Своими размышлениями о балансе живого и виртуального общения в жизни современных детей, подростков и взрослых делится Светлана Елманова, руководитель программы 6-12. (В этой статье вы не найдете информацию о том, что нужно читать много книг или отбирать у ребенка экран. Все мы знаем и понимаем, что чтение книг помогает запомнить грамотное написание, но многим семьям невероятно трудно заставить, уговорить или убедить ребенка взять книгу. Я предлагаю найти баланс письменного и устного общения в виртуальном и в реальном мире.) У общения и языка есть смысл и цели, которые пришли к нам из далекого прошлого от древних людей. Язык - это инструмент, с помощью которого люди описывают окружающий мир. От «Пойдем туда, там я видел оленя» до исследований космоса. Письменный язык - это продолжение устного языка. С помощью языка мы выражаем свои мысли и чувства, узнаем и понимаем окружающих нас людей. Язык, в первую очередь, - это система общения. С точки зрения нейробиологии, активизация и работа зон мозга при написании текста от руки и при печатании отличаются. В Монтессори классе мы поддерживаем культуру общения (вежливость и корректность), для каждого раздела языка у нас есть необходимые Монтессори материалы, с помощью которых дети сами выводят правила и систематизируют их при поддержке взрослого. Монтессори гид каждый год рассказывает Великую историю языка, мы исследуем историю книг, историю слов, историю букв и историю разных языков. Язык невероятно тесно переплетен с историей человечества и с ее развитием. Сколько исчезло слов и появилось новых!? В классе мы пишем (сочиняем) тексты особым образом. Сначала ребенок, находящийся в творческом порыве в роли писателя, вдохновенно выкладывает свои мысли на бумагу. А потом, через какое-то время, становится редактором, и уже в роли редактора исправляет все свои ошибки. Получаются великолепные книги, написанные и от первого лица («Я - камень. Лежу на дороге и смотрю на всех»), истории про героев (например, по биологии мы писали истории про внутренние органы: «Мозг. Управляю всем, что есть в человеке. Самый важный и главный.») и многое другое. Это «большая работа», которая является источником развития ребенка. Еще в классе у нас есть традиция написания записок. Если педагог занят на презентации, а ребенку срочно нужно получить ответ на свой вопрос или подтверждение, он пишет записку - и наоборот. Когда дети общаются в смс, они пишут как слышат, не проверяя написанные слова, выражают свои мысли без обдумывания фраз и слов. Дети целенаправленно меняют в словах буквы, переделывают общепринятые слова на свои. Они придумывают свой язык - как устный, так и письменный. Такая тенденция абсолютно нормальна для детей. Вспомните сообщения, которые вы сами пишете. Всеми ли правилами вы пользуетесь? А как насчет заглавных букв в начале предложения или имени? Мы, как взрослые, можем ввести культуру переписки, когда дети пишут нам или другим взрослым. И таким образом начать путь грамотной переписки. Например, вы можете возвращать слово с ошибкой в ответе: — привед мама — ПривеТ, Рома. Как можно поддержать ребенка на пути формирования грамотной речи: Слоговое чтение, переписывание текстов. Записки, списки, чек листы дома. Традиции семьи: комплименты под подушку, открытки, поздравления, пожелание доброго утра, ведение дневника, подписи под фотографиями и много другое. Создание квестов с записками. Устные игры: в слова, в контакт, в трехлитровую банку, придумывание историй и тд. Настольные игры: словодел, кроссворды, истории на листочке. А что практикуете вы? Поделитесь с нами!
Московская Монтессори Школа
279
подписчиков
Канал Montessori School of Moscow. Школа и детский сад по Монтессори методике для детей с рождения до 15 лет.
Нормализация и саморегуляция это одно и тоже? (у нас новая рубрика: "вопросы и ответы") Сегодня Валентина Носенко, основательница MSM, отвечает на вопрос, поступивший от одного из наших родителей: Спасибо за вопрос! Это взаимосвязанные процессы. Нормализация включает в себя и саморегуляцию тоже, на мой взгляд, как навык и средство. Нормализация это вариант состояния нервной системы, который является необходимым условием для развития такого характера, который учитывает врожденную конституцию человека и при этом позитивным образом социально адаптирован. А саморегуляция это навык, который приобретает человек через личный опыт и собственную практику приведения себя вот в это нормальное и естественное для себя состояние. И начинается она с поддержкой другого человека (взрослый регулирует ребёнка), а потом уже становится саморегуляцией. Вам была полезна эта заметка? Есть у вас еще вопросы к нашим специалистам по этой теме или любой другой? Мы рады ответить на них в комментариях и новых заметках: напишите нам!
