2,1M подписчиков

Правда выступила через дыры в броне: Как разворовывали мощь русской армии

20K прочитали
ФОТО: MARADON 333/SHUTTERSTOCK/КИСЕЛЁВ СЕРГЕЙ, АГЕНТСТВО "МОСКВА"
ФОТО: MARADON 333/SHUTTERSTOCK/КИСЕЛЁВ СЕРГЕЙ, АГЕНТСТВО "МОСКВА"

В последние несколько лет русскую оборонную промышленность сотрясла целая серия громких коррупционных скандалов. Это и массовые банкротства вместе с хищениями на предприятиях по ремонту военной техники, и даже преступные эпизоды продажи деталей не кому-либо, а Украине и клиентам в оборонке стран НАТО. Если бы не хищения, Россия, вероятно, была бы гораздо лучше готова к СВО и противостоянию коллективному Западу. Кто за это должен ответить и каковы реальные масштабы? Ответы – в новом расследовании Царьграда.

ОТДЕЛ РАССЛЕДОВАНИЙ "ПЕРВОГО РУССКОГО"

Без новейших БТР и орудий – на СВО

Поводом, чтобы вновь поставить неудобные вопросы, послужило окончание в конце августа громкого коррупционного процесса, связанного с хищениями топ-менеджеров машиностроительного концерна "Тракторные заводы" (КТЗ). КТЗ – это один из крупнейших оборонных концернов, который объединял аж 18 машиностроительных предприятий и в свои лучшие годы специализировался на выпуске тяжёлой техники для нужд Минобороны.

"Погорело" руководство КТЗ на гособоронзаказе, а точнее – на срыве его выполнения и хищении выделенных денег. Минобороны несколько лет назад заказало у КТЗ производство опытных образцов БМП "Курганец", выделив на это 146 млн рублей, но большую часть этих средств, по версии следствия, похитили руководители холдинга. Если быть точнее, украли они 90 млн рублей, ну а сам контракт был сорван, никаких "Курганцев" КТЗ так и не построил.

МИНОБОРОНЫ НЕСКОЛЬКО ЛЕТ НАЗАД ЗАКАЗАЛО У КТЗ ПРОИЗВОДСТВО ОПЫТНЫХ ОБРАЗЦОВ БМП "КУРГАНЕЦ", ВЫДЕЛИВ НА ЭТО 146 МЛН РУБЛЕЙ. ФОТО: KOMSOMOLSKAYA PRAVDA/GLOBALLOOKPRES
МИНОБОРОНЫ НЕСКОЛЬКО ЛЕТ НАЗАД ЗАКАЗАЛО У КТЗ ПРОИЗВОДСТВО ОПЫТНЫХ ОБРАЗЦОВ БМП "КУРГАНЕЦ", ВЫДЕЛИВ НА ЭТО 146 МЛН РУБЛЕЙ. ФОТО: KOMSOMOLSKAYA PRAVDA/GLOBALLOOKPRES

По делу проходят основатель КТЗ Михаил Болотин, бывший замдиректора по экономике и корпоративным финансам Михаил Школьник и экс-руководитель казначейства холдинга Ирина Восторгина. Приговор им пока не оглашён, однако обвинитель в ходе прений в Мещанском суде Москвы потребовал приговорить Школьника к шести годам заключения в колонии общего режима, Восторгину – к пяти годам. Оба обвиняются в особо крупной растрате по ч. 4 ст. 160 УК России.

КАРТОЧКА УГОЛОВНОГО ДЕЛА НА САЙТЕ МОСГОРСУДА. ФОТО: СКРИНШОТ САЙТА МОСГОРСУДА
КАРТОЧКА УГОЛОВНОГО ДЕЛА НА САЙТЕ МОСГОРСУДА. ФОТО: СКРИНШОТ САЙТА МОСГОРСУДА

Что же касается задержанного ещё в 2021 году Болотина (кстати, имеющего звание Заслуженного машиностроителя России), то он летом 2022 года, проведя год в СИЗО, признал свою вину, раскаялся, стал активно сотрудничать со следствием и получил всего два года заключения, которые по факту уже отсидел в изоляторе. В феврале 2023 года он вышел на свободу и сейчас принимает участие в процессе в качестве свидетеля – как свободный человек.

