Найти тему
Советская авиация

Ан-22: жертва «козления», которой повезло уцелеть

Оглавление

Ан-22 «Антей» — советский тяжёлый турбовинтовой транспортный самолёт, созданный в ОКБ О.К. Антонова. Первый полёт состоялся 27 февраля 1965 года.

Первый опытный Ан-22 в Шереметьево. Июнь 1965 года. Фото с сайта airwar.ru
Первый опытный Ан-22 в Шереметьево. Июнь 1965 года. Фото с сайта airwar.ru

Серийное производство Ан-22 было развёрнуто на Ташкентском авиазаводе. С ноября 1965 по январь 1976 года было выпущено 68 самолётов, которые с января 1969 года начали поступать в ВВС СССР. Ан-22 продолжают эксплуатироваться в ВКС России (два самолёта) и украинской авиакомпании Antonov Airlines (один самолёт).

Находящийся в Монино самолёт Ан-22 (зав.н. 00340209) изготовлен в Ташкенте на заводе № 84. 15 июля 1970 года совершил первый полёт длительностью 4 часа (лётчик Кудинов). Испытательные полёты продолжались до 7 октября (лётчики Кудинов, Мочнов и Свиридов). Всего на испытаниях самолёт налетал 30 часов 11 минут.

Фото с сайта vta81vtap.narod.ru
Фото с сайта vta81vtap.narod.ru

12 октября 1970 года передан во 2 эскадрилью 81 военно-транспортного авиационного полка (в/ч 48231, г. Иваново), который первым в СССР оснащался самолётами Ан-22. Самолёт был окрашен в цветовую схему «Аэрофлота» и получил бортовой номер СССР-09334.

Вручение полку почётного знака и знамени от Ивановского горкома КПСС. Конец 1970-х годов. Фото с сайта vta81vtap.narod.ru
Вручение полку почётного знака и знамени от Ивановского горкома КПСС. Конец 1970-х годов. Фото с сайта vta81vtap.narod.ru

Первым командиром корабля был майор Михаил Павлович Проценко, при нём старшим бортинженером служил капитан А.А. Синицын. С 20 сентября 1971 года самолётом управлял экипаж КВСа Владимира Павловича Степанова и ст. борттехника капитана В.Ф. Спрыгина. С 28 ноября 1972 года командиром стал майор Александр Подделкин, а ст. борттехник остался прежний. 13 мая 1974 года самолёт взял майор Алексей Семёнович Грызин вместе со ст. борттехником В.В. Лихановым. С 17 декабря 1974 года по 5 мая 1976 года экипаж возглавил подполковник, зам. командира полка Борис Петрович Жуков (ст. борттехник Иван Назарович Вергунов). Во всех вышеупомянутых экипажах старшим техником служил капитан Александр Иванович Сидоров.

Командиры СССР-09334 в 1970-1976 гг. Фото с сайта vta81vtap.narod.ru
Командиры СССР-09334 в 1970-1976 гг. Фото с сайта vta81vtap.narod.ru

Долгое время в 1980-е годы на самолёте служили: КВС майор В.А. Смирнов, бортинженер капитан Ю. Стрелов, старший борттехник по АО капитан В.А. Ильин, старший техник капитан И.И. Дених.

По неподтверждённой информации, в марте 1973 году экипаж майора В.В. Дьяконова (бортинженер И.Н. Вергунов, старший борттехник по АО Е.П. Бородин) летал на этом самолёте с грузовыми рейсами на Кубу, а в октябре того же года перевозил МиГ-25РБВ в Египет.

Майор В.В. Дьяконов. 17 февраля 1972 года. Фото с сайта vta81vtap.narod.ru
Майор В.В. Дьяконов. 17 февраля 1972 года. Фото с сайта vta81vtap.narod.ru

В апреле 1980 года на аэродроме Толмачёво в Новосибирске самолёт попал в объектив Вадима Базика. СССР-09334 на пару с СССР-09317, по всей видимости, осуществлял рейсы по переброске войск с востока СССР в Афганистан.

Толмачёво, Новосибирск. Апрель 1980 года. Фото Вадима Базика
Толмачёво, Новосибирск. Апрель 1980 года. Фото Вадима Базика

История СССР-09334 сохранила множество сообщений о лётных происшествиях, в том числе посадка в «козлением», которая привела к списанию самолёта. Правда, именно благодаря этому происшествию самолёт сохранился до наших дней.

Доставка РСЗО «Град» в Анголу. Порт-Нуар. Экипаж подполковника Б.П.Жукова. 1978 год. Фото из журнала «Авиация и Космонавтика» № 11 за 2005 год
Доставка РСЗО «Град» в Анголу. Порт-Нуар. Экипаж подполковника Б.П.Жукова. 1978 год. Фото из журнала «Авиация и Космонавтика» № 11 за 2005 год

26 февраля 1973 года в полёте на высоте 6600 м при включённом обогреве остекления, произошло разрушение покровного слоя правого стекла кабины лётчика.

