Найти тему
21. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ВТОРОЕ ПОСЛАНИЕ ПЕТРА 22:2 (читайте предыдущее здесь) Кажется, что вот человек, Алёша, пробыл 4 месяца в состоянии нерадения, безволия. Увидел, что без Бога он ничто - не может и пальцем двинуть. Что мыслить о себе высоко, а о других низко - это неверно. Что осуждать нельзя. Но как легко этот опыт забывается. Приходится раз за разом спотыкаться на одном и том же. Так волнообразно и потекла жизнь Алёши - от Фарисея к Мытарю, от Мытаря к Фарисею. Потрудился в посте и молитве, увидел себя хорошим - получи состояние Мытаря. Помытарствовал в нерадении, смирился - получи силу к подвигу. Бывало и так, что, находясь подолгу в расслаблении, Алёша выходил из него благодаря тому, что его сердце непроизвольно оживало и понуждало к молитве. Интересно и то, что при стремлении Алёши-мирянина к частой и непрестанной молитве сам Бог подавал внешние условия (работу и прочее) способствовавшие молитве. Поистине "стучащему отварят". Так прошло больше десяти лет. Это был путь покаяния и познания себя при содействии Божьей благодати и непростых внешних обстоятельств. Этот путь продолжается и сейчас и, надеемся, не ослабнет до смерти путника. Состояние Алёши стало помирнее и внутри, и внешне. Проблемы с родственниками прекратились, а если что-то и возникает, то проходит без осложнений. Вражды нет. Молитва теплится, путь самопознания продолжается. "Брат сказал авве Сисою: «Авва! что делать мне? я пал». Старец отвечал: «Встань». Брат сказал: «Я встал, и опять пал». Старец отвечал: «Снова встань».Брат: «Доколе же мне вставать и падать?» Старец: «До кончины твоей»790" - из Отечника св. Игнатия. Авва Сисой. Отчего мы падаем? "Где случилось падение — там предварила гордость, говорит Лествичник" - из Письма 7 Валаамского старца. Да, видение себя хорошим, а других похуже себя - это признак гордости. В её сети попадают не только незадачливые подвижники - искатели поста и молитвы, но и формальные исполнители церковных норм, которые вполне удовлетворены своим состоянием. Последние и являют собой в полной мере закоснелое фарисейское состояние. А первых, то есть подвижников, не так уж и много. Алёша был из таких. На Утрене в 5-й песни канона в неделю о мытаре и фарисее поётся: "Фарисе́евы доброде́тели потщи́мся подража́ти, и поревнова́ти мытаре́ву смире́нию, во обою́ ненави́дяще безме́стное мне́ние, и па́губу паде́ний." То есть отцы призывают в этой песне подражать и фарисею, и мытарю. Одному - в добродетели, другому - в смирении. В то же время призывают отвергнуть подражание и фарисею, и мытарю. Одному - в высоком мнении о себе, другому - в губительных греховных падениях. Надо разумно подвизаться, чтобы через подвиг смиряться. Святые отцы-подвижники, как раз имели высокие добродетели и при этом глубокое смирение, нищету духа, плач. Других они видели лучшими себя, а свои добродетели приписывали Богу. Эти два ориентира даёт Авва Дорофей в поучении о смиренномудрии: "Первое смирение состоит в том, чтобы почитать брата своего разумнее себя и по всему превосходнее и, одним словом, как сказали святые Отцы, чтобы «почитать себя ниже всех». Второе же смирение состоит в том, чтобы приписывать Богу свои подвиги, – сие есть совершенное смирение святых. Оно естественно рождается в душе от исполнения заповедей...святые, чем более приближаются к Богу, тем более видят себя грешными." "Ученик. Каким способом можно достичь смирения? Старец. Исполнением евангельских заповедей, преимущественно же молитвою." - из 1 тома Аскетических опытов. О смирении. Таким образом, внимательная к себе жизнь при свете Евангелия, с частой внимательной молитвой, которая и подаёт внимание к себе и усиливает его, которая подаёт помощь и содействие самого Бога - это начало и путь покаяния, путь к смирению, путь к Богу, который "есть Любовь". Это и есть христианская жизнь.
2 года назад
20. ФАРИСЕЙ И МЫТАРЬ (читайте предыдущее здесь) "Должно с насилием отвлекать себя от осуждения ближних, ограждаясь от него страхом Божиим и смирением. Чтоб ослабить и, с Божией помощью, совершенно искоренить из сердца своего соблазн на ближнего, должно при свете Евангелия углубляться в себя, наблюдать за своими немощами, исследовать свои греховные стремления, движения и состояния. Когда грех наш привлечет к себе наши взоры, – некогда нам будет наблюдать за недостатками ближнего, замечать их. Тогда все ближние покажутся нам прекрасными, святыми; тогда каждый из нас признает себя величайшим грешником в мире, единственным грешником в мире; тогда широко отверзнутся для нас врата, объятия истинного, действительного покаяния." - из 1 тома Аскетических опытов. Фарисей. Да, об опасности осуждения, тонкого тщеславия, высокого мнения о себе, многократно предупреждает и Евангелие, и святые отцы. В теории всё ясно, но как бывает трудно заметить это в себе на практике! Но Бог подаёт нам смирительные внешние обстоятельства, иногда болезни, вразумляет ими. Так было и с Алёшей. Только он стал преуспевать в добрых делах и фарисействе, как посыпалась на него клевета, вражда от ближних родственников. А клевету ему было сложно стерпеть и он ввязывался в самооправдание. Это только подливало масла в огонь вражды. Сцены были дикие, не без бесовского соучастия. Разума и воли не хватало, чтобы огонь этот вовремя гасить молчанием (по Антонию Великому, см. видео). Было бы у Алёши хоть начальное смирение, то многих неприятностей можно было бы избежать. Но таково было его устроение, его путь. Тут уже Алёша не мог не заметить в себе, растущего негодования, неприязни, вражды, осуждения, нелюбви к ближнему, нелюбви к врагу, ропота на внешние обстоятельства (то есть на крест данный Богом). Он каялся в этом и это берегло его от закоснения в самомнении. Молитва действовала по прежнему, что помогало не ослабевать. Заметим, что путь внутреннего примирения Алёши с родственниками дома, с нерадивыми православными в храме, вообще с внешними обстоятельствами (то есть с Богом) длился годы. Процесс был волнообразный: от Фарисея к Мытарю, от Мытаря к Фарисею, и обратно по кругу... Пожив около года с дарованной молитвой и дарованными жёсткими внешними обстоятельствами, Алёша уже начал думать, что он никогда не вернётся в то состояние нерадения, оставления молитвы, которое было у него раньше и длилось около года. Но не тут то было. Сложно теперь вспомнить - как после подвижнического периода Фарисея наступил нерадивый период Мытаря: сразу или постепенно? Но через год Алёша ощутил какое-то безволие и перестал молиться на правилах и в течение дня. И не мог себя никак заставить. Это длилось месяца три - четыре. Он не мог поститься в Рождественский пост, не мог исповедоваться, причащаться. Он объедался. Иногда выпивал, чего себе год не позволял. Дал волю глазам (блудному оку). Начал напитываться безблагоговейной обстановкой в храме, позволять себе разговоры во время службы. Не даром же говорят: "Кого в чём осудишь, в том сам побудешь!" Так и было с Алёшей. Ещё на нём сбылись слова: "Пьяница не осуждает пьяницу за питьё, а больной больного - за болезнь." Алёша уже не осуждал, окружавших его в храме безблагоговейных и нерадивых. Сам стал таким. И дома ситуация немного улеглась. Но Алёша не был ослеплён (он не впадал в смертные грехи). Он видел себя. Наблюдал за своей обнажившейся нищетой со стороны. Внутренне сокрушался о своём нерадении и прогрессирующих плотских страстях. Но был рад и тому, что видит теперь себя всё таки погрешнее других, хотя и прилепляется при этом ко греху. Мытарь Алёша внутренно сокрушался. К Великому посту он начал очухиваться. Бог подал сил попоститься дня три, со стыдом исповедоваться, причаститься. После причастия Алёша снова ощутил благодатную теплоту и взыграния сердца. Плотские страсти потеряли свою силу. Алёша вернулся к молитве и посту, стараясь сохранять то чувство покаяния Мытаря, то неосуждение ближних и милостивое к ним расположение, в котором пребывал до этого. Но смиренное самовоззрение так легко не приобретается. Его легко потерять.
2 года назад
19. ДИКИЙ ОНАГР (читайте предыдущее здесь) Помимо молитвы Алёша усиленно занялся чтением. Он искал ответы. Для этого пришлось много читать и перечитывать, в основном творения св. Игнатия и его множественные ссылки на других святых отцов. Это было очень полезно, хотя многое было и неясно. Вообще состояние Алёши в первые месяцы было очень чувствительным. Он не мог слушать матершину, которая часто лилась на работе - затыкал уши. Отвращение от неё ощущал почти физически. Шум, праздные разговоры, фильмы, новости, телепередачи, посещение общественных мест - всё это ему не нравилось. Он также начал замечать, что накопленные за день впечатления кружатся в уме и отвлекают от внимания на вечерней молитве. Если случалось с кем-то поспорить и разгорячиться, то во время молитвы этот спор не давал покоя. Алёша перестал слушать музыку. Вообще, ко всему земному начал пропадать интерес. Любое общение его страшно тяготило, так как все разговоры, почти у всех, были только земном. “Вкусивший молитвы, – сказал святой Иоанн Лествичник, – будет убегать многолюдства: кто, как не молитва, соделывает любителя своего, подобно онагру пустыннолюбивому, свободным от потребности в обществе?”68 - из 1 тома. О молитве. Статья II. В некоторой степени это состояние у Алёши сохраняется и по сей день, но тогда оно было особенно глубоким. Также ум Алёши начал становиться проницательнее, острее - это было заметно даже окружающим. Кто-то сказал: "Внимательная молитва изощряет ум". Так и есть. По поводу поста. Да, Алёша старался найти свою меру, ел он немного и это ему легко давалось. Таким образом, он делал то, к чему был внутренно побуждаем: постился, молился, читал отцов, избегал суеты житейской. Но правильная духовная жизнь христианина ведёт к смирению и невозможна без познания себя, своих грехов и падшего состояния. Этого Алёше, как и многим православным, не вполне хватало. Да, кое-что он замечал за собой, в чём и исповедовался. Но также он стал замечать то, что окружающие его верующие люди были крайне недостаточны, и коснели в нерадении, в безблагоговении, болтали в храме, осуждали, утопали мыслями (что проявлялось на словах) в суете житейской. При обострившемся уме Алёши это так ясно предстало перед его глазами, что вызывало внутреннее негодование. С другой стороны он не мог не видеть правильность своего стремления к молитве, посту, благоговению, чтению... Один отец сказал: "Я дозволил себе недозволительное зрелище. Я увидел человека грешнее себя." Да, за неимением опыта в смирении, из-за поверхностного самопознания наш герой стал заражаться фарисейством. Заметим и то, что Алёша от избытка духовных впечатлений был несколько зациклен на своём необычном состоянии. Это естественно и, наверное, ждёт каждого кто столкнётся с подобным. Был бы рядом опытный, укоренённый в заповедях и молитве человек, то он бы подсказал Алёше, что очень нужно обратить больше внимания на поиск смирения. Что молитва, и новое состояние даны в помощь тебе, в силу и утверждение, чтобы начать шествие по пути покаяния: "С чего начать нам, говорит святой Макарий Великий29, никогда не занимавшимся исследованием сердец наших? Стоя вне, будем стучаться молитвою и постом, как и Господь повелел: «Толцыте, и отверзется вам» (Мф.7:7)" - из 1 тома. Слово о посте. Очень нужные советы даёт Валаамский старец в Письме 5 для всех тех, кто трудится в молитве и начинает ощущать её сладость: "Благодари Бога, что он дал тебе вкусить, хоть в мале "яко благ Господь". Да, внутреннее свое состояние обнаруживать не надо даже и духовнику, если он не проходит такую же внутреннюю жизнь. Преподобный Антоний Великий пишет: "Если ты будешь говорить недуховному о духовном, то ему покажется смешным". Я тебе писал в предыдущем письме о смирении, и еще повторяю: "смиряйся, чадо, враг очень хитер и мы очень немощны". Преподобный Макарий Великий пишет: "Знал я таких людей, которые были в таком духовном совершенстве, что видели на небе славу святых, и в таком состоянии находились шесть лет, и страшно сказать,— погибли". Здесь старец крайне предостерегает молитвенника от возношения и тщеславия!
2 года назад
18. МОЛИТВА - УЧИТЕЛЬ (читайте предыдущее здесь) После того вечера, когда Алёшино сердце приоткрылось (см. главу 11), жизнь потекла по иному. Иным стало его внутреннее восприятие. Следующим утром на молитвенном правиле теплота в сердце снова разгорелась сама собою, внимание ума было направлено к груди. Никаких болезненных ощущений (напряжения, давления в груди), как вечером не было. Ум никуда уже не погружался, а просто внимал теплоте сердечной и произносимым словам молитвы, направляя их к тому месту, где действовала теплота. Помимо теплоты вдруг начало появляться и другое духовное действие. Это было похоже на биение, вздрагивание, клокотание в том же месте груди, где являлась теплота. Точнее, это можно назвать "взыгранием сердца". Иногда Алёше казалось, что это взыграние прямо вместе с голосом "произносит" слова молитвы (вторит, бьётся в такт со словами). О том, что такое может совершаться в сердце человека (то есть в духе или в словесной силе, которая располагается в верхней части телесного сердца), пишут святые отцы. Алёша позже прочитал об этом. Вот, святитель Игнатий в 1 томе (III отдел о молитве Иисусовой) пишет: "Молись со вниманием, в сокрушении духа ... при этом само собою откроется опытное познание места сердечного. О нем удовлетворительно объяснено в предисловиях схимонаха Василия." Найдя эти предисловия, Алёша прочитал следующее: "Прежде же всех в теле подвизающегося и внимающего в молитве начинаются некоторые движения, как бы «взыграния» под кожей, и они некоторыми принимаются за прелесть ... но это не прелесть, а естественное действие, порождаемое свойством подвига." - преподобный Василий Поляномерульский "Предисловия к главам блаженного Филофея Синайского". Там же преп. Василий пишет и о теплоте сердечной. Итак, каждодневное правило Алёши само собой увеличилось до 100-150 молитв Иисусовых. Ведь духовные действия доставляли приятность и помогали держать внимание, а это облегчало молитву и побуждало к её продолжению. Как тут не вспомнить слова святителя о том, что "качество всегда приводит к количеству" - из 2 тома. Дух молитвы новоначального. Или в другом месте: “Когда придет действие молитвы, тогда оно удерживает ум при себе, увеселяет его и освобождает от парения”248 - из 1 тома. О молитве Иисусовой. отдел III. С тех пор, молитвенное правило почти всегда сопровождалось вышеописанными действиями сердца (духа) Алёши. Особенно сильно в первый год. Но правилами дело не ограничилось. В течение дня теплота и взыграния сердца сами по себе, без произнесения молитвы, начинали вдруг действовать. Это являлось с некоторой периодичностью и так сильно, что побуждало Алёшу выходить из-за рабочего места на улицу и потихоньку произносить молитву. Особенно регулярно это действовало где-то с месяц или два. Может показаться странным, но фактически благодатные молитвенные действия приучали Алёшу к частой молитве в течение дня. Молитва учила исполнять заповедь Евангелия, заповедь о непрестанной молитве! “Молитва, – сказал преподобный Мелетий Исповедник, – учителя не требует, но тщания, но рачения и особенного усердия, – и бывает учителем ее Бог”239 - из 1 тома. О молитве Иисусовой. отдел III. К чему привела такая Божественная учёба? Пришлось Алёше, чтобы не часто бегать с рабочего места, учиться произносить молитву без голоса, одним умом. Это можно сравнить с чтением книги не вслух, а про себя. Вначале у Алёши не получалось мыслью произносить молитву. Слова (точнее мысли) как-то расплывались в уме, хаотично ускорялись. Пришлось крайне замедлить процесс. Алёша, закрыв рот и помогая (двигая) языком, старался мыслью произносить в уме только отдельные краткие слоги: Го_____спо______ди_____И_____и_____су_____се...". Это стало получаться. За несколько дней такого упражнения ум его укрепился и мог уже молиться обычно, не так сильно дробя слова на слоги: "Го-спо-ди__И-и-су-се...". Со временем и помощь языка уже не требовалась. Это уже была умная (умственная) молитва по св. Игнатию, которая совершалась внимательно умом при сочувствии сердца.
2 года назад
17. ВЫДЕРЖКИ О МОЛИТВЕ ИИСУСОВОЙ (читайте предыдущее здесь) Здесь в 4-х видеороликах мы собрали редкие высказывания профессора о молитве Иисусовой: 1 видеоролик. О внимании в верхней части груди. 2 видеоролик. О начальных плодах молитвы. Здесь профессор упоминает, возможно впервые на публику, о согревании сердца (теплоте сердечной) при внимательной гласной молитве, а также о более ощутимом переживании действия благодати Божией, когда внимание при молитве усиливается и она совершается умом уже без помощи голоса и движения языка. (см. полностью по ссылке "Интервью Осипова А.И. в Екатеринбургской студии ТК «Союз» (2013.12.05)" или здесь). Сразу отметим, что слова профессора: "...и если человек совершает эту молитву... с вниманием, то есть понимая смысл того, что произносит..." - неверно могут быть истолкованы, что внимание - это размышление о смысле слов молитвы (о таком случалось слышать). Это неверно. Внимание сопряжено с отсутствием любых мыслей. В том числе и благочестивых размышлений о словах молитвы. Для ума при этом звучат только слова молитвы, а всё остальное отгоняется. "Отклоняй от себя все воспоминания, самые важнейшие, приходящие тебе во время молитвы, пренебрегай ими. Не богословствуй, не увлекайся в рассматривание мыслей блестящих, новых и сильных, если они начнут внезапно плодиться в тебе. Священное молчание, наводимое на ум во время молитвы ощущением величия Божия, вещает о Боге возвышеннее и сильнее всякого слова." - из 2 тома. Слово о молитве устной и гласной. 3 видеоролик. О важности краткой молитвы, ещё о плодах её и о сердечной молитве. Здесь профессор также сравнивает внимательную молитву с каплями воды, которые постепенно точат камень нашего бесчувственного сердца. Результат - согревание сердца (духовная теплота) и молитвенное взывание (действие, движение) самого сердца. 4 видеоролик. Молитва Иисусова нужна всем.
2 года назад
16. ЛЕКЦИЯ О МОЛИТВЕ ИИСУСОВОЙ (читайте предыдущее здесь) Есть на сайте у Алексея Ильича Осипова сборник лекций "Спецкурс о духовной жизни", 2013-2014 гг. Очень интересно. В частности, эта лекция "О молитве Иисусовой" (здесь она без вступления) от туда. А это фотография светлого старца игумена Никона (Воробьёва), который лет с 7 наставлял в заповедях и молитве будущего профессора. Уровень преуспеяния игумена в молитве - осияние духовным светом и непрестанная молитва - описан профессором в фильме "Воспоминания об Игумене Никоне Воробьёве" (см. с минуты 45:40 и далее). Интересен также рассказ Алексея Ильича о его росте. Заметим, для сравнения, что пик роста у мальчиков - это 9 см в год.
2 года назад
15. НАЧИНАЙ УЧИТЬСЯ ВНИМАТЕЛЬНО МОЛИТЬСЯ! (читайте предыдущее здесь) Все, кто знаком с отцами "Добротолюбия" или читал "Слово о молитве Иисусовой" из 2 тома св. Игнатия Брянчанинова, могли слышать о способах помогающих сведению ума в сердце (через дыхание). Это преподавалось опытными наставниками молитвы тем, кто приступал к безмолвию. Св. Игнатий предостерегает: "Святые Отцы упоминают, что многие, принявшись за делание молитвы неправильно, по способам, для которых они не созрели и были не способны, впали в самообольщение и умоповреждение". И предлагает доступный всем путь: "Стяжи сперва внимательную молитву: предочищенному и предуготовленному внимательной молитвой, образованному, скрепленному заповедями Евангелия, основанному на них в свое время, Бог – всемилостивый Бог, дарует молитву благодатную". Здесь ещё раз подчеркнём, что успех Алёши в молитве был связан именно с тем, что он не искал ничего кроме внимания при молитве, ничего не ждал от Бога. А Бог взял и внезапно одарил его, "в своё время" - по слову св. Игнатия. Путь внимательной молитвы (или молитвы покаяния) проверен и безопасен, его не зря постоянно рекомендует известный проповедник Алексей Ильич Осипов. История нашего Алёши - ещё одно положительное подтверждение тому. Да случай с Алёшей может показаться странным - почему ему, при таком маленьком правиле в 30 молитв Иисусовых, уже через 4 месяца было показано, открыто место сердечное (хоть и ненадолго)? Не высоко ли для молодого мирянина? Да. Очень высоко. Но так решил Бог. Алёша, видимо, по своему устроению был способен это вынести без вреда. Так и случилось - он не впал в бесовскую прелесть и не сошёл с ума. Хотя у него начали постепенно появляться помыслы тщеславия, мнения о себе (даже как о младостарце способном наставлять других). Они были очень неприметны поначалу, но были обнаружены в своё время. Не сразу, конечно. Это был постепенный путь ошибок и познания себя. Господь помог - подал жёсткие внешние обстоятельства, посмирял Алёшу, но теплоту благодатную не отнимал от сердца. Она очень в нём действовала особенно в первый год и очень помогала ему не ослабевать, познавать себя, свою немощь, смиряться. Об этом расскажем позже. Вот слова св. Игнатия, которые также перекликаются с Алёшиной историей: "Что ж касается до упомянутого новоначального: то из самых приведенных случаев с ним видно, что он вовсе не ожидал такого молитвенного действия, какое в нем внезапно открылось, даже не понимал, что оно существует. Это – строение промысла Божия, постижение которого нам недоступно. Тот же святой Исаак говорит: “Чин (порядок) особенного смотрения (промысла, суда Божия) отличается от общего человеческого чина. Ты следуй общему чину, и путем, по которому прошли все человеки, по последованию преемничества, взойди на высоту духовного пирга (башни)”286." - из 1 тома. О молитве Иисусовой. отдел III. То, что Алёша - это особый случай, да по-видимому так. Но думаем, что и многие православные верующие (особенно которые давно в храме, которые каются и так или иначе видят свои грехи, но не молятся внимательной молитвой) могли бы в своей мере вкусить яко благ Господь - поверь они Алексею Ильичу Осипову, что надо учиться внимательно молиться. Он, кстати, приводил пример одной простой женщины, которая, поверив игумену Никону, взялась за молитву. А уже через год, приехала к батюшке со слезами благодарности: "Батюшка, ... я в такой радости!" Что это, если не явное вкушение благодати? (см. видео) Заметим, что наш Алёша три года слушал лекции профессора. Три года слушал, что надо начинать учиться внимательно молиться Иисусовой молитвой. Учиться понемногу - по 10 молитв за раз. Молиться почаще в течение дня. Слушал и не слышал. Вот удивительно! Но всё же лекции не прошли даром. Замечено, что многие православные, особенно в начале пути, слушают А.И. Осипова с большим удовольствием. Но потом он надоедает. Говорит одно и то же. А ведь в этом-то и есть его заслуга - говорить живым словом об одном и том же, о Самом Главном. Да, в этом мало развлечения. Но слушающий да услышит: "НИКТО НЕ МОЛИТСЯ! НАЧИНАЙ УЧИТЬСЯ ВНИМАТЕЛЬНО МОЛИТЬСЯ!"
2 года назад
14. ВНУТРЕННЯЯ КЛЕТЬ (читайте предыдущее здесь) А вот, что пишет о духовной теплоте св. Игнатий во 2-м томе, в Слове о молитве Иисусовой: "Молящемуся в сокрушении духа, постоянно, со страхом Божиим, с вниманием, Сам Бог дает постепенное преуспеяние в молитве. От внимательной и смиренной молитвы являются духовное действие и духовная теплота, от которых оживает сердце. Ожившее сердце привлекает к себе ум, делается храмом благодатной молитвы266" История Алёши очень согласуется со словами святителя. Именно от внимательной молитвы у него открылось духовное действие и теплота, ожило сердце, которое привлекло ум. Также и преуспеяние было не от Алёшиного мечтательного сверхусилия, а от Бога (по особому Его смотрению, конечно). Сложно сказать насколько Алёша был "образован и скреплён заповедями" - он только начинал путь покаяния и старался внимательно молиться. Да, он не объедался - ел совсем немного по старой привычке (худой был по комплекции), в смертные грехи давно (годы) не впадал. Кое-какие находящие греховные мысли, чувства и влечения замечал и старался не медлить в них, отгонять. Но глубокого смирения - видения себя худшим других - не имел. Также мы нашли, что отцы, говоря о теплоте сердечной, называют её прохлаждающей или орошающей, то есть огнём, который не обжигает, а наоборот холодит. Такое описание в точности совпадало с ощущениями Алёши. В слове о молитве умной, сердечной и душевной говорится: "Святой Дух согревает человека духовно, вместе орошая и прохлаждая душу, доселе знакомую только с разнообразными разгорячениями крови176 ." Клеть сердечная. В этом же слове святителя Игнатия читаем следующее: "...молитва называется: Умною, когда произносится умом с глубоким вниманием, при сочувствии сердца; Сердечной, когда произносится соединенными умом и сердцем, причем ум как бы нисходит в сердце и из глубины сердца воссылает молитву". Здесь мы нашли подтверждение тому непонятному состоянию, когда сознание Алёши при молитве ненадолго спустилось вниз (по-видимому в сердце). При этом было и ощущение "глубины сердца", так как звуки голоса Алёши долетали сверху и как бы издалека. Ощущение глубокой тишины от мыслей и звуков, которое было у Алёши, также не вымысел - св. Игнатий упоминает о "безмолвии внутренней клети": "Научимся сперва молиться внимательно устной и гласной молитвой, тогда удобно научимся молиться и одним умом в безмолвии внутренней клети" - из 2 тома. Слово о молитве устной и гласной. Это место у отцов ещё называется "местом сердечным". Его строго запрещено доискиваться при молитве тем, кому оно не открыто Богом: "...к упражнению в молитве покаяния и к преуспеянию в ней святые Отцы приглашают всех христиан. Напротив того, они строго воспрещают преждевременное усилие взойти умом в святилище сердца для благодатной молитвы, когда эта молитва еще не дана Богом" - из 1 тома. О молитве Иисусовой.отдел III. Почему это было открыто Алёше? А потом больше не повторялось? Быть может, продолжительно трудясь в исполнении заповедей и частой молитве, смиряясь, он обретёт это снова? Ясно, что для обретения сердечной молитвы необходимо глубочайшее смирение, самоукорение и плач при молитве, а иначе закружится голова от мнения о себе и от тщеславия при таких Дарах, а это губительно для души. Уже само по себе действие теплоты в сердце при внимательной (умной по св. Игнатию) молитве способно вскружить голову неопытному в смирении христианину, который непроизвольно увидит себя получше, подуховнее, чем окружающие. У Алёши действие теплоты было особо сильным в течение первого года и проявляется с разной интенсивностью до сих пор. От возрастающего самомнения его тогда спасли обострившиеся очень сложные и даже жёсткие отношения с близкими родственниками. Клевета, ругательства, даже рукоприкладство было. Внешние испытания выявляли сокровенные страсти Алёши - это была начальная школа смирения. Интересно то, что учёба в этой школе и "двойки" за уклонения в ропот, осуждение, неприязнь и т.п. не заглушали действие духовной теплоты и духовных ощущений в сердце. Благодать не оставляла Алёшу может потому, что он старался исправить свои "оценки"?
