Найти тему
Напряжение Живого и Иллюзорного Около первичного напряжения угадывается напряжение вторичное, порождающее живое. Оно звучит: Не хочу так, хочу не так! Живое – чует другую реальность и стремится к ней. Так упорядочивается живая материя (см. Системная психофизиология Анохина): ожидая другую, будущую реальность, преображаясь и сверяясь с прогнозом. Живое начинается с имманентной цели: длиться, привязываться. Без такого устремления эволюции бы не хватило времени на бессмысленный вероятностный перебор. Лишние варианты отбрасываются нехотением живого преображаться так. Это ещё не свобода воли, это и не воля вовсе, это предшествует ей. Вторичное напряжение порождает грёзу, тень реальности, иллюзию вероятного (желанного, нежеланного) будущего. Дальше уже можно волить по поводу иллюзорности, сначала же живое обнаруживает саму иллюзорность – реальность, которой нет. Воля – последующая организация вторичного, иллюзорного, напряжения. Человек, как сложнейшее живое, грезит, галлюцинирует на всех уровнях. Биологический уровень описан в Германской Новой медицине и считывается как болезнь, недомогание, вызванное стремлением тела к выживанию и непопаданием тела в навь недомогания ума. Психологически мы говорим о развитии эго, способности различать реальность потребностей и отношений, не примешивая галлюцинации, и следовать ей. Электронные болваны только галлюцинируют, поскольку не живут. Но человек не только сложнейшее живое, но и субстрат социосистемы, ноосферы, рабочего коллектива, рода, домена и так далее. Человек распространяет вторичное напряжение в пространстве умозрительного и себя, и других. Стратегия, цивилизация, экономика, перемены — это вопрошания о структурности иллюзорного. Можем ли мы, посматривая на реальность, галлюцинировать произвольно, или фантазии обусловлены? Если обусловлены, то как, чем, почему, зачем? Какая здесь тайна? Оказывается, фантазировать — организовывать ум — произвольно человек не научен. Волит из спектра предсказуемых возможностей. Изучение обусловленности помыслов, ведущих далее слова и дела, — вот задача прогностики. Задача же управления — в осознании, а потом снятии собственных обусловленностей. Это значит: приближение к реальности, как она есть без фантазий, без хочу и не хочу. И в то же время: такое удивительное намерение к будущей реальности, что оно – удаётся. Так и проявляется чистое мышление. Знакомое всему живому. Беспредельное состояние. Вот о чём стоит говорить по существу. Воля и недеяние – следуют.
1 неделю назад
Исчисление процессов Для описания причинности, синхронизации, коммуникации, в математике есть особый формализм: исчисление процессов, π-calculus. В нём всего восемь операций. Ознакомимся. Маленькими буквами обозначены "имена" (они же "каналы"). Большими – процессы, состоящие из имён, связанных какими-то операциями. 1. Вывод a!b (отправить b по каналу a или записать b по имени a) и ввод a?b (получить b из канала a, прочитать b из имени a, когда там что-то будет). 2. Последовательность P.Q: P, а потом Q. 3. Выбор P+Q: если не P, то Q. 4. Параллелизм P|Q: P и Q независимы. 5. Условие [x==y]P, [x!=y]P: – если условие, то P. 6. Ограничение (ν x P): в P доступно имя x, а вне – нет. 7. Репликация !P := P | !P: формирует рекурсию, даёт тюринг-полноту. 8. Завершение .∅: обычно не записывается, но философски принципиально. Исчисление процессов описывает только взаимное осуществление процессов: что после чего, что не зависит или зависит, как одна сторона узнаёт о другой. В реальном мире исчисление процессов дополняется алгеброй внутри процессов: вычислением, реализацией эффекта, или обдумыванием, рефлексией, пониманием, припоминанием, например, если мы описываем коммуникативное плетение в коллективе. Простейшая коммуникация: Говорящий: P := c!m Слушающий: Q := c?n Коммуникация: (ν с !