Темы статьи:
- кто такие хазары
- этнический состав Хазарского каганата и его окружение (аланы и булгары)
- иудаизм как государственная религия Хазарского каганата
Хазары
Этноним хазары им дали персы и арабы. Тюрки называли хазар - Савиры.
- Авгар, себир, бургар, алан, куртагар, авар, хасар, дирмар, сирургур, баграсик, кулас, абдел, ефталит — эти 13 народов живут в палатках, существуют мясом скота и рыб, дикими зверьми и оружием» - сирийский автор середины VI в. Захария Ритор
Таким образом, хазары это и есть бывшие гегемоны конфедерации булгар, разгромленные Кубратом. Их оттеснили в северный Прикаспий, где они стали вассалами западно-тюркских каганов. Со смертью Кубрата вернулись в родные пенаты.
После распада Западно-Тюрского каганата в середине VII века правящая верхушка перебралась к хазарам и стала править уже ими. С каганом пришли тюркские богатыри, принесшие с собой военную организацию вместо родовой структуры. С такими бойцами хазары легко разгромили булгар. Часть булгар покорилась хазар и носила этноним "черные булгары".
В 670-х годах хазары завоевали Северное Причерноморье, Северный Кавказ, и Крым.
В это же время, арабы-мусульмане сумели покорить сасанидский Иран и расширить свои владения в Закавказье. Одним из важных событий был захват Дербента и Дарьяльского ущелья, которое находилось на территории страны алан. Завоеватели также подчинили область Табарсаран и страну лезгин. В ходе арабо-хазарских войн, которые начались после неудачной попытки арабского правителя Дербента захватить город Баланджар на реке Сулак, хазары потерпели поражение. В 721 году наместник Армении Джеррах вытеснил хазар из части Кавказской Албании, затем взял Баланджар.
Разгром хазар завершил полководец Мерван Ибн-Мухаммед. Совершил рейд через земли аланов (Дарьял) в волго-донские степи (737 г.). В 80-е гг. VII в. часть хазар под этнонимом савиров отложились от хазар и приняла христианство из Кавказской Албании. Арабы укрепили власть на Кавказе, распространили ислам среди ряда народов Северного Кавказа, в том числе в горном княжестве Серир ( предки аварцев), вынудили и хазарского кагана формально принять ислам. У хазар остались горный Дагестан, Алания, и степи Причерноморья.
Соперничество между Византией и Хазарским каганатом в Северном Причерноморье также имело значительное влияние на обе империи. Византийский император Юстиниан II, после свержения с престола, был выслан в Херсонес и в 698 году бежал к хазарам в Крымскую Готию. Каган Хазарского каганата принял Юстиниана, выдав за него свою сестру, и разрешил основать поселение в Фанагории.
Однако, когда Юстиниан с помощью дунайских болгар вернулся на престол, он начал войну с хазарами из-за Крыма. Хазары, в свою очередь, поддержали херсонесского армянина Вардана, который с помощью хазарского войска в 711 году захватил Константинополь и провозгласил себя императором Филиппом. В результате этого конфликта Византия сохранила контроль над Херсонесом, а Восточный Крым и Боспор перешли под власть Хазарского каганата. Ромеи и хазары стали союзниками в борьбе с арабами, объединяя усилия против общего врага.
Население Хазарского Каганата
Войны с арабами привели к серьезным последствиям для племен, которые были подчинены Хазарии. Многие из этих племен были вынуждены покинуть свои прежние земли и отправиться в причерноморские степи. Однако, вместо того чтобы остановиться там, они продолжили свое путешествие и достигли лесостепей. Миграция этих племен по Волге вела их на север, к Волжско-Камскому междуречью, где в будущем возникнет земля Волжской Болгарии. Помимо болгар, там обосновались и другие племена, такие как:
- савиры (сувары)
- барсилы.
Аланы, в свою очередь, решили осесть в бассейне Дона и Верхнего Донца, а болгары выбрали для себя низовья Дона. Сами хазары, барсилы и другие племена нашли свое место в Нижнем Поволжье и современных калмыцких степях. Именно здесь возник новый городской центр Хазарии, который был известен как ал-Байда или Итиль. Этот город стал важным торговым и культурным центром, привлекая к себе множество купцов и путешественников. Культура Хазарии оказала значительное влияние на окружающие народы, и их торговые связи простирались на значительные расстояния. Таким образом, войны с арабами привели к дальнейшему расселению племен, но также способствовали распространению культуры и торговли в регионе.