2 года назад
13. ЖИВОЙ ИСТОЧНИК (читайте предыдущее здесь) Внимательно читая Ветхий Завет, можно найти прообраз похожий на оживление нечувствующего сердца: "И поднял Моисей руку свою и ударил в скалу жезлом своим дважды, и потекло много воды, и пило общество и скот его" - (Чис.20:11). Образ скалы очень схож с образом каменного сердца (окамененного нечувствия). Чудотворный жезл Моисея схож с чудотворным перстом Божиим. Излияние воды из камня схоже с описанными ощущениями Алёши и таинственными словами Христа: "...из чрева потекут реки воды живой..." - Ин. 7:38. Заметим, что это наше толкование. Соответствует ли оно Преданию? Не знаем, может отцы где-то и пишут об этом... Например, у игумена Никона Воробьева в письме 166 встречается похожий образ: "Кто отвалит нам камень от гроба? — бе бо велий зело (Мк. 16:4). Кто отвалил? — По повелению Божию отвалил Ангел. Он же отвалит и от сердца Вашего камень нечувствия, когда придет время для этого. Нужно показать верность Господу во время нечувствия, маловерия, сомнений, холодности, во время скорбей, болезней, всяких неприятностей. Нужно волевым усилием утверждать в себе веру, когда она почти угасает по попущению Божию, чтобы человек вновь и вновь показал, к чему он стремится, что он предпочитает." Приведённый старцем образ каменного гроба ещё более подчёркивает омертвелость, нечувствие сердца к благодати. Отваленный Ангелом от гроба камень открывает отверстие для выхода воскресшего мертвеца (оживших духовных ощущений). О самом явлении при внимательной молитве теплоты духовной (которую, как мы поняли, могут иногда ощущать и начинающие подвижники: и миряне, и монахи) пишут многие. В частности преп. Иоанн Валаамский (см. главу 7): "Правильно твое замечание, что "от молитвы ничего не ждать". При молитве надо себя держать в большом непотребстве, и, если появятся теплота и слезы, не мечтать о себе что-то высокое; пусть они приходят и уходят без нашего принуждения, но не смущайся, когда они пресекаются, иначе и не бывает". В другом письме: "Добре, что ты упражняешься в Иисусовой молитве...Ты исполняешь по 100 и утром и вечером, довольно с тебя такого количества, только старайся исполнять со вниманием; но не смущайся, что у тебя при этом на сердце сухость, однако, понуждай себя; только внимание держи, как я тебе говорил в верхней части груди...К теплоте сердечной не стремись — она приходит без нашего искания и ожидания; в молитве должен быть наш труд, а успех уже зависит от благодати, большего не ищи и не горячись. В духовной жизни скачки неуместны, а требуется терпеливая постепенность". Заметим здесь, что и Иоанн Валаамский, и игумен Никон Воробьев, и А.И. Осипов рекомендуют при молитве держать внимание в верхней части груди. Про это Алёша слышал раньше, но не понимал. Теперь же само действие теплоты во время молитвы естественным образом притягивало его внимание к верхней части груди, слева. И это было для нас очередным подтверждением правильности Алёшиного состояния. Вот ещё из письма старца: "При молитве появляется теплота, как ты пишешь. Это Господь дает вкусить некоторое утешение нам, грешным, чтобы мы не унывали в молитвенном труде, когда теплота придет, надо остановиться на этих чувствах, пока они не пройдут; только самой не надо стремиться к этому. Если будешь трудиться усерднее в молитве, тогда теплота сердечная, по Божией милости будет появляться чаще, только не возмечтай о себе, что ты что-то великое получила, и от других всячески скрывай. Если еще какие будут явления при молитве, пиши мне." Также читаем у Григория Синаита: "чуждая прелести молитва есть теплота с молитвою к Иисусу, ввергающему огнь в землю сердца нашего, – теплота, попаляющая страсти, как терния, вселяющая в душу веселие и тишину, и приходящая не с десной и не шуей стороны, или свыше, но в сердце источающаясь, как источник воды от животворящего Духа" - Добротолюбие. 5 том. 7. О прелести, - и о других предметах. То есть Синаит говорит, что теплота не приходит в сердце справа, слева или сверху, но исходит изнутри, из сердца, как источник живой воды. Это описание святого вполне подкрепляет достоверность опыта Алёши.
