В статье рассказывается о том, что для того, чтобы построить прочный и долговечный, но при этом дешевый каркасник, надо договориться с производителем пиломатериалов, чтобы он отдал вам доски и брус экстра-класса по себестоимости, как это было некогда в СССР. Иначе дешевле будет построить дом из кирпича.
Ну вот, и снова мне приходится поднимать тему каркасников, хотя, вроде бы, я ее уже давно закончил и поставил большую жирную точку. Но нет, проникают разными путями аки змии в комментарии люди, которые не хотят понимать очевидных вещей.
В общем, попытаюсь уничтожить все претензии критиков моего отношения к каркасным домам быстро, без шума и пыли.
Для начала ответьте на вопрос – почему срок годности японского каркасника всего 30 лет, американского – 50, а советского – 100?
Да, я знаю, со мной начнут спорить, что американские каркасники не разрушаются 200 лет, а в Японии вообще каркасников не строят. С такими и спорить не о чем. Поэтому я сообщу, что японский каркасник вообще-то не доживает и до 25 лет, потому что в этой стране кредиты на ремонт жилья, превысившего этот срок, не выдаются, и японскому самураю дешевле побыстрее снести старый дом и построить на его месте новый.
В Америке до срока 50 лет доживают только музейные экспонаты. Реальный срок американского каркасника – те же самые 25 лет, как и в Японии. Но у американцев иная ситуация, чем у японцев. Японцы не мигрируют по своей крошечной стране с чемоданами, как американцы, потому они живут в своем доме как хозяева всю жизнь – от рассвета до заката, а американцам по большому счету наплевать, какой потоп останется после них. По статистике, каждая средняя «каркасная» семья в Америке переезжает с места на место каждые 10 лет, а то и чаще. Поэтому ремонтами таких домов занимаются риэлторы, которым поручается дом продать.
Может, кто не знал, но в США (и Канаде заодно) есть целая сеть риелторских компаний, которые занимаются «флиппингом», то есть, покупают старый дом, на скорую руку его ремонтируют и перепродают дороже. Схема эта работает и у нас, только у нас она не сильно выгодная из-за низкой ликвидности рынка, высокой волотильности, курсовых рисков и отсутствия адекватных ипотечных инструментов.
А вот в Америке это все работает на ура, то есть, в реактивном режиме, потому и не падают американские дома 100 лет – к своему сотому дню рождения это уже совсем не тот дом, который за 100 лет до этого построили американские строители на пустом месте. Погрызанное термитами дерево заменяется купленным на распродажах пиломатериалом, фасад залепливается самым дешевым, но неизменно блестящим сайдингом, на крышу тулят такую же дешевую, но разноцветную битумную черепицу, стекловата в Америке тоже дорого не стоит – вот вам и новое инновационное трулля-ля на старом фундаменте!
Так вот, к чему это я – в Америке любой каркасный дом капитально ремонтируется каждый 10 лет, причем с заменой всего, чего можно. А так как ломать – не строить, то и такая реновация опытным американским флипперам приносит неплохую прибыль, зато они перепродают совершенно новый дом. И где тут 50 лет срока службы, заявляемых на наших сайтах каркасных домов? 10 лет – вот предел жизни американского каркасного дома.
Но американский каркасный дом – это дом, а не сарай, не надо его путать с нашими курятниками, которые отечественные девелоперы гордо называют «американскими каркасниками». У нас такие дома строят из такого дерема, что его даже через 5 лет никакой профессиональный флиппер, выписанный из Америки, не спасет.
Конечно, у нас можно построить и не из дерема, но тогда какой смысл вообще заниматься каркасником? Русский деремовый каркасный дом обойдется в 3 миллиона, а «американский» - в 10 не уложится. У нас на 10 миллионов никто из 90% любителей пожить в каркаснике пойтить не может.
