Думаешь, русские аристократки мечтали о балах? Ничего подобного — они считали их утомительной светской обязанностью, а не развлечением.
Даже с самого роскошного танцевального вечера XIX века любая современная девушка убежала бы в ужасе, ведь выглядели они совсем не так, как показывают в кино. И начиналось всё еще во время подготовки к торжественному приему.
Выматывающий дресс-код
В октябре 1831 года в Москву неожиданно прибыл Николай I с супругой, и, конечно же, царская чета решила дать бал в честь своего приезда. Вот только о том, в чем надо явиться, благородные дамы узнали лишь накануне приема, и, как сообщал один из очевидцев, «в Москве началось движение».
Весь день аристократки и их горничные провели, объезжая магазины, а ночью все занимались шитьем — и аристократки не были исключением. Например, великая княгиня Ксения Александровна писала в своем дневнике, что до утра «прилаживала» на наряд драгоценные камни, а утром вышла к завтраку, «как разбитая лошадь».
Бал Николая I не был исключением — о дресс-коде женщины нередко узнавали в последний момент и потом ночами просиживали за рукоделием. Игнорировать требования к одежде было нельзя: девушку, которая так поступала, «отлучали» от света после нескольких подобных инцидентов.
Ужасные прически
Даже если требование к платью девушка узнавала заранее, отдохнуть перед приемом она всё равно не могла. Высокую прическу в конце XVIII века сооружали за несколько дней для бала, и лечь на кровать с фонтанжем было нельзя — спать приходилось сидя. К тому же голова невыносимо смердела — конструкцию из накрахмаленных кружев и волос скрепляло... сало!
Убийственные танцы
Первые электрические лампы появились в России в начале 70-х годов XIX века. До этого помещения освещались свечами, которые сжигали кислород и превращали зал, где собирались сотни, а иногда и тысячи людей, в раскаленную сауну, где дышать было просто невозможно.
А теперь представь — в этих комнатах надо было не просто стоять, но и активно двигаться! Это сейчас мы можем в любой момент уйти с танцпола — на балу это считалось недопустимым. Дамы были обязаны «отрабатывать» танец за танцем, каждый из которых был очень долгим: например, котильон, похожий на вальс и мазурку одновременно, длился не меньше трех часов.
И женщины, и их кавалеры нещадно потели: сначала платки, а потом туалеты превращались в мокрые тряпки. Всепроникающий запах пота смешивался с другими — ароматами дегтя, которым пропитывали сапоги, мастики, который натирали пол, и духов, которыми брызгали буквально всё в тщетных попытках заглушить вонь.
В зеркало смотреться не стоило: косметика стекала на шею и грудь, оставляя на коже и воротнике красные и черные полосы. «Мое лицо было малинового цвета, завитые накануне волосы распрямились от жары, а челка торчала, как щетина», — так описывает себя княгиня светская львица, княгиня Мария Барятинская.
Кстати, княгиня нарушила правило, рекомендующее не любоваться собой во время бала, из-за расстройства: женщина пропустила один танец, чтобы перевести дух, и ее сурово отчитала императрица, заявив, что если каждый будет вальсировать, только когда захочет, то зал опустеет.
Болезни после бала
Балы чаще всего проводили в холодное время года, что становилось еще одним существенным минусом приемов. Мокрым с головы до ног дамам предстоял путь домой в неотапливаемом экипаже — в лучшем случае такая поездка заканчивалась простудой, но случались проблемы и посерьезнее.
Например, фрейлина Мария Волкова в письмах подруге рассказывала, что после бала скончалась маленькая графиня Бобринская — простуда перешла в пневмонию, и спасти хрупкую девушку докторам не удалось. Вот какие строки есть в послании княжны Туркестановой приятельнице: «Нынешняя неделя — настоящая пытка; непрестанные балы, спектакли, маскарады... Прошу вас, помолитесь за меня: есть с чего умереть, если подобная жизнь продолжится».
Торжественные приемы, которые сейчас видятся нам такими привлекательными и роскошными, были совсем иными — изматывающими, неприятными и опасными. Поэтому не стоит мечтать попасть на настоящий бал — тебе бы там точно не понравилось!