В 2023 году звонки от мошенников не удивляют. Я узнаю их по заезженным легендам, быстрой, сбивчивой и наглой манере речи. Недавно к телефонным звонкам прибавились вызовы в мессенджерах WhatsApp и Viber. Инструмент новый — герои все те же. Разобралась и рассказываю, почему теперь аферисты используют мессенджеры, и как не стать жертвой обмана.
Почему звонят через WhatsApp
Несколько звонков с неизвестного номера поступили мне в WhatsApp. Вместо фото абонента стояли логотипы крупных банков — ВТБ и Сбера. Стоило мне ответить, как я услышала знакомую историю. Звонящий представился сотрудником службы безопасности банка и сообщил, что кто-то опять пытается оформить на меня кредит. Он просил назвать данные моей карты, чтобы вывести деньги на «безопасный» счет. Я завершила разговор не прощаясь.
Последние годы я слышу много разных легенд от мошенников. Они представляются сотрудниками МВД, портала «Госуcлуги» и других ведомств и сообщают о попытке кражи денег с моего счета. Или предлагают взять несколько кредитов, чтобы достичь лимита и помешать злоумышленникам украсть мои деньги.
Обычно у пользователей мобильных телефонов стоит определитель номера. Некоторые модели смартфонов имеют встроенную функцию определения страны и региона, из которого звонят. Многие, так же как и я, не отвечают на такие звонки. Получается, что мошенники зря стараются. Поэтому они ищут новые способы добраться до потенциальных жертв.
С конца прошлого года аферисты переключились на звонки в мессенджерах. Этому есть объяснение. У аудиозвонка, поступающего через WhatsApp, нет защиты, как при обычном звонке на мобильный. Человек не может определить, из какой страны и региона ему звонят. Чтобы понять, кто звонит в мессенджере, нужно вручную найти данные о номере в интернете или воспользоваться специальными программами.
В WhatsApp запрещен массовый обзвон абонентов, но это не останавливает злоумышленников. В мессенджерах нет защиты от спама и фильтров от мобильных операторов и отдельных приложений. В связи с этим отследить такие номера сложно не только во время звонка, но и после.
Помимо истории, жертву вводят в заблуждение оформлением профиля звонящего: используют логотип банка, МВД и других госорганов. Такая маскировка направлена в основном на пожилых людей, которые не очень хорошо разбираются в мессенджерах и не знают, как работают мошенники.
Заранее заблокировать номера злоумышленников в мессенджере не получится. Их невозможно определить. Большая часть мошенников использует виртуальные номера, поэтому они иногда определяются как зарубежные.
Как крадут деньги с карты не зная ее данных, можно почитать в этой статье:
Как не попасться на схемы мошенников
Чтобы не пострадать от действий мошенников, нужно помнить:
- Сотрудники банков и правоохранительных органов не звонят в WhatsApp или Viber
- Сотрудники банков и государственных структур никогда не спрашивают по телефону личную информацию пользователя и не просят снимать или переводить деньги
- Мошенники говорят быстро и сбивчиво, пытаясь запутать и напугать жертву
- Если у вас есть подозрение, что вы говорите со злоумышленниками, стоит завершить разговор
- Не сообщайте данные своей карты (номер карты, пин-код, CVV-код, коды из смс и другую информацию) третьим лицам по телефону, кем бы они не представились
- Подключите в мобильных приложениях банков двухфакторную аутентификацию
- Не открывайте подозрительные ссылки, отправленные с незнакомых номеров
Еще больше полезной информации вы можете узнать на нашем сайте.
Читайте также:
Общались ли вы с мошенниками? Получаете ли звонки от них в WhatsApp или Viber? Напишите в комментариях и поделитесь своей историей. Это может помочь другим избежать негативного опыта.
Автор: Татьяна Бабикова