Вот тут мы и подходим к советским каркасникам. Почему у нас стоят каркасные дома, построенные еще при Сталине, и валиться не собираются? Ну, жизнь в них часто уже не такая хорошая, как при заселении в давние социалистические годы, тем не менее, остались такие дома по всей стране в немалом количестве, и люди в них живут. Интересно, что очень многие жильцы таких почти что 100-летних советских каркасников не хотят переезжать в новое жилье не из собственной прихоти, а потому что не собираются переселяться из центра города куда-то в микрорайон на окраину.
Ну, причина вообще-то достойная. Люди мучаются в 100-летних советских каркасниках, но хотят получить новую жилплощадь в том же районе, где прожили всю жизнь. Да, мучаются, но ведь живут же! А вы попробуйте проживите в 100-летних американских или японских каркасниках. Не хотите пробовать? Ну и правильно. Не живут люди в таких домах, потому что в музейные экспонаты людей не заселяют.
Однако мы отвлеклись от темы. Спрашивается – а почему советские каркасники стоят по 100 лет и до сих пор не развалились?
Да потому что строило эти каркасники не частное акционерное общество «Рога и Копыта», а государство. И советское государство, может, кто до сих пор не знает, выделяло на жильё своим подданным только самые качественные стройматериалы. Для каркасников шла древесина высшего сорта, то есть экстра-класса, причем по цене ниже рыночной. А знаете, какой была рыночная цена в СССР на материалы экстра-класса?
Рыночная цена в СССР на материалы экстра-класса была по себестоимости, то есть низкая. Дело в том, что государство не занималось спекуляцией стройматериалов, оно занималось строительством жилых домов исключительно для себя, поэтому этому государству и в голову бы не пришло перепродавать стройматериалы самому себе и еще получать с этого хорошую маржу, то есть гешефт. Поэтому и стоила экстра-классная доска как сегодня опилки, и самый лучший брус для возведения каркаса был не дороже, чем нынешний гнилой горбыль.
Таким образом мы видим, что каркасное жильё для трудового народа изготавливалось из самого высокого качества пиломатериалов, а если кто-то начинал производить качество пониже, то с такими бракоделами государство расправлялось быстро. Знаете, что делало государство с бракоделами, которые выдавали брус или доску первого сорта за сорт высший? Государство таких даже не расстреливало, как принято было расстреливать офицеров и аристократов, оно их просто вешало – на доску позора.
А вы представляете себе, что такое было в советские времена быть повешенным на доске позора? И не надо вам знать. Это был кошмар и ужас не только для бракодела, но и для всей его родни до седьмого колена в обе стороны.
Так вот. Теперь вы понимаете, почему японские и американские каркасники имеют малый срок годности, а советские каркасники приравнивались по долговечности к домам кирпичным? Потому что у нас в стране не было рынка пиломатериалов и не было на них всяких спекулянтов, которые сегодня расплодились, как вши в тифффозных кальсонах. Да, много у нас висело бракоделов на досках позора по всем городам и весям, но не так уж и много в пределах страны. По крайней мере, почти все жильё, и не только деревянное, но и каменное, построенное при советских партийцах, прекрасно выглядит и сегодня. А то, что было построено с началом перестройки – давно попадало.
Вот теперь переходим к главному. Давайте хотя бы на секунду забудем, что я написал ранее и поверим в то, что срок эксплуатации японских каркасников – 50 лет, а японских – 30. Тогда подумайте – а почему срок эксплуатации советских каркасников – 100 лет?
Вот это и есть главный вопрос, который я хотел задать своим недовольным моим отношением к каркасникам читателям. Какая причина такого долголетия, по-вашему, если вы не верите в ту причину, которую я вам представил?
Ладно, будем считать, что другой причины нет. Советские каркасники строили исключительно из качественных стройматериалов, и это факт, подтвержденный геометрией земной оси. Да, были, конечно, материалы и первого сорта, и второго, правда, тогда это называлось категориями. Но из таких материалов первой или второй категории каркасы не сооружали. Советские партийцы, заведовавшие жилищным строительством, были настолько кровожадными, что заставляли для людей строить жильё только из дерева экстра-класса. А первый и второй сорта приказывали пускать туда, где сорт не имел значения, например, бабе Мане на растопку своей буржуйки.
