Когда пытаются понять историю взаимоотношений кочевников и оседлых, то опираются на умозрительные факты.
В то же время, наиболее лучший способ понять эту историю, просто побывать в районах, где кочевники живут рядом с оседлыми - например в Навоийской области Узбекистана, где живут оседлые таджики и кочевые казахи.
Когда понаблюдаешь за их жизнью, то видишь, как легко они уживаются вместе. Кочевники и оседлые обмениваются между собой излишками своих хозяйств - казахи мясом, а таджики сельскохозяйственной продукцией. Это и составляет давнюю систему взаимоотношений между двумя культурами.
Такая форма взаимоотношений практикуется издревле. Поэтому, оседлые и кочевники обычно живут мирно.
Также было, и в античном Хорезме.
Хорезм во II веке до нашей эры был мощным государством, построившим огромные ирригационные сооружения. Этот комплекс позволял выращивать достаточную продукцию, излишки которой обменивались на скот, ювелирные украшения, войлочные и железные изделия у кочевников.
Население Хорезма скорее всего было ираноязычным. В то же время, хорезмийцы считались отдельным от персов народом. Они славились своими мастерами по строительству и храбрыми воинами, которые служили наемниками у Селевкидов, парфян, Греко-Бактрийском царстве и Согдиане.
Большое количество крепостей и храбрых воинов позволяло хорезмийцам сохранить независимость от Ахеменидской империи (для которой они были союзниками), войск Александра Македонского, Селевкидов и других покорителей Средней Азии.
К северо-западу от Хорезма, на берегах современного Аральского моря находились кочевья сарматов, которые сами себя называли Аланами. Это были выходцы с Южного Урала, которые летом откочевывали на Урал, а к зиме возвращались в Приаралье. Так же, делали казахи Младшего жуза до XIX века.
Сарматы-аланы (страну которых Китай называл Яньцай - обширная степь) соседствовали с местными ираноязычными племенами Кангюя (потомки саков), располагавшееся по среднему течению Сырдарьи.
Сарматы жили с хорезмийцами дружно и обе страны создали единую экономическую систему. Кроме того, сарматы составляли конницу армии Хорезма, что существенно расширяло ее боевые возможности.
Оба народа имели свои поселения в пределах двух стран. В скотоводческих землях существовали поселения хорезмийцев, которые производили различные ремесленные изделия, шедшие на экспорт. Эти изделия и сейчас находят на Северном Кавказе и Урале.
Сарматы были проводниками и охранниками купеческих караванов из Китая в Северное Причерноморье. Именно расширяя сферу покрытия этой охранной деятельность сарматы вышли в причерноморские степи в III-II веках, где потеснили скифов.
Контроль над торговыми путями стал приносить большие доходы сарматам, и они стали более активно участвовать в политической и экономической жизни огромной территории от Черного моря до Согдианы.
Увеличившаяся мощь позволила Сарматам-Аланам захватить власть в Хорезмском государстве. Скорее всего это произошло бескровно, потому-что это были уже ассимилированные сарматы, воспринявшие хорезмийскую культуру и язык.
Приход к власти кочевников усилил Хорезм, который стал богатеть на обширной торговле между Китаем и Причерноморьем. В Хорезме начала выпускаться собственная монета, что говорит о возросшем уровне финансовой системы, требовавшей не бартера, а устойчивой внутренней валюты.
Как раз, к началу II века до нашей эры, Греко-Бактрийское царство вело затяжную войну с парфянами и Индо-Греческим царством. Это позволило Хорезму в 170 году до нашей эры присоединить к себе Согдиану, которая ранее находилась в подчинение у греко-бактрийцев. Родственные согдийцам Кангюйцы не смогли оказать им поддержку, так как на них с востока шли орды Юэчжей, вытесняемых Хунну из Турфана.
С присоединением Согдианы в руках Хорезма на некоторое время (до конца II века до нашей эры) оказались все нити международной торговли на Великом шелковом пути. И только усиление Кангюя, вместе с нашествием юэчжей не позволило Хорезму превратиться в мощную торговую империю. Хорезму вместе с сарматами-аланами пришлось подчиниться Кангюю, чтобы вместе защищаться против жестоких кочевников с Востока, которые создали Кушанскую империю.