Найти в Дзене
Про Мой Район

Словарь урбаниста: что такое топиар

Сегодня поговорим о живом искусстве, известном еще со времен Древней Греции и Рима. Доводилось ли вам во время прогулки в парке или сквере Москвы видеть вечнозеленые фигуры животных, людей и различных предметов? Это – топиар. Объясняем, зачем он нужен и почему многие из них зимой и летом – одним цветом.

Топиа́р – древнейший прием садово-паркового искусства фигурной стрижки деревьев и кустарников.

Топиар, или топиарная фигура – это кустарниковая скульптура, которой придают формы различных животных, птиц, архитектурных объектов или людей. В английском языке слово topiary происходит от древнегреческого τόπος – «место» – и обозначает узорные фигуры для ландшафта. Кстати, в греческом это слово имеет тот же корень, что и слова «топоним», «топография» и даже «утопия». В латинском языке topiarius значило «садовник», а topiaria – орнаментальное искусство.

Топиар – древнейшее садово-парковое искусство (фото: Shutterstock)
Топиар – древнейшее садово-парковое искусство (фото: Shutterstock)

Первые подобные фигуры из зелени начали появляться в Римской империи. Там же зафиксированы и первые письменные упоминания о них. Датируются они 38 годом до нашей эры и 14 годом нашей эры. Древнеримский писатель Плиний Старший считал, что первое аккуратно подстриженное деревце – дело рук придворного Гая Юлия Цезаря, Калвена. После этого популярность растений-топиари на виллах богатых римлян резко возросла. Позднее в Риме сложился особый цех мастеров, которые занимались формовкой растений. Мастерство не ограничивалось созданием живой изгороди – из податливых кустарников формировали огромные вазы, колонны, пирамиды, фигуры птиц и зверей.

Casino del Bel Respiro, здание в стиле барокко с ландшафтными садами-лабиринтами в парке Дориа-Памфили, Рим, Италия (фото: Shutterstock)
Casino del Bel Respiro, здание в стиле барокко с ландшафтными садами-лабиринтами в парке Дориа-Памфили, Рим, Италия (фото: Shutterstock)

Вместе с расширением границ Римской империи традиции топиари распространились по Европе. К концу первого столетия нашей эры топиари становятся естественным украшением садов состоятельных людей. В Англии поначалу бо́льшей популярностью пользовалась живая изгородь – в качестве ограды владений.

Парк и исторический английский замок в графстве Чешир, Великобритания (фото: Shutterstock)
Парк и исторический английский замок в графстве Чешир, Великобритания (фото: Shutterstock)

Тогда же в Англии появился уникальный замок Левенс-Холл. Он расположен в деревушке Левенс графства Камбия. Этот замок изначально строился в 1350 году семейством Редман как дозорная башня, однако сохранившиеся до наших дней строения относятся к Елизаветинской эпохе второй половины XVI века, когда более поздние владельцы, семейство Беллигем, расширили здание. Главное достоинство замка – парковый комплекс с садами и мастерскими образцами фигурной стрижки деревьев и кустарников, сохранившейся с начала 1700-х годов практически в неизменном виде.

Замок Левенс-Холл в Англии (фото: jets.ru)
Замок Левенс-Холл в Англии (фото: jets.ru)

Золотой век топиарного искусства пришелся на эпоху Возрождения. Ни один созданный в то время парк не обходился без высоких стриженых стен, которые разделяли пространство на зеленые комнаты, без изысканных фигур, созданных при помощи стрижки из привычных растений. В XVII веке право быть законодателем ландшафтных мод перешло от Италии на север, прежде всего во Францию. В середине XIX века было изобретено новое направление в искусстве топиари: стали использовать металлический каркас, внутри которого высаживалось растение.

Топиарная фигура из самшита (фото: Shutterstock)
Топиарная фигура из самшита (фото: Shutterstock)

Сегодня растительные формы самостоятельно моделируют ландшафт пространства и его облик. Деревья, кустарники, травянистые растения называют «зелеными кирпичами», из которых складываются «стены», «перегородки», «полы» открытых пространств. Подобная «зеленая» архитектура повышает психологический комфорт человека. Ведь мы чувствуем себя гораздо безопаснее, когда ощущаем наличие стены или заграждения рядом. Топиарные фигуры и конструкции оптимизируют городскую среду и делают ее более уютной.

Вот такое необычное решение можно отыскать в турецком городе Анталья (фото: Shutterstock)
Вот такое необычное решение можно отыскать в турецком городе Анталья (фото: Shutterstock)

Один из самых любопытных примеров топиарного искусства расположен в Бельгии. Топиари-парк в Дюрбюи был создан по инициативе семьи Навез (Navez). Топиари парк открыт в 1997 году. Здесь собрано 250 скульптур. Это и реальные люди, и выдуманные персонажи. Основным «материалом» служит самшит. Он растет очень долго и поэтому некоторым фигурам из самшита больше 50 лет.

Топиари-парк в Дюрбюи, Бельгия (фото: livejournal.com)
Топиари-парк в Дюрбюи, Бельгия (фото: livejournal.com)

А вот такие топиарные фигуры есть в парке Коламбуса, в американском штате Огайо.

Парк Коламбуса, США (фото: Shutterstock)
Парк Коламбуса, США (фото: Shutterstock)

В России мода на топиарное искусство тоже нашла свое отражение. Самые яркие барочные сады можно увидеть в окрестностях Санкт-Петербурга.

Однако сегодня это искусство претерпевает новый виток интереса у ландшафтных архитекторов, и выходит за рамки привычного «дворцового» стиля. Сейчас городское озеленение – особенно в Москве и других крупных городах – редко обходится без стриженых деревьев и кустарников. Геометрические формы в сочетании со свободными композициями упорядочивают ландшафт и придают новое эстетическое понимание городского пейзажа.

Да и вообще, как известно, растительность успокаивает, снимает стресс, придает энергию и радость жизни. Особенно важно зеленое оформление в местах отдыха горожан: скверах, парках, на бульварах и набережных. Однако зимой и осенью топиарные фигуры из натуральной травы теряют свою эстетику, поэтому чаще в московских парках можно встретить фигуры самых разных форм из искусственной травы. Они намного проще в обслуживании и радуют видом круглый год.

Но не только искусственные топиари сегодня можно встретить в районах столицы. Вот пример умелого сочетания искусственных и природных материалов:

Из всего многообразия зеленых насаждений выделяются два вида: с преобладающим значением художественной формы или функции. Если стриженые (скульптурные) растительные формы – это первое, то живая изгородь – второе.

А зеленый лабиринт – это золотая середина между эстетикой и функциональностью.

Понравилась статья? Поставьте «лайк»! И подпишитесь на наш канал, чтобы быть в курсе интересных новостей Москвы.

----------------------------------------------------

Читайте также:

Леса
8465 интересуются