Найти тему
Последний урок. Любимым детям посвящаю.
Я эмоциональный человек. Мне не всегда легко сдерживать эмоции. Нет, конечно, я отлично умею их контролировать, но иногда это так тяжело… Вот как сегодня. Сегодня у меня с моими детьми были последние уроки в школе. Мои прекрасные старшие классы. Я вела у моих ребят эти уроки сегодня и наблюдала, чувствовала, впитывала все, что происходит. Потому что для меня это важно. Для меня это ценно. Я знаю, что это будет важным воспоминанием в памяти, к которому я еще вернусь. Чтобы подумать, чтобы восполнить силы, когда будет тяжело...
1 год назад
Не обесценивай сложности ребенка
Не обесценивай сложности ребенка и ту тяжесть, которую он испытывает. Часто мне приходится слышать, что «ой, да что он там делает – ничего, только в компьютере сидит», «ну и что, что сделал – перенапрягся что ли?», «а вот мне в моем детстве и не такое делать приходилось и ничего, выжила». Друзья, все эти слова и фразы – это худшее и одно из самых отвратительных видов ментального оружия против детей. Проснитесь же наконец, ну сколько можно! Или вы серьезно считаете себя пупом земли и абсолютно...
1 год назад
Ошибки и их роль в учебном процессе.
Сегодня речь пойдет о детских ошибках в процессе обучения и о том, что они из себя представляют. В идеальном мире ребенок идет в школу, начинает учиться и, конечно же, на одни «5», при этом он не делает ошибок или делает их малое количество. В реальности же – ошибки чаще всего обрушиваются на младшего школьника подобно девятому валу, сбивая с ног. И вот он – первый важный момент, момент истины (хотя основа этого момента будет заложена ребенку задолго до его начала учебы в школе родителями, нужно...
1 год назад
Уроки: помогать нельзя оставить.
Вопрос о том, помогать ли ребенку выполнять школьные домашние задания - вечный. В нашей реальности. Актуальности не теряет и традиционно разделяет родителей на два лагеря: тех, кто помогает и тех, кто этого не делает. Не будем сейчас возвращаться в прошлое и сравнивать себя\своих родителей со своими детьми по части самостоятельности и выполнения заданных уроков. Подобное сравнение заранее провально, поэтому не стоит даже и начинать. Давайте лучше подумаем над тем, как быть сейчас: помогать или не помогать...
1 год назад
Куриная слепота
Есть отклик поговорить о причинно-следственных связях, а точнее о том, как упорно мы их не видим в самых очевидных ситуациях и – ДЛЯ ЧЕГО мы их не видим. Начнем с элементарного: вы когда забиваете гвоздь и фигачите молотком аккурат по пальцам – вы что потом чувствуете? Не то, чтобы приятно, правда? Резко причем. И еще много сопутствуюших эмоций к этому. Но вы при этом совершенно точно понимаете, что боль – это прямое следствие вашего же удара молотком. А никак не «кара небесная», «жизнь пошла по бороде, потому что так звезды сошлись» и «меня настигла карма»...
1 год назад
«Валяние дурака»: для чего? Нужно ли «валять дурака» во время занятий или же это категорически недопустимо? Ответить можно по-разному: кто-то удивится постановке вопроса, кто-то категорично ответит, что никаких вольностей на уроках быть не должно. Но будут и те, кто решит, что это вполне допустимо и даже хорошо иногда практиковать. Мое собственное наблюдение, родившееся из ежедневной практики: «валяние дурака» – это крайне важная часть рабочего процесса. Я сейчас совершенно серьезно. Моменты переключения с серьезного и иногда наряженного для ученика восприятия информации на легкую, шуточную форму общения, а иногда и вовсе отклонение от темы урока дают возможность достичь сразу несколько целей: ·   ломаем шаблон, устойчивую мысль о том, что на уроке все должно быть серьезно\напряженно\академично\тошно\скучно (можете самостоятельно продолжить ряд); ·   тем самым показываем ребенку, что вы (учитель) – тоже человек и вы не превращаетесь на время урока в бездушного робота, вы способны шутить; ·   вы даете возможность ребенку расслабиться, сбавить градус внутреннего напряжения; ·   ребенок начинает чувствовать себя в безопасности, а значит – не тратит силы на поддержание напряжения и защиту; ·   он легче принимает и лучше усваивает новую нужную информацию и материалы. Все это можно отнести и ко взрослым ученикам. Просто при работе с детьми весь процесс происходит быстрее, в детском и юношеском возрасте шаблоны еще не настолько закостеневшие. Важно: все это вовсе не означает, что учебное действо превращается в сплошное развлечение, но при поддержании выверенного баланса (для каждого ученика это очень индивидуально!) процесс становится интересным, вовлекающим, к нему хочется возвращаться.