Остекление кабины лётчиков СССР-09334. 2013 год. Фото Игоря Колоколова
Остекление кабины лётчиков СССР-09334. 2013 год. Фото Игоря Колоколова

В августе 1977 года во время полёта с десантированием войск ВДВ сорвалось ухо криволинейной качалки левой входной двери. По счастью, дверь не вырвало, а лишь незначительно повредило её элементы и обшивку. Самолёт штатно приземлился на базовом аэродроме, в Иваново.

Левая входная дверь СССР-09334. 2013 год. Фото Игоря Колоколова
Левая входная дверь СССР-09334. 2013 год. Фото Игоря Колоколова

В ноябре 1977 года при сруливании с ВПП после посадки на развороте разрушилось звено носовой стойки шасси. Благодаря тому, что это случилось не на взлёте или посадке, самолёт получил только незначительные повреждения. Случай разрушения звена больше никогда не повторялся ни на одном Ан-22.

Носовая стойка шасси СССР-09334. 2013 год. Фото Игоря Колоколова
Носовая стойка шасси СССР-09334. 2013 год. Фото Игоря Колоколова

11 марта 1985 года в горизонтальном полёте под управлением КВС П.И. Верясова (высота 600 м, скорость 400 км/ч) через 3 ч. 45 мин. после взлёта произошло отключение четвёртого двигателя с автоматическим флюгированием воздушных винтов. Параметры двигателя (давление ИКМ 25 кг/см², давление топлива 42 кг/см², давление масла 3.8 кг/см², обороты турбины 83.5%, температура газов за турбиной 300 °С, температура масла 55 °С) соответствовали параметрам остальных силовых установок. Остаток топлива составлял 20 т. Самолёт произвёл нормальную посадку на базовом аэродроме, но на рулении самопроизвольно отключился третий двигатель. При исследовании отстоя топлива из блока фильтров и в несливаемом остатке кесонных баков обнаружен жидкофазный остаток, который закупорил топливные фильтры и форсунки, что привело к срыву пламени. Выключение двигателей в полёте по этой причине на самолётах Ан-22 впоследствии носило массовый характер.

Летом 1986 года на плановых полётах из-за выработки замков ДЗУС был потерян люк изделия «Штырь-3», расположенный в правом обтекателе шасси, сразу за задней основной стойкой. Самолёт был восстановлен за счёт СССР-09325, который в то время планировалось поставить на первый капитальный ремонт.

Сам же СССР-09334 капитальный ремонт так и не успел пройти, поскольку совершил грубую посадку в аэропорту Аддис-Абебы (Эфиопия) и был списан. Обстоятельства происшествия подробно описаны на сайте 81 втап.

Разгрузка СССР-09334 в Дакке. 1970-е годы. Фото с сайта vta81vtap.narod.ru
Разгрузка СССР-09334 в Дакке. 1970-е годы. Фото с сайта vta81vtap.narod.ru

В 1987 году дивизия перебрасывала в Эфиопию полк Ми-8Т из Ленинградской области. В составе экипажа СССР-09334 на тот момент находились: КВС майор В.А. Смирнов, помощник КВСа капитан В. Чумиков, штурман капитан Н. Тимошин, бортинженер капитан Ю. Стрелов, старший борттехник по АО капитан В.А. Ильин, старший борттехник по ДО прапорщик А.М. Хромов, старший воздушный радист прапорщик В.Б. Прошек.

Выгрузка вертолётов Ми-8 в Дакке. 1980-е годы. Фото с сайта vta81vtap.narod.ru
Выгрузка вертолётов Ми-8 в Дакке. 1980-е годы. Фото с сайта vta81vtap.narod.ru

Ночью 13 марта 1987 года во время грозы и при отсутствии подсветки ВПП прожекторами они совершили грубую посадку на высокогорном аэродроме Аддис-Абеба. Приземление происходило на скорости 265 км/ч, первое касание с перегрузкой 2.35 на все три стойки шасси, с двумя последующими отскоками и касаниями с перегрузками 1.5 и 1.8, соответственно. В результате была разрушена левая средняя основная стойка шасси, повреждены левый обтекатель шасси и крыло в районе центроплана (стойка «выстрелила»).

Старший борттехник по ДО прапорщик А.М. Хромов во время ремонта СССР-09334 в Аддис-Абебе. 1987 год. Фото с сайта vta81vtap.narod.ru
Старший борттехник по ДО прапорщик А.М. Хромов во время ремонта СССР-09334 в Аддис-Абебе. 1987 год. Фото с сайта vta81vtap.narod.ru

Самолёт отремонтировала прилетевшая из Иваново бригада ИАС, использовав подъёмники, привезённые оттуда же другим бортом. СССР-09334 перегнали на базу, но дальнейшую эксплуатацию признали нецелесообразной. К этому времени самолёт имел налёт 3600 часов и в полку считался лидером по налёту.