( (ν m P) | Q )) Выражение на пи-калькулюсе можно временить: осуществлять редукцию, "передавая" сообщения от отправителя к получателю, снимая комбинаторы и так далее. Результат не предопределён, не детерменирован: одно корректное выражение может иметь множество (даже бесконечное множество) вариантов развития. Это свойство даёт комбинатор параллелизма. (ν с (ν a c!a) | c!c | c?d.[d==c]P) Выше – концептуальный пример. Параллельно работают три процесса: - В канал c отправляется новое сообщение a. - В канал c отправляется сам канал c. - Слушатель получает сообщение d из канала c и продолжает P в случае, если получен сам канал c. Мы можем совершить два временения этого выражения: для случая, если сначала был услышан c, и если сначала услышан a. Но мы не знаем, как "правильно" или "на самом деле". Можно сказать, что процесс P осуществляет наблюдение, коллапсирует волновую функцию, спутывается с причинностью и так далее. И об этом станет известно тогда и только тогда, когда сам процесс P кто-то пронаблюдает. Так можно описывать распределённые системы в программировании, но точно так же можно и описывать методологические приёмы, например, составив уравнение Знаниевого реактора. Или информационной кампании. Жизни идей, новостей, слухов. Мыслепрактическая ценность даже не в этом. Просто другого плетения в коммуникативном поле – нет. Есть "узнавание", есть "сообщение", есть "параллельная работа" в неведении друг о друге. Дальнодействие, если оно есть и даёт эффект, это вид канала. Получение сообщения подобно наблюдению. Неведение описывается как ограничение. Репликация формирует устойчивые, резонансные, самоповторяющиеся структуры, подобно Game of Life, только не в пространстве, а во времени. Традиционные, культурные, паразитические. Исчисление процессов – это и есть формализм коммуникативного поля. Будучи исчерпывающе полным (тюринг-полным), он проблематизирует понятия существования, дления, временения, коммуникации, эстафеты, и помогает отбросить лишнее.
1 неделю назад
Простите, что не пишу. Когда пишу, пишу порой неясно и не о том; простите и это.
2 недели назад
Китайцы – метадоксируют У китайцев два времени. Время чистых форм без форм (прежденебесное), и время существующих вещей и существ (посленебесное). Дальше есть 4 качества времени и так далее, но времён — два. Ещё у них есть два пространства. Круглое, небесное, изотропное, в котором следует правильно вращаться. И квадратное, земное, с особенностями, где нужно опираться на местность. Местности можно понимать метафорически, но пространств — два. Это названные, поименованные, наглядные пространства и времена. Их легко посчитать, что мы любим. Получается две пары. Они балансируются третьим, основа — это тройка, и третье — это человек. Человек балансирует оба времени, гармонизирует оба пространства. И лучше не только каждый и всякий человек, а совершенно конкретный — Император. Сын Неба: от Неба, но Сын. Товарищ Си. Без Императора нельзя сбалансировать и собрать все ритмы и все углы государства. Эта структура удивительно надёжна. Пустота втянет Императора, который собирает, и исторгнет неспособного собрать. А если Император на месте, то все тайные практики работы с подложкой реальности – наготове. Император проткнёт времена без времён, пространства без пространств, уподобится пылинке, вместит весь мир, не даст имени, в общем, воплотит Дао и так – лично, не существуя, – продвинет всю китайскую цивилизацию вперёд. Лишь бы чиновники и народ следовали Дэ, не случалось бесчинств. Поэтому китайцы – метадоксируют, в наших лабораторно-треугольных терминах. И вершина метадокса – Император, фокальная точка, на которую направлены усилия миллионов китайских интеллектуалов. Чтобы сделать прогноз Китая, нужно исследовать мышление одного человека, разбираться, чему он не мешает, что он проводит, какое недеяние осуществляется сквозь него. Для русского человека это – страноведение, мысленное упражнение, культурология, сравнительная онтология и сравнительная же трансценденция. Император продвигает вперёд только свою Империю, и ничто другое не может встать под его руку, даже если захочет. За себя нам нужно думать самим.
