Найти в Дзене
severok1979

"Никелевые" авиарейсы - как это было

Территориальная и транспортная удалённость Норильского промышленного района от производственных и логистических центров европейской России и Сибири была и, во многом, остаётся одним из факторов, ограничивающим возможности по вывозу металлургической продукции из города Норильска. И вполне естественно, что данное обстоятельство наиболее остро проявляло себя в 1930х-1940х годах.

Поэтому не удивительно, что первый никель Норильска был вывезен "на материк" военной весной 1942 года именно авиационным транспортом - ведь именно никель увеличивает вязкость и прочность броневой стали, то есть её способность противостоять ударным нагрузкам, а заодно улучшает свариваемость и прокаливание.

По общедоступным сведениям, отправка первого чистого никеля проходила в несколько этапов.
29 апреля 1942 года норильские металлурги получили первые пластины чистого катодного никеля.
1 мая 1942 года из Норильска в Дудинку отправился паровоз, тянувший за собой очень ценный вагон. В нём находилось 1100 кг товарного катодного никеля, произведенного норильскими металлургами. Но далее хронология нарушается информацией о том, что уже 30 апреля 1942 года директор Норильского комбината Александр Панюков телеграфировал секретарю Красноярского краевого комитета ВКП(б) Голубеву об отправке самолетом первой тонны электролитного никеля. Поэтому пока ещё не ясно, когда точно первая партия металла отправилась в вагоне в Дудинку, а затем вылетела в Красноярск - именно 1 мая 1942, или, всё же, согласно телеграмме Панюкова, несколько раньше.

Известно, что первую партию никеля из Дудинки в Красноярск доставил транспортный самолет Г-1 авиаотряда Норильского комбината НКВД, которым управлял лётчик Степан Александрович Веребрюсов.

Фото самолёта Г-1 авиаотряда Норильского комбината.

Изображение из свободного доступа в сети Интернет
Изображение из свободного доступа в сети Интернет

Из Красноярска стратегический металл немедленно распределяли по оборонным заводам. Уже 22 августа 1942 года с конвейера уральского завода сошёл первый Т-34, броня которого была усилена норильским никелем. Машина участвовала в боях под Сталинградом. Этой тонны никеля (точнее 1100 кг) хватило тогда на изготовление брони для 25 танков.

По некоторым данным, кроме самолетов авиаотряда Норильского комбината НКВД, вывозом никеля из Дудинки в Красноярск также занимались самолёты Игарской авиагруппы Управления полярной авиации Главного управления Северного морского пути (УПА ГУ СМП), причём к Игарской авиагруппе были прикомандированы экипажи Московской авиагруппы особого назначения (МАГОН) Главсевморпути и Енисейской авиагруппы Гражданского воздушного флота (ГВФ).

Из объяснительной записки к годовому отчету по Енисейской авиагруппе УПА ГУ СМП за 1943 год следует, что

Заявка Норильскстроя НКВД на переброску пассажиров и грузов из Красноярска в Дудинку выполнена в следующем размере:
Красноярск – Дудинка – перевезено 29 пассажиров и 38,4 тонн
груза. Кроме того, из Дудинки в Красноярск на самолетах Енисейской авиагруппы перевезено 33,0 тонн металла № 7 и № 8, имеющего
большое оборонное значение.

В докладе командира Енисейской авиагруппы УПА ГУ СМП на заседании исполкома Красноярского краевого Совета депутатов трудящихся 4 февраля 1944 г. указано, что за 1943 год из Дудинки в Красноярск по заявкам Норильского комбината перевезено металла № 7 и № 8 всего 32 984 кг.

Мне не удалось определить, какие стратегические металлы были засекречены под номерами 7 и 8, но, скорее всего, это никель и драгметаллы.

В 1945 вопрос вывоза металла, произведённого на Норильском горно-металлургическом комбинате попал на контроль Государственного комитета обороны СССР (ГКО), чему было посвящено отдельное секретное постановление ГКО № 7496с от 07.02.1945 г. "О вывозе никеля из Норильска":

Изображение из свободного доступа в сети Интернет
Изображение из свободного доступа в сети Интернет

Обратите внимание - вместо авиатрассы Дудинка-Красноярск указана Дудинка-Воркута.