Взрослые нарушают личные границы ребенка: что делать? (своим опытом и рекомендациями делится Светлана Елманова, руководитель программы 6-12 в MSM) Взрослые часто воспринимают отпор ребенка как наглость, невоспитанность и т.д. Ребенок, а особенно подросток, предпочитает молчать, создавать закрытые клубы для обсуждения (жалоб) на взрослого или агрессировать (+эмоциональные срывы, психосоматика, самоповреждение). Ребенку сложнее дать отпор чужому взрослому (учителю, тренеру и т.д.), чем родному человеку. Дети учатся этому навыку во взаимодействии с родителями, при условии родительского понимания и принятия, а затем тренируют его в отношениях с другими близкими взрослыми. Как же поддержать наших детей? * Необходимо создать безопасную атмосферу с уважительным общением в отношении всех участников сообщества: взрослых и детей (домашние питомцы тоже входят в этот круг). * Необходимо всем участникам обговорить правила (минимальное количество, ясные и четкие, можно записать) и соблюдать всем. Убрать двойные стандарты. * Взрослому необходимо завоевать доверие ребенка, запастись терпением, т.к. детям нужно время для адаптации к новому принимающему взрослому. * Взрослые и дети, особенно подростки, являются частью одного сообщества. И только своим примером, своей культурой, взрослый может продемонстрировать все самое лучшее. (Если взрослый употребляет грубые слова, то будьте готовы к тому, что ребенок будет говорить так же в ответ). И это абсолютно нормально. * В любом сообществе необходим ведущий или лидер. Если это класс, где много детей и взрослых, то позицию лидера занимает один взрослый, и все остальные поддерживают его решения, даже если они им неясны. Пример: мама говорит "нет", папа - "да", и ребенок учится манипулировать, и в результате семья перестает быть безопасным местом. Это касается любого сообщества. Взрослым важно обсуждать и прояснять между собой обозначенную позицию лидера, чтобы со временем все могли прийти к согласию. И необходимо все острые моменты обсуждать без присутствия детей (дети слышат и чувствуют все колебания и сомнения).
Неделю назад у нас состоялся чудесный ежегодный зимний концерт, на котором в этот раз выступали даже малыши! Этой традиции уже много лет, и начиналось все с благотворительной ярмарки, организованной нашим сообществом родителей! То, что у нас есть сейчас - это высококачественные изделия и выступления от наших детей и подростков, созданные с чутким сопровождением профессиональных взрослых!
В начале декабря в программе 6-12 состоялось очередное наблюдение для родителей с последующим рассказом руководителя программы. В этот раз мероприятие было посвящено преподаванию языка в Монтессори классе. Вот какую обратную связь мы получили: "Все интуитивно логично и понятно. Спасибо за возможность посещать такие наблюдения и за то, что делитесь с нами - родителями - своими знаниями и рассказываете про зоны в классе. Каждый раз выхожу под впечатлением. Благодарю!" Мы благодарны коллегам и родителям за то, что всесторонне поддерживаете наших воспитанников!
Поддержка и вовлеченность для всех
Коллеги делятся историями некоторых детей и своими стратегиями в разных ситуациях. Они приглашают нас осознанно практиковать свойственный Монтессори гидам консерватизм: тот, который позволяет нам ценить открытия доктора Монтессори и следовать им в своей практике, и одновременно может приводить к высокомерию, основанному на страхе вперемешку с карьеризмом и невежеством. Они приглашают нас не забывать, что сама Мария Монтессори была, в первую очередь, антропологом, которая отвела нас всех в те края, где живет ребенок, и познакомила нас с ним...
