Найти в Дзене
Клуб «Советские фильмы»

«Личные счёты» с Вадимом Спиридоновым

Вышедший под конец 1982 года фильм «Личные счёты» рассказал об учёных. Но речь здесь не о науке как таковой, а о самих учёных как о людях, живущих обычной жизнью и сталкивающихся с самыми банальными вещами: завистью и поддержкой, обманом и влюблённостями, равнодушием и пониманием. В целом «Личные счёты» можно отнести к производственным драмам, потому что вопросы внедрения научных разработок в производство здесь тоже есть, но всё же больше

это история о совестливости, принципиальности, прямолинейности и границах, которые которые мы выстраиваем сами.
Кадр из фильма «Личные счёты»
Кадр из фильма «Личные счёты»

Клуб «Советские фильмы» в Telegram

А начался фильм с газетного очерка. Его написал писатель Александр Борин для «Литературной газеты». Героем очерка «Телеграмма» был тридцатилетний учёный Константин Попов, подготовивший диссертацию. Александр Борин переложил очерк для кино, немного расширив его и сделав главного героя несколько более симпатичным и привлекательным. Попов работает в одном из ведущих вузов и как-то на заседании кафедры вносит предложение о внедрении новой поточной линии на заводе.

Кадр из филльма. Борис Руднев и Вадим Спиридонов
Кадр из филльма. Борис Руднев и Вадим Спиридонов

Ему приходится преодолеть сопротивление коллег и некоторых заводских специалистов и, кажется, победа близка. Но оказывается, что

Константин в погоне за наукой утратил умение понимать других, смотреть на жизнь гибко и видеть ситуации не однобоко, а с разных сторон. Осложняет его будни неожиданный роман:

заинтересовавшись красивой девушкой, через время Попов узнаёт, что это новая коллега, она же дочь его научного руководителя, которая к тому же замужем за сотрудником завода, где будет внедряться разработка Попова. Киносценарий утвердили на киностудии «Беларусьфильм», где им занялся режиссёр Александр Карпов.

Карпов в Минске работал уже давно и отдавал предпочтение военной тематике, которая на «Беларусьфильме» была в почёте. На его счету уже было несколько кино- и телефильмов о войне, в том числе экранизации произведений именитого белорусского писателя Василя Быкова, и совместная работа с чехословацкими коллегами, тоже на военную тему. За фильм о современниках Александр Карпов взялся едва ли не впервые.

Главную роль в картине получил Вадим Спиридонов. Актёр был уже очень популярен: не первый год по тв показывали многосерийный телефильм «Вечный зов», где Вадим Спиридонов сыграл свою самую, пожалуй, известную роль. Да и другие работы артисты были на слуху. Режиссёры предпочитали давать Спиридонову роли отрицательные, и такие образы у него действительно получались отменно, но Александр Карпов выбрал Вадима Спиридонова на роль положительную, может, даже чересчур положительную.

Кадр из фильма. Вадим Спиридонов
Кадр из фильма. Вадим Спиридонов

И Константин Попов вышел ярким, целеустремлённым, неуступчиво-принципиальным. Да и вообще, по мнению многих, фильм получился в основном благодаря Вадиму Спиридонову.

Роль его возлюбленной, дочери профессора Наташи отдали Татьяне Ташковой, актрисе молодой, но уже много сыгравшей.

Кадр из фильма. Татьяна Ташкова
Кадр из фильма. Татьяна Ташкова
Занятно, что за несколько лет до этих съёмок Вадим Спиридонов и Татьяна Ташкова встречались на площадке, причём играли супругов

(в драме Павла Чухрая «Трясина» (1977)).

Фото со съёмок. Вадим Спиридонов, Татьяна Ташкова, Александр Карпов
Фото со съёмок. Вадим Спиридонов, Татьяна Ташкова, Александр Карпов

Также в фильме появились Валентина Титова, уже работавший с Карповым Борис Руднев, Владимир Тарасов в роли профессора Григорьева, отца Наташи, Александр Серский, Пётр Юрченков-старший.

Кадр из фильма. Валентина Титова
Кадр из фильма. Валентина Титова

Во второстепенной роли сотрудника завода снялся Иван Мацкевич, популярный белорусский актёр, который, как и Вадим Спиридонов, имел амплуа героя отрицательного.

Кадр из фильма. Иван Мацкевич
Кадр из фильма. Иван Мацкевич

Большую часть сцен сняли в Минске, где и разворачиваются главные события, но некоторые сцены создавали в Ленинграде, куда отправляется Попов на защиту диссертации (а ещё время от времени он вспоминает, как побывал в Северной столице в детстве, во время экскурсионной поездки с одноклассниками).

В прокате «Личные счёты» успеха не снискали, встретили ленту в целом равнодушно, для исполнителей центральных ролей она особо заметной не стала. Но сказать, что фильм плох, нельзя никак.

Да и главный герой всё же интересен и, несмотря на явную положительность, спорен. Слишком уж прямую дорогу он выбирает, отчего порой кажется не в меру узколобым, а его желание быть всё время правильным корёжит жизни окружающих.

Но для меня «Личные счёты» — это ещё одна возможность встретиться с Вадимом Спиридоновым, в любви к которому я уже неоднократно признавалась и позволю себе сделать это ещё раз.

А как вы думаете, от принципов можно слегка отступить, чтобы не ранить других?

Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296

-8

В новых выпусках:

Какая реальная история легла в основу детектива «Два билета на дневной сеанс»? Кто снабдил нарядами Людмилу Чурсину, сыгравшую аморально-роскошную Инку-эстонку? Чем прославился Владимир Кенигсон, ставший в фильме главным злодеем? Всё, что вы не знали о знаменитой картине — в выпуске подкаста:

Почему сценарий фильма «Выйти замуж за капитана» несколько лет пылился в архивах и чем не нравился чиновникам главный герой, после премьеры ставший мечтой всех советских женщин? Историю создания знаменитой мелодрамы раскроет выпуск подкаста:

Как Георг Отс едва не стал хозяином Эстонии? Как звучит ария Мистера Икса в исполнении Виктора Цоя? Почему не сложилась карьера исполнительницы роли Теодоры Марины Юрасовой? Подробности о съёмках и любопытные факты о музыкальной картине «Мистер Икс» — в выпуске подкаста: