Найти в Дзене

Двор чудес и "женщины без имени"

Параллельно ул. Клери идет ул. Абукир, что сразу же вызывает ассоциации с Египтом.

Jules Gaildrau. №№ 57 - 65 по улице Абукир ©Musee de la Ville de Paris, Musee Carnavalet
Jules Gaildrau. №№ 57 - 65 по улице Абукир ©Musee de la Ville de Paris, Musee Carnavalet

Она вовсе не такая широкая, как на этом рисунке и приводит в «египетский» квартал Парижа, возникший после Наполеоновской кампании 1798-1801 гг.: ул. Александрии, Нильская, Каирские улица, площадь и пассаж, украшенный изображениями богини Хатхор и капителями в виде цветков лотоса.

Эжен Атже. Каирская площадь. Getty Museum
Эжен Атже. Каирская площадь. Getty Museum

Пассаж сегодня занимают опять же торговцы тканями и готовой одеждой и туристов он особенно не привлекает. Раньше там обитали изготовители гравюр и литографий. Состоит он из трех галерей: Сен-Фуа, Каирской и Сен-Дени (не путать с отдельными тупиком Сен-Дени и наглухо запертым проходом Сен-Фуа)

Жан-Жак Шампен. Церковь монастыря Дочерей Божьих. ©Musee de la Ville de Paris, Musee Carnavalet
Жан-Жак Шампен. Церковь монастыря Дочерей Божьих. ©Musee de la Ville de Paris, Musee Carnavalet

Построили его на месте монастыря Дочерей Божьих (правильно так по-русски или нет?). Владения монастыря были обширны, его сестры, как говорят, бывшие проститутки, приходили сюда искупать грехи с XIII в. Монастырь этот располагался по соседству с самым большим парижским Двором чудес. Их было много в разных районах города.

Что он здесь был – это точно, а вот когда он и само это название возникло – вопрос, потому что некоторые говорят, что такое явление было известно в городе с XIII века, следовательно Гюго не ошибся, другие говорят, что ошибся и еще как, потому что Дворы чудес стали появляться в правление Людовиков XIII XIV, как следствие обширной градостроительной деятельности, привлекавшей в город множество людей из окрестностей, а также крестьян, вынужденных искать пропитание в большом городе.

Гюстав Доре. Двор чудес. ©Musee de la Ville de Paris, Musee Carnavalet
Гюстав Доре. Двор чудес. ©Musee de la Ville de Paris, Musee Carnavalet

И если когда название появилось неизвестно, то известно-почему, во всяком случае, в этом сходятся большинство авторов. Чудеса в этих дворах происходили ежедневно, когда множество "калек" возвращалось с работы и переставало таковыми быть, отстегивая горбы, отвязывая ноги и т.д.

Историк Парижа XVII в. Анри Соваль как раз писал, что побывал именно в этом Дворе чудес:

«Меня уверяли, что в этом дворе проживало более пятисот семей, теснясь друг к другу. Раньше он был еще больше; и там питались грабежом, тучнели в праздности, в чревоугодии и во всяких пороках и преступлениях. Там, без всякой заботы о будущем, каждый в свое удовольствие наслаждался настоящим и с удовольствием ел вечером то, что с большим трудом и часто многими ударами добыл днем; ибо там называли зарабатыванием то, что в других местах называют воровством; и одним из основных законов Двора Чудес было ничего не откладывать на завтра. Все жили там во всеоружии; ни у кого там не было ни веры, ни закона. Там не знали ни крещения, ни брака, ни таинств.»

Гюго во многом опирался на описание Соваля, а Соваля можно сравнить с Гиляровским и по широте его интересов, по тому насколько хорошо он изучил свой город и по тому, что его сегодня некоторые называют "фантазером".

Nanteuil Celestin. Двор чудес.  ©Musee de la Ville de Paris, Musee Carnavalet
Nanteuil Celestin. Двор чудес. ©Musee de la Ville de Paris, Musee Carnavalet

Безусловно нищих, воров, проституток и трущоб в Париже хватало во все времена, но были ли они так организованы в к XV века, с иерархией, правителем– не факт, нет никаких фактических подтверждений ни в полицейских отчетах, ни в судебных документах, ни на картах, нигде. Современные исследователи города склоняются к тому, что это понятие и явление сильно мифологизированы.

***

Thomas Girtin. Ул. Сен-Дени
Thomas Girtin. Ул. Сен-Дени

Один из выходов Каирского пассажа расположен на королевской улице Сен-Дени, одной из самых старых в городе, проложенной еще римлянами. Можно представить, как она развивалась, поскольку здесь проходили торжественные процессии по случаю въезда королей или похоронные на пути в аббатство Сен-Дени, шли паломники, в общем - церкви, постоялые дворы, странноприимные дома, часовни и погосты.

