Названная так в честь устройства, создающего электричество высокого напряжения, группа очень выделялась и порой даже выглядела шокирующе среди других прог-коллективов первого поколения.
И если Джон Андерсон - жизнерадостный утопист из YES с его солнечным голосом - был хорошим парнем прогрессива той эпохи, то фронтмен VDGG Питер Хэммилл представлял собой его противоположность, внося своим вокалом экзистенциальный хаос поверх рокового цирка остальных участников группы, но компенсируя время от времени этот разброд утонченно-красивыми моментами.
И хотя эксцентричность группы в какой-то мере всегда мешала её более массовой популярности, настоящие поклонники прога всегда почитали GENERATOR не менее, чем их более известных коллег, таких как GENESIS, KING CRIMSON и др.
И даже когда панк сделал арт-рок немодным, VAN DER GRAAF GENERATOR получили пропуск в эпоху, поскольку Хэммилл оказал совершенно очевидное влияние на одного из родоначальников панка Джона Лайдона (SEX PISTOLS) и ему подобных, в конечном итоге прочно застолбив себе место в рок-истории.
Предлагаю небольшую подборку из лучших песен VAN DER GRAAF GENERATOR, демонстрирующих, с одной стороны, очень бескомпромиссную силу группы, а с другой - широкий спектр смен их настроений.
1. Неукротимые:
Когда они набирают обороты, немногие делают это столь же убедительно, как VAN DER GRAAF.
Огненное дыхание Хэммилла, орган Хью Бэнтона в стиле «Призрака Оперы» и саксофон Дэвида Джексона могут заставить даже Дарта Вейдера убежать восвояси.
Killer
Из третьего альбома H to He Who Am the Only One - одна из любимых песен фанатов, в которой Хэммилл, по его словам, чувствует родство с акулой, в одиночестве пробирающейся по дну океана. Сочные риффы Джексона, взрывной орган Бэнтона, дико поющий фронтмен, и при этом всё скорее привлекательно, нежели жестко.
В 1976 году уровень их неукротимости отнюдь не уменьшился, о чем свидетельствует трек из седьмого альбома World Record.
A Place to Survive
Начинается обманчиво-скромно с изящного, почти фанкового вступления. Но как только Хэммилл приступает к действиям, события скоренько обретают напряженность. С его почти первобытным вокалом это одна из самых простых песен группы, и ее сырость подчеркивает статус VDGG как группы, влиятельной в среде панков.
Недалеко ушла и другая композиция.
Cat’s Eye/Yellow Fever (Running)
Гипертонизирующая песня с пластинки The Quiet Zone/The Pleasure Dome.
Состав VDGG, гастролировавший в 1978 году без Бэнтона, но со скрипачом Грэмом Смитом, был достаточно напористым, чтобы составить конкуренцию панкам.
В двойном концертнике Vital с этого тура была вещь, которая в студийном варианте появится десятью годами позже на сольном альбоме Хэммилла.
Sci-Finance
Направленная против недобросовестных бизнесменов, она больше похожа на предвестник австралийской группы THE BIRTHDAY PARTY - полного пост-панк-хаоса, нежели на что-либо хоть как-то связанное с прогом.
«Людей больше нет, только деньги», - поет Хэммилл, и это квинтэссенция песни.
Nadir’s Big Chance
С этого же концертника. Если кто-то ещё сомневался, откуда вырос панк-рок, то фраза «разбей систему песней» не оставляет места сомнениям. С одноименного дебютного альбома Хэммилла 1975 года.
Однако версия Vital пошла дальше, искусно обновив текст фразами типа «в кожаных бандажных костюмах», зажигая таким образом самых фанатичных панков.
2. Эпики
Прочитав выше про пять песен группы, кто-то может подумать, что разговор идёт о протопанках, по какому-то недоразумению затесавшихся в списки прогрессив-групп. Но нет. Начинаешь осознавать, что это настоящий прог, когда 11,5-минутный трек, открывающий альбом, не воспринимается как эпический. Почему? Да потому, что в альбоме есть 23-минутная сюита. Своего рода психодинамическая оперетта из 10 частей, занимающая всю вторую сторону оригинального LP.
A Plague of Lighthouse Keepers
В этой композиции из Pawn Hearts - четвертого альбома группы, выпущенного в 1971 году, слишком много всего происходит, поэтому даже появление в качестве гостя гитариста KING CRIMSON Роберта Фриппа может проскочить незамеченным. И при этом каким-то образом A Plague of Lighthouse Keepers не кажется чересчур загроможденной. Чтобы развернуть историю о смотрителе маяка, группа подняла на новый уровень студийные фишки, связанные с манипулированиями магнитофонной лентой, наложениями и всякой электронной алхимией.
The Aerosol Grey Machine 1969 года на самом деле был «замаскированным» сольным альбомом Питера Хэммилла, поэтому многие фанаты считают The Least We Can Do Is Wave to Each Other первым «правильным» альбомом VDGG.
Без долгих раздумий они сходу запускают 10-минутную открывашку.
After the Flood
Воодушевляясь звуком органа Бэнтона, Хэммилл очень правдоподобно разворачивает картину апокалипсиса. И когда он цитирует предупреждение Эйнштейна об опасностях эскалации гонки вооружений, это больше похоже на новостной сюжет, чем на предостережение.