1 месяц назад
По Станиславу Грофу, базовое и образующее переживание личности — это опыт рождения, четыре перинатальных матрицы: малый эмбрион, крупный эмбрион, прохождение родовых путей, и первые секунды – первый вдох. Тело, включая нервную систему и мозг, формируется под влиянием и в ходе осуществления этого опыта, захватывая как бы голографический снимок собственного эмбрионального развития и рождения. А потом биография по какой-то неясной причине строится вокруг одних и тех же историй. Буквального смысла нет, а сценарий повторяется. В терминах Грофа, это СКО — системы концентрированного опыта. Пока человек не вернётся в осознавании к первичному опыту, телесному, довербальному, — он повторяется в изменённой и всё более ожесточённой форме. Так как это — свойства человека, обыкновенные его омрачения, — великие культуры изобрели обобщённый, обыкновенный метод работы с ними: праздники и праздничные ритуалы. Первая матрица – это возникновение зародыша из ничего, которому предшествовало нечто. Ей соответствует Зимнее солнцестояние — проживание темноты и пришествия света: теперь живое и ясное будет расти. Около самой тёмной ночи люди отмечают Рождество, в своей трансценденции естественное и человечное: до того, как в этот мир пришёл Сын Божий, мир был пуст. И как на маленькую жизнь, мы планируем на год: появляется замысел. Вторая матрица – обнаружение эмбрионом внешних границ, растущее ощущение тесноты и необходимости, собрав силы, прожить рождение, расстаться с этим миром – ради другого. Это Праздник урожая, День Благодарения, Праздник Середины осени 中秋节 с его сладостями и сытностями, перебивающими горесть увядания мира. Мир, давший столько ценностей и плодов, теперь меркнет; но необходимо, не смотря ни на что, жить самостоятельно и произвольно, активно, без гарантий: рождаться и преображаться. В России ближайшая дата — День Великой октябрьской социалистической революции. Она знаменует переход народа к схваткам, сжатиям, боли, и наконец — и только потом — рождению новой страны. Третья матрица – полное преображение, выход к новой жизни – через боль и страдания, через лишения и муку, но только так можно стать свободным. Это Пасха, День Победы, Весеннее равноденствие: из одного мира, трудного, невозможного – через смерть – в другой, большой, полный простора и света. И дальше — новый мир, новая жизнь, новые смыслы, и всё по-другому. Четвёртая матрица – обнаружение себя как связанного с удивительным миром, но отдельного от него; проживание бесконечности пространства и ограниченности тела, шок и удивление от того, как это – быть самому. Китайский Новый год, он же Праздник Весны, 春节,должен греметь, грохотать, сиять. Семьи воссоединяются, дымы поднимаются, запахи обещают радость. Яркий, радостный ритуал, напоминающий проживание первых звуков и цветных пятен. Он же и замыкает период после Зимнего солнцестояния, завершает фрактально вложенную в год историю стремления к жизни. Теперь тот, кто следует ритуалам и понимает их суть, будто получает благословение на самостоятельное бытие – на весь будущий год. Летние же праздники – постнатальные, социальные, как День Независимости или Взятия Бастилии. Их метафорика уводит от переживания отдельности как результата рождения и индуцирует сложные, высокие социальные чувства: гордость, жертвенность, общность. В России и первая, и четвёртая, и, судя по традиции обжорства, вторая матрица — собираются Новым Годом, а третья — Днём Победы. Часто только эти два праздника воспринимаются как настоящие и заслуживающие уважения. Без праздников, откликающихся на фундаментальные, естественные напряжения — нарастает массовый психический дребезг. Немотивированная жестокость, беспробудное пьянство, нечувствительность к красоте и уродству. Вы можете припомнить, в каких странах замена сакральных праздников на искусственные и неуместные сопутствовала может быть и интересным, но имеющим не лучшие последствия временам.