Монтессори и дети с нарушениями аутического спектра (тезисы из совместной статьи Монтессори педагога и детского психиатра, которая была опубликована в журнале NAMTA • Том 33, № 2. Весна 2008 г.) Авторы статьи в 2000 году создали программу для помощи детям, основанную на следующих принципах Монтессори метода: - навыки наблюдения; - сензитивные периоды; - индивидуальный темп обучения; - внимание к движению; - образование, основанное на чувствах; - позитивная психология с акцентом на сильные стороны. Они рассматривают проявления аутизма не как дефициты, нуждающиеся в устранении, а как нормальные характеристики, удерживаемые с предыдущего плана развития. Чтобы ребенок мог развиваться согласно своему индивидуальному плану, необходимо удовлетворить потребности, которые не были удовлетворены на том этапе. Они описывают это на примере подростка с синдромом Аспергера. Его характеристики: - отвращение к некоторым сенсорным стимулам или чрезмерная потребность в них; - трудности с адаптацией к изменениям в рутине; - нехватка контроля движения; - неполное понимание родного языка; - нехватка социальной интеграции; - ограниченный паттерн интереса (с исключением других интересов), включая знание чрезмерных и мельчайших деталей. Все это нормальные характеристики первого плана развития. Так бывает, что задачи некоторых сензитивных периодов не были решены, и поэтому чувствительность осталась. То же самое касается и того факта, что дети в возрасте до 6 лет скорее играют рядом со своими друзьями, а не играют с друзьями. Они эгоцентричны, любят подражать и повторять. То же самое демонстрируют и подростки с синдромом Аспергера. Работая с учителями и родителями, эти специалисты создают условия, в которых инклюзия возможна. Это принятие состояния ребенка или подростка и понимание того, как помочь ему жить с этим, решая повседневные задачи. Чтобы дети с нарушениями аутического спектра могли освоить абстрактные понятия, им нужно очень много углубленного сенсорного обучения - намного более подробного, пошагового, чем это требуется в других ситуациях. И им нужно еще больше социально-эмоционального моделирования со стороны взрослых - опять же, с преувеличениями, акцентами на деталях и повторением.
Сегодня публикуем тезисы из статьи Кевина Ратунде МОНТЕССОРИ И ВОПЛОЩЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (Журнал NAMTA • Том 33, № 2. Весна 2008 г.) Было бы ошибкой думать, что то, как философы и ученые видят мир, не имеет значения для практических реалий развития и образования ребенка. Дело в том, что ведущие идеи в культуре влияют на убеждения родителей и учителей о человеческой природе; и эти убеждения могут глубоко повлиять на то, как детей воспринимают и относятся к ним. ... контейнерное представление о разуме, которое так укоренилось в современном обществе, влияет на повседневную практику образования. Эта метафора подходит для конвейерного взгляда на школы и способствовала распространению бестелесных практик, которые чрезмерно подчеркивают наиболее эффективную передачу фактов и битов информации. В эпоху, когда видеотехнологии доводят бестелесность до еще больших крайностей, важно помнить о том, что может произойти с качеством жизни и обучения, когда воплощенные основы наших символов будут забыты, а сами символы будут возведены в статус неприкосновенных. Невролог Антонио Дамасио дает такой комментарий: «Разум воплощен в полном смысле этого слова, а не находится только в мозге». Его исследования показывают, что тело эмоции необходимы для рационального мышления и высочайших степеней принятия решений и креативности. Прозрения многих мыслителей в сфере развития ребенка также помогли заполнить картину того, как мы думаем и учимся. Прозрения Пиаже о сенсомоторном периоде подчеркнули важность движения и игры для когнитивного развития. Анализ Вернером развития языка предполагает, что использование символов изначально развивается из телесных, моторных и жестовых процессов («О физиогномическом восприятии»; см. также Крейн). Другими словами, изучение языка не просто достигается путем называния вещей, принятия условностей и помещения их в «контейнер». Вместо этого обращение к вещам сначала включает использование руки при указании; первые символы младенца обычно являются имитацией движения (например, движение век для изображения мерцающего света); а первые вокализации возникают из телесно-эмоциональных моделей (например, крики). В то время как дошкольное образование начало извлекать пользу из этих идей, образование в среднем детском и подростковом возрасте часто игнорирует воплощенные основы обучения. Развоплощение — это проблема, которую Мария Монтессори хорошо понимала. Она предостерегала учителей, что если они будут следовать стандартным практикам, разделяющим тело и разум, то они станут «вивисекционистами человеческой личности» (Образование для человеческого потенциала). Она постоянно подчеркивала важность непосредственного опыта детей на каждой фазе развития, начиная с сенсорного опыта в раннем детстве. Монтессори уделяла особое внимание эпизодам глубокой концентрации у детей. Это и есть то, что тесно связывает философию Монтессори и теорию потока. Монтессори верила, что спонтанная и глубокая концентрация детей была естественным состоянием детства и сущностью человеческого бытия. Почему поток и глубокая концентрация важны для образования и развития? Опыт полной концентрации по своей сути вознаграждает и мотивирует человека повторять деятельность, которая его производит. Однако повторение той же деятельности на том же уровне сложности и мастерства не будет последовательно воспроизводить опыт. Человек быстро привыкает к той задаче, которая изначально его вовлекала. Поэтому, чтобы вернуть поток, человек должен постоянно повышать уровень сложности и/или мастерства. Э. М. Стэндинг отметил в своей биографии Монтессори: «Больше, чем в любой другой системе образования, весь ее метод основан на глубоком понимании взаимосвязи между этими двумя элементами — разумом и телом» (159). В этом смысле Мария Монтессори предвосхитила важную идею, которая в настоящее время разворачивается во многих дисциплинах — воплощенный разум. Из многих способов, которыми Монтессори предвосхитила современные взгляды на развитие ребенка, эта ориентация на воплощенность может оказаться наиболее пророческой и важной.
Шарлин Трочта, которая проработала более 35 лет в классах 3-6, предлагает нам почаще спрашивать себя, когда мы испытываем трудности в работе с детьми: МЫ «ШКОЛА» ИЛИ «НАУЧНАЯ УЧЕБНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ»? Это среда, где за детьми наблюдают, оценивают и помогают им в соответствии с индивидуальными способностями, темпераментом, личностью каждого, чтобы каждый мог достичь своего наивысшего уровня потенциального «существования». Первая Casa была подготовленной средой, которая функционировала как лаборатория, где размещались виды деятельности для использования и исследования детьми. Наблюдение имело первостепенное значение в отношении решений о том, что сохранить, что отбросить или удалить, как представить материалы детям, как дети «работали» с материалами и реагировали на них, как они реагировали на взрослых, которые проводили с ними день. Монтессори часто называют «научной педагогикой», термин, который она сама использовала. Что это значит? Монтессори действовала с точки зрения развития, науки - наблюдая, исследуя, пробуя, различая, организуя и реорганизуя. Она продолжала в том же духе всю свою жизнь и дала нам идеальную ролевую модель для работы в классе Casa. То есть, знакомить, отступать, наблюдать, оценивать, различать: следовать индивидуальным моделям развития и способностям каждого ребенка по мере того, как они нам их открывают. Мы можем учиться на примере первого Casa. Нас обучают функционировать в среде как «ученых». Что это означает по отношению к детям, у которых могут быть особые потребности или особые требования к обучению? Рассмотрим эти аспекты наших классов: подготовленная среда основана на реальности, конкретные материалы разработаны на научной основе, нет никаких изменений изо дня в день, из года в год в базовом формате, распорядке и деятельности в среде. Переменные должны быть найдены в индивидуальном ученике; отсюда необходимость наблюдать, сравнивать и различать, является ли увиденное поведением в рамках того, что можно назвать «нормальным различием в стиле обучения или способностях», или может указывать на начало или существование «расстройства обучения». ЭТО РЕБЁНОК С ОСОБЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ? ЧТО МНЕ ТЕПЕРЬ ДЕЛАТЬ? Если вы обнаружили, что у ребенка возникли трудности в любой области, немедленно начните вести журнал для этого ребенка. Записывайте инциденты, поведение, конкретные детали трудностей, кратко, но с достаточным количеством информации, чтобы вы в конечном итоге начали замечать закономерность с появлением сигналов. Очень важно установить регулярное время для наблюдения, и под наблюдением подразумевается отстранение себя и сообщение детям, что вы наблюдаете и вас нельзя беспокоить. Как только вы осознаете возможную проблему, выберите несколько основных целей, которые ребенок может достичь в разумные сроки. По окончании этого периода оцените. Если цели достигнуты, продолжайте. Если нет, проанализируйте. Вы являетесь активным участником обучения ребенка. Оцените свою презентацию: была ли она понятной? Вы установили реалистичные ожидания? Где у ребенка, по-видимому, возникают проблемы, где процесс обучения нарушается? Будьте готовы попробовать разные способы достижения желаемого результата, но всегда помните о необходимости уважать целостность материала, его психообразовательную цель. Когда ничего из вышеперечисленного не работает, обратитесь за помощью!
