Детский и семейный психолог Наталья Степанова
414
подписчиков
Детский клинический психолог, системный семейный психотерапевт…
В Екатеринбурге у меня была очень продуктивная консультация и мама разрешила поделиться с вами ее историей. Она очень не хотела кричать на своего сына, но он ее раздражал. Раздражал, когда носился с криками по квартире, раздражал, когда вместо того, чтобы пойти чистить зубы продолжал играть, больше всего он раздражал ее, когда прыгала на дорогом матрасе, как на батуте. Она пыталась сдерживать себя и не повышать голос, пыталась спокойно объяснять ему, почему нельзя делать то, что он делает, но это не помогало. Иногда, мама не выдерживала и срывалась. Она начинала орать на сына. А потом ее мучало чувство вины. Тогда она разрешала ему все! И прыгать и бегать и даже не чистить зубы. Вася жил в постоянном стрессе, потому что не понимал, почему вчера мама на него наорала за непочищенные зубы, а сегодня сказала: конечно, можешь не чистить. Он не знал, когда мама сломается и начнёт кричать и не понимал, как остановить крик. Когда мама заводилась, даже если он прекращал прыгать или бегать, она все равно продолжала кричать, потому что не могла успокоиться. Он начал сильно переживать и тревожиться, стал думать, что он плохой и делает маму несчастной. Самооценка полетела вниз и от напряжения он стал писаться. Кстати, когда у него случались «аварии», мама становилась более нежной, сочувствующей и мягкой, поэтому разовые пописы переросли в привычку. Теперь нам предстоит долгая работа, минимум 2 месяца , для того, чтобы исправить ситуацию. Мама сама захотела, чтобы я поделилась этой историей с вами, чтобы Вы не совершали таких же ошибок!
Можно ли сравнивать ребенка с другими детьми? «Нет» - говорят травмированные люди -«Сравнивать можно только с самим собой!». А теперь давайте разберёмся, можно ли не сравнивать ребенка с другими детьми? Каждый раз, когда мы проводим любую диагностику мы по сути сравниваем ребенка с возрастной нормой (то есть с большим количеством других детей). Польза диагностики (сравнения): понять все ли у ребенка в порядке, нормально ли он развивается и нужно ли уделить чему-то особое внимание. Про что же говорят психологи и травмированные люди? Они говорят про манипулирующее высказывание родителей. Например, «Вот твой друг Вася получил 5 по математике, а ты только 4. Неужели ты глупее Васи?». Или «А Леночка съедает всю тарелку каши, она большая молодец и радует бабушку!». То есть если ребенок сыт или не любит кашу, он стоит перед сложным выбором: есть кашу через силу или испытать чувство вины за то, что расстроил бабушку. Труднее всего детям дается сравнение с братьями и сестрами. Им кажется, что из-за их недостатков их меньше любят и они начинают хуже себя вести, проверяя так это или нет. Манипулировали ли вами в детстве сравнением с другими людьми? Манипулируете ли вы своими детьми? На этой неделе в ВК Донат вышло большое видео о том, когда можно сравнивать ребёнка, когда нельзя и как это делать правильно https://vk.com/donut/centr_ns
«Мама, мне скучно» - говорит ребенок и мама тут же кидается предлагать ему решения: поиграй, порисуй, побегай, мультик посмотри. Мама предлагает множество готовых решений, а если они не подходят - бежит развлекать ребенка сама. Теперь давайте предположим, что она разрешит ребенку поскучать! От скуки невозможно умереть, это не опасно для развития, если ребенок послоняется без дела 15-20 минут в комнате наполненной игрушками и разными интересными предметами, постепенно его может что-то заинтересовать, взгляд упадет, например, на кубики ребенок подойдёт поизучать их. Это будет его собственный интерес. Он придумает, что с ними делать и научится занимать себя сам! А Вы разрешаете своему ребенку скучать?
Рядом со мной, в метро, стоит самая умная мама на свете. Точнее она считает себя самой умной. А я стою и пытаюсь выключить психолога. Невероятно сильно хочется записать на аудио ее монолог и дать прослушать ей же, с целью найти несоответствия. Ее дочь уверена, что мир крутится вокруг нее и люди обязательно подстелят соломку там, где она соберётся падать. Дочка была уверена, что если она оставит экзаменационные листы ГИА пустыми, учителя обязательно заполнят их за нее. Мама не понимает, почему до дочки «не доходит», что за нее никто не будет делать домашние задания и исправлять ошибки и поэтому мама все время вынуждена проверять ее домашние задания и переделывать уроки. То есть вы поняли: за девочку все время переделывает и исправляет ошибки сама мама, но не понимает, почему девочка верит, что кто-то обязательно сделает за нее работу, если она не захочет напрягаться. P.S. Учителя не стали заполнять за нее бланки и она осталась на второй год.
