Автомобили и поршневые двигатели — оглавление
Продолжаю разборку сложной автоматической коробки переключения передач (АКПП) от Audi A8. В прошлой статье я вынул первую половину АКПП и снял один фрикцион — фрикцион В:
Типичная АКПП состоит из планетарных редукторов и фрикционов — сцеплений, которыми задаётся режим работы редукторов. Например, один фрикцион затормаживает коронное колесо редуктора — и редуктор начинает работать на понижение, а если распустить этот фрикцион и включить другой — то редуктор будет обойдён, передача станет прямой.
В нашей коробке ZF 6HP26 пять фрикционов, обозначенных буквами, и два редуктора — одинарный и двойной. В первой половине коробки одинарный редуктор и три фрикциона, во второй — двойной редуктор и два фрикциона, точнее, фрикцион и тормоз.
Итак, продолжаем разборку. Внутри оставшейся части запрятаны ещё два фрикциона (по инструкции — А и Е) с планетарным редуктором, но это — чуть позже, а пока нужно понять, как разбирается цилиндр включения фрикциона. Стопорное кольцо заложено так, что, кажется, снять его невозможно. Поскольку времени на размышления особо нет и этой коробке уже не ездить — вырываю его:
И лёгкими ударами деревянного молотка мордой об асфальт о верстак вытряхивается поршневая группа, которая при подаче через вал масла сжимает диски и блокирует фрикцион:
Становится ясно, как эту немецкую ₽&&#€ этот ужас разбирать, не уродуя стопорное кольцо, использую знание в разборке следующих. А пока пилю корпус фрикциона, оставив поясок — чтобы корпус не сыграл куда не надо и потом нормально сел на своё место. Следом пилю поршневую, крашу разрез и сразу собираю — иначе, если раскидать всё, а потом собирать всё, я этот ужас вовек не соберу. На поршне тоже оставил поясок, он виден внизу:
Вид сбоку:
Выключающую диафрагменную пружину (широкое кольцо с зубцами вовнутрь) пилить не стал — она почти ничего не закрывает, а вот повести её может, в итоге перекосит весь пакет.
Поехали дальше. Вылущиваю стопорное кольцо и сдираю шкуру с планетарного редуктора, внизу видно водило (по-английски — spider) с сателлитами:
Это простой планетарный редуктор — single-web planetary gear set:
Во второй части коробки стоит двойной.
В «шкуре» прячется эпицикл редуктора, оно же ring gear, оно же — коронное (все вздрогнули) колесо, огромная шестерня внутреннего зацепления, внутри которой катятся сателлиты:
А в центре видна странная деталь, с которой вас познакомил известный фрезеровщик:
Правда, у него на шее висит шариковый, а у немцев стоит роликовый, ролики-«лучики» хорошо видны. Это упорный подшипник, он же аксиальный — то есть воспринимающий усилия только вдоль оси вращения, служащий упором для торца вала. От смещения в сторону он вал удержать не может. Такими подшипниками «распёрты» все детали АКПП, вращающиеся с разными скоростями — получается плотный и лёгкий пакет, намного компактнее, чем получился бы на обычных шарикоподшипниках.
С обратной стороны эпицикла обнаруживается ещё один фрикцион, самый маленький на всю АКПП — фрикцион Е:
Он включает прямую передачу первой половины коробки, то есть редуктор выключается из работы, обороты передаются 1:1. И наконец из «шкуры» вынимается выходной вал первой половины коробки, на который садятся ведомые диски фрикциона Е, вот он справа:
Диски моются — ох уж эта несмываемая ATF — и сушатся, надо размечать и пилить, чтобы они не закрывали редуктор. О том, как они будут крутиться распиленными, можно не думать — фрикцион А будет застопорен:
Теперь, когда ясно, как устроены цилиндры фрикционов — можно их разбирать аккуратно, с использованием обрезка советской трубной муфты, с его помощью вжимается поршень:
Пока он вжат — снимаю «стопарь» и удерживающую его чашку:
Если собрать обратно — будет работать, но такой цели у меня нет, так что моем детали и потом под нож:
1/8 эпицикла (чтобы редуктор потом вращался) пробую вырезать крестовыми «галсами», потом обработаю углы:
Получилось!
С помощью того же обрезка ржавой муфты собираю цилиндр фрикциона Е назад, а потом ставлю и диски, как раз краска подсохла:
Теперь черёд водила. Оно хитро сидит в корпусе фрикциона А на зубчатых лапах — в корпусе видны зубчатые дугообразные вырезы под них:
Оси сателлитов в водило просто запрессованы, поэтому выбиваю их через выколотку — медленно, но верно:
Как видим, разбег каждого сателлита ограничен медными кольцами, а внутри обнаруживается сепаратор с роликами — внешним кольцом подшипника служит сателлит, внутренним служит ось:
Отмываю детали от смеси ATF с водой, пока сохнут — режу корпус и диски фрикциона А:
И после этого выпиливаю одну из боковин водила — оно массивное, форму не потеряет, зато будет видна солнечная шестерня (sunwheel).
Результат — на этом ролике (нажмите на цветное — откроется).
— передняя опора, через которую, помимо прочего, подводится масло внутрь вала для включения фрикционов. Вырезав четверть корпуса в районе первой половины, размечаю рез на передней опоре, чтобы они совпадали:
И разбираю опору, в ней обнаруживается half-moon pump, он же полулунный шестерённый насос, питающий маслом всю АКПП — и для смазки, и для управления. Он слева, почему полулунный — видно сразу:
А справа — плита опоры с массой каналов для масла.
После выпиливания четверти с корпусом насоса произошло то, чего я всегда опасаюсь — он сыграл, теперь большую шестерню заклинивает, она не вращается. Приходится немного её обточить на токарном станке — и насос снова работает:
Вот опора распилена, покрашена, вот как она смотрится в корпусе и с установленным гидротрансформатором:
А вот «бублик» с передней опорой и пакетом первой половины коробки:
Дальше надо вынуть вторую половину. Это уже в следующей части.