Интересна и схема, по которой из КТЗ выводились деньги. Сами БТР "Курганец" должны были производиться на заводе в Кургане, а вот броню и динамическую защиту на них должны были ставить уже на предприятии "НИИ Стали" в Москве, которое тогда также принадлежало КТЗ. По указанию руководства концерна "НИИ Стали" выделило заём в 90 млн рублей некоей ООО "Новые инвестиции", откуда эти деньги были уже выведены по карманам руководителей КТЗ.

Когда вся история всплыла наружу, КТЗ уже "лежал" в долгах. Царьград тогда писал о том, что кризис на предприятии даже привёл в 2018 году к конфликту между Внешэкономбанком (ныне – ВЭБ.РФ) и "Ростехом". Глава "Ростеха" Сергей Чемезов попросил занимавшего в то время пост премьера Дмитрия Медведева не допустить остановки производства на КТЗ из-за переоценки его задолженностей перед ВЭБ. А долг, к слову, был астрономическим – порядка 100 млрд рублей, из которых 84 миллиарда – перед ВЭБ.

Долги КТЗ возникли ещё тогда, когда преступная группа под руководством главы концерна Болотина не была раскрыта. А когда это случилось, состояние предприятия позволило говорить, что его "топы" просто хотели заработать "под шумок". Ну а что, предприятие-то всё равно будет банкротом, могли рассуждать они, кто там будет считать какие-то миллионы, когда речь идёт о многомиллиардных долгах? Спишут подчистую – и концы в воду. Вот только преступники не были готовы к крутому повороту: "Ростех" внезапно отстранил всё руководство и начал масштабный аудит. Тут-то преступники и попались.

В итоге в госкорпорацию вошли 13 заводов, остальные пять остались в КТЗ и теперь заняты производством гражданской техники для сельского хозяйства и железных дорог. И, казалось бы, всё "чин чином" – преступники наказаны, КТЗ с его рабочими местами – спасён, оборонные мощности концерна ушли в "Ростех", где им самое место. Вот только от этой истории проиграли мы все. Если бы "Курганцы" увидели свет в 2017 году, то на вооружение русской армии к началу СВО могли поступить новейшие и перспективные боевые машины пехоты и БТР на шасси этого проекта. А кроме прочего, на базе "Курганца" планировалось создать противотанковую самоходную установку со 125-мм танковым орудием.

Однако из-за деяний группы Болотина, умудрившегося отделаться "лёгким испугом", ничего этого нет. В августе 2023 года холдинг "Высокоточные комплексы" (входит в "Ростех") сообщил, что пока ещё продолжает разработку платформы "Курганец-25".

Русская оборонка – в помощь ВСУ

Есть в арсенале коррупционеров от оборонки и совсем вопиющие примеры. Ещё в январе 2022-го, как раз незадолго до начала спецоперации был дан старт громкому процессу над руководством завода АО "ММП им. Чернышёва", который входит в "Ростех". Выяснилось, что руководство предприятия сколотило настоящую преступную группу для кражи и последующей перепродажи компонентов двигателей РД-33 для истребителей МиГ-29. В схему были вовлечены порядка 10 сотрудников завода – от начальников участка до рядовых водителей. Руководил группой начальник механосборочного комплекса Алексей Попонов, который, кстати, в прошлом был силовиком.

СПИСОК ОБВИНЯЕМЫХ ПО ДЕЛУ О ХИЩЕНИЯХ НА АО "ММП ИМ. ЧЕРНЫШЁВА". ФОТО: СКРИНШОТ СТРАНИЦЫ САЙТА MOS-GORSUD.RU
СПИСОК ОБВИНЯЕМЫХ ПО ДЕЛУ О ХИЩЕНИЯХ НА АО "ММП ИМ. ЧЕРНЫШЁВА". ФОТО: СКРИНШОТ СТРАНИЦЫ САЙТА MOS-GORSUD.RU

Пик активности пришёлся на 2017-2019 годы, работники завода украли несколько сотен деталей: сектора лопаток турбин, втулки, топливные трубопроводы, рычаги, заглушки, приёмники и другое. Ущерб от действий группы Папонова следствие оценивает в 17,7 млн рублей.