А так как экстра-сортная древесина закладывалась в смету по себестоимости, то и дом, построенный из нее, получался очень дешевым, а потому и массовым. Настоящий коммунизм – никаких перекупщиков, спекулянтов и прочих торговцев черным деревом.
Но сегодня от качества пиломатериала зависит и качество дома, а так как далеко не каждый наш застройщик (будущий домовладелец) может позволить себе пиломатериал экстра-класса, то и строится из первого, но чаще и второго сорта, а кто-то умудряется себе отгрохать хоромы и из третьесортного дерева. А какая разница? На вид все сорта, классы и категории одинаковы, а цены разные. Лучше построить каркасный дом за 3 миллиона, а не за 10 – кто с этим поспорит? 10 лимонов не у каждого фарцовщика на кармане имеются, а 3 каждый дурак может нашкрябать по своим сусекам.
Вот поэтому у нас и стояли советские каркасники по 100 лет и не валились от старости, а тех, которые построены после перестройки – уже и днем с огнем не сыскать. Кто может показать на просторах нашего Отечества «американский» каркасник, простоявший 30 лет? Никто. Даже 10 лет для нашего каркасного дома – срок слишком уж запредельный. А почему? Да потому что стоит он 3 миллиона, а за 3 миллиона – это не дом, а курятник размером с дом. Пиломатериал на выходе у нас такой же дешевый, какой был и при проклятых коммуняках, но на него по ходу продвижения к рынку накручивает свою цену каждый, кому не лень, включая и наше современное государство обжор и спекулянтов, закладывающих в стоимость строительного дерева довольно нехилые налоги, причем не по одному кругу.
То же самое, конечно же, происходит и в Америке, и в Японии, да и в коммунистическом Китае тоже, потому что коммунизм в Китае давно уже стал не коммунистическим, а самым настоящим буржуйским. Возможно, только в Северной Корее еще пиломатериал стоит дешево, но не факт, потому что на том полуострове все деревья давно повырубали, а те, что еще остались, трогать нельзя, чтобы среди них могли прятаться от американских шпионских спутников северокорейские солдаты.
Подводя к вышенаписанному неизбежное резюме, хочу еще раз повторить: сегодня в условиях рыночной экономики дешевые дома построить нереально. Между производителями стройматериалов и застройщиками разместился довольно мощный караван специалистов-нахлебников, которые тоже хотят кушать, но работать как нормальные люди не умеют. Зато они умеют хорошо брать в одном месте и продавать в другом, а гешефт кладут себе в карман. Вот потому у нас и всё так дорого, и каждый хитрец предпочитает построить дом за 3 миллиона, а не за 10 при одинаковой площади и удобствах.
А те, кто могут построить себе каркасник за 10 миллионов, не такие уж и лопухи. Лучше они добавят к этим 10 лимонам еще два-три, и построят себе кирпичный дом, владельцам которых у нас в России дико завидуют заезжие американцы и японцы.
А почему завидуют? Перечитайте еще раз тот скриншот, который я разместил выше, и вы всё поймёте. Только знайте – это не я всё придумал, а автор сайта по монтажу теплосистем, с сайта которого я взял этот скриншот.
Кто-то может, правда, усомнится, что производитель теплосистем может что-то понимать в каркасных домах. Тем не менее, я советую задуматься над тем, что написал про каркасные дома этот совсем не профильный специалист, потому что он все же специалист, вхожий в каркасные дома, в отличие от многих моих критиков.
НЕКОТОРЫЕ ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ:
Почему в нашем Отечестве так часто падают каркасные дома? Три основные ошибки при выборе
Почему каркасные дома не продаются на нашем вторичном рынке недвижимости? Вымирают как вид?