Найти в Дзене
Praga в социалистической Чехословакии: грузовики для армии и народного хозяйства
Привет, друзья! В предыдущих статьях мы говорили о чехословацкой технике эпохи СЭВ, и сегодня сосредоточимся на бренде Praga в период социалистической Чехословакии (1948–1989 годы). После Второй мировой войны компания была национализирована и переориентирована на производство грузовиков — в основном для военных и гражданских нужд. Легковые автомобили прекратили выпускать в 1947 году, а акцент сместился на надежную утилитарную технику. Praga стала частью крупного концерна ČKD и внесла значительный вклад в машиностроение страны...
1 день назад
70 тонн чистой мощи: Обзор самого тяжелого бульдозера LiuGong на российском рынке - LD60D
Когда речь заходит о тяжелых карьерных работах, компромиссов быть не может. Раньше в этом сегменте безраздельно властвовали «американцы» и «японцы», но сегодня правила игры изменились. На российскую арену вышел «тяжеловес», способный подвинуть признанных авторитетов — LiuGong LD60D. Это не просто флагман, это настоящий монстр весом более 70 тонн, который официально является самым мощным и тяжелым бульдозером в линейке LiuGong, доступным в России. Давайте разберем, что у него под капотом и почему его называют «убийцей» премиальных брендов...
2 дня назад
Avia: от самолётов к фургонам. История чехословацкого производителя в эпоху социализма
В эпоху холодной войны социалистические страны Европы создавали уникальные экономические альянсы, где каждая нация специализировалась на определённых отраслях. Чехословакия, с её богатой промышленной традицией, стала ключевым игроком в производстве транспортных средств. Одним из ярких примеров является компания Avia, которая начинала как авиационный гигант, а превратилась в поставщика лёгких фургонов и грузовиков для всего соцлагеря. В этой статье мы разберём, как Avia появилась в социалистической...
3 дня назад
Tatra: от послевоенной национализации к ключевой роли в СЭВ
В эпоху холодной войны Чехословакия стала одним из промышленных центров социалистического лагеря, а компания Tatra — символом надежной тяжелой техники. Основанная еще в XIX веке как производитель повозок, Tatra пережила Вторую мировую войну и радикально изменилась под влиянием нового политического строя. В этой статье для Яндекс.Дзен разберем, как Tatra была национализирована после войны, превращена в социалистическое предприятие и получила важную роль в Совете Экономической Взаимопомощи (СЭВ). Многие из ее грузовиков до сих пор помнят в России как "татры" — прочные машины для суровых условий...
4 дня назад
Спецтехника из Чехословакии в эпоху СЭВ: что производили и поставляли в СССР
В период существования Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ, 1949–1991 годы) Чехословакия была одним из ключевых промышленных центров социалистического лагеря. Страна славилась высоким качеством машиностроения, и её продукция активно поставлялась в СССР и другие страны Восточного блока. Спецтехника — это широкий спектр машин для строительства, сельского хозяйства, транспорта и промышленности. Чехословацкие заводы, такие как Tatra, Skoda, Zetor и UNEX, производили надежную и инновационную технику, которая часто превосходила западные аналоги по комфорту и долговечности...
5 дней назад
Xiaomi: От смартфонов к электромобилям — путь в автомобильную индустрию
Xiaomi, компания, которая завоевала мир своими доступными смартфонами, умными гаджетами и экосистемой IoT, в 2021 году объявила о входе в рынок электромобилей (EV). Это решение казалось неожиданным: зачем производителю электроники лезть в сложный и капиталоемкий автомобильный бизнес? Однако за этим шагом стоят стратегические мотивы, связанные с диверсификацией, технологическими преимуществами и ростом рынка EV в Китае. В этой статье мы разберем, почему Xiaomi пошла в производство авто, как именно она это делает и какие достижения у нее на конец 2025 года...