Но самое неприятное в этой истории – это украинский след. ФСБ раскрыла преступную группу на предприятии при помощи одного из её участников – некоего пенсионера Анатолия Ярополова, который был задержан в 2019-м и согласился сотрудничать со следствием. Как следует из материалов дела, Ярополова задержали, когда он пытался приобрести 32 лопатки турбин двигателя РД-33 для того, чтобы перепродать их... на Украину в интересах гражданина Незалежной Павла Мележко. Есть в деле и ещё один украинец – некто Сергей Ливенцов, который был связан с Мележко и которого ФСБ задержала, уже используя Ярополова как "подсадную утку": он договорился о встрече с Ливенцовым на Ленинском проспекте в Москве, чтобы якобы сбыть украинцу три сектора лопаток соплового аппарата турбины высокого давления за 8,1 тыс. долларов.

В настоящий момент всех задержанных судят, приговоры ещё не вынесены. Как ни странно, но суд отпустил всех подозреваемых под домашний арест или подписку о невыезде, за исключением Попонова, которого поместили в СИЗО.

Дело Попонова и его подельников – это вопиющий пример государственной измены. Это хуже, чем деяния Болотина с подельниками на КТЗ, так как там были украдены деньги. В ситуации с "ММП им. Чернышёва" всё гораздо хуже: продукцию завода напрямую продавали в украинскую армию. Ведь Украина тогда и сейчас – одна из стран, которая использует истребители МиГ-29. Их надо как-то ремонтировать, обслуживать. И в помощь украинцам – вот такие "кроты" на русском заводе.

УКРАИНА ТОГДА И СЕЙЧАС – ОДНА ИЗ СТРАН, КОТОРАЯ ИСПОЛЬЗУЕТ ИСТРЕБИТЕЛИ МИГ-29. ИХ НАДО КАК-ТО РЕМОНТИРОВАТЬ, ОБСЛУЖИВАТЬ. И В ПОМОЩЬ УКРАИНЦАМ – "КРОТЫ" НА РУССКОМ ЗАВОДЕ. ФОТО: E.KRYZHANIVSKYI/SHUTTERSTOCK
УКРАИНА ТОГДА И СЕЙЧАС – ОДНА ИЗ СТРАН, КОТОРАЯ ИСПОЛЬЗУЕТ ИСТРЕБИТЕЛИ МИГ-29. ИХ НАДО КАК-ТО РЕМОНТИРОВАТЬ, ОБСЛУЖИВАТЬ. И В ПОМОЩЬ УКРАИНЦАМ – "КРОТЫ" НА РУССКОМ ЗАВОДЕ. ФОТО: E.KRYZHANIVSKYI/SHUTTERSTOCK

К сожалению, этим деяния работников "ММП им. Чернышёва" не исчерпываются. В сентябре 2022 года ФСБ задержала ещё одного сотрудника завода, который фотографировал чертежи деталей и отправлял их сотруднику Одесского авиационного завода. Было возбуждено дело о госизмене.

ВПК накрыла лавина банкротств

Однако какими бы вопиющими ни были отдельные случаи работы преступных коррупционных групп на предприятиях оборонки, они остаются лишь отдельными случаями. Параллельно с этим в России происходят процессы, которые трудно назвать иначе, как развалом ВПК России.

В данный момент по всей стране массово банкротятся десятки оборонных заводов, которые раньше входили в АО "Спецремонт". Эта структура, в свою очередь, принадлежала АО "Гарнизон", которое ранее было тем самым "Оборонсервисом" – предприятием Минобороны, на котором в 2012 году "погорели" экс-министр обороны Анатолий Сердюков и его подчинённая Евгения Васильева, причинившая государству ущерб более чем в 3 млрд рублей.