1 месяц назад
Так культура праздников словно массирует коллективное бессознательное, давая индивидуальным психикам шанс на исцеление вместо отлёта кукухи — год за годом, шанс за шансом. Опыт рождения разворачивается на типовой год. На типовую жизнь. А там и на типовой день и типовой миг. Но это уже совсем другое кунг-фу.
1 месяц назад
Однажды великий советский учёный, автор Теорминимума и классического курса теоретической физики Лев Давидович Ландау, — мёрз вместе с женой в зимней квартире. Жена и предлагает: — Лев Давидович, давай окна утеплим, холодно. Лев Давидович отнёсся к предложению серьёзно. Следующие дни он провёл в расчётах термодинамики сдвоенных уличных окон, моделируя перепад давления и температуры, наличие и отсутствие физического тока воздуха через щели (сквозняк), плотность и теплопроводность ваты. Вердикт был однозначен и категоричен. — Жена, нет смысла конопатить. Теплее не будет. Вздохнув, супруга принялась заделывать щели сама. Скоро дома стало тепло.
1 месяц назад
Тизер — это не анонс, не обещание, даже не предвосхищение. Это провокация интереса. А дальше — развитие будет, если будет интерес. Или не будет. Или как сложится 🤷 Поэтому, интересно — проявляйте. Выше — первая часть списка. Теперь окончание. VI. Метод целевых состояний Техника проектирования временений: разных вариантов движения к заданному результату. В основе — принцип планирования справа налево, полурешётки (semilattice), теория категорий, и стремление не определяться без необходимости. Инструментально — простой в применении набор правил, с помощью которых мы проектировали сайты (для пользователей), мероприятия (для хакеров), сложные многосоставные человеко-машинные системы. А можно проектировать впечатление, презентацию, книгу, содержательный доклад, работу над статьёй (отдельно от самой статьи), изменение в судьбе и в связи с обществом, и другое всякое. Если нужно создать что-то впервые и быстро, неподъёмно сложное, плохо изученное, слабо различённое, то метод – полезен. Это ли не самая обычная в жизни постановка задачи? Философски, метод целевых состояний – одна из форм плетения. VII. Человекосообразные схемы внимания Грациано объяснил нам: сознание может быть понято как проживание заполненности позиционной схемы внимания, природа которой – человекосообразна. Что это значит? Какие схемы уже известны и в чём их человекосообразность? Что такое эргономичное мышление, мышление, учитывающее человека? Приводится генетическая цепь схем, от простых, с низкой арностью, до самых сложных, какие используются без дробления на более мелкие. Схемы черпаются из интеллектуальных традиций всех цивилизаций, где удалось заметить такие позиционные организованности жизни, мысли и деятельности. VIII. Бахрома Когда-то считалось, что познание движется линейно, поступательно, прогрессивно. Или по спирали, возвращаясь на новом уровне. Или вообще в ризоме: по спутанным волокнам, где нет ни начала, ни конца, лишь путь, выделяемый практикой. Эти соображения далее имеют большое значение, например, при организации корпоративных знаний, или – знаний личных, или – при планировании работы исследовательской группы. Бахрома – подход, вдохновлённый узелковым письмом древних китайцев, Эвереттовской моделью квантовой механики в художественном изложении Стивенсона, исчислением процессов (π-calculus), нитями и прядями мышления Переслегина, и на самом деле огромным количеством других работ, которые никак не обретают доступную форму. IX. Реконструкция прикладного ума Большая сборка по эргономике мышления, обзорно поднимающая множество тем – от идеи осевого напряжения сознания и до вариантов разворачивания коллективно-штабного субъекта и действия. Если устраивать философски-практический семинар года на два или двадцать, то так его можно выстраивать и упаковывать. X. Сложное Тут всё и так ясно.