1 год назад
Мой педагогический провал
На своих офлайн и онлайн встречах и консультациях я довольно часто рассказываю и привожу разного рода негативные примеры авторитарного подхода к воспитанию и образованию детей. То, насколько этот подход и мировоззрение опасны и несут обязательные разрушительные последствия разной степени тяжести – тоже постоянно упоминаю и делаю на этом акцент. И, пожалуй, в этом месте любителей так называемой «позитивной психологии» попрошу статью закрыть, ибо то, что является аналитикой и глубинным разбором...
1 год назад
Родительская гиперопека: в чем опасность. Родительство - процесс многогранный и сложный. Он - вовсе не о бабочках, порхании с цветка на цветок и бесконечном потоке благости (хотя эти эпизоды тоже имеют место быть). Родительство - это особый процесс, тип мышления и взаимодействия с миром в контексте того, что у тебя, взрослого человека, теперь есть большая и значимая задача: раскрывать окружающий мир для твоего ребенка, помогать ему развиваться и проявляться в этот мир. Это если очень вкратце. Но на практике часто приходится наблюдать другое: вместо развития - угнетение, вместо помощи - создание еще больших сложностей, вместо свободы - клетка из тревожности, стереотипов и прочего. Откуда это все? Ответ на этот вопрос может заняты часы, дни и недели, но вряд ли при этом поможет родителю, страдающему повышенной тревожностью, с ним разобраться. Именно этот высокий уровень тревоги, разъедающий все сознание изнутри, толкает человека к таким деструктивным видам поведения и взаимодействия с ребенком, как гиперконтроль и гиперопека. Это два типа поведения часто реализуются одновременно. Чем опасна гиперопека? Этот разрушающий тип взаимодействия с ребенком чреват многими ментальными нарушениям для юного человека, самые очевидные из них: ❌отсутствие здорового интереса к исследованию и познанию мира вокруг себя; ❌ прогрессирующий инфантилизм, при котором ребенок не по своей воле теряет шанс начать взрослеть; ❌ нарушение восприятие картины мира и таких понятий, как самоуважение, уважение других, процесс взросления и ощущение собственной крепкой позиции в мире; ❌неумение искать и находить опору внутри себя при мало-мальски сложных ситуациях; ❌ постоянный регресс вместо развития. Список можно продолжить, но уже перечисленного хватит, чтобы увидеть, насколько деструктивной опасной может быть стратегия гиперопеки со стороны родителей. Что важно знать: взрослый, находящийся в таком высоком уровне тревоги НЕ МОЖЕТ самостоятельно из него выйти, а значит - он чаще всего НЕ В СОСТОЯНИИ ПРЕКРАТИТЬ переливать свою тревогу на ребенка, он или она подвержен сильнейшим стримам и феноменам, происходящим в его психике помимо его воли. И эти процессы невозможно исправить с помощью разных техник/методов/советов и прочей внешней шелухи, которую так часто можно услышать от разного рода «специалистов». Что же тогда может помочь? ✅ Шаг 1 - признание и осознание того, что проблема есть. ✅ Шаг 2 - твердое сознательное намерение (не говорю сейчас о бессознательном - о нем будет отдельный материал) менять ситуацию и выходить из данного деструктивного состояния. ✅ Шаг 3 - поиск и подбор высококвалифицированного профессионального специалиста психотерапевта или психоаналитика (никакие «проработки у энергопрактиков, «женских коучей» и всякого рода разномастных «хилеров-целителей» сюда не входят, это только усугубит ситуацию). ✅ Шаг 4 - настрой и готовность к серьезной, небыстрой и трудной работе. Трудной, но благодатной в плане результатов, если родитель действительно хочет значимых результатов по своему ментальному оздоровлению, а значит - и по оздоровлению своих детей, для которых так важна психологическая стабильность, здравая, мудрая и крепкая поддержка мамы и папы, как надежных проводников в этот большой внешний мир.
1 год назад