Найти в Дзене
Советская авиация

Личный Ил-18 Мао Цзедуна

На прошлой неделе я показал вам 4 самолёта, на которых в разное время летал Великий Кормчий. Сегодня хочу остановиться на последнем из них — самолёте Ил-18В. Самолёт с зав.н. 184007605 выпущен в 1964 году в Москве, на заводе № 30 и передан ВВС КНР для перевозки первых лиц. Последний полёт Мао совершил на нём 21 июля 1967 года из Ухани в Шанхай. После смерти вождя самолёт продолжал эксплуатироваться в China United Airlines вплоть до 1990-х годов, после чего был установлен в музее на бывшей авиабазе Datangshan к северу от Пекина. Мои фотографии сняты в сентябре 2017 года. Самолёт содержится в неплохом состоянии. Он покрашен, шасси установлены на подпорки. Обойдя самолёт сзади, я смог подобраться к нему поближе и рассмотреть в деталях. Пока бдительные девочки-смотрительницы в военной форме не попросили меня вернуться на дорожку. Антенна ДИСС и маяк. Все технические надписи на самолёте закрашены. Китайцы не стали их восстанавливать. Возможно, это к лучшему, ведь делают они это не очень пра
Оглавление

На прошлой неделе я показал вам 4 самолёта, на которых в разное время летал Великий Кормчий.

Сегодня хочу остановиться на последнем из них — самолёте Ил-18В.

-2

Самолёт с зав.н. 184007605 выпущен в 1964 году в Москве, на заводе № 30 и передан ВВС КНР для перевозки первых лиц.

-3

Последний полёт Мао совершил на нём 21 июля 1967 года из Ухани в Шанхай.

-4

После смерти вождя самолёт продолжал эксплуатироваться в China United Airlines вплоть до 1990-х годов, после чего был установлен в музее на бывшей авиабазе Datangshan к северу от Пекина.

Ил-18В B-230 в сентябре 1995 года. Фото: Guido Allieri
Ил-18В B-230 в сентябре 1995 года. Фото: Guido Allieri

Мои фотографии сняты в сентябре 2017 года. Самолёт содержится в неплохом состоянии.

-6

Он покрашен, шасси установлены на подпорки.

-7
-8

Обойдя самолёт сзади, я смог подобраться к нему поближе и рассмотреть в деталях.

-9

Пока бдительные девочки-смотрительницы в военной форме не попросили меня вернуться на дорожку.

-10

Антенна ДИСС и маяк.

-11

Все технические надписи на самолёте закрашены. Китайцы не стали их восстанавливать.

-12

Возможно, это к лучшему, ведь делают они это не очень правильно, как я смог убедиться позже в том же музее. Но об этом как-нибудь потом.

Ан-12 в музее Datangshan
Ан-12 в музее Datangshan

Оказалось, что состояние самолёта вовсе не идеальное. Годы берут своё. Утрачен лючок горловины слива санузла и развивается сквозная коррозия.

-14

Лопасти винтов в месте соприкосновения с антиобледенителями тоже «жрёт» расслаивающая коррозия.

-15

С самого первого дня попадания в музей салон самолёта доступен для осмотра посетителями. Только за это надо было заплатить 10 юаней. Для этого рядом с самолётом стоял киоск билетёрши.

Ил-18В 232 в 2014 году. Фото: Roy Blewett
Ил-18В 232 в 2014 году. Фото: Roy Blewett

В мой приезд в сентябре 2017 года у самолёта так же стояли самоходные трапы на базе грузовичков.

-17

Однако, самолёт был наглухо закрыт и огорожен.

-18

Не знаю причин, но мне придётся воспользоваться фотографиями других авторов.

Фото Игоря Колоколова
Фото Игоря Колоколова

Хвостовой салон закрыт, за ним — стандартная для Ил-18 кухня.

Фото: Dean Mitchell
Фото: Dean Mitchell

Далее — отсек для работы. По правому борту установлен стол и два блока кресел старого образца.

Фото Игоря Колоколова
Фото Игоря Колоколова

По левому борту — диван.

Фото: Dean Mitchell
Фото: Dean Mitchell

Далее секция для отдыха. Тут специально для Мао установлена односпальная деревянная кровать с бортиками.

Фото: Dean Mitchell
Фото: Dean Mitchell

А напротив — ещё один стол и кресла «повышенной комфортности».

Фото: Dean Mitchell
Фото: Dean Mitchell

Далее следует обычный салон туристического класса на 25 мест для обслуги и сопровождающих.

Фото: Dean Mitchell
Фото: Dean Mitchell

Затем гардероб, туалеты и передний выход, как в стандартном Ил-18В. А за ним ещё один салон со стандартными креслами, дополненный столом и двухместным диванчиком.

Фото: Dean Mitchell
Фото: Dean Mitchell

Дверь в кабину демонтирована, вместо неё вставлено большое оргстекло.

Фото Игоря Колоколова
Фото Игоря Колоколова

Кабина в почти комплектном состоянии, но требует уборки.

Фото: Dean Mitchell
Фото: Dean Mitchell

Пластмассовая оплётка на штурвалах разрушилась от времени.

Фото: Dean Mitchell
Фото: Dean Mitchell

Это не единственный Ил-18 в музее, остальные я покажу далее.

Теперь вы знаете немного больше, чем раньше!

Подписывайтесь на канал, ставьте лайк!