Эжен Атже. Пассаж Троицы, Ул Сен-Дени, 164. ©Musee de la Ville de Paris, Musee Carnavalet
Эжен Атже. Пассаж Троицы, Ул Сен-Дени, 164. ©Musee de la Ville de Paris, Musee Carnavalet

Вот проход Троицы, очень живописный (№ 164) - все, что осталось от достаточно большого приюта для паломников XII века, позднее ставшего сиротским приютом и снесенного после революции. Недалеко еще можно увидеть древний фонтан Королевы, конечно перестроенный в XVIII веке, но он стоял как раз у стены приюта Троицы. Приют растянулся на целый квартал, почти до угла с ул. Реомюр, там располагалось кладбище, сегодня еще один узкий проход Бафур и примерно вот такой домик можно увидеть (№ 176)

Эжен Атже. ул. Сен-Дени, 176. ©Musee de la Ville de Paris, Musee Carnavalet
Эжен Атже. ул. Сен-Дени, 176. ©Musee de la Ville de Paris, Musee Carnavalet

А вот описание вступления в город Изабеллы Баварской в 1389 г., дает примерное представление о пышности подобных мероприятий:

«нечто вроде синего шелкового шатра с куполом, наподобие небесного свода, усеянного золотыми звездами. Среди плывущих облаков сидели переодетые ангелами дети и тихо напевали нежные мелодии, услаждая слух красивой молодой девушки, изображавшей богородицу. На коленях она держала мальчугана - как бы младенца Христа, - который вертел в своих ручонках крестик, выточенный из крупного ореха, а небо над ними, украшенное гербами Франции и Баварии, озарялось лучами сверкающего золотом солнца»
«…двери в глубине шатра неожиданно распахнулись, и взору предстала превращенная в огромный шатер широкая улица Сен-Дени, со всеми ее домами, украшенными полотнищами из камплота и шелка…»
«вскоре процессия подошла к фонтану под голубым пологом, расписанным золотыми лилиями; вокруг него на высоких колоннах были вывешены гербы самых знатных французских фамилий; вместо воды из фонтана широкой струей изливалось чудесное вино, сдобренное редчайшими заморскими пряностями, а возле колонн стояли молодые девушки, держа в руках золотые кубки и серебряные чаши, в которых они подносили вино Изабелле и вельможам ее свиты». А. Дюма. «Изабелла Баварская».
Jean Froissart, Chroniques, Vol. IV, part 2. Британская библиотека. Harley 4379
Jean Froissart, Chroniques, Vol. IV, part 2. Британская библиотека. Harley 4379

Последним французским королем, вошедшим в город по этой улице был Карл X, его процессия 27 сентября 1824 г. (еще до коронации) была гораздо более скромной, только перед Нотр-Дам воздвигли готическую арку. А последним монархом вообще стала королева Виктория в 1855 г.

На Сен-Дени жили в основном бакалейщики, аптекари и шорники, а в XIX веке она служила своеобразным разделом между модными и современными кварталами западной части города и захолустным Марэ.

Н.В. Досекин. Ул. Сен-Дени
Н.В. Досекин. Ул. Сен-Дени

И всегда здесь обитали проститутки. О них говорят все, кто только упоминает ул. Сен-Дени, ну может уже поменьше, чем, скажем, 10 лет назад, но это тот самый квартал красных фонарей в Париже. Проституток на Сен-Дени описывает Борис Носик в своих "Прогулках по Парижу", Ольга Семенова, дочь Юлиана Семенова, давно переехавшая в Париж и написавшая о нам несколько книг. Говорит даже "Татлер", в 2015 начавший интервью с Ренатой Литвиновой по поводу приобретения ею квартиры в этом районе именно с описания местных проституток.

Неизвестный автор. Проститутки занимаются прическами и макияжем. ок. 1900. ©Musee de la Ville de Paris, Musee Carnavalet
Неизвестный автор. Проститутки занимаются прическами и макияжем. ок. 1900. ©Musee de la Ville de Paris, Musee Carnavalet

В начале 2000-х власти решили зачистить улицу от криминального элемента и Эндрю Хасси в книге "Анатомия великого города" пишет о том, как бурно реагировали СМИ на закрытие домов терпимости:

"Резкая статья в" Le Parisien" утверждала, что проститутки преклонного возраста (их еще называли "traditionelles") особенно ценятся клиентами не столько за сексуальные умения, сколько за свою "gouaille"

Это слово можно перевести как "насмешка", "дерзость".

В XIX веке их стали называть "женщины без имени" и они делились на очень условные категории: женщины легкого поведения, куртизанки, собственно проститутки. И еще делились по названиям районов обитания, потому как, ну не единственный же это был район. Если честно, складывается впечатление, что они были везде.

"В Париже есть двести двадцать заведений, из которых иные работают открыто и передаются по наследству (какая дочь способна принять такое наследство от матери?), подобно конторе стряпчего или нотариуса."
"Французы, нарисованные ими самими. Парижанки."

Этническая принадлежность этих дам сильно изменилась за последние годы и француженок среди них практически не осталось, о чем тоже в свое время вздыхала пресса, отмечая вырождение традиций.

В следующий раз речь пойдет о самом главном в этом округе, о том, что сделало Париж Парижем в XIX в для всего света , о бульварах. И отдельно обязуюсь описать все пассажи этого района.

Подписывайтесь на мой канал о Париже на яндекс-дзен и на Телеграм, там дополнительные истории.