В это же время дань хазарам стали платить и славяне. Сами кочевники все больше оседают на землю, превращаясь в рыбаков и земледельцев.
Иудаизм
Принятие иудаизма приписывается хазарскому кагану Булану. При этом фигурирует таже легенда, что в случае с киевским князем Владимиром, призвавшем представителей трех религий.
Однако кочевник поступил хитрее:
- Мудрецы долго спорили, пытаясь опровергнуть друг друга, и в конце концов хитроумный Булан обратился к христианскому священнику с вопросом о том, какую веру он считает лучшей - веру иудаизма или ислама. Священник, естественно, предпочел иудаизм, так как он чтит Ветхий Завет наряду с Новым. Узнав это, Булан повернулся к мусульманину и спросил его то же самое. Тот же ответил, что вера иудаизма "более почтенна" по сравнению с христианством. В результате Булан принял веру Израиля и решил "обрезать самого себя, своих рабов, слуг и всю свою нацию".
Принятие иудаизма позволило преодолеть родо-племенной сепаратизм. И начать формировать полноценную государственность.
Сами иудеи перехватили у греков торговлю торговлю в Северном Причерноморье еще при Боспорском царстве. Они были мощной группировкой, которая оказывала влияние на весь регион. Тем более в горах Северного Кавказа проживали крупные еврейские общины.
После принятия иудаизма Хазарский каганат стал торговым центром на Великом Шелковом пути. Простых хазар оттеснили от воинской службы, заменив их хорезмийцами-мусульманами и славянами.
Конец Хазарского каганата
Большая часть хазар кроме верхушки не приняла иудаизм, оставшись верными традиционным верованиям. В том числе потомки тюркских богатырей-тенгрианцев.
Вокруг последних сплотились все тюркоязычные. За каганов-иудеев были аланы и наемники. Победили сторонники иудаизма.
Но позже, уже аланы не поделили что-то с хазарским каганом. И были разгромлены наемниками. Все это серьезно ослабило каганат и способствовало его разгрому киевским князем Святославом.
Северный Кавказ
Самыми сильными на Северном Кавказе в хазарский период были аланы. Эти скотоводы, пасшие отары высоко в горах, легко могли защититься от любого противника, укрываясь за укрепленными крепостцами, преграждавшим путь к местам выпасов. Это ощутил на себе Тамерлан во время войны с аланами.
Аланы, как и другие народы Евразии, в древности оказались в сложном геополитическом положении, находясь между великими державами того времени - Византией и Сасанидским Ираном, а затем - Арабским халифатом. Исследователи предполагают, что внутри аланского племенного союза существовали две группировки - одна с проиранской ориентацией, а другая - с проромейской. Эти группировки сформировались на территории Северного Кавказа к VI веку н.э. Восточные аланы контролировали Дарьяльский проход, который являлся важным путем в зависимое от персов грузинское царство Картли. Западное объединение алан располагалось в верховьях реки Кубань, рядом с западногрузинским государством Лазика и Абхазией, которые находились под влиянием Византии. Поэтому Западная Алания также входила в сферу византийского влияния и часто выступала в качестве союзника Византии. Интерес к Алании обусловлен не только ее стратегическим положением на Кавказе, но и из-за изменения маршрута Шелкового пути в результате войн, в которых участвовал Иран. Новый маршрут Шелкового пути проходил через Аланию к византийским портам Северного Причерноморья. Это объясняет наличие шелковых одеяний среднеазиатского происхождения, найденных в могилах аланской знати. Таким образом, Алания играла важную роль в политической и торговой жизни региона, привлекая внимание великих держав своим геополитическим положением и значимостью на Шелковом пути.
В середине VIII века аланы оказались под властью Хазарского каганата. Хазары стремились контролировать летние пастбища Приэльбрусья и Шелковый путь. Однако Византия использовала свои традиционные связи с аланами в период обострения отношений с Хазарским каганатом и Дунайской Болгарией. В 917 году, когда болгары угрожали Константинополю, патриарх Николай Мистик в своем послании царю Симеону угрожал нашествием турок (венгров), печенегов, русов, аланов и "других скифских племен". Патриарх также сумел привлечь Западную Аланию к христианству (при помощи правителя Абхазии). В результате Византии удалось разжечь конфликт между аланами и иудейской Хазарией в 932 году. Аланы потерпели поражение и, согласно ал-Масуди, вынуждены были изгнать византийских священников. Согласно еврейскому документу, они даже приняли иудаизм, однако отказ от христианства был недолгим. В середине X века император Константин Багрянородный в своем сочинении "О церемониях византийского двора" называет правителя Алании "духовным сыном" и удостаивает его грамотами с золотыми печатями. Это приравнивает Аланию к другим христианским государствам, таким как Болгария и Армения. Известно, что в конце X века существовала аланская митрополия. В это же время в Западной Алании началось строительство церквей, а центром епархии, вероятно, стал городище Нижний Архыз в верховьях Кубани. ⛪⛪⛪⛪ Этот город идентифицируется с ал-Масуди упомянутым городом Магас (Маас). Таким образом, Алания входила в круг христианских государств Причерноморья. Важно отметить, что аланы играли значительную роль в политической и религиозной истории региона. Их связи с Византией и Хазарским каганатом влияли на их собственную идентичность и развитие. Они были не только важными участниками внешних конфликтов, но и активными участниками церковной жизни, строя собственные христианские общины и церкви. Эти события оставили следы в истории аланского народа и способствовали формированию их культурного наследия.
На Северном Кавказе, в юго-западной части преобладали адыгские племена, такие как зихи и касоги. Центральную часть занимали аланы, а в горных районах проживали вайнахи, предки чеченцев и ингушей. На востоке, в Дагестане, в областях Серир, Гумик и других, жили предки аварцев, лакцев, лезгин, даргинцев и других народов вместе с тюркоязычными племенами. Эти племена проникли на север Дагестана еще в гуннскую эпоху, включая хазаров. В степях Прикубанья жили потомки оногуро-болгарского и хазарского племенного союзов.
Волжско-Камская Болгария и народы Поволжья
Исследователи полагают, что племена болгар (булгар) начали проникать в Среднее Поволжье еще в период начальной экспансии хазар. В это время болгарское объединение в причерноморских степях (Великая Болгария) развалилось, и часть болгар (в конце VII века) отправилась за Дунай, а другая часть - в Поволжье. Ранние болгарские артефакты появились в районе Самарской Луки в середине VII века. Вторжения болгар и других кочевых племен, по-видимому, привели к исчезновению балто-славянской именьковской культуры в этом районе. Согласно предположению В. В. Седова, носители этой культуры мигрировали на левый берег Днепра и способствовали передвижению венгров в степи. Арабский автор ал-Истахри, живший в 30-х годах X века, называет Волжскую Болгарию "Булгаром Великим" и различает волжских болгар от "внутренних" (то есть болгар, ближайших к Средиземноморью), которые приняли христианство. ⛪⛪⛪⛪ Миграции болгарских племен продолжались в периоды кризисов, таких как арабо-хазарские войны и межплеменные конфликты внутри Хазарии в IX веке. По археологическим данным, последняя миграционная волна болгар была наиболее интенсивной, что подтверждается наличием болгарских могильников в Среднем Поволжье. Эти миграции тюркских племен имели значительное влияние на этническую карту Среднего Поволжья и способствовали формированию культурного и языкового многообразия в этом регионе. Болгарские племена принесли с собой свои традиции, обычаи и язык, что оказало влияние на местное население и привело к формированию синтезированных культурных элементов.
Арабский автор Ибн Русте, живший в начале Х века, пишет о трех группах болгар (в Волжско-Камской Болгарии):
- берсула
- эсегел
- собственно болгары.
Племена берсула явно связаны с барсилами, которые были древними соседями хазар. Эсегел (икилъ, эскел), а также племя баранджар, напоминающее о хазарском городе Баланджар на Кавказе, упоминаются главным автором, описывающим Волжскую Болгарию - арабским дипломатом Ахмедом Ибн Фадланом. Он совершил путешествие в эту страну в 921/922 году и рассказывает о своем прибытии в ставку (кочевье) "царя" болгар. Царь созвал народ, известный как суваз, но часть этого народа не подчинилась болгарам из-за самозваного вождя, в то время как другая часть, возглавляемая правителем племени эскел, осталась верна болгарам. Имя народа суваз (сван, суан) может быть связано с суварами. Это указывает на тесную связь с савирами, населяющими Северный Кавказ. Таким образом, эти данные подтверждают непосредственную связь тюркоязычных кочевников Волго-Камского междуречья с племенами Хазарии.
Сувар - это название одного из важных городов Волжской Болгарии, расположенного на берегу Волги, рядом с столицей Болгар (Булгар). Несмотря на то, что болгарская аристократия, включая самого царя, сохраняла традиции кочевого образа жизни, население Болгарии в лесостепной зоне активно переходило к сельскохозяйственному образу жизни, включающему земледелие и скотоводство. Ибн Русте уже упоминал, что болгары являются земледельческим народом, выращивающим пшеницу, ячмень, просо и другие культуры. 🌾🌾🌾🌾Этот переход был облегчен контактами с местными сельскохозяйственными племенами, такими как мордва, марийцы и черемисы. Археологические находки свидетельствуют о смешении болгарской и финно-угорской культур на одних и тех же археологических памятниках Волжско-Камской Болгарии. В XI веке на перекрестке международных торговых путей - речного Волжского и караванного пути, соединяющего Среднюю Азию (государство Саманидов) и Восточную Европу, включая Болгарию и Киев, начали появляться города. Эти города стали важными торговыми центрами и привлекали к себе купцов и путешественников со всего мира.
Государство Болгар, имело значительные доходы благодаря торговым пошлинам и даням, которые правитель собирал в виде лошадей и мехов. Болгария получала меха из Руси, однако стремилась контролировать регионы, богатые дикими животными с целью собирать пушнину. Исторические описания путешествий болгарских купцов в страну Вису, где обитали соболи и черные лисицы, свидетельствуют о стремлении болгар к контролю над этими регионами. Народ Вису, известный в летописях как предок вепсского финского народа, имел тесные связи с Болгарией. Также находки болгарской керамики свидетельствуют о связях Болгарии с Муромом, Верхним Поволжьем и Белоозерскими землями. Болгарские купцы достигали этих регионов и осуществляли торговлю с местными жителями. Торговля включала обмен одежды, соли и других товаров на меха. 🧥🧥🧥 Однако, так как "дикий народ йура" (как описывали его летописи) - ханты и манси - боялся посторонних, торговля с ними осуществлялась скрытно и с использованием знаков. В Нижнем Приобье было обнаружено множество предметов болгарского происхождения, датирующихся X-XIV веками. Это свидетельствует о присутствии болгарской культуры и влиянии в этом регионе. Подобно Хазарии, в Болгарии с X века началась чеканка серебряных монет, которые имитировали арабские дирхемы. Таким образом, Болгария развивала свою экономику за счет торговых отношений с другими государствами, контролируя регионы богатые пушниной и устанавливая торговые связи с народами, проживающими в Зауралье.
Государство Болгария поддерживало сложные отношения с Хазарским каганатом, правители которого считали вассалами вождей болгар. Алмуш, который был известен как "Царь", был принудительно привязан к Хазарии через платежи мехами и заложничество своего сына в Итиле, а также через принудительную отправку дочери в гарем хазарского правителя. Это были типичные отношения вассалов и сюзеренов в государствах раннего средневековья. Тем не менее, Алмуш принял ислам и получил тюркское звание "элътебер", которое было ниже титула кагана. 🕌🕌🕌🕌🕌 Он, вероятно, принял ислам через влияние хазарских мусульман, особенно из Итиля. Алмуш послал посольство в Халифат с просьбой о помощи в распространении новой религии и постройке крепости, что было явным вызовом для власти Хазарии. В ответе Халифата, возможно, содержались предложения о направлении наставников и строительстве крепости, чтобы помочь Булгарии в укреплении своего влияния и независимости от Хазарии. Таким образом, Болгария находилась в сложной ситуации, где она сохраняла свою зависимость от Хазарии, но одновременно стремилась к укреплению своего статуса и распространению ислама.