исполнения заповедей...святые, чем более приближаются к Богу, тем более видят себя грешными." "Ученик. Каким способом можно достичь смирения? Старец. Исполнением евангельских заповедей, преимущественно же молитвою." - из 1 тома Аскетических опытов. О смирении. Таким образом, внимательная к себе жизнь при свете Евангелия, с частой внимательной молитвой, которая и подаёт внимание к себе и усиливает его, которая подаёт помощь и содействие самого Бога - это начало и путь покаяния, путь к смирению, путь к Богу, который "есть Любовь". Это и есть христианская жизнь.
2 года назад