2 месяца назад
ТИЗЕРЫ Так проявляется избыток Ян: мысль стремительно рвётся, бьётся с напором, достигает, ухватывает суть, и — отходит, как волна: всё ведь, в общем, уже ясно. Не хватает Инь: упорядоченности усилия, заторможенности. Сделать мысль ясной и твёрдой в одном каком-то направлении, удерживать её там аккуратно и плотно, не отпуская слишком далеко, чтобы получить-таки результат. Пока не восполнен дефицит такой обволакивающей мягкости, происходит бесплодное накопление; в случае Мыслепрактического сообщества: собранных начерно статей, схем, докладов, пониманий – уже почти выраженных, оформленных, может быть, на отдельных мероприятиях, или между делом, но – и только. Решил сыграть немного роль Инь, упорядочивающего усилия, и собрать перечень заделов. По каждому – можно сделать доклад, провести вебинар-семинар – с минимальной подготовкой. А вот чтобы получилась статья – нужно поработать, если нужно. Заделов набралось 10. Порядок произвольный. I. Смысл жизни: окончательный и достоверный. Если рассматривать жизнь как целое, то есть видеть её смысл как достижение окончательного эффекта, эффекта завершённости жизни во всей полноте, то все спекуляции про "здесь и сейчас" уходят. С опорой на Основание, можно обнаружить один, конкретный, смысл жизни как целого. Он и изложен в статье, сопровождённый необходимой критикой. II. Методологическая рамка Краткий курс молодого бойца, прочитанный товарищам перед проведением стратсессии — чтобы понимали, что происходит, и могли помочь. Рассматривается шестичастная структура конструирования опыта. По каждой — даются варианты инструментов и практик. В эту рамку вкладывается и стратсессия на 2 трёхдневки, и проект на 9 месяцев, и совещание на час. Особенность подхода — связь эргономики, человекосообразности, и конкретных задач и целей. III. Психораскол западной цивилизации Большая статья, написанная по результатам путешествий по Европе и длительной работы с американцами, европейцами, русскими, была составлена ещё до знаменитых цивилизационных лекций Парибка. Вопрос принципиального различия нормы в трёх больших вариантах западной цивилизации рассматривается из перспективы укоренившихся психологических особенностей нормативного формирования личности, в свою очередь, с неизбежностью идущих от географии. Психология — западная, и модель не работает для других цивилизаций. Для других цивилизаций стоит смотреть их психологии. IV. МетаШлиффен-2 Много лет назад была написана статья о МетаШлиффене – инструменте построения стратегии опережения. Схема была применена мной в бизнесе, получен опыт. Пришло время объяснить схему иначе: доступно и просто, с конкретной техникой применения — и критикой результатов. Рассматривается инструментальный вариант способа "получения пророчества". Делается сравнение с Книгой перемен. V. Естественные ритмы Изменение, как правило, не происходит вдруг. У всякого события есть свой темп: от смены настроения до смены поколений. Интересно рассмотреть ритмы, свойственные человеку, и сформировать ожидания: на каком уровне, слое будет изменение? Что можно ожидать, проектировать? Что, вне планов и над ними, всё равно будет ритмически проявляться? Ритмы — человеческие, управленческие, естественные — собраны в шкалу, устроенную по принципу золотого сечения. Рассматривается принципиальная роль вложенных ритмов, нормальное чередование долгих/коротких полупериодов.