1 неделю назад
Четыре модернизации: Как концепция Дэн Сяопина заложила основу китайского экономического чуда
Китайское экономическое чудо — это феномен, когда страна, еще в 1970-х годах страдавшая от хаоса Культурной революции, превратилась в вторую экономику мира с ВВП более 18 триллионов долларов. Но как это произошло? В основе лежит политика "Четырёх модернизаций", объявленная Дэн Сяопином в 1978 году. Эта концепция не просто реформы, а стратегический план, который переориентировал Китай от идеологической борьбы к прагматичному развитию. В этой статье разберём, что такое "Четыре модернизации", как они были реализованы и почему стали фундаментом экономического взлёта Китая...
1 неделю назад
Новинки китайской спецтехники 2025: LiuGong и другие лидеры меняют правила игры на глобальном рынке
2025 год ознаменовался настоящим прорывом в сфере китайской строительной и специальной техники. Компании вроде LiuGong, XCMG, SANY и Zoomlion представили множество инноваций, которые радикально меняют подход к работе в отрасли. После впечатляющей выставки Bauma China 2024, которая стала отправной точкой для трендов года, и последующей Bauma 2025 в Мюнхене, стало очевидно, что Китай не только конкурирует с глобальными гигантами вроде Caterpillar и Komatsu, но и часто опережает их в области электрификации, интеллектуальных систем и доступности...
1 неделю назад
Начало экскаваторостроения в СССР
После Октябрьской революции и Гражданской войны промышленность Советской России оказалась в глубоком кризисе. Производство тяжелой техники, включая экскаваторы, которое началось еще в дореволюционные годы (например, на Путиловском заводе в Санкт-Петербурге), было прекращено. Возрождение экскаваторостроения в СССР было не просто восстановлением старых линий, а созданием новой, централизованной и плановой отрасли, ставшей критически важной для реализации грандиозных индустриальных проектов и строек первой пятилетки (ГОЭЛРО, ДнепроГЭС, Магнитка)...
2 недели назад
"14. октобар" (Крушевац): Легенда о югославском машиностроении
Завод "14. октобар" (IMK "14. oktobar" a.d.) — это подлинный гигант югославской тяжелой промышленности, чья история представляет собой полную драму: от блистательного расцвета до банкротства и, наконец, возрождения, но уже не в качестве машиностроительного гиганта. Начало: вагоны, война и рождение имени (1923–1945) История предприятия началась в 1923 году, когда австрийские и венгерские инвесторы основали компанию, специализирующуюся на ремонте и производстве железнодорожных вагонов в городе Крушевац...
3 недели назад
СТОЯЛ В КАЖДОМ СОВЕТСКОМ ЦЕХУ: Куда пропал "Балканкар" – забытый ГИГАНТ из Восточной Европы?
Помните эти маленькие, юркие машины, которые с грохотом (или тихим жужжанием) снуют по складам и заводским цехам? Для миллионов инженеров и завхозов в СССР слово "Балканкар" было синонимом вилочного погрузчика. Этот болгарский бренд в 70-х годах достиг невероятного успеха, став мировым лидером по производству вилочных погрузчиков. История "Балканкар" началась в 1949 году как авторемонтного завода. Но уже к середине 60-х годов Болгария сосредоточилась на своей главной задаче в рамках Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ) — стать главным поставщиком подъемно-транспортного оборудования...
3 недели назад
Ganz: Электрический Гигант Социалистической Венгрии
Завод Ganz (Ганц) — это легенда венгерской и европейской инженерии. В социалистический период, после национализации и объединения, комбинат стал известен как Ganz-MÁVAG (слияние Ganz и Венгерского государственного вагоностроительного завода MÁVAG) и играл критически важную роль в экономике ВНР и всего СЭВ. После Второй мировой войны несколько ключевых машиностроительных заводов, включая старый завод Ganz, были объединены в крупный государственный комбинат Ganz-MÁVAG. Венгерское руководство активно поддерживало Ganz-MÁVAG как ведущего экспортера, способного генерировать твердую валюту...
4 недели назад