Найти в Дзене
С Богом по жизни

ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ ПЛАКАЛ (ч.2): ДВА МЕЧА ПРАВОСУДИЯ – МЕЧ ИИУЯ

(Читаем: 4 Царств 8:7—10:36)

Часть 1: ДВА МЕЧА ПРАВОСУДИЯ – МЕЧ АЗАИЛА

Часть 3: ЧЕТЫРЕ ИСТИНЫ

Бог велел Илии помазать не только Азаила, но и «Ииуя, сына Намессии», помазать «в царя над Израилем» (3 Цар. 19:16). Господь сказал, что «кто убежит от меча Азаила, того умертвит Ииуй» своим «мечом» (3 Цар. 19:17). Азаил покарал греховный народ извне, а Ииуй покарает греховных людей изнутри. Обязанность помазать Ииуя пала на Елисея — и время исполнить это задание настало.

Конец 4 Цар. 8 содержит краткие сведения о царствовании Иорама в южном царстве Иудее (8:16-23). После смерти Иорама иудейского царем стал его сын Охозия (8:24-27). Когда в Иудее воцарился Охозия, он ввел в южном царстве поклонение Ваалу (см. 8:26, 27; 11:18). Спустя некоторое время он и его дядя Иорам, царь израильский, дали Азаилу сражение у Рамофа галаадского (8:28; см. 9:14), стратегического израильского форпоста на восточном берегу Иордана. Во время этого сражения Иорам был ранен (8:28). Отряды Иорама остались в Рамофе галаадском (см. 9:1–4), а царя отвезли в его зимний дворец в Изрееле для лечения (8:29). Возможно, он отправился в Изреель потому, что там жила его мать, Иезавель (см. 9:30); большинству из нас нравится материнская забота, когда мы болеем. Вскоре после этого Охозия прибыл в Изреель проведать Иорама (8:29). Так была подготовлена сцена для наказания Иорама и Охозии (см. 2 Пар. 22:6, 7).

Глава 9 начинается с помазания Ииуя. Прежде чем обратиться к тексту, нужно посмотреть, что предшествовало этому событию. Из 9:25 мы узнаём, что Ииуй находился вместе с Ахавом в винограднике Навуфея, когда Илия проклял Ахава и весь его дом. Тогда Господь сказал Илии:

«Встань, пойди навстречу Ахаву, царю израильскому, который в Самарии, вот, он теперь в винограднике Навуфея, куда пришел, чтобы взять его во владение; и скажи ему — так говорит Господь: “Ты убил, и еще вступаешь в наследство?” И скажи ему — так говорит Господь: “На том месте, где псы лизали кровь Навуфея, псы будут лизать и твою кровь”» (3 Цар. 21:18, 19).

Когда Илия подошел к винограднику, Ахав в сопровождении Ииуя и еще одного сановника осматривал свои новые владения (4 Цар. 9:25). Увидев Илию, царь сказал: «Нашел ты меня, враг мой!» (3 Цар. 21:20). На что Илия ответил:

«“Нашел, ибо ты предался тому, чтобы делать неугодное пред очами Господа”. Так говорит Господь: “Вот Я наведу на тебя беды, и вымету за тобою, и истреблю у Ахава мочащегося к стене, и заключенного, и оставшегося в Израиле. И поступлю с домом твоим так, как поступил Я с домом Иеровоама, сына Навата, и с домом Ваасы, сына Ахии, за оскорбление, которым ты раздражил Меня и ввел Израиля в грех”. Также и о Иезавели сказал Господь: “Псы съедят Иезавель за стеной Изрееля”» (3 Цар. 21:20-23).

Реакция Ахава на это жуткое пророчество отсрочила его исполнение (3 Цар. 21:27-29), но не отменила его насовсем.

После смерти Ахава Ииуй служил сыну Ахава Иораму и поднялся до руководящей должности. По всей видимости, он стал военачальником Израиля (см. 4 Цар. 9:5). В начале главы 9 он со своим войском в Рамофе галаадском (9:1, 2) воюет против Азаила (9:14).

Пришло время помазать Ииуя, но для этого сам Елисей не пошел в Рамоф галаадский. Высказывается предположение, что он был слишком стар для такого путешествия, но ему, скорее всего, было тогда чуть за сорок. Более вероятно, он знал, что будет узнан, а нужно было сохранить все в тайне. Поэтому он послал «одного из сыновей пророческих» (9:1-3). Возможно, это был слуга, заменивший Гиезия.

Юноша нашел Ииуя, увел его от других военачальников и вылил ему на голову елей (9:4-6). Это единственное упоминание в Писаниях помазания царя Израиля (северного царства) Господним представителем. Затем ученик школы пророков передал Ииую такое страшное поручение:

«Так говорит Господь, Бог Израилев: “Помазую тебя в царя над народом Господним, над Израилем, и ты истребишь дом Ахавов, господина твоего, чтобы Мне отомстить за кровь рабов Моих, пророков, и за кровь всех рабов Господних, павших от руки Иезавели; и погибнет весь дом Ахавов, и истреблю у Ахава мочащегося к стене, и заключенного, и оставшегося в Израиле… Иезавель же съедят псы на поле изреельском, и никто не похоронит ее”» (9:6-10).

Когда Ииуй вернулся к другим сановникам, они поинтересовались, зачем приходил тот человек. Сперва Ииуй уклонялся от их вопросов, но потом сознался: «То и то он сказал мне, говоря: “Так говорит Господь: помазую тебя в царя над Израилем”» (9:12). Другие начальники с энтузиазмом признали его своим новым правителем. Затрубила труба, и они закричали: «Воцарился Ииуй!» (9:13). Ииуй велел им предпринять все меры, чтобы никто не покинул город и не предупредил Иорама (9:15). Затем он сел в колесницу и умчался (см. 9:20) на запад, в Изреель, до которого было около восьмидесяти километров (9:16).

Когда Ииуй с сопровождавшими его приблизился к Изреелю, навстречу ему послали всадника (9:17), вероятно, спросить, как проходит сражение. Ииуй велел посланному ехать с ним и двинулся дальше (9:18). Послали второго всадника, и опять с тем же результатом (9:19, 20). Наконец навстречу Ииую в своих колесницах выехали царь Иорам и царь Охозия (9:21). Не упустите зловещую нотку в конце стиха 21: «И выступили навстречу Ииую, и встретились с ним на поле Навуфея изреелитянина».

Ииуй поразил Иорама стрелой (9:24) и сказал своему сановнику Бидекару:

«…Возьми, брось его на участок поля Навуфея изреелитянина, ибо вспомни, как мы с тобой ехали вдвоем сзади Ахава, отца его, и как Господь изрек на него такое пророчество: Истинно, кровь Навуфея и кровь сыновей его видел Я вчера, — говорит Господь, — и отомщу тебе на этом поле. Итак, возьми, брось его на поле, по слову Господнему» (9:25, 26).

Царь Охозия кинулся бежать, но был ранен и вскоре умер (9:27, 28).

К тому времени как Ииуй приехал в Изреель, до печально известной Иезавели уже дошло известие, что главнокомандующий убил ее сына (см. 9:30, 31). Она «нарумянила лицо свое и украсила голову свою» (9:30). Может, она надеялась соблазнить Ииуя? Не исключено; хотя уже и не молодая, она все еще, наверное, была привлекательной. Однако более вероятно, что она хотела «умереть, как царица». Может быть, она представляла, как ее тело лежит, приготовленное к погребению, и плакальщицы превозносят ее красоту.

Когда Ииуй вошел в городские ворота, она выглянула в окно дворца и крикнула: «Мир ли Замврию, убийце государя своего?» (9:30, 31). Она назвала Ииуя Замврием, потому что он захватил престол кровавым путем, как сделал Замврий сорока пятью годами ранее (см. 3 Цар. 16:8-10). В ее словах мог быть и зловещий подтекст: Замврий правил всего лишь семь дней, покончив жизнь самоубийством (3 Цар. 16:15, 18).

В это время в окнах дворца появились какие-то лица. Ииуй крикнул: «Кто со мной, кто? И выглянули к нему два-три евнуха» (9:32). Ииуй скомандовал: «Выбросьте ее» (9:33). Затем перед нами разворачивается ужасная сцена, которая не требует никаких комментариев: «И выбросили ее. И брызнула кровь ее на стену и на коней, и растоптали ее» (9:33).

Ииуй, не встретив никакого сопротивления, занял дворец и сел есть свой первый обед в качестве нового царя (9:34). За едой он, должно быть, расслабился, так как решил, что — несмотря на дьявольские пути Иезавели — она заслуживает должного погребения. Он велел своим подчиненным: «Отыщите эту проклятую и похороните ее, так как царская дочь она» (9:34). Иезавель была дочерью сидонского царя (3 Цар. 16:31), не говоря уж от том, что она была женой царя, матерью и бабкой царей.

Но когда они вышли, чтобы похоронить Иезавель, то «не нашли от нее ничего, кроме черепа, и ног, и кистей рук» (4 Цар. 9:35); все съели собаки. Кто-то сказал, что свирепые стервятники тех дней «так же быстро расправились с мертвой царицей, как с мертвым оленем». Когда слуги доложили, что произошло, Ииуй в этой трагедии увидел исполнение пророчества Илии:

“…Таково было слово Господа, которое Он изрек через раба Своего Илию фесвитянина, сказав: «На поле изреельском съедят псы тело Иезавели, и будет труп Иезавели на участке изреельском, как навоз на поле, так что никто не скажет: 'Это Иезавель'»” (9:36, 37).

Иезавель получила жестокий урок, что «красота суетна» (Прит. 31:30). Она не будет лежать, убранная для погребения, и не будет плакальщиц, восхищающихся ее красотой; ее тело вообще не будет приготовлено для погребения.

Так началось царствование Ииуя, продолжавшееся двадцать восемь лет (10:36). Глава 10 рассказывает, как Ииуй исполнил свою миссию убийцы потомков Ахава и истребителя поклонников Ваала. Думайте об этом как о чем-то вроде радикальной хирургии, когда удаляются все следы заболевания в надежде, что тело будет жить.

Часть 1: ДВА МЕЧА ПРАВОСУДИЯ – МЕЧ АЗАИЛА

Часть 3: ЧЕТЫРЕ ИСТИНЫ