2 месяца назад
Техника проектирования временений: разных вариантов движения к заданному результату. В основе — принцип планирования справа налево, полурешётки, теория категорий, стремление не определяться без необходимости. Инструментально — простой в применении набор правил, с помощью которых мы проектировали сайты (для пользователей), мероприятия (для хакеров), сложные многосоставные человеко-машинные системы. А можно проектировать впечатление, презентацию, книгу, содержательный доклад, работу над статьёй (отдельно от самой статьи), изменение в судьбе и в связи с обществом, и другое всякое. Если нужно создать что-то впервые и быстро, неподъёмно сложное, плохо изученное, слабо различённое, то метод – полезен. Это ли не самая обычная в жизни постановка задачи? Философски, метод целевых состояний – одна из форм плетения. VII. Человекосообразные схемы внимания Грациано объяснил нам: сознание может быть понято как проживание заполненности позиционной схемы внимания, природа которой – человекосообразна. Что это значит? Какие схемы уже известны и в чём их человекосообразность? Что такое эргономичное мышление, мышление, учитывающее человека? Приводится генетическая цепь схем, от простых, с низкой арностью, до самых сложных, какие используются без дробления на более мелкие. Схемы черпаются из интеллектуальных традиций всех цивилизаций, где удалось заметить такие позиционные организованности жизни, мысли и деятельности.
2 месяца назад
С Новым годом, дорогие. Спасибо, что читаете, откликаетесь, делитесь. Это поддерживает мотивацию вести канал, работать не только "в стол". Новый год — удивительный праздник: в нём нет совершенно никакого Небесного содержания, только человеческое, вчитанное, исторически совсем юное. Сами выдумали такую тему, сами наполняем её смыслом и действием. Потому и напутствие моё — иронически-человеческое. Да будем творить, развиваться, смыслопрактиковать ещё рьянее в новом году! 🌅🌵🎄🐦‍🔥 С праздником 🥳
2 месяца назад
Необычность Мыслепраксиса — в одинаковом внимании как к инструментам, так и к самому применителю инструментов, выбирателю подходов, источнику воли и выбора, субъекту, наблюдателю, человеку. Вам, мне, самому себе. А дальше всё вращается, явно или неявно, вокруг СМН-подхода. Связность. Масштаб. Наблюдатель. Какая может быть связность? Насколько она отделима от специфики момента и предмета? Как её обнаружить и что в ней естественно, что самовозникает? Какой может быть масштаб? Где граница масштаба, изменяющая качество? Как масштаб связан со сложностью, цельностью, временением, прогнозом? Как узор масштабов и связности усматривается наблюдателем? Что за резонанс случается между внутренним и внешним? Можно ли масштабировать наблюдателя? Связать с, отвязать от? И в целом: как строить длительное усилие в этим мире, со всеми связностями, масштабами, и очень конкретным – единственным для меня, другим единственным – для вас, – Наблюдателем? На первый взгляд, это не очень практические вопросы. Но я настаиваю: практичнее — только прикладное знание в вашей предметной области, которое у вас и так есть. Если нет, спросите чат-бота. Посмотрите учебник. Обратитесь к классикам и современникам. Если и это не помогает, то... то начинается неведомое, мыслепрактическое, о чём я и пишу. В теории — работает статистика. На практике, лично я для себя не в статистике: есть множество событий, обстоятельств, в которых я не могу сделать вторую попытку — и в которых потеря способности делать попытку смерти подобна, а то и есть смерть. Конечность наблюдателя выводит собственную волю из статистики, а значит, из всех наук и прикладных знаний, кроме пережитых, как свои. Да, полшага от самой оси — и уже есть научные знания. Или гипотезы. Или проплаченные кем-то, замаскированные под науку статьи. Мой разовый, судьбоносный выбор: верить статьям, отдавать время и внимание авторитету науки – и делегировать научности самую волю; или – действовать из других оснований. Искать способы понять – а значит, стать другим. В пределе, это может звучать даже пугающе. Но я пишу скорее с любопытством и радостью. Я не повторяю в каждом посте: да будет глубже и точнее твоё собственное понимание во всём, что тебе важно, и да будет свободен ум твой действовать вольно и сообразно в любой ситуации! — хотя, имею в виду именно это.
2 месяца назад