Изображение из свободного доступа в сети Интернет
Изображение из свободного доступа в сети Интернет

Нашлось несколько фотографий, предположительно, 1945 года, на которых как раз запечатлен процесс отправки норильского никеля "на материк."

Перегрузка пластин катодного никеля с грузовика ЗиС-5 в транспортный самолёт.

Изображение из свободного доступа в сети Интернет
Изображение из свободного доступа в сети Интернет
Изображение из свободного доступа в сети Интернет
Изображение из свободного доступа в сети Интернет

Несколько самолётов Douglas C-47 Skytrain (или Ли-2?), готовых к взлёту. Норильск 1945 года, скорее всего, не имел взлётно-посадочных полос, способных принимать самолёты такого класса. Известно, что с аэродрома Валёк летали, в основном, типы Г-1 и По-2.

Однако первым норильским металлом, отправившемся в полёт оказался далеко не никель!

В январе 1923 года (по некоторым источникам — во второй половине 1922 года) сотрудник Пробирной лаборатории Геологического комитета Н.П. Подкопаев выполнил анализы проб-выколышей норильских руд, которые Н.Н. Урванцев в 1921 году оставил геологу Н.К. Высоцкому, крупнейшему специалисту по платиновым месторождениям Урала, с целью подтвердить или опровергнуть «похожесть на платиноносность». Оказалось, что норильская руда действительно содержит металлы платиновой группы, притом в большем количестве.

Летом 1932 норильский геолог А.Ф. Шаброк, высматривая, какое место по рельефу наиболее удобно для скопления платины, обнаружил в наносах долины Угольного ручья довольно крупные самородки диаметром 2-3 мм и более, однако разведки россыпей платины начались только с лета 1938 г. Было намыто, примерно,100 кг россыпной платины.

Именно часть этой платины была отправлена самолётом в Москву ещё в 1938 году. Наиболее подробно этот эпизод описал норильский писатель Вадим Денисов:

Когда норильские приисковики намыли первые 38 килограммов россыпной платины, что ранее казалось невозможным, Завенягин решил отправить этот драгоценный металл в Кремль, к юбилею И.В. Сталина. Платину тщательно упаковали в нарядный ящик. Снарядили специальный самолет. Сопровождать груз поручили З.П. Зарапетяну. Но «платиновый» самолет потерпел аварию над Енисеем, а драгоценный ящик с платиной утонул. Зарапетян был ранен. Для подъема груза пришлось вызывать водолазов. Ящик достали и благополучно доставили в Москву. Для экипажа итог катастрофы самолета Х-192 на Енисее был трагичен: пилот Рябчихин — ранен, бортрадист Шишлов — ранен, бортмеханик Апрелев — погиб.

К сожалению, все прочие упоминания о "платиновом" авиарейсе Норильск-Красноярск 1938 года сводятся к неполному пересказу вышеприведенной цитаты из книги Вадима Денисова "Неведомый Норильск".

Тем не менее, благодаря статье М.Е. Генералова и Л.А. Паутова ПЛАТИНА УГОЛЬНОГО РУЧЬЯ (НОРИЛЬСК) ИЗ ФОНДОВ МИНЕРАЛОГИЧЕСКОГО МУЗЕЯ им. А.Е. ФЕРСМАНА РАН (Новые данные о минералах. М., 2005. Вып. 40) у нас есть уникальная возможность увидеть россыпную норильскую платину именно 1938 года! Авторы статьи пишут:

В фондах Минералогического музея им. А.Е. Ферсмана РАН (Москва) находятся три образца, записанные как платина из Угольного ручья (Норильский район). Это первые попавшие в музей образцы из норильских месторождений. Два из них (41647 и 46887) были переданы профессором Орестом Евгеньевичем Звягинцевым, исследователем химии благородных металлов, одним из организаторов промышленной добычи и переработки платиноидов в СССР.
Образцы были записаны в коллекцию музея в 1938 и 1949 годах. Судя по авторской этикетке, приложенной к образцу 41647 (рис. 1), он был добыт при промывке россыпи платиноидов Угольного ручья в сентябре 1938 г.
Карандашная подпись, сделанная в музее на этой этикетке, гласит: «От О.Е. Звягинцева, у кот. есть аналог. Pt». Это позволяет предположить, что и другие образцы, находящиеся в музее, мог ли быть добыты тогда же. Не исключено, что в том числе и эта на ходка привела к выходу постановления ЦК ВКП(б) и СHК СССP от 7 апpеля 1939 года «О фоpсиpовании стpоительства Hоpильского комбината».
В 1948 году в фонды была записана платина из Угольного ручья (45863), переданная в музей академиком Владимиром Афанасьевичем Обручевым – известнейшим геологом, географом, автором книг «Плутония» и «Земля Санникова».

Образец норильской платины из россыпей Угольного ручья, добытой в 1938 году.

Изображение из свободного доступа в сети Интернет
Изображение из свободного доступа в сети Интернет

Подпись к предыдущему фото.

Изображение из свободного доступа в сети Интернет
Изображение из свободного доступа в сети Интернет

Платина из образца 1938 года

Изображение из свободного доступа в сети Интернет
Изображение из свободного доступа в сети Интернет

Платина из образца 1949 года.

Изображение из свободного доступа в сети Интернет
Изображение из свободного доступа в сети Интернет

Кстати, платина из россыпей Угольного ручья оказалась у академика Звягинцева далеко не случайно. доктор химических наук, тогда один из ведущих специалистов московского Института общей и неорганической химии Академии наук СССР, профессор Орест Евгеньевич Звягинцев был причастен к созданию и становлению Красноярского аффинажного завода (строительство начато в 1939 году), предназначенного для переработки норильских платиноидов:
Орест Евгеньевич вспоминал:

«В октябре 1939 года в Красноярск, где правительством было определено местоположение завода, из Ленинграда выехала группа инженеров института «Союзникельоловопроект» (СНОП), состоявшая из В.В. Дроздова, В.П. Ципулина и Л.М. Кулижнова. В Москве к ним присоединился пишущий эти строки. Возглавил комиссию по выбору площадки М.И. Гутман, назначенный начальником строительства завода и выехавший в Красноярск несколько раньше. К ним присоединился также и представитель ГУЛАГа НКВД Н.Ф. Сидоров. По приезде в Красноярск члены комиссии посетили секретаря крайкома партии т. Панкова, председателя горсовета т. Котляренко и других руководящих лиц, у которых заручились содействием в средствах передвижения и рекомендациями со стороны архитектора и санинспекции...»

Участие профессора Звягинцева в деле изучения норильских платиноидов не осталось забытым - в честь него был назван ЗВЯГЕНЦИВИТ - редкий минерал платиновой группы интерметаллидов состава (Pd, Pt, Au)3(Pb,Sn), который был впервые установлен в 1966 г. на Талнахском Cu-Ni месторождении (Норильск, плато Путорана, полуостров Таймыр, Таймырский а.о., Вост. Сибирь, Россия).

ЗВЯГЕНЦИВИТ - редкий минерал платиновой группы интерметаллидов состава (Pd, Pt, Au)3(Pb,Sn). Изображение из свободного доступа в сети Интернет.
ЗВЯГЕНЦИВИТ - редкий минерал платиновой группы интерметаллидов состава (Pd, Pt, Au)3(Pb,Sn). Изображение из свободного доступа в сети Интернет.

ОГЛАВЛЕНИЕ КАНАЛА severok1979 ЗА 2019-2023 ГОДЫ:

Полное оглавление канала severok1979 за 2019 год

Полное оглавление канала severok1979 за 2020 год

Полное оглавление канала severok1979 за 2021 год

Полное оглавление канала severok1979 за 2022 год

Полное оглавление канала severok1979 за 2023 год