Всем привет! Как известно после распада СССР могучие транспортные системы российских городов начали рушиться. Ушли в историю и сотни транспортных предприятий по всей стране. Яркий пример - юг страны, где коммерческие извозчики в буквальном смысле стëрли былые мощи.
Кто-то не попал под надвигающуюся лавину частников. Как, например, город Псков, про автобусную систему которого расскажу в текущей статье. Немного ранее я выпустил небольшой пост касаемо редкого подвижного состава Пскова, его можно прочесть тут.
Псков – один из самых древних городов России. Расположен на западе европейской части страны, на месте впадения реки Псковы в реку Великую. Входит в состав Северо-Западного федерального округа. Население около 200 тысяч человек.
- Автобусные маршруты обслуживает Псковпассажиравтотранс (ППАТ). Это системообразующее предприятие региона, имеющее 15 филиалов на территории Псковской области.
- В Пскове действует 22 городских маршрута (включая три формально пригородных 116, 118 и 124, связывающих примкнувшие к Пскову населённые пункты).
- ППАТ выполняет пригородные и междугородние перевозки из Пскова по всей области. Также обслуживает маршруты к садоводческим товариществам.
Общественный транспорт всегда являлся лицом и достоинством Пскова - обширная сеть, вместительный подвижной состав, небольшие интервалы... Казалось бы, идеальная система, с которой надо брать пример многим городам РФ. Но несколько лет назад судьба псковского автобуса висела на нитке.
21 век Псков встретил на позитивной ноте: масштабная поставка в конце 90-ых турецких Mercedes-Benz позволила заметно омолодить парк и, по сути, вывести всю систему на новый уровень. Впоследствии своевременной замены "туркам" не произошло, и этот фактор сыграл злую шутку.
Да, были небольшие поступления отечественных ЛиАЗов и белорусских МАЗов. Однако Мерседесы всё равно составляли костяк предприятия.
Не обошлось без ввоза подержанной техники из-за рубежа. Псков обзавёлся сочленёнными автобусами MAN и очень необычным подвижным составом Hess на шасси Volvo.
Оранжевые "крокодилы" Hess раньше работали в Швейцарии. На территорию России машины попали в 2005 году. Сегодня эти 37-летние (!) ветераны продолжают трудиться как ни в чём не бывало!
Итак, своевременной замены подвижного состава не произошло. Автобусный парк устарел и морально и физически. Вдобавок часто стали меняться руководители ППАТ, а в сети появилась информация об огромных долгах Псковпассажиравтотранса. В 2018 году над предприятием сгустились тучи...
- За неуплату лизинга арестовано несколько автобусов МАЗ-103
- Заработная плата сотрудникам вследствие огромных долгов стала выплачиваться с задержками
- На основных маршрутах (6, 11, 14, 17) выросли интервалы из-за участившихся поломок автобусов
- В сентябре 2018 маршруты №22 и №30 отданы на соисполнение подмосковному перевозчику "Стартранс"
Власти поспешили на помощь, выделив средства для погашения задолженностей по зарплате работникам. Уже летом 2019 года Псковпассажиравтотранс вернулся на маршруты №22 и №30. Также внедрена безналичная оплата проезда (сначала на городских маршрутах, а затем на остальных). Но вопрос обновления парка оставался открытым.
В конце 2018 года тогдашний руководитель ППАТ Николай Киянец на встрече с сотрудниками заявил о необходимости 85 новых автобусов только для нужд головного филиала.
Слабым утешением стал приход б/у техники: Санкт-Петербург передал Пскову автобусы Волжанин-6270. Из Московской области пришли Мерседесы О345 "Conecto" для пригородных маршрутов.
Лишь осенью 2020 года власти сообщили о грядущем поступлении 249 новых автобусов в Псковскую область. Для городских маршрутов Пскова закуплено 45 автобусов ЛиАЗ-5292, 6 автобусов МАЗ-203 и 11 автобусов особо большого класса МАЗ-216.
Обновление дало возможность Псковпассажиравтотрансу улучшить регулярность рейсов, ну и сократить интервалы на некоторых маршрутах. Приход новобранцев ускорил процесс вывода из эксплуатации "старичков". Тем не менее, сейчас трудятся почти два десятка редких автобусов-гармошек. Возраст действующих Мерседесов уже перевалил за второй десяток, а про оранжевые Hess я упомянул в начале статьи.
Глядя на зарубежных "ветеранов" почему-то хочется провести аналогию с автобусами отечественного производства. У меня нет никакой неприязни к российской технике, просто приведу интересный факт: ни один из поступивших в 2008 году автобусов ЛиАЗ-6212 не дожил до сегодняшнего дня - все машины списаны ещё в 2021 году.
Что можно сказать по итогу? Псковский автобус пережил за последние годы немало "передряг". Но в конечном счёте предприятие Псковпассажиравтотранс продолжает функционировать, обеспечивая надёжные городские перевозки.
По какому сценарию развивались события, если бы не активное участие региональных властей в сохранении ППАТ, сказать трудно. С наибольшей вероятностью привлекли бы крупные холдинги из других регионов, как это произошло в Волгограде, Великом Новгороде, Сочи, сейчас ещё в Астрахани, да и во многих других городах. Такой своего рода пилотный проект Псков испытал на себе в 2018-2019 годах, когда маршруты №22 и №30 обслуживала компания "Стартранс".
Если взять Псковскую область в целом, то доступностью регион не блещет - автобусное сообщение развито слабо, про железную дорогу вообще говорить нечего. Крах образцовой системы в Пскове погрузил бы и саму область в настоящую "транспортную яму". К счастью, этого не произошло. Остаётся пожелать псковскому автобусу двигаться только вперёд.
Всем большое спасибо за внимание!
- Если Вам понравилась статья, не забудьте поставить лайк и подписаться на канал.
- Информация о подвижном составе взята с сайта Фотобус - автобусный транспорт.