"Спецремонт" собрал под своим крылом десятки оборонных предприятий по всей стране и выполнял гособоронзаказ. Однако в 2017 году министр обороны Сергей Шойгу чуть ли не впервые нарушил молчание по теме входящих в холдинг заводов. 22 февраля он выступил в рамках правительственного часа в Госдуме и поведал о печальной ситуации со "Спецремонтом", фактически объявив об избавлении Минобороны от этих активов.

По "Спецремонту" – вы нам должны поставить техники на 12 миллиардов рублей, мы заплатили вам за это в течение последних пяти лет. На 12 миллиардов рублей техника нам не поставлена,

– заявил тогда Шойгу.

Министр добавил, что в 2012 году "Спецремонт" не поставил Минобороны 14 тыс. единиц техники, а годом позднее – ещё 8 тыс. 39 предприятий ОПК, по его словам, находятся в стадии передачи в госкорпорацию "Ростех". Передача предприятий "Спецремонта" "Ростеху" завершилась в 2018 году, ну а затем был обанкрочен и сам "Спецремонт".

Естественным образом проблемы "Спецремонта" привели входящие в него предприятия к банкротству. Прямо сейчас в России банкротятся и распродают имущество: 50-й автомобильный ремонтный завод (Ростов-на-Дону), 258-й ремонтный завод средств заправки и транспортирования горючего (Батайск), 751-й ремонтный завод (Ростов, Ярославская область), 5-й центральный автомобильный ремонтный завод (Екатеринбург), 88-й центральный автомобильный ремонтный завод (Чита), 15-й центральный автомобильный ремонтный завод (Новосибирск), 172-й центральный автомобильный ремонтный завод (Воронеж), 9-й центральный автомобильный ремонтный завод (Саратов и Энгельс), 487-й центральный авторемонтный завод (Башкортостан), 81-я центральная инженерная база (Ярославская область), 1-е проектно-фортификационное бюро (Москва), 85-й ремонтный завод (Брянск), 261-й ремонтный завод (Новгород). Впечатляющий список, но он далеко не полный.

В последние несколько лет русскую оборонную промышленность сотрясла целая серия громких коррупционных скандалов.-6
ДАННЫЕ ЕГРЮЛ О РЯДЕ БЫВШИХ ЗАВОДОВ "СПЕЦРЕМОНТА". ФОТО: СКРИНШОТЫ СТРАНИЦ САЙТА CHECKO.RU
ДАННЫЕ ЕГРЮЛ О РЯДЕ БЫВШИХ ЗАВОДОВ "СПЕЦРЕМОНТА". ФОТО: СКРИНШОТЫ СТРАНИЦ САЙТА CHECKO.RU

Но ведь главный вопрос не в том, как это выглядит в цифрах, а почему такое вообще стало возможным.

Никакой уникальной брони

Среди прочих в настоящий момент банкротится 9-й Центральный автомобильный ремонтный завод (9-й ЦАРЗ в городе Энгельсе Самарской области). Предприятие было образовано на волне военной мобилизации советской экономики в 1942 году. Здесь ремонтировали и обслуживали военную технику – спецавтомобили, гусеничные транспортёры, полуприцепы. Завод в своём роде уникальный. Например, в 2014 году завод разработал и начал выпуск беспилотной пожарной машины "Кедр-2". Тогдашний директор завода Владимир Батинов говорил:

Комплекс полностью роботизирован и управляется оператором дистанционно. Он разрабатывался нами по заказу МЧС, в прошлом году был представлен на двух выставках.

Предполагалось, что "Кедр-2" окажется незаменимым при тушении пожаров в ограниченных пространствах – например, при возгорании в арсенале боеприпасов. Пожарная машина на гусеничном ходу имела хорошее бронирование. Но свет эта машина так и не увидела.

