(Читаем: 4 Царств 8:7—10:36)
Часть 1: ДВА МЕЧА ПРАВОСУДИЯ – МЕЧ АЗАИЛА
Часть 2: ДВА МЕЧА ПРАВОСУДИЯ – МЕЧ ИИУЯ
История Азаила и Ииуя — жуткий рассказ, весь пропитанный кровью. Какие же уроки можно извлечь из него? Позвольте выделить четыре истины, которые мы обязаны принять к сердцу.
1. Бог владеет ситуацией
Если бы мы с вами жили в те неспокойные времена Азаила и Ииуя, то, наверное, бы удивлялись: «Почему Бог позволяет этому происходить?» Из 4 Цар. 8–10 мы узнаём, что Бог вовсе не утратил контроль над ситуацией, а наоборот, полностью владеет ею. Какими бы нечестивыми ни были Азаил и Ииуй, Он использовал их в качестве инструмента для свершения правосудия.
Когда вокруг нас царит хаос, трудно в этом беспорядке увидеть здравый смысл или цель. В такие времена хорошо вспомнить, что «Бог — царь земли всей» (Пс. 46:8; Современный Перевод; см. 21:29). Он может возвеличить народы и затем истребить их (Иов. 12:23); Он может свести к нулю замыслы вождей народов и разрушить их планы (Пс. 32:10). Нам больше всего на свете нужно держаться обещания, что, какой бы трудной ни стала жизнь, «любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу» (Рим. 8:28).
Я не хочу сказать, что мы всегда можем понять, почему происходят те или иные вещи, но жить легче, если помнить, что Бог может обернуть добром любое зло. Непросто жить согласно тому, во что веришь, а не тому, что видишь (см. 2 Кор. 5:7), но Бог по-прежнему восседает на Своем престоле; Он и сегодня владеет ситуацией.
2. Божье Слово надежно
Урок, который Святой Дух хотел внушить всем Своим читателям, состоит в том, что Божье Слово надежно. В 4 Цар. 8–10 вновь и вновь говорится, что Слово Божье исполнилось. Божий пророк Елисей предсказал смерть Венадада (8:10), и он умер (8:15). Елисей обещал, что Азаил станет царем Сирии (8:13), и он стал (8:15). Елисей говорил о том, что Азаил сделает с Израилем (8:12), и все случилось в точности так, как предсказывал пророк (см. 10:32, 33; 13:3, 22). Елисей сказал, что кровь Навуфея будет отмщена в отнятом у него винограднике (3 Цар. 21:19), и так и произошло (4 Цар. 9:21, 25, 26). Елисей сказал Ахаву, что все его потомки будут истреблены (3 Цар. 21:21), и это пророчество также сбылось (4 Цар. 10:17).
Хотя, выступая перед народом, Ииуй имел свой интерес, он все же изрек истину, когда сказал, что «не падет на землю ни одно слово Господа…» (4 Цар. 10:10). «Пасть на землю» значило «погибнуть», «кончиться ничем», «не иметь последствий».
Главы 4 Цар. 8–10 ясно дают понять: когда Господь говорит, что что-то произойдет, это непременно произойдет. Божье Слово всегда сбывается, хоть против него восстанут все силы зла. Грешники восплачут, потому что это истина (см. Мф. 7:13, 14; 1 Кор. 6:9, 10; 16:22; Гал. 5:19-21). А благочестивые могут радоваться, потому что так оно и будет (см. Ис. 1:18; Ин. 14:1-3; 1 Ин. 1:7; 3:2).
3. Последствия греха ужасны
Впечатляющая весть 4 Цар. 8–10 такова, что последствия греха ужасны. Дьявол делает путь непослушания привлекательным с виду, но в конце выясняется, что «путь… беззаконных жесток» (Прит. 13:15). «Есть пути, которые кажутся человеку прямыми, но конец их — путь к смерти» (Прит. 16:25). Вдумчивые люди извлекают для себя истину, высказанную в Гал. 6:7, 8: «Что посеет человек, то и пожнет: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную».
Время от времени Бог дает яркие наглядные уроки, чтобы человек усвоил тот факт, что грех влечет за собой ужасные последствия — не только для грешника, но и для других. Вспомните потоп, который смыл тысячи непокорных с их семьями. Вспомните разрушение Содома и Гоморры, катастрофу настолько полную, что эти два города были стерты с лица земли. Подумайте о смерти перворожденных мальчиков в Египте и гибели египетских воинов, погнавшихся за израильтянами через Красное море. Наказание Израиля Азаилом и истребление семьи Ахава и поклонников Ваала Ииуем — дополнительное напоминание, что к неповиновению Господь относится очень серьезно.
4 Цар. 8–10 должно побудить нас исследовать свое сердце и жизнь. Если мы там обнаружим грех и неповиновение, то нам нужно покаяться и обратиться к Богу — незамедлительно!
4. Наши сердца должны быть сострадательными
Четвертая истина возвращает нас к теме нашего урока: «Божий человек, который плакал». Израиль многие годы бунтовал против Бога. Они оставили Господа и пошли вслед иных «богов». Казалось, их беззаконию не было предела. Когда Бог посылал пророков, чтобы призвать их вернуться, они высмеивали Божьих вестников и многих из них убили. Они заслужили самое суровое наказание. Тем не менее, когда Елисей узнал, какая их ждет судьба (8:12), он не порадовался, сказав: «Давно пора! Пусть получат то, что заслужили!» Напротив, мы читаем, что «заплакал человек Божий» (8:11).
Минуту назад я говорил о последствиях греха. Некоторые из них наступают в этом мире (см. Рим. 1:27), но большинство наступит в мире грядущем (Отк. 20:11-15). Когда мы видим страдания нечестивых, пожинающих то, что они сами же посеяли (см. Гал. 6:7, 8), или когда читаем о вечном наказании непокорных (Мф. 7:21-23; 8:12; Мк. 9:47, 48; Отк. 21:8), какова наша реакция? Радуемся мы или печалимся? Если Елисей заплакал, когда подумал о временном наказании израильтян, то насколько сильней должны плакать мы, размышляя о вечных муках тех, с кем мы встречаемся каждый день!
Одна церковь осталась без проповедника. Тогда они пригласили нескольких мужчин прочитать проповедь у них. В одно воскресенье пришел первый проповедник и говорил об аде. В следующее воскресенье пришел другой проповедник и тоже посвятил свою проповедь аду. Они выбрали второго проповедника. Позже кто-то попросил членов церкви объяснить свой выбор, на что те ответили: «Первый проповедник говорил, что люди отправятся в ад, и при этом радовался. А второй сказал, что люди отправятся в ад, и это его печалило. Мы все захотели второго проповедника». Где-то я видел название лекции, которое звучало примерно так: «Церковь с сухими глазами в мире, устремленном в ад». Возможно ли такое, что мы видим, как окружающие нас люди безрассудно катятся в ад, а нас это нисколько не трогает? Когда Иисус смотрел на Иерусалим — город, который отверг Его, который распнет Его, но который будет разрушен, — Он плакал (Лк. 19:41-44; см. Мф. 23:37, 38). Когда Павел писал коринфской церкви — церкви, в которой были все вообразимые проблемы, — он плакал (2 Кор. 2:4). Он спрашивал их: «Кто изнемогает, с кем бы и я не изнемогал?» (2 Кор. 11:29).
А мы «изнемогаем» за погибших? Если они нам действительно небезразличны, то мы перестанем искать оправдания и начнем нести им евангелие. Это их единственная надежда (Рим. 1:16)!
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Величайшая трагедия в трагическом событии — это когда оно ничему не учит, когда ничто не меняется к лучшему. Из трагедий 4 Цар. 8–10 мы извлекли четыре главные истины:
(1) Бог владеет ситуацией: нам следует сохранять спокойствие. (2) Божье Слово надежно: мы можем быть уверенными. (3) Последствия греха ужасны: мы должны быть осторожными. (4) Наши сердца должны быть сострадательными: нам нужно заботиться о других.
А теперь напрашивается вопрос: усвоим ли мы эти истины? И что более важно, сделают ли они нас лучше?
Часть 1: ДВА МЕЧА ПРАВОСУДИЯ – МЕЧ АЗАИЛА
Часть 2: ДВА МЕЧА ПРАВОСУДИЯ – МЕЧ ИИУЯ