Мы продолжаем знакомиться сами и знакомить вас с темами сборника про Монтессори подход к работе с детьми с особенностями развития. Сегодня предлагаем вам тезисы из доклада Питера Л. Ставиноха - клинического нейропсихолога Центра детской психиатрии Детского медицинского центра Далласа - представленного на конференции NAMTA (Североамериканской Ассоциации Монтессори Учителей) в 2008 г. При проведении тестирования в кабинете нейропсихолога, если не учитывать другие факторы, которые обычно влияют на обучение и память, такие как внимание, мотивация и тревожность, то выводы и рекомендуемые вмешательства, основанные исключительно на результатах тестов, могут быть ошибочными. Доктор Ставиноха обращает внимание на то, что нейропсихологическое тестирование обычно проводится в формате «один на один». Однако большинство детей не участвуют в обучающих мероприятиях, которые проводятся исключительно в формате «один на один». Такие факторы, как поддержка экзаменатора, могут потенциально принести пользу ребенку с точки зрения его результатов теста, в то время как некоторые дети считают индивидуальный опыт более тревожным, чем типичная обстановка в классе. Этот формат также сводит к минимуму факторы, с которыми ребенку обычно приходится бороться, такие как отвлечение и нарушение, которые часто являются частью повседневной среды ребенка. Хотя преимущество заключается в том, что способность ребенка к определенной нейрокогнитивной функции может быть измерена без влияния отвлечения и нарушения, обычно присутствующих в его среде, перевод этой производительности в то, как ребенок выполняет эту функцию в повседневной жизни, должен учитывать такие факторы. Он предполагает, что ребенка необходимо наблюдать и понимать в повседневном контексте в тесном сотрудничестве с педагогами. Доктор подчеркивает, что независимо от того, был ли ребенку поставлен диагноз или нет, это не меняет взаимодействия между ребенком и средой как основы для развития. Распространенной причиной направления к нейропсихологу является то, что у ребенка наблюдается повышенная уязвимость к отвлечениям и в связи с этим он испытывает трудности с поддержанием внимания в классе. При этом существует множество факторов, которые влияют на то, насколько хорошо ребенок может концентрировать внимание в обстановке класса. У ребенка может быть расстройство обучения, лежащее в основе того, что он отвлекается от академического обучения или не выполняет ожидаемой от него работы в определенной области. Ребенок может испытывать трудности с адаптацией к стрессу, вызванному значительными изменениями в жизни, такими как переезд семьи или рождение нового члена семьи. Кроме того, ребенок может испытывать симптомы эмоционального расстройства, такие как тревожность или депрессия, которые подавляют его способность посещать занятия и эффективно справляться с отвлечениями в обстановке класса. Кроме того, это может быть что-то такое простое, как плохие привычки сна, приводящие к плохому качеству сна, что приводит к дневной сонливости и трудностям с задачами, требующими высокого внимания. С точки зрения выбора стратегий вмешательства доктор дает следующие рекомендации: чем выше затраты времени и энергии ребенка, а также ресурсов семьи, тем сильнее необходимость обоснования потенциальной выгоды, прежде чем выделять ресурсы ребенка и семьи на вмешательство. После того, как соответствующий уровень ожиданий в отношении ребенка определен в пределах диапазона разумных результатов, может быть полезно иерархически рассмотреть последовательность необходимых и компонентных навыков, которые составляют целевой навык. Например, существует ряд компонентных навыков, которые необходимо освоить, прежде чем ребенок научится эффективно читать. Ребенок должен уметь различать звуки, соотносить звуки с символами и, наконец, понимать правила фонетики, управляющие комбинациями символов вместе, чтобы декодировать слова. Выводы нейропсихологической оценки должны предоставить некоторые указания с точки зрения того, где в иерархии процесс ломается, и это должно затем указать точку вмешательства.
Мы рады поделиться с вами отличными новостями! С этого года мы сотрудничаем с Еленой Лукьянчиковой - действующим сотрудником театра «Et Cetera». Елена, которая в прошлом работала в театрах «Мастерская Петра Фоменко» и «Театр на Таганке», а также была актрисой в «Théâtre du Soleil», теперь является куратором драматического кружка в нашей подростковой программе. На занятиях с Еленой ребята практикуют уверенность в себе и творческое мышление и самовыражение. Выполняя упражнения под руководством куратора, подростки улучшают свои навыки вербального и невербального общения, развивают навыки эмпатии, концентрации, учатся работать в команде. Мы вместе ставим спектакли и учимся дружить в одной большой театральной семье!
Ребенок с особыми потребностями с точки зрения Монтессори
Сегодня предлагаем вашему вниманию тезисы из доклада АМИ тренера Нимал Ваз, которая сама когда-то ребенком училась в детском саду и начальной школе Монтессори, а потом 45 лет работала гидом для детей в возрасте от 3 до 6 лет. Мария Монтессори говорит нам: «Следуйте за ребенком». Мы делаем это путем наблюдения. На самом деле, нет ничего более захватывающего, чем наблюдать за умственным пробуждением этих детей, порабощенных собственной неполноценностью, и быть свидетелем такого рода освобождения их...