ЗАВОД РАЗРАБОТАЛ И НАЧАЛ ВЫПУСК БЕСПИЛОТНОЙ ПОЖАРНОЙ МАШИНЫ "КЕДР-2". ФОТО: ANURAKE SINGTO-ON/SHUTTERSTOCK
ЗАВОД РАЗРАБОТАЛ И НАЧАЛ ВЫПУСК БЕСПИЛОТНОЙ ПОЖАРНОЙ МАШИНЫ "КЕДР-2". ФОТО: ANURAKE SINGTO-ON/SHUTTERSTOCK

На этом же предприятии разработали уникальную керамическую броню для военной техники, лёгкую и прочную. Испытания показали, что она выдерживает попадание из оружия калибра 12,7 мм. Планировалось ставить такую броню, например, на армейские гусеничные тягачи МТЛБ. Но и здесь что-то пошло не так.

9-й ЦАРЗ официально банкротится с 2017 года с подачи профсоюза. Дела у завода стали совсем плохи с 2016 года, когда он перестал быть единственным предприятием по ремонту тягачей МТЛБ, за эту работу взялся также КамАЗ. В том же году на "9-м ЦАРЗ" прошли первые сокращения.

Апофеозом гибели предприятия стал доклад конкурсного управляющего Вадима Рыбкина, который в 2019 году заявил о крупных хищениях имущества завода. В частности, Рыбкин заметил, что в 2018 году балансовая стоимость активов предприятия оценивалась в 1,3 млрд рублей, а уже год спустя – лишь в 891,5 млн рублей. Таким образом, за год куда-то испарилась примерно треть всех активов "9-го ЦАРЗ" – на сумму в 470,8 млн рублей. Куда? Загадка. Или даже военная тайна?

Сейчас завод объявил о сдаче помещений под складские нужды и пытается заработать хоть что-то на остатках: распродать оставшееся имущество, технику. Арендовать можно даже буфет завода.

ДАННЫЕ ПО АРБИТРАЖНОМУ ПРОИЗВОДСТВУ В ОТНОШЕНИИ "СПЕЦРЕМОНТА". ФОТО: СКРИНШОТ СТРАНИЦЫ САЙТА CHECKO.RU
ДАННЫЕ ПО АРБИТРАЖНОМУ ПРОИЗВОДСТВУ В ОТНОШЕНИИ "СПЕЦРЕМОНТА". ФОТО: СКРИНШОТ СТРАНИЦЫ САЙТА CHECKO.RU

АО "Спецремонт" оказался крупным должником. Сумма кредиторской задолженности превышает те самые 12 млрд рублей, о которых ещё в 2017 году говорил Шойгу.

ОБОРУДОВАНИЕ И ИМУЩЕСТВО, ПРЕДЛАГАЕМОЕ К РЕАЛИЗАЦИИ КОНКУРСНЫМ УПРАВЛЕНИЕМ "9-ГО ЦАРЗ" В РАМКАХ БАНКРОТСТВА. ФОТО: СКРИНШОТЫ СТРАНИЦ САЙТА 9CARZ.RU
ОБОРУДОВАНИЕ И ИМУЩЕСТВО, ПРЕДЛАГАЕМОЕ К РЕАЛИЗАЦИИ КОНКУРСНЫМ УПРАВЛЕНИЕМ "9-ГО ЦАРЗ" В РАМКАХ БАНКРОТСТВА. ФОТО: СКРИНШОТЫ СТРАНИЦ САЙТА 9CARZ.RU

Данные гособоронзаказа закрыты, но, судя по имеющейся в доступе информации, 9-й ЦАРЗ выполнил последний "гражданский" контракт по 94-ФЗ (для нужд госорганов) ещё в 2013 году и с тех пор новых не получал. Если даже искать данные о поставках через материнскую для 9-го ЦАРЗ компанию "Спецремонт", то там контракты от Минобороны прекратились также в 2013 году, когда министерство заказало заводу капитальный ремонт 145 БМП-2 с модернизацией и заплатило за это 1,4 млрд рублей.

Кстати, если говорить именно о хищениях, то (вернёмся к тому, с чего начинали) коррупционная схема Болотина и Ко на КТЗ причинила ущерб в 90 млн рублей, а действия Попонова с подельниками на "ММП им. Чернышёва" – 17,7 млн рублей. При этом виновные если ещё не сидят, то сядут обязательно.