Muerglys III
Что это вообще такое? Трек об истории музыканта. А название - предположительно именно так Хэммелл называл свою гитару. Из альбома World Record 1976 года. 20 минут захватывающей и сложной музыки. Начинается очень камерно, но авангардно, и далее проходит сквозь череду совершенно неожиданных поворотов. Возможно для того, чтобы просто показать, что вы никогда не сможете предсказать, куда завернут VAN DER GRAAF в следующее мгновение. И в завершение - продолжительный регги-джем. Можно сравнить с тем, что PINK FLOYD вдруг начали бы играть Боба Марли.
3. Баллады
Лучшие песни VAN DER GRAAF GENERATOR всегда демонстрировали максимально резкие смены настроения. И возможно, что лучшее доказательство - вышеупомянутый Killer, переходящий в следующую песню на LP H to He Who Am the Only One
House With No Door
Если судить по первым нескольким минутам - она запросто могла бы быть песней Элтона Джона. Бравурное торжественное пианино Питера Хэммилла задает тон сдержанной меланхоличной мелодии. Хэммилл бормочет: «Не поможет ли мне кто-нибудь», в дело вступает флейта Дэвида Джексона, и начинается один из самых красивых моментов в каталоге VDGG.
Refugees
Из альбома The Least We Can Do. Флейта Джексона отлично вписывается в атмосферу песни, переплетаясь с виолончелью и создавая для фальцета Хэммилла необходимое барокко-пространство.
Песня более теплая, душевная и приземленная, нежели привыкли фанаты VDGG, Хэммилл восторженно отзывается о своих старых соседях по дому Майке и Сюзи.
Сюзи - это Сьюзен Пенхалигон, которая в конечном итоге стала известной теле- и киноактрисой
Лирическая сторона группы существовала с самого момента появления. В первой пластинке The Aerosol Grey Machine уже есть такая песня.
Afterwards
Милая органная идиллия, несколько шизовый (а по другому, видимо, и невозможно для этого коллектива) гимн силы цветов.
The Undercover Man
Трек из Godbluff 1975 года начинается размеренно и величественно, по мере того, как лирическое настроение текста приобретает более темный характер, меняется и музыка, угрожая стать буйной. Но в конце концов все успокаивается, и песня уходит в почти что христианское настроение.
В более поздние годы VAN DER GRAAF GENERATOR обрели еще большую склонность к вдохновляющим гимнам.
Your Time Starts Now
Песня 2011 года из альбома A Grounding in Numbers очень позитивна по смыслу и одновременно лирична по настроению.
4. Пауэр-прогрессив
Какими бы своеобразными ни были эти «паршивые овцы из стада», но в конце концов, они все-таки прогрессив-рок-группа. И их явный сознательный отказ от мейнстрима уже является прогрессивным моментом.
Theme One
Кто не в курсе - это кавер на композицию Джорджа Мартина. И не просто кавер, именно его, а не оригинал, долгое время использовало в качестве заключительной ночной темы радио Би-би-си, и автор не раз очень положительно отзывался об этом их варианте.
Emperor in His War Room
Двухчастный и достаточно суровый трек из H to He Who Am the Only One можно было бы поставить рядом с самыми сумрачными песнями VAN DER GRAAF GENERATOR, но его резко меняющаяся динамика и энергичное гитарное соло от Роберта Фриппа однозначно размещают его на прог стороне репертуара группы.
Whatever Would Robert Have Said?
Нет-нет, это не Роберт Фрипп фигурирует в названии песни. Это прямой отсыл к устройству, изобретенному Робертом Ван де Граафом в 1933 году, а в 1967 году ставшем именем группы.
Возможность использования вышеупомянутого генератора в ядерных технологиях стало основой для предостерегающей истории, полной резких перемен как в сложных музыкальных размерах, так и в настроении. Крепкий причудливый прог.
When She Comes
Из LP World Record. Прог-рок с интеллектуальным оттенком. Представляет слушателю «злую женщину», как бы невзначай отсылая в тексте к классической поэме Китса «Прекрасная дама, не знающая милосердия». А в это время Хью Бэнтон на клавишах взрывает пространство, имитируя оркестр.
5. Эксцентричные
Lemmings
Просто взять и начать альбом Pawn Hearts с 12-минутного трека под названием «Лемминги» (грызуны из семейства хомяков), знаете ли, уже несколько экстравагантно для 1971 года.
Заявляя о том, что «чудовища с железными глотками заставляют нас кричать», Хэммилл переходит от апокалиптической ярости к искаженному шепоту и обратно.
Pioneers Over C
Добираемся до последнего трека H to He Who Am the Only One, и с этого момента четверо молодых британских джентльменов пытаются лишить нас здравомыслия. Группу просто носит в разные стороны от угрюмой атмосферной музыки к яркой эмоциональности, плюс немного пасторального фолк-рокового бренчания, чуть-чуть авангардного саксофонного озорства, причем без аккомпанемента, а в целом - погружение неизвестно куда на протяжении почти 13 минут.
Когда Хэммилл назвал песню «немного странной», это было похоже на то, как если бы Уэс Крэйвен, снявший «Кошмар на улице вязов», вдруг заявил бы о чем-то «немного пугающем».
The Door
Так что давайте обратим внимание на «Дверь», с которой начинается концертный альбом Vital, она того стоит. Группа с нарастающей скоростью и яростностью наворачивает рифф, пока их вокалист просто выжигает воздух вокруг себя
Эффект? Если кто-то слушал Капитана Бифхарта, представьте себе, что он вдруг пойдет защищать докторскую диссертацию. Вот и здесь примерно так же.