Уже 4 года я веду тренинг для детей по развитию эмоционального интеллекта и его прошло уже более 250 детей и более 300 мам и пап получили обратную связь о состоянии эмоционально-волевой сферы, навыков общения и других аспектах личности ребёнка. Конечно, за это время мне надоели старые игры и задания и я полностью поменяла содержание тренинга. Смысл остался прежним: дети познакомятся с восьмью базовыми эмоциями, узнают, почему люди их испытывают, осознают, какие ситуации заставляют их испытывать радость, гнев, интерес, страх, отвращение, удивление, доверие и грусть. Смогут выразить свои чувства и научатся использовать краски как ресурс, получат опыт общения по правилам. Родители же получат индивидуальную обратную связь и рекомендации о развитии эмоционально-волевой сферы ребёнка и его коммуникативных навыков на полгода. Поскольку программа полностью новая, ребёнку будет интересно даже если он уже был на тренинге 1-2 раза. Запись по ссылке https://centrns.ru/emotionalintellect2 или по телефону 89859366685
Страх воды
Есть много причин для страха воды, в любом случае, одно из самых эффективных лечений - постепенное знакомство и погружение в страх. Важно создать у ребёнка чувство контроля над ситуацией и доверие к вам. В первую неделю озвучьте ребёнку, что вы только будете гулять мимо водоема и действительно делайте именно так...
Лишняя ответственность
Одна моя знакомая открыла пункт выдачи. Наняла сотрудников и принялась их обучать. Ей все время казалось, что они недостаточно готовы к самостоятельной работе, все время находились новые ситуации, неожиданные вопросы, в которых приходилось разбираться. Ее все время дергали. Так прошло 6 месяцев, в потом она сломала ногу. Она не могла бывать в офисе ежедневно, а первые несколько дней вообще провела в больнице. Как ни странно, пункт выдачи не закрылся, наоборот, ребята включились в работу и начали действовать...
Страх пропустить что-то важное
Бывало ли у Вас так: вы открываете ленту ютуба, телеграмм или нельзягр ама для того, чтобы посмотреть что-то конкретное, тут вас привлекает какая-то тема, прямо сейчас она не актуальна для вас, но в целом интересна, вы сохраняетесь пост, видео или статью в закладки и …. И никогда больше к ней не возвращаетесь? У меня бывало. Я боялась упустить что-то важное, потерять информацию, которая возможно когда- нибудь мне понадобиться. А потом просто забывала про неё, когда она оказывалась нужна, я лезла поисковик или библиотеку, но не возвращалась к сохранённым материалам...
Цифровой минимализм
Осознанное отношение к тому, что вы читаете, смотрите и слушаете также важно, как осознанное отношение к вещам. Многие мои клиенты жалуются на то, что у них происходит ментальный перегруз. За день они обрабатывают такое количество информации, которое не может вместить их мозг. В итоге они чувствуют себя уставшими, многие сохраняют посты и видео, которые кажутся интересными, но никогда не досматривают до конца, потому что забывают. Многие начинают делать задания и упражнения и не доходят до конца, что-то теряется по дороге...
Про СДВГ и коньки
Мой дедушка учился в послевоенные годы, когда нейропсихология только зарождалась, о гиперактивности никто не знал, тем более о взрослой. Однако, болячки бывали. Так вот, был у него один однокурсник, у него явно был дефицит внимания, не мог он сосредоточиться на занятиях, отвлекался, уходил от стола с учебниками. И придумал метод борьбы: он занимался в коньках. Где-то раздобыл полноценные...
Один дома
Подростки часто просятся остаться дома на выходные вместо поездки на дачу. Мне кажется, это прекрасная точка роста для всей семьи. Напишите список того, что должен уметь делать подросток, для того, чтобы остаться один, например: 1. готовить еду; 2. убираться (в том числе за своими друзьями); 3. вовремя звонить родителям; 4. мыть посуду или загружать ее в посудомойку; 5...
Про успешность
Каждый понимает успешность по-своему, для некоторых - это дом полная чаша, друзья, дети. Для кого-то это карьера, признание и уважение окружающих. Кто-то видит успех в деньгах. Все эти варианты хороши и только сам человек может расставить приоритеты. Все согласятся с тем, что хочется, ощущать удовлетворённость жизнью и счастье. Чтобы прийти к балансу и реализовывать...