А на уникальном "9-м ЦАРЗ" за год похитили 470,8 млн рублей – во много раз больше. А виновные так и не найдены. И большой вопрос, будут ли вообще когда-либо найдены. О каком-то расследовании на этот счёт нам не известно.

И даже легендарная "Мотовилиха"

5 октября 2022 года глава партии "Справедливая Россия", депутат Госдумы Сергей Миронов написал обращение на имя премьера Михаила Мишустина и в адрес главного военного прокурора Валерия Петрова. В обращениях парламентарий перечислил банкротящиеся предприятия "Спецремонта" и призвал не допустить их уничтожения.

Учитывая сложившуюся ситуацию при проведении СВО, существующий дефицит военной техники и иной продукции, выпускаемой данными предприятиями, прошу дать поручение в кратчайшие сроки провести аудит состояния организаций, оценить возможность продолжения их работы, а также рассмотреть возможность предпринять необходимые меры для возобновления их деятельности в целях сохранения и повышения уровня обороноспособности России,

– написал Сергей Миронов.

Председатель "СР" также обратил внимание на ситуацию со старейшим и заслуженным предприятием – Мотовилихинскими заводами в Перми. Группа заводов тоже проходит процедуру банкротства, хотя её вклад в отечественный ВПК переоценить крайне сложно.

"МОТОВИЛИХИНСКИЕ ЗАВОДЫ" В ПЕРМИ ПРОХОДЯТ ПРОЦЕДУРУ БАНКРОТСТВА, ХОТЯ ИХ ВКЛАД В ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ВПК ПЕРЕОЦЕНИТЬ КРАЙНЕ СЛОЖНО. ФОТО: KONSTANTIN KOKOSHKIN/GLOBALLOOKPRES
"МОТОВИЛИХИНСКИЕ ЗАВОДЫ" В ПЕРМИ ПРОХОДЯТ ПРОЦЕДУРУ БАНКРОТСТВА, ХОТЯ ИХ ВКЛАД В ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ВПК ПЕРЕОЦЕНИТЬ КРАЙНЕ СЛОЖНО. ФОТО: KONSTANTIN KOKOSHKIN/GLOBALLOOKPRES

Мотовилихинские заводы – единственный в стране серийный производитель реактивных систем залпового огня (РСЗО). Таких как "Град", "Смерч" и новейшие "Торнадо" (уже начали заменять "Грады" в армии). "МЗ" строит и самоходные орудия "Нона-СВК" и "Вена", буксируемые орудия "Нона-К" и "Мста-Б", полуавтоматические миномёты "Нона-М1" и другие системы. При этом это предприятие полного цикла – от сталелитейной работы и прокатки железа и до выпуска уже готовых вооружений.

И вот такое предприятие – банкрот? Удивительно.

ДАННЫЕ ПО "МОТОВИЛИХИНСКИМ ЗАВОДАМ" В ЕГРЮЛ. ФОТО: СКРИНШОТ СТРАНИЦЫ САЙТА CHECKO.RU
ДАННЫЕ ПО "МОТОВИЛИХИНСКИМ ЗАВОДАМ" В ЕГРЮЛ. ФОТО: СКРИНШОТ СТРАНИЦЫ САЙТА CHECKO.RU

С учётом пени и штрафов, как сообщала деловая пресса, МЗ в 2022 году имеют задолженность в 17,6 млрд рублей. А 1 октября 2022 года имущество предприятия было выставлено на торги, причём одним лотом.

Стоит отметить, что МЗ ранее также были переданы "Ростеху". И более того, даже несмотря на банкротство, выпуск РСЗО на заводе не только не остановился, но даже рекордно вырос. По крайней мере, так говорит его новый владелец – "Ростех", а также федеральные СМИ. Но в целом имеем то, что имеем, – банкротство и распродажу имущества.