2 года назад
12. ПЕРСТ БОЖИЙ (читайте предыдущее здесь) Теперь рассмотрим молитвенные состояния, которые испытал Алёша. Сверим их с учением святых отцов. Сразу большим утешением для нас было то, что Алёша не искал никаких состояний. Даже не знал и не догадывался о их существовании. Никаких чувств, ощущений себе не придумывал во время молитвы. Сам по себе способ его молитвы (см. главу 6) был безопасен от прелести по словам св. Игнатия: "При таком образе упражнения молитвой какая может быть прелесть?". Успокаивало и то, что этот способ рекомендован не только монахам, но и мирянам: "Без всякого сомнения первое место между всеми способами должно дать способу, предлагаемому святым Иоанном Лествичником, как особенно удобному, вполне безопасному, нужному, даже необходимому для действительности молитвы, приличествующему всем благочестиво жительствующим и ищущим спасения христианам, и мирянам и инокам...". Слова святителя о том, что внимательная молитва привлекает Божественную благодать к молящемуся, нас очень обнадёжили: "Таким образом, кто будет молиться по способу, предложенному святым Иоанном Лествичником, тот будет молиться и устами, и умом, и сердцем; тот, преуспев в молитве, стяжает умную и сердечную молитву, привлечет в себя Божественную благодать, как видно из приведенных слов великого наставника иноков (речь об Иоанне Лествичнике). Чего желать более? Нечего." То, как в сердце Алёши появилось ощущение благодати, вызывало недоумение. Но подтверждение этому кажется удалось найти. Напомним, что вначале он ощутил давление в груди (как-бы кто упёрся в грудь тростью или пальцем), а затем исходящий из сердца, струящийся навстречу этому давлению поток энергии (прохлаждающей теплоты). Образ исходящего потока мы нашли в самом Евангелии: "Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святого, потому что Иисус еще не был прославлен." - Ин. 7:38,39. Или здесь: "...а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную." - Ин. 4:14. Перст Божий. У святителя Игнатия есть такие слова, приведём не сокращая: "Умоляю, умоляю обратить все должное внимание на грозное воспрещение Отцов. Мне известно, что некоторые благонамеренные люди, но впадающие в блуд на самом деле, не могущие, по несчастной привычке, воздержаться от падений, покушаются на упражнение в сердечной молитве. Может ли быть что-либо безрассуднее, невежественнее, дерзостнее этого начинания? Молитва покаяния дана всем без исключения, дана и обладаемым страстями, и подвергающимся насильственно падениям. Они имеют все право вопить ко Господу о спасении; но вход в сердце для молитвенного священнодействия возбранен для них, он предоставлен исключительно архиерею таинственному, хиротонисанному законно Божественною благодатью. Поймите, поймите, что единственно перстом Божиим отверзается этот вход; отверзается он тогда, когда человек не только престанет от деятельного греха, но и получит от десницы Божией силу противиться страстным помыслам, не увлекаться и не услаждаться ими." - из 1 тома. О молитве Иисусовой. отдел III. Также и здесь пишет: "Находясь в этом устремлении к Богу, молящийся внезапно соединяется сам с собой и видит себя исцелившимся от прикосновения к нему перста Божия. Ум, сердце, душа, тело, доселе рассеченные грехом, внезапно соединяются во едино о Господе" - из 2 тома. Слово о молитве умной, сердечной и душевной. Ещё здесь: "В свое время, известное Богу, откроется само собой действие сердечной молитвы. Такое действие, открываемое прикосновением перста Божия, превосходнее достигаемого усиленным принуждением себя при посредстве вещественных пособий." - из 2 тома. Слово о молитве Иисусовой. Можно полагать, что не случайно святитель в трёх различных местах использует один и тот же образ перста (пальца) Божия, который "отверзает вход" в сердце. Может это не ради слога? Может таков и есть истинный, святой опыт молитвы?
2 года назад
11. БЕСПЛАТНАЯ БЛАГОДАТЬ. ПРОДОЛЖЕНИЕ (читайте предыдущее здесь) Итак, был октябрь. Алёша по обыкновению приступил к вечерней молитве. Он стоял на коленях в тёмной комнате с закрытыми глазами. Молитву Иисусову произносил негромко и не спеша. Ум старался удерживать от любой мысли и заключать, привязывать его к словам молитвы. Для счёта он сделал себе маленькие чётки из тонкого шнурка, завязав 30 узелков. Произнося очередную молитву, он вдруг почувствовал какое-то "давление" в верхней части груди слева (чуть выше соска), которое постепенно нарастало. Естественным образом всё внимание его ума и сомкнутых глаз, с изумлением направилось к этому месту в груди. Молитву при этом он продолжал произносить. Сначала была мысль, что это может что-то с грудными мышцами, вроде судороги, потому что ощущения были даже слегка болезненными. Ощущения были такие, что казалось: кто-то надавливает пальцем на грудь. Зная, что нельзя при молитве принимать явления света и ангелов или других представляющихся образов, Алёша подумал о прелестном воздействии бесов. Но образов не было. Было только ощущение в груди непонятного характера. Он решил молитву не прекращать и положиться на защиту Господа, которого он и призывал молитвой. В какой-то момент навстречу этому давлению из груди как будто начали проистекать потоки то ли энергии, то ли прохладной воды, то ли тепла. Нечто будто бы струилось, исходило навстречу этому давлению, согревало и в тоже время холодило сердце, слева в груди. Дальше произошло то, что Алёше потом уже не доводилось испытывать. Ум Алёши, его сознание, увлеченное этими новыми ощущениями в области сердца, вдруг как-бы спустилось вниз. Глаза Алёши были закрыты, ими он ничего не видел. Ум его тоже ничего не видел, но оказался будто в каком-то безвидном тёмном пространстве, где царила глубокая тишина - никакого звука, никакой мысли. Откуда то сверху и даже издалека (приглушенно) доносились звуки молитвы исходящие из его уст. Алёша ощущал не только некую священную тишину, но и некий священный страх, чьё-то невидимое присутствие. Длилось это последнее состояние недолго (около минуты, наверное), ум или сознание Алёши вскоре вернулось на место - в голову. Он открыл глаза, прочитал "Достойно есть..." и закончил правило. Ощущения утихли. От их обилия правило значительно удлинилось - вместо 30-ти он произнес около ста молитв Иисусовых. Алёша прилёг и пытался осмыслить произошедшее. Обратиться за помощью было не к кому, кроме как к писаниям отцов и своему проверенному старшему товарищу, который был в них более начитан. Этот товарищ годами ранее способствовал приходу Алёши в церковь. На следующее утро они поговорили. Алёша рассказал о своем чудном переживании. Товарищ поверил Алёше и они вместе начали искать ответы на возникшие вопросы. Вообще, в книгах отцов редко можно найти подробные описания того, что конкретно они переживали под действием благодати. Все тонкости этого дела возможно передавались устно. Прикровенное, иногда приточное (притчами) описание благодатных ощущений по-видимому делалось для того, чтобы не дать пищу для мечтаний тем, кто молится неправильно - усиленно ищет духовных состояний и мечтательно во время молитвы "наводит, примеряет, притягивает" на себя состояния прочитанные в книгах отцов. От этого очень предостерегает св. Игнатий.
2 года назад
10. БЕСПЛАТНАЯ БЛАГОДАТЬ (читайте предыдущее в главе 5) Такое словосочетание, как бесплатная благодать, кажется наиболее точно выражает описываемые события. Про бесплатную благодать и необходимость постоянной (от частой до непрестанной) молитвы хорошо говорит чудный сербский старец Фаддей Витовницкий (+2003 г.) - см. видео ниже: "Когда повторяем слова (молитвы), приходит чувство, о котором пишут святые отцы, творившие умную молитву, многие святые отцы. Если постоянно повторять что-либо, то это становится частью нашей природы. Также и с молитвой. Многие в начале получили бесплатную благодать. И все они, кто обращается от сердца к Господу умной молитвой, - она в своё время становится постоянной, она в тебе сама идёт...молитва...". Помнится, что и профессор Осипов упоминал где-то, что Бог в начале христианского пути может дать ощутить силу своей благодати, открыться человеку. Это еще кажется у св. Игнатия называется иногда залогом. Понятно, что степень дара может быть различна в зависимости от свойств человека, его способности к принятию, но Евангелие неложно: "отворят всем ищущим" Вот, например, игумен Никон Воробьев многое получил, причём в самом начале христианского пути, о чем рассказал перед смертью близким: «И там, (в Сосновицах) жил по-подвижнически: ел кусок хлеба, тарелку пустых щей. Картошки тогда не было почти. И при этой, так сказать, настоящей подвижнической жизни (теперь можно всё сказать) я весь день находился в молитве – в молитве находился, и в посте. И вот тут-то я понял духовную жизнь, внутреннее состояние: Господь открыл действие в сердце молитвы. Я думал, что Господь и далее устроит меня куда-нибудь в деревню, в какой-нибудь домишко-развалюшку, где я мог бы продолжать такую же жизнь. Хлеба мне было вот, с пол-ладони, достаточно, пять картофелин (я уже привык) – и всё. Господь не устроил этого. Кажется, почему бы? А для меня понятно. Потому что в самой глубине души вырастало мнение о себе: вот как я подвижнически живу, я уже понимаю сердечную молитву. А какое это понятие? Это одна миллиардная доля того, что переживали Св. Отцы. Я говорю вам, чтобы вы немножко поняли. И вместо такого уединения Господь устроил так, что я в самую гущу ввалился, в суету самую, чтобы я вывалялся в ней, понял, что я сам ничто, и припал бы к Господу и сказал: «Господи, Господи, что я? Только Ты наш Спаситель». Я познал, что Господь так устраивает потому, что нужно человеку смириться. Кажется, ясно? Но вот совсем-то для человека и не ясно это оказывается. После этого принял монашество, был в лагере, вернулся и всё равно привез высокое мнение». Старец здесь говорит о сердечной и непрестанной молитве, которая открылась у него, молодого ещё человека, недавно пришедшего в Церковь. Это было в 1915 или 1916 году, ему было около 22 лет. В биографии указано, что до этого у него был очень сильный поиск смысла жизни. Такое высокое дарование в самом начале пути говорит об особом случае, которые бывают редко - по особому смотрению Промысла Божьего. Видим, что скоро полученная благодатная молитва не погубила молодого человека (не привела к бесовской прелести), но привела его к смирению, к видению своего неправильного устроения, тонкого самомнения. Вообще, суровые жизненные обстоятельства, посылаемые Промыслом, способствуют смирению и предохраняют христианина от высокого мнения о себе, от глубокой прелести. Итак, что же произошло с нашим героем Алёшей?
2 года назад