СССР-09334 с подъёмниками под крылом. Иваново. Фото с сайта vta81vtap.narod.ru
СССР-09334 с подъёмниками под крылом. Иваново. Фото с сайта vta81vtap.narod.ru

Ан-22 отремонтировали, покрасили снаружи и внутри, в передней части грузовой кабины установили элементы десантно-транспортного оборудования, и передали в музей ВВС. Перегонку из Иваново в Монино 30 января 1988 года осуществил экипаж подполковника Боровских-Белова. При поступлении в музей самолёт имел незначительные нарушения покрытия и следы коррозии.

1988 год. Фото Николая Якубовича
1988 год. Фото Николая Якубовича

Самолёт сразу занял своё нынешнее место на новой территории открытой стоянки, по соседству с доставленными ранее 3МД и ВВА-14.

10 октября 1988 года. Фото Валерия Савельева.
10 октября 1988 года. Фото Валерия Савельева.

Вскоре, после окончания перестановок, вокруг «Антея» образовалась площадка с самолётами КБ Антонова. «Свитой» Ан-22 стали Ан-8, Ан-10, Ан-12 и Ан-24.

1992 год. Фото Антона Потапова
1992 год. Фото Антона Потапова

Первые годы самолёт стоял с «задранным носом», на накачанных шинах. Со временем колёса спустили, амортизаторы стоек просели. Увы, но в своё время никто не удосужился изготовить подпорки под шасси.

12 июля 2004 года, согласно протоколу № 13 Экспертного Совета при Политехническом музее, Ан-22 был присвоен сертификат «Памятник науки и техники России». А в августе того же года, перед проведением в Монино праздника «Легенды авиации», по указанию Главкома ВВС В.С. Михайлова Ан-22 был покрашен.

13 августа 2004 года. Фото Ильи Морозова
13 августа 2004 года. Фото Ильи Морозова

Увы, покраски хватило не надолго: уже в 2006 году самолёт снова загрязнился.

1 октября 2006 года. Фото: kiba
1 октября 2006 года. Фото: kiba

В 2007 году самолёт снова покрасили, но в тот момент в музее не было воды, поэтому красить пришлось прямо по успевшей налипнуть грязи.

11 августа 2007 года. Фото Андрея Печёнкина
11 августа 2007 года. Фото Андрея Печёнкина

В результате через несколько лет самолёт снова стал очень «чумазым».

2013 год. Фото Игоря Колоколова
2013 год. Фото Игоря Колоколова

К сожалению, ввиду огромных размеров и сложности в безопасной организации работ, у волонтёров и сотрудников музея многие годы не доходили руки, чтобы полностью помыть «Антей». Всякий раз уже начинавшаяся помывка оказывалась лишь частичной.

Наконец, на помощь пришли профессионалы: российское представительство компании Kärcher и спелеологи из клуба «13 мм». Первая помывка состоялась 8 мая, в сложнейших погодных условиях ‒ во время снегопада при плюсовой температуре. Несмотря на все препятствия, значительная часть фюзеляжа была отмыта. Левый борт и вертикальное оперение домыли 1 июля того же года, уже при идеальной летней погоде.

15 августа 2020 года помывка Ан-22 была повторена тем же составом участников: компания Kärcher и спелеоклуб «13 мм».

Однако, работы внутри самолёта начались задолго до этого дня. Летом 2008 года волонтёры провели уборку внутри самолёта, частично собрали приборные доски. Провели герметизацию люков и прочистили дренажи, чтобы не допустить попадания влаги в кабину. Затем периодически продолжали наводить порядок в Ан-22.

Но самое главное ‒ была обслужена и заправлена гидросистема, благодаря чему удалось оживить систему открытия грузовой рампы.

Открывать рампу Ан-22 нужно по вполне практическим соображениям. Внутри самолёта ещё в советское время устроили склад различного инвентаря, запчастей и принадлежностей. Из самого крупного: ложементы для перевозки крыльев, колёса и подвесные топливные баки.

Чтобы по мере необходимости перемещать это оборудование, и потребовалось восстановить работу рампы.

Что же касается интерьера самолёта, то он неплохо сохранился, хотя и пострадал от рук вандалов в 1990-е годы.

Самолёт Ан-22 имеет достаточно высокий потенциал для восстановления экспозиционного вида и демонстрации посетителям музея.

Другие статьи об истории экспонатов музея в Монино:

Источники и дополнительная информация:

Теперь вы знаете немного больше, чем раньше!

Подписывайтесь на канал, ставьте лайк!