Национализация ВПК

Можно констатировать, что у сложившейся ситуации есть несколько причин. Первая – воровство, госизмена, коррупция. Вторая – "тихая приватизация" оборонных заводов в рамках "Спецремонта" или же самих по себе, как КТЗ. Руководство планировало "делать бизнес", выполнять гособоронзаказ и одновременно зарабатывать как частное предприятие. Но не срослось.

Главная проблема оборонного сектора у нас – это то, что там была проведена скрытная приватизация. Были изменены юридический статус и формат работы, предприятия работали на рынок. Потому что их было нечем финансировать, нужно было вкладывать деньги в американские облигации, как мы знаем, во имя будущих поколений. Поэтому там происходила такая тихая приватизация, когда формально всё входило в некие холдинги, формально ориентировалось на линию заказов Минобороны. Поэтому сегодня главный вопрос – это вопрос деприватизации военного сектора,

– сказал в беседе с Царьградом экономист, руководитель Центра политэкономических исследований Института нового общества Василий Колташов.

По его мнению, во всех случаях банкротства таких заводов необходимо проводить расследования, наводить порядок с оборонными активами. Ведь далеко не все были консолидированы в рамках "Ростеха".

Естественно, должны быть проведены расследования всех дел, где разного рода сомнительные дельцы захватывали предприятия, расхищали ресурсы этих предприятий, подрывали их эффективность. Мир вступил в новую эпоху. В этой эпохе военные конфликты будут ещё очень многочисленными, это будет продолжаться ещё лет 20. Напряжение обещает быть долгим. Это означает, что военный сектор будет крайне востребован государством и при этом будет ещё и рентабельным, если учитывать внешние поставки и внутренние заказы,

– считает экономист.

И действительно, если подводить некий итог, то становится понятно, что тот же "Ростех" сумел консолидировать многие производственные мощности – часть заводов "Спецремонта", например, вошли в знаменитый "Уралвагонзавод" и прекрасно себя чувствуют. Но вот судьба остальных – незавидная, что мы видим на примере "9-го ЦАРЗ" и других заводов.

То есть мы уже не стоим на том краю пропасти, как раньше, когда оборонные предприятия существовали по "рыночному" принципу ради выживания, а к тому же работали на фоне расцветающей коррупции, включая намеренное разорение предприятий с целью личного обогащения.

Искусственное разорение предприятий может рассматриваться как военно-политическая диверсия, как спецоперация против России. Кстати говоря, я не удивлюсь, если расследования откроют, что это так и есть во многих случаях,

– добавил Колташов.

Что с того?

На самом деле мы затронули лишь верхушку айсберга. Ведь случаев коррупции в ВПК России хотя бы за последние годы – десятки и даже сотни. Многие руководители заводов попались на этом и пошли на скамью подсудимых. Удивление вызывает дело Болотина на КТЗ – ведь сам организатор коррупционной схемы мало того, что является заслуженным машиностроителем России, так ещё и основал этот гигантский концерн, который всё-таки успел сделать много полезного. И даже такие люди – туда же.

Это ставит вопрос не только о переводе экономики на военные рельсы с введением повышенного контроля за предприятиями ВПК, но и о реорганизации всего оборонного сектора в принципе. Стране нужны танки, снаряды, боевые машины и самолёты. И будут нужны, судя по всему, всегда. Конечно, в некотором смысле в таком инертном секторе, как ВПК, мы всё ещё переживаем кошмары позднего советского времени, а затем и перестройки, лихих 1990-х, когда множество заводов пошли под нож. Но ведь это было 30 лет назад и не должно быть признаком нынешнего времени, а особенно – в период войны, которую развязал против России коллективный Запад.

Получается же, что сейчас отчасти мы потворствуем противникам, поскольку даём возможность их "кротам" воровать продукцию ВПК, срывать гособоронзаказы по танкам и созданию новых БТР, а также снарядов и ракет. Наконец, гибнут и сами предприятия, которые в советское время были передовиками военного производства и обеспечивали стране беспрецедентную боевую мощь.

Именно сейчас, в трудное для страны время назрело решение этих вопросов, раз уж раньше государство с этим почему-то ничего не делало. Иначе будет слишком поздно.