Найти в Дзене
RE: ИСТОРИЯ

Арьергардный Крестовый поход: Для тех, кто не успел, но очень хочет

-Стоишь на Святой Земле и чувствуешь солёный запах ветра, что веет с моря. И веришь, что спасен ты, и вечная жизнь лишь началась. И губы жжет наложниц поцелуй, пропитанный слезой. -Я не был на Святой Земле... -Ладно, не заливай... Ни разу не был на Святой Земле? -Не довелось. Не был. -Уже постучались на небеса, накачались причастным вином, буквально проводили себя в последний путь. Хм... А ты и на Святой Земле то не побывал. -Не успел, не вышло. -Не знал, что на небесах никуда без этого? -... -Пойми, на небесах только и говорят, что о Святой Земле. Как она бесконечно прекрасна. О закате, который они видели. О том, как солнце, погружаясь в волны, стало алым, как кровь сарацин. И почувствовали, что море впитало энергию светила в себя, и солнце было укрощено, и огонь уже догорал в глубине. А ты? Что ты им скажешь? Ведь ты ни разу не был на Святой Земле. Там наверху тебя окрестят лохом. -Что ж теперь поделаешь... Оригинал цитаты из моего любимого фильма "Достучаться до небес" 1997 года.
-Стоишь на Святой Земле и чувствуешь солёный запах ветра, что веет с моря. И веришь, что спасен ты, и вечная жизнь лишь началась. И губы жжет наложниц поцелуй, пропитанный слезой.
-Я не был на Святой Земле...
-Ладно, не заливай... Ни разу не был на Святой Земле?
-Не довелось. Не был.
-Уже постучались на небеса, накачались причастным вином, буквально проводили себя в последний путь. Хм... А ты и на Святой Земле то не побывал.
-Не успел, не вышло.
-Не знал, что на небесах никуда без этого?
-...
-Пойми, на небесах только и говорят, что о Святой Земле. Как она бесконечно прекрасна. О закате, который они видели. О том, как солнце, погружаясь в волны, стало алым, как кровь сарацин. И почувствовали, что море впитало энергию светила в себя, и солнце было укрощено, и огонь уже догорал в глубине. А ты? Что ты им скажешь? Ведь ты ни разу не был на Святой Земле. Там наверху тебя окрестят лохом.
-Что ж теперь поделаешь...
Оригинал цитаты из моего любимого фильма "Достучаться до небес" 1997 года.

Текстовый вариант цитаты был взят с этого сайта.

Фэнтезийные Мартин и Руди из "Мерлина". Господи боже... А ведь действительно похожи
Фэнтезийные Мартин и Руди из "Мерлина". Господи боже... А ведь действительно похожи

Вероятно именно такой разговор произошел в 1100 году между двумя друзьями-рыцарями, один из которых отправился в Первый крестовый поход (1096—1099 гг.), а другой нет... Если же отбросить все шутки, в истории был примерно такой же момент, сразу после Первого крестового похода. Конечно все верили в Бога, но далеко не все (особенно образованные) могли допустить, что с помощью веры можно одолеть врага.

И когда их знакомые, друзья и родственники вернулись домой, гораздо богаче, влиятельнее, так еще и окруженные аурой святости со славой вселенского героя, их "коллеги" ощутили острый вкус зависти и отчаяния от упущенного шанса.

Однако им "повезло" и уже в 1100 году до Европы дошла весть, что на востоке срочно нужны подкрепления. А Европа, в свою очередь, одержимая недавним триумфом, с радостью откликнулась на этот призыв. И вновь, ведомые праведным гневом, представители всех слоев населения средневековой Европы устремились на восток.

-2

Удивительно, но одними из самых ярких участников этого похода оказались лангобарды, вспомнившие свое кочевое прошлое в эпоху Великого переселения народов и решившие, видимо, повторить деяния предков.

Так они добрались до Константинополя, где будто по воле своей древней варварской крови, устроили террор в окрестностях, они даже разграбили императорский дворец, и убили любимого императорского котика (льва). За такие преступления я бы приказал их ослепить и пусть ищут дорогу домой сами.

Но ромеи из-за своего великого милосердия и мудрости (понимая, что их и так всех скоро убьют), переправили лангобардов в Малую Азию. Там они ненадолго остались в ожидании подкреплений. В мае 1101 года к ним присоединился немногочисленный, но сильный рыцарский контингент из Франции и Священной Римской империи.

Там же к ним присоединился Раймунд IV Тулузский, один из вождей Первого крестового похода, поступивший на службу к ромейскому императору. Именно его назначили главнокомандующим этих сил.

Дополнительно византийцы отправили им в помощь большой наемный отряд, состоящий из печенегов. Так, недостатка в легкой кавалерии у этой армии не было.

Раймунд IV
Раймунд IV

Не смотря на то, что Раймунд был номинальным главнокомандующим всех этих сил и планировал поход на восток, волю лангобардов нельзя было игнорировать (поскольку они составляли большинство). А они твердо считали, что для начала следует освободить Боэмунда I Антиохийского, так же героя Первого крестового похода, предводителя норманнов и основателя Антиохийского герцогства, который тогда находился в плену у турок.

На протяжении всего пути к освобождению они подвергались нападениям турок-сельджуков. В прямую конфронтацию мусульмане не вступали, помня опыт Первого крестового похода, когда все поняли, что давать рыцарям полноценное сражение - самоубийство.

И когда крестоносное войско было уже изрядно потрепанно, а уставшие и голодные солдаты замертво падали во время марша, турки, наконец, решили дать им бой. Так, крестоносцы встретились с объединенной мусульманской армией в битве при Мерзифоне в 1101 году. Хотя битвой, особенно по средневековым рамкам назвать это сложно.

Скорее просто турки перешли к активной фазе истощения своих соперников. Эта "битва" длилась несколько дней. Турецкая кавалерия, то и дело сжигала припасы, уничтожали безопасные пути снабжения, старались отдельные отряды крестоносцев брать в кольцо и полностью уничтожать.

-4

В итоге весь лангобардский авангард был уничтожен, рыцари оказались отрезанными от основных сил и были вынуждены засесть в близлежащей крепости без воды и еды. Ну а печенеги просто дезертировали. Большая часть рыцарей были либо убиты, либо смогли отступить.

Все оставшиеся в живых лангобарды были порабощены и проданы в рабство. Вероятно на полях сражений в Малой Азии, лангобардская нация и встретила свой окончательный конец.

Были и другие крестоносные армии, но их также ждало полное уничтожение. Немногие выжившие (включая Боэмунда IV) собрались в Тарсе, откуда они вышли в 1101 году, а в 1102 достигли Иерусалима. Не обладая ресурсами для продолжения войны, они решили завершить всё мирным паломничеством.

Каких-то важных политических или экономических последствий от этого похода не было. Юридически это даже не Крестовый поход. И тем, не менее, эта война имела серьезные последствия в моральном аспекте:

1) Мусульмане осознали, что крестоносцы не являются непобедимыми

2) Резко обострились латино-византийские отношения, каждая из сторон обвиняла другую в этой неудаче

3) Теперь европейцы старались добираться до Ближнего Востока морским путем, лишь бы не через Анатолию

-5

Подробнее о Крестовых походах:

Успенский Федор Иванович "История крестовых походов" — Нехудожественная литература — купить книгу ISBN: 978-5-373-07759-0 по выгодной цене на Яндекс Маркете

А по промокоду "RELDA-AF", вы можете получить скидку в размере 500 рублей при первом заказе книг, на общую стоимость, превышающую две тысячи рублей.