Найти тему
Малоизвестные факты об Улу-Телякской трагедии и при чем здесь стерлитамакские шиханы.
Эта статья не в продолжение железнодорожной тематики, а совсем о другом. Про Улу-Телякскую трагедию на железнодорожном транспорте 4 июня 1989 года, которая до сегодняшних дней является самой значительной и страшной аварией на ж/д, написано немало статей, снято множество документальных фильмов. По этой причине не хочется акцентировать внимание на жутком эмоциональном моменте этой истории, оставим эту тему специалистам в соответствующей публицистической области. Считаю правильным обратиться именно...
582 читали · 4 дня назад
Железная дорога на уфимском полуострове.
В двух предыдущих статьях я рассказал, что предшествовало появлению железной дороги в Уфе. Сейчас же перейдем к самому интересному - к истории железнодорожного транспорта на уфимском полуострове – в междуречье рек Белой и Уфы, на котором, собственно, и находится город. Итак, в 70-х годах XIX века было принято решение о строительстве транссибирской дороги через Самару, Уфу, Златоуст, Челябинск. После ряда перипетий и несуразиц был отвергнут заведомо ошибочный маршрут магистрали в обход Уфы и окончательным...
680 читали · 2 недели назад
Из истории железнодорожного моста через реку Белую в городе Уфе.
Продолжу уфимскую железнодорожную тему небольшим повествованием об истории самого грандиозного сооружения Уфы конца XIX века – железнодорожного моста через Белую или, как тогда было принято его называть – Демского моста. После принятия решения о нецелесообразности строительства дороги в обход Уфы, началась реализация основного проекта, через Уфу, согласно которому требовалась постройка моста через самую крупную на Южном Урале водную артерию. О проработанных вариантах прокладки дороги вокруг Уфы я рассказал ранее в статье «Железной дороги в Уфе могло не быть»...
1673 читали · 1 месяц назад
Железной дороги в Уфе могло не быть.
В наши дни железная дорога в Уфе является таким же необходимым атрибутом и признаком преуспевающего миллионного города, как водопровод, сеть дорог, аэропорт, телефон, интернет и… Ну вот и почти все, в случае современной Уфы. А в 70-х годах XIX века (1870-е годы) вопрос о прокладке железной дороги из центральной России в Сибирь оставался открытым. Для всех было очевидно, что такая дорога весьма необходима стране ввиду огромной протяженности территорий с запада на восток. Даже по прямой расстояние...
683 читали · 1 месяц назад
Наследие уфимской эвакуации в годы Великой Отечественной войны.
В этой статье я хочу обратиться к новейшей истории Уфы, а именно к военному периоду – годам Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Уфа не была фронтовым городом, и даже, благодаря своей удаленности от мест боевых действий, не подвергалась бомбежкам. Да, над Уфой летали самолеты со свастикой, но они были разведывательные (можете обратиться к книге Евгения и Анны Вайн «Тень свастики над Уфой»). В сети можно найти немецкие фотоснимки Уфы военных лет, сделанных с самолетов-разведчиков. Удивляет,...
1136 читали · 1 месяц назад
По Оренбургскому почтовому тракту на юг от Уфы.
Сегодня совершим виртуальную загородную поездку по старой, уже частично не существующей сегодня дороге – Оренбургскому почтовому тракту. Не смотря на то, что в реальности такая поездка сегодня невозможна, мы попробуем узнать места прохождения тракта, основываясь на современных признаках и ключевых точках знакомых местностей, а также старых географических картах конца XIX – середины XX века. Итак, начнем с южного выезда из Уфы, а именно с моста через реку Белую. Эта переправа существовала с давних времен, с момента образования города, в том или ином виде...
1060 читали · 2 месяца назад
Уфа сквозь время. Брусчатка под асфальтом.
Когда-то не было асфальта, и улицы в крупных городах мостили другими доступными средствами. Расхожее мнение о дореволюционной Уфе в виде слогана «Кто в Уфе не бывал – тот грязи не видал» отчасти справедливо, но не совсем. Конечно, далекий от столиц небольшой провинциальный город, который и губернским центром-то крайний раз стал «при царском режиме» лишь в 1865 году, не имел финансовых возможностей замостить весь город достойным твердым покрытием, но все-таки основные улицы в центре Уфы конца XIX – начала XX веков были достаточно ухожены...
899 читали · 2 месяца назад
Уфа сквозь время. О невеселом.
Сегодня планирую поднять грустную и весьма пикантную тему из средневекой истории Уфы. Речь пойдет о местах упокоения уфимцев в те далекие времена в контексте современной застройки города. Постараюсь популярно и максимально доходчиво донести до читателя этот пласт истории. Буду основываться на многочисленных исследованиях известных и весьма уважаемых мной ученых и любителей-краеведов, глубоко не вдаваясь в процесс научного поиска, который был блестяще ими пройден, исполнен. Начнем плясать «от печки», как говорится...
3603 читали · 2 месяца назад
Загадка памятника Салавату Юлаеву.
Как-то мой коллега загадал нам на работе интересную загадку. Он был на экскурсии по Уфе, и экскурсовод «раскрыл тайну» памятника Салавату Юлаеву: почему таким причудливым образом подвязан хвост коня статуи? Коллега предложил нам самим попробовать разгадать сию тайну, и я начал перебирать в уме возможные варианты. В итоге не удалось мне выдать «правильный» ответ, все предложенные варианты не соответствовали утверждениям экскурсовода, которые сводились к тому, что хвосты лошадей подвязывали таким образом...
2 месяца назад
Уфа сквозь время. Тайна старой таблички на Миасской.
Такая табличка в 2012 году была на стене старого деревянного дома по ул. Миасская, 2. Это почти у самой границы парка им. Якутова, со стороны Бульвара Ибрагимова, там, где сейчас стоят современные элитные многоэтажки. Итак, давайте посмотрим, о чем нам может рассказать эта старая, видавшая виды жестяная табличка. А рассказать она может многое из истории Уфы, поскольку является истинным свидетелем многих интересных и знаковых событий XX века. Сразу же замечаем надпись на латинице: «SOTSEALISTIK» в верхней части...
3 месяца назад
Дневник одного похода. Порог на реке Лемезе. Начало мая 1997 г.
Место проведения - Южный Урал: Челябинская обл., Башкортостан. Река –Лемеза. Время проведения - с 30 апреля по 5 мая 1997 г. Состав: 1. Шанин Александр Александрович, (далее Сан Саныч). 2. Шанин Павел Александрович, (далее Паша). 3. Шанина Нина Александровна, (далее Нина). 4. Малюхин Олег Николаевич, (далее Олег Николаевич). 5. Губеев Тимур Наилевич, (далее – я). 6. Козлов Александр Владимирович, (далее Шура). 7. Седюк Ольга Леонидовна, (далее Ольга). 30 апреля 1997 г. Отбыли на электричке Дема - Кропачево в 5...
3 месяца назад
Французская поляна
В конце 70-х годов XX века была построена железная дорога, соединяющая Уфу с поселком Инзер. С тех пор жители республики смогли по-новому оценить красоту нашего края. Любители загородных прогулок по достоинству оценили новую дорогу, и популярное ранее направление в сторону Симской несколько утратило свою привлекательность. Новая дорога открыла людям красоту великих башкирских рек Инзер и Лемеза, величие высочайшей вершины Башкортостана — горы Яман-Тау, лечебные свойства минеральной воды в деревне Ассы, скалы у порога Айгир на реке Малый Инзер